Шпаргалка: Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР
Руководство
страны во главе с Н. С. Хрущевым видело одно из средств ослабления
международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. Предпринимались
меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями
СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики,
науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более
чем с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию
взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися
странами) Индией Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал
им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие
в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и
др. ).
Новые
подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х
годов. Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на
международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с
социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными
направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация
народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные
связи. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной
Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории
советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения
подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.
Возникли конфликты во взаимоотношениях с США.
Недостаточно
взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не
привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство
СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе
ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет
правительство США объявило о введении "карантина" на все виды
направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные
ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить
международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди
и Н. С. Хрущева. Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с
появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили
развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. В 1963
г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о
запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и
под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств.
Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие
личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной
обстановки.
В
1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н. С. Хрущевым. Преобразования
этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать
советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское
наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые
по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение
экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.
С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых
постов и отправлен в отставку.
59. Брежневская эпоха. СССР в 1964 -1965 гг.
Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания
негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации
экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на
международной арене. Принимаемые руководством страны меры по
"совершенствованию" социализма не могли остановить надвигающегося
кризиса административно-командной системы. После свержения Хрущева было принято
решение, не совмещать партийные и политические посты. Первым секретарем партии
становится Брежнев, а во главе правительства становится Косыгин. Партийное руководство
– Брежнев, Косыгин, Суслов и др. Внутри руководства не было единства. Отличительной
чертой коллективного руководства являлось разрешение вопросов в узком кругу. Брежнев
был временной компромиссной кандидатурой, который со временем был избран. Он
без шума и пыли расставлял всех на местах, и был руководителем, который
устраивал всех. Впечатлил своим покладистым и рассудительным характером –
полная противоположность неуравновешенному Хрущеву. 1964-1985гг. – обнаружены
две тенденции развития: Консервативная и охранительная – Суслов, Реформаторская
– Косыгин, Андропов. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских
партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система
управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной
сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Научный
подход к экономике. Столкнулись две линий:
1. Экономический метод - рынок, хозяйственный расчет, материальная
заинтересованность;
2. Административная.
В промышленности восстанавливалась отраслевое управление. Косыгинские
реформы проводились с большой осторожностью, и только в 8-ой пятилетки хорошо
заработали все рычаги . 8-я пятилетка вошла в историю СССР, как самая успешная.
Объем сельского хозяйства вырос на 21%, в промышленности рост составил 55, 5%. Доходы
населения возросли в 1, 5 раза. Коренного перелома в советской экономике не
произошло. Рост происходил за счет вовлечения новых ресурсов. В рамках ГОСТ
системы это было не реально. В итоге Косыгинская реформа смогла проявить
негативные явления, замедляющие темпы роста экономики. Диспропорции в развитие
экономики объяснялись гонкой военных производств между США и СССР. 1973г. Мировой
экономический кризис. Цены на нефть выросли в 20 раз, сырье в 8-10 раз. На
нефтедоллары закупалось все, чего не было в стране. В связи с экономическим
кризисом, главным в 70-е годы становиться ТЭК- топливно-энергетический комплекс.
В 60-е годы в Западной Сибири были обнаружены огромные запасы нефти, руды. Достижение
стратегического паритета СССР и США. После Карибского кризиса 1962г. СССР
сравнял количество ракетно-ядерного вооружения - паритет-равенство. 26 мая
1972г между СССР и США был подписан договор об ограничений систем
противоракетной обороны.
Главная тенденция – переход к разрядке. Вершиной разрядки явилось
совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе- лето 1975г Хельсинки. Нормы
действительны по сей день. Летом 1979г был подписан договор ОСВ 2. Подписание
договора очень положительно сказались на отношениях двух сверхдержав, но
положение осложнило конфликт между США и Ираном и ввод советских войск в
Афганистан. Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой
падение его авторитета на международной арене. Эти действия привили к
конфронтации между СССР и США.
Период застоя и роль Л. И. Брежнева. номенклатура устала от изменений
Хрущева и хотела стабильности. Выразителем стал Брежнев, его выдвинула
номенклатура. Время показало, что стабилизация обернулась отсутствием
модернизаций. Методы управления экономикой ( мобилизация), от политики
переходить к экономике, реформа Косыгина направлена на экономику. Брежнев не
имел программы развития, и по интеллектуальным данным не соответствовал
руководителю. Не любил читать писать. Вывод: почти 20 летний период правления
Брежнева характеризуется как застой. Экономический рост продолжался;
национальный доход вырос в 4 раза, в 3 раза увеличилось производство товаров
народного потребления. Термин застой- нарушение процессов обновления кадров в
высшем руководстве страны. 10 ноября 1982г умер Брежнев. Андропов руководил до
1984г Черненко до марта 1985г.
Советское общество в 70-е годы. Согласно свидетельству современников 70-е
годы вошли в историю страны как самый благоприятный период того времени. В 70
годы произошло развитие в спорте. Волжский автозавод выпустил ВАЗ 2101(копейка).
Поднялся уровень З/П в среднем 132р в конце 70-х 169р Цены того периода: хлеб
от 13до25к. , молоко32к, мясо 2р, 1кг колбасы 2, 20р, масло 3. 60. картошка 60к
60. «Перестройка» 1985-1991г. (предпосылки, цели, осн. этапы,
итоги). *новое полит. мышление* в сфере международных отношений и последствия
этого курса для национ. интересов и безопасности СССР. Борьба общественно-полит.
сил. Разрушение СССР. Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР
Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования
политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и
политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и
сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении
коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Попытка
партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая
Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело
понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от
рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна
стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который
в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных
процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не
субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на
ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось
усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых
резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные
явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее
развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом
не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость
политической реформы. Без обновления политических структур общества новые
экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая
это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических
структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех
сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было
принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на
создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи
выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование
новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных
депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР.
На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран
главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. —
Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу
закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из
Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована
однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и
общественные движения.
Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование
и развитие суверенной Российской Федерации
Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от
всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни. Большинство
союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете, включив в них
специальные разделы о верховенстве республиканских законов над союзными. Результатом
процесса суверенизации республик стало заметное перемещение властных функций из
центра в республики. 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР
была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В
соответствии с ней органы власти РФ получили право решать все вопросы
государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно
передавались РФ в ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о
решимости России Создать демократическое правовое государство в составе
обновленного Союза ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме
сохранения СССР. В нем приняли участие девять республик (отказались участвовать
три прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей
голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки
подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров
представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под Москвой).
По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были получить
значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий. Против
такого решения 19 августа 1991 г. , в канун подписания договора, выступила
часть высшего партийно-государственного руководства страны, объявившая о создании
Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его
постановлениями в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился
режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась
деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за
средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой
поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие
демократических сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это
государственный переворот или отчаянная попытка спасти закрепленный
Конституцией СССР общественный строй? На этот вопрос нет единого мнения. Августовские
события ускорили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще
под Брестом руководители Белоруссии — С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин,
Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось еще
восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с
прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.
Изменения в политической системе России в первой половине
1990-х гг.
Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. . Ельцина
Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о
государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле
означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более
отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка,
основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная
победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала
о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199. 1
г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы
исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в
непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были
закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала
существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в
РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в
руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты
вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992
г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте
оппозиция - стремилась к ослаблению президентских структур, установлению
контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент
и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие,
опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин
объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось
президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии
президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции
президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все
более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить
власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О
поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных
депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу
принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное
Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим
противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями
октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто
виноват в случившемся, — за историей.
61. «Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991 -1993 гг.). Новый
политический режим. Кризис «олигархического капитализма» 1989 – 1999г. г. «Шоковая
терапия»
Первый президент России – Борис Ельцин был малообразованным, в театры
ходил по протоколу, а не по собственному желанию. Власть ему досталась легко. Он
приготовился к тяжёлой борьбе с Горбачевым, но тот уничтожил себя сам. Получив
легко власть, Ельцин не знал, что с ней делать. Ельцин критиковал Горбачёва. Гайдар.
Своей манерой причмокивать при разговоре он пугал своих соратников. Именно он стал
автором фактического демонтажа советской экономики. В это время свои услуги
нашей страны предлагал Василий Леонтьев. Но Ельцин отказался от его услуг. Осенью
1991г. – Ельцин расставил на ключевые посты группу молодых реформаторов во
главе с Гайдаром. Министры. Инохин ( министр по праву), Чубайс, Нечаев и
т. д. были сторонниками «Шоковой терапии». Они сотворили с нашей страной что-то
ужасное. Все эти реформаторы воспринимали нашу страну, как огромный
испытательный палегон. Шаги Гайдара: 1). Либерализация: - разовое введение
свободных цен, их отпуск. - либерализация торговли. - широкая и скорая
приватизация жилого фонда и государственных предприятий. 2янв. 1992г. –
отпущенные цены выросли на 352%. А к концу года подорожали: хлеб ( на 4300%) , а
молоко (на 4800%). Доходы населения понизились вдвое. А в то же время, Ельцин обещал,
что, если реформы пройдут быстро и безболезненно и не наступит стабилизации, то
он повторит судьбу Анны Карениной и ляжет на рельсы.
2). Формирование класса собственников. Правительством был издан указ о
свободной торговле. Все кинулись торговать. Люди торговали где угодно и чем
угодно.
3). Приватизация. Ничего общего приватизация Гайдара с приватизацией
Европы не имела. В Великобритании она длились 80 лет. А в России Чубайс издаёт
приказ о приватизации 40-ка предприятий за кротчайшие сроки. Вся экономика
России была оценена в 100 млрд. долл. 1000000 ваучеров обесценился и стал равен
цене одной бутылки водки. Ваучер никакого значения не имел, кроме психологического.
«Уралмарш» - 3млн. 700тыс. распродался. Подпольные миллионеры. ОПГ (организованные
преступные группировки) появляются при Хрущёве, когда бизнес ушёл в тень. Результат:
летом 1992г. – начинается кризис неплатежей. Оборонка не получает
государственных заказов и занимается изготовлением посуды и др. Хуже всего дело
обстояло в Сибири и на Дальнем Востоке. Потери экономики 3, 5 трлн. долл. Россия
была отброшена на 30 лет назад.
Последствия: впервые после 1945г. потери населения России в 1997г. произошло
на 700 тыс. человек. До 1 млн. руб. в год – Россия теряла. 30 тыс. – от рук
преступников. Количество убийств возрастало. Ельцин вынужден был отправить Гайдара
в отставку, и назначил на его пост Черномырдина. Дело в том, что Гайдар и его
правительство действовали в строгом соответствии рецептов иностранных
советников. Советники писали законы, участвовали в разработке проведения
приватизации. И в каждом министерстве были иностранные советники. Черномырдин, почитав
рецепты, пришёл в ужас. В итоге иностранных советников попросили потихонечку
уйти. Чубайс был в комитете по иностранному имуществу. 30 иностранных
советников (сотрудники ЦРУ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|