рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Основные этапы истории России


Билет 12. (1). Преобразования в первой четверти XVIII века: содержание, итоги, цена и последствия. Личность Петра Первого в оценках историков

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725).

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ, то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма. В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом, члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии. Города подчинены магистратам, в церкви упразднено патриаршество и создан Синод. Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошла областная реформа: страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих. Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство. Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введение Табеля о рангах, что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»

Личность Петра Первого в оценках историков. В целом деятельность Петра I крайне противоречива, что нашло отражение в трудах историков. С одной стороны царствование Петра I вошло в историю России как один из самых блестящих периодов жизни, временем воинских побед, успехов во внешней политике и в экономике. С другой стороны, реформы проводились с чрезвычайным напряжением всех общественных сил, усилением бюрократизма, становлением авторитарной системы управления, усиления крепостной зависимости.


Билет 13. (1). Правление царевны Софьи и воцарение Петра I. Преобразования в первой четверти XVIII века: содержание, итоги, цена и последствия. Внешняя политика Петра I. Личность Петра Первого в оценках историков

1. Общие сведения

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725).

2. Россия в последней четверти XVII века

После смерти царя Алексея Михайловича на престол вступил Федор Алексеевич (1676–1682), которого поддерживала семья Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича. Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича, были удалены от двора.

Федор Алексеевич часто болел, был слабовольным. Федор был дважды женат, но детей у него не было.

Во внешней политике главным направлением было защита южных границ от Турции. В союзе с Турцией выступали крымские татары и Польша. В результате Чигиринского похода 1677–1678 годов удалось защитить Левобережную Украину.

Во внутренней политике для упрощения сбора налогов проведена перепись населения и введен сбор с дома. Попытались провести централизацию управления армией: все приказы, обслуживающие армию объединены под начальством князя В.В. Голицына.

После смерти Федора Алексеевича царем был провозглашен 10-летний Петр. Нарышкины оттеснили от трона Милославских. Но уже через несколько месяцев Нарышкины настроили против себя стрельцов и в мае 1682 года они подняли восстание. В результате восстания царем был провозглашен брат Петра слабоумный 16-летний Иван V. Фактически власть перешла от Натальи Нарышкиной – матери Петра, к Софье Милославской (1682–1689) – старшей сестре Петра и ее любовнику князю Василию Галицыну.

Софья поддерживала распространение образования в России, способствовала открытию мануфактур. Князь Галицын был широко образован, владел европейскими языками. Ему удалось добиться отказа Польши от Левобережной Украины и втянуть Польшу в союз против Турции. Он предпринял несколько неудачных походов в Крым, которые серьезно напугали Турцию.

3. Первые годы правления Петра I

Пока Петр был отстранен от власти Софьей, он в селе Преображенское организовал собственную армию и флот, которые современники назвали «потешными полками». Свою армию Петр учил по европейским образцам. Постепенно в окружении Софьи зрел заговор сделать Софью царицей. В августе 1689 года в Кремле распространился слух, что Петр идет на Кремль со своими полками. Софья вооружила стрельцов. Петр узнал о действиях Софьи и бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда начали собираться верные Петру стрельцы, бояре и дворяне. Из монастыря Петр потребовал от Софьи передачи ему власти. В сентябре Софья переехала из Кремля в Новодевичий монастырь.

Став царем, Петр сосредоточил свои усилия на южном направлении в борьбе с крымскими татарами за выход к морям. В 1895 году он предпринял Азовский поход, который закончился неудачей. Для второго похода в 1696 году Петр приказал в Воронеже построить флот. Второй поход на Азов закончился взятием города.

В марте 1897 года Петр начал Великое посольство по странам Европы, которое продолжалось до августа 1698 года. Во время поездки Петр много учился и заставлял учиться своих спутников, заключал союзы. Во время поездки Петр отказался от южного направления внешней политики и создал союз против Швеции с целью борьбы за Балтику. Вернуться в Москву Петра заставило восстание стрельцов. Подавив восстание, Петр приступил к проведению реформ.

4. Реформы Петра I

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ, то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма. В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом, члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии. Города подчинены магистратам, в церкви упразднено патриаршество и создан Синод. Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошла областная реформа: страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих. Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство. Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введение Табеля о рангах, что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

5. Внешняя политика Петра I

В ходе Великого посольства Петру удалось создать «Северный союз» из Дании, Польши и Саксонии против Швеции. В августе 1700 года он начала Северную войну. К 1703 году Петру удалось захватить выход к Финскому заливу и начать строительство Петербурга. К 1706 году шведы разбили Польшу. Она вышла из Северного союза и вступила в союз со Швецией. В 1708 году шведы прошли через Польшу и вторглись в Россию через Украину, где они были поддержаны запорожскими казаками. В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву. Подошедшая армия Петра сняла осаду, а 27 июня 1709 года разгромила шведов в Полтавской битве. Полтавская победа означала перелом в Северной войне.

В 1710 году русские войска вошли в Прибалтику, а в 1713 году – в Финляндию. 27 июля 1714 года, а мыса Гангоут русский флот разбил шведскую эскадру. Швеция пыталась втянуть в войну против России Молдавию и Турцию. Видя неудачи, Петр в 1711 году заключил Прутский мир, по которому возвращал Турции город Азов. В 1721 году русские корабли появились в зоне обстрела Стокгольма и Швеция согласилась прекратить войну. По Нисштадскому миру Швеция признавала все завоевания Петра и уступала Прибалтику.


6. Личность Петра Первого в оценках историков

В целом деятельность Петра I крайне противоречива, что нашло отражение в трудах историков. С одной стороны царствование Петра I вошло в историю России как один из самых блестящих периодов жизни, временем воинских побед, успехов во внешней политике и в экономике. С другой стороны, реформы проводились с чрезвычайным напряжением всех общественных сил, усилением бюрократизма, становлением авторитарной системы управления, усиления крепостной зависимости.



Билет 12. (2). СССР в 1929 – 41 годах: внешняя политика, внутреннее развитие

1. Социально-экономическое развитие

В конце 20-х годов формируются две основные точки зрения на дальнейшее развитие СССР. Первая из них связаны с именами Бухарина, Рыкова и Томского, которые выступили за дальнейшее развитие кооперации, снижение налогов на сельское хозяйство, создание регулируемого рынка. Целью этой политики они ставили повышение жизненного уровня населения. Другую точку зрения высказали Сталин, Куйбышев и Молотов. Они отвергали возможность равномерного развития всех сфер экономики и предлагали ускоренно развивать тяжелую промышленность, в деревне провести коллективизацию и регулировать экономику при помощи бюрократического аппарата. В этом споре большинство членов партии выступило на стороне Сталина, что привело, в конечном итоге, к укреплению партийно-хозяйственной бюрократии и окончательному отходу от элементов рыночной экономики.

Завершением поворота к сталинскому «большому скачку» произошел в конце 1929 года. В статье Сталина «Год великого перелома» планировалось быстрыми темпами провести коллективизацию в деревне, добиться резкого увеличения производства и экспорта зерна и на вырученные средства провести модернизацию тяжелой промышленности. Сама коллективизация стала величайшим насилием над крестьянством. Раскулачиванию подверглось около 15% процентов хозяйств, при общей численности зажиточных хозяйств в 4%. Таким образом, раскулачивали не только хозяйства зажиточных крестьян, применявших труд наемных батраков, но и хозяйства достаточно крепкие, державшиеся только трудом самих владельцев (середняков).

В промышленности пересмотр плановых заданий в сторону их увеличения произошел вскоре после принятия первого пятилетнего плана. Перевыполнение плана в короткие сроки велось с перенапряжением сил, нарушением технологии производства, что приводило к авариям. Широко эксплуатировался труд энтузиастов (стахановское движение) и заключенных. При авариях руководители предприятий обвинялись во вредительстве и арестовывались.

К 1933 году стало понятно, что показатели первой пятилетки были провалены. Планы второй пятилетки были более реальные и экономически обоснованные. Стремясь не провалить выполнение второй пятилетки бюрократия стала широко практиковать приписки показателей, создание улучшенных условий для рекордов и т.п. И хотя вторая пятилетка в целом была также не выполнена, но она закончена с более лучшими показателями, чем первая, что создавало видимость благополучия. В целом за две пятилетки было увеличено рост Валового внутреннего продукта (ВВП), созданы новые отрасли производства (авиационная, автомобильная). Но рост шел без создания новой технической базы и только в отраслях тяжелой промышленности и военно-технического комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.