Учебное пособие: История отечественного государства и права
Следует
сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство
и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде
Юрьевиче Большое Гнездо (1176 - 1212) оно стало дробиться на мелкие княжества.
В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х годах того же
века при младшем сыне Александра Ярославича Невского (1252 - 1263) - Данииле -
самостоятельным стало Московское княжество.
Общественный
строй. Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего
расцвета во второй половине XII - начале XIII в. при великих князьях Андрее
Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество Владимиро-Суздальской Руси
символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй
половине XII в., - Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на
Нерли, построенная на восточных подступах ко Владимиру. Воздвижение подобных
архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного
хозяйства.
Русские
люди, переселившиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли
финские племена. Однако они не вытесняли древнее население края, в основном
мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих
городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII - начале XIII в. было
возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры.
Структура
класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской.
Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов - так называемые дети
боярские. В XII в. появляется и новый термин - «дворяне».
К
господствующему классу относилось также и духовенство. Духовенство во всех
русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам
первых христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Разрушив
русские города и превратив Русь в подчиненное государство, монголо-татары
сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было
управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками,
выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас - ярлык хана Менгу-Темира
(1266 - 1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались неприкосновенность
веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других
церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве,
освобождение от податей, повинностей и пошлин.
Политическая
система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную
монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский
князь - Юрий Долгорукий - характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить
в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, бежавшего, правда, оттуда
через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на
киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр,
за что получил в русских летописях характеристику «самовластца»
Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое Гнездо
Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако
владимирский стол на протяжении XIII-XIV вв. все же традиционно расценивался
как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига.
Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и
право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской
власти.
Великий
князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой
создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена,
формировался Совет при князе. В него входили и представители духовенства, а
после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - сам митрополит. Совет
сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него
входили наместники-дружинники, управлявшие городами.
Великокняжеским
дворцом управлял дворецкий или дворский, который являлся вторым по значению
лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает в 1175 г. о
тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских
чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от
Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Местное
управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и
волостелей - в сельской местности. Органы управления вершили и суд в
подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники
«многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».
До
перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском
княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или
епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при
участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на
округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации
составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству
принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри
часто основывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях,
как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной
Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове
Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.
Право. К
сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но
нет сомнения, что в нем действовали общенациональные законодательные своды
Киевской Руси. Правовая система состояла из источников светского права и
церковно-правовых источников. Светское право было представлено Русской Правдой,
которая дошла до нас в большом количестве списков, составленных во
Владимиро-Суздальском княжестве в XIII - XIV вв., что свидетельствует о ее
широком распространении в Северо-восточной Руси. Церковное право представляли
общерусские уставы первых христианских князей - Устав кн. Владимира о
десятинах, церковных судах и людях церковных, а также Устав кн. Ярослава о
церковных судах. Эти источники права дошли также в большом количестве списков,
составленных во Владимиро-Суздальском княжестве.
Вероятно,
великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов
применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что общие положения этих
законодательных сводов были незыблемыми. Особое значение они приобрели после
перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.
§ 2. Новгородская и Псковская феодальные республики
Русские
северо-западные земли привлекают к себе интерес исследователей и литераторов, с
одной стороны, своей самобытностью, а с другой - богатством материала для
исследования. Время пощадило эти земли больше, чем остальные русские культурные
центры: монголо-татарское нашествие, уничтожившее многие города Руси, не
коснулось впрямую Новгородской земли, не затронули ее и опустошительные
междоусобные войны русских князей. Таким образом, именно благодаря этим обстоятельствам
до нашего времени дошли многие письменные памятники периода феодальной
раздробленности и более ранние. Великая русская республика средневековья
интересна своей уникальностью. Европейскому феодализму была известна
республиканская форма правления, но случай, когда республика по площади
равнялась бы территории целой Франции, исключителен. Своеобразно и право
Новгорода и Пскова. Несмотря на тесные торговые связи этих городов с
западноевропейскими компаниями, законодательство мало что заимствовало из правовых
систем Запада. Более позднее право Московского государства также не восприняло
всех достижений правовой мысли северо-западных республик. Из сказанного не
следует, что между Новгородом и остальной Русью лежит пропасть и нет точек
соприкосновения. Напротив, Новгородская земля является неотъемлемой частью
Русского государства, с которым она связана общими корнями. Именно эти связи и
обусловили в дальнейшем присоединение земель северо-западных республик к
Москве.
Основные
этапы развития Новгорода и Пскова. Причины, вызвавшие своеобразие развития
русских северо-западных земель, были заложены еще в процессе складывания
государственности у приильменских славян. В отличие от Приднепровья, где власть
в государстве захватили представители военной знати, потомки племенных вождей и
их дружинников, в Приильменье, как показывают исследования, не было условий для
возвышения военной знати. Господствующее положение в государстве заняла старая
племенная знать.
Новгород -
один из древнейших центров Руси. Новгородские земли были обширны, но не очень
удобны для земледелия. Поэтому наряду с сельским хозяйством развивались
рыболовство, солеварение, охота. После образования Древнерусского государства с
центром в Киеве новгородские земли управлялись обычно князем, присылаемым из
Киева. Однако примерно с начала XII в. управление новгородской землей
приобретает своеобразие. Дальнейшее укрепление феодального землевладения
местной знати, практическое отсутствие княжеских земель, наличие у церкви
крупных феодальных вотчин, а также превращение Новгорода в центр торговли с
Западной Европой делали Новгородскую землю сильной, экономически не зависимой
от Киева. Сосредоточение огромных богатств в руках местной знати укрепляло ее в
борьбе за политическую независимость Новгорода.
Новгород
давно стремился избавиться от власти Киева. Известно, что еще княживший в
Новгороде в начале XI в. Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву.
Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался
князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским
митрополитом). В XII в. Новгород становится республикой. Точная датировка этого
события в науке спорна, однако очевидно, что ее можно отнести на середину века.
* Более 300 лет просуществовала республика. Внутренние противоречия, обострение
классовой борьбы привели к ее ослаблению. Новгород был присоединен к
Московскому государству, несмотря на сопротивление боярства, тяготевшего в
большинстве своем к Литве. В 1478 г. Новгородская республика перестала существовать.
Новгород окончательно вошел в состав Московского государства.
Псковская
феодальная республика получила самостоятельность в XIV в. До этого земли Пскова
входили в состав Новгородской республики, а Псков считался пригородом
Новгорода, т.е. зависимым от него городом. И хотя с XIII в. Псков имел
отдельный княжеский стол, на который вполне самостоятельно приглашали князей,
Новгород отказывался признать самостоятельность Псковской республики. Он был
вынужден.э. то сделать в обмен на военную помощь Пскова против шведов.
Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской, не была
точной ее копией. Особенности местоположения и географические условия оказали
существенное влияние на социальный и политический строй Псковской республики.
Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость
земельных угодий - отсутствие крупного боярского землевладения, что в свою
очередь определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. Падение
самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В
1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.
Общественный
строй. В Новгороде, как и в других районах Руси, существовали светские и
духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие
духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское
землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по
завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и
случаи захвата ими земель как общинных, так и незанятых. В то же время
монастыри редко отчуждали свои владения, в качестве исключения могут
рассматриваться сделки по продаже монастырями земли. Исключалось и дробление
церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали
Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в
торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей
торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла
международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство
влиятельной силой в обеих феодальных республиках.
К светским
феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т.е. зажиточные), к ним можно отнести
также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было
отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины.
Наиболее
влиятельную группу феодалов составляли бояре - потомки родоплеменной знати. В
основе их политического могущества лежало богатство. Первоначально бояре
пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего как
коллективный феодал. Однако к XIV в. сложилось уже и индивидуальное
землевладение боярства. * Кроме того, новгородские бояре широко занимались
торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права
занимать высшие выборные должности в республике (посадника, кончанского
старосты). Имевшим порой и большие состояния житьим людям путь к этим
должностям был закрыт.д.аже должность тысяцкого, представлявшего интересы
прежде всего житьих и «черных» людей, в XIV в. стали занимать бояре. Поскольку
в Пскове крупное землевладение распространено не было, экономическое господство
бояр не стало таким сильным, как в Новгороде. В силу этого роль князя и веча в
Пскове была выше, чем в Новгороде.
* См.: Янин
В.Л. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических
исследований. Новгородский исторический сборник. I/II. Л., 1982.
Житьи люди
упоминаются в Новгородской судной грамоте (НСГ) рядом с боярами (ст.6,10). Они
тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом так же, как и
бояре, горожанами. Участвовали житьи люди и в торговле. Однако главным, что
определяло их статус, было именно землевладение. Как справедливо подметил еще В.О.
Ключевский, житьих людей не случайно после падения Новгорода верстали в
служилые люди с поместным окладом, а не записывали в городские посады, как
купцов. Однако житьи люди, хотя и были феодалами, имели ограниченные права по
сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные
должности; до XIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта
должность была узурпирована боярством.
Известна и
такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. Исследования
показали, что основная масса новгородских своеземцев (673 из 780) владела
мелкими и мельчайшими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами. Около
25% обрабатывали участки своим трудом без помощи половников и холопов. Около
1/3 оставляли свои владения в пользовании крестьян и не жили в вотчинах.
Большей частью своеземцы жили в городе.В.О. Ключевский считал, что земцы -
крестьяне-собственники. Современные исследователи относят их, однако, к мелким
феодалам.
* В сельскую
общину они не входили, а пользовались привилегиями члена городской общины.
Спорно происхождение своеземцев. Существует мнение, что своеземцы - это
измельчавшие бояре. В.Л. Янин полагает, что своеземцы - измельчавшие житьи
люди.
** Считают
возможным и третий путь возникновения своеземцев: распад коллективной
собственности горожан или скупка земель у разоряющихся смердов-общинников.
Документы и прежде всего новгородские писцовые книги, свидетельствуют, что
одной из наиболее древних форм землевладения являлось коллективное
землевладение горожан. Так, в коллективной собственности более чем 115 жителей
г. Ямы находилось село в 52 крестьянских двора с пашней и другими угодьями.
Распад такой коллективной собственности был одним из источников появления
мелких вотчин.
* См.:
Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время.Л., 1980.
Характерной
особенностью землевладения в феодальных республиках, на это указывал еще С.В. Юшков,
являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены
городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель,
тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. Запрещалась передача их
иногородним, в том числе даже князю. В случае особых заслуг перед городом вече
могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных
вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений
сюзеренитета-вассалитета; вотчинник сохраняет связи лишь со своей городской
общиной.
Таким
образом, в Новгороде трудно отделить феодалов и городское население,
вотчинников и купцов. Но так или иначе купцы в Новгороде и Пскове играли
громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, однако,
как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами. Статьи 17 и 18 НСГ
упоминают купца наряду с боярином и житьим при разрешении споров о земле.
Купечество
объединялось в корпорации, общества. Центрами корпораций обычно выступали
церкви. В «Рукописании князя Всеволода» XIII в. * до нас дошел устав такой
корпорации, объединенной вокруг новгородской церкви Иоанна Предтечи,
построенной на купеческие деньги. Иванская корпорация объединяла весьма
зажиточных купцов: вступительный взнос равнялся 50 гривнам серебра (около 10 кг
серебра). В уставе определялся порядок управления Иванской организацией.
Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам,
избирали старост (причем сразу трех): один от житьих и «черных» людей
(впоследствии тысяцкий) и два от купцов. Старосты разбирали как внутрицерковные
проблемы, так и споры иванских купцов с иностранными и новгородскими купцами.
Иванская организация в решении своих дел была вполне самостоятельна, и посадник
не участвовал в рассмотрении таких споров.
* Российское
законодательство Х - XX веков. Т.1. С.262.
Иванское
купечество не было единственной купеческой организацией города. Документы
позволяют говорить о корпорации купцов, ведших заморскую торговлю, купцов,
торговавших скотом.
В Новгороде
существовали и так называемые черные, малодшие люди, к которым относились
мастера, ученики, ремесленники и наймиты. Как члены городской общины, они
пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших
к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным
иммунитетом.
Зависимое
население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов.
Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В
документах они именуются смердами. Смерд должен был выполнять повинности в
пользу государства, платить налоги. Из договора, заключенного Псковом с Литвой,
видно, что беглого смерда необходимо возвращать «в свой погост». Таким образом,
ясно, что смерды, по сути, прикреплялись к земле. Крестьяне, зависимые от
отдельных феодалов, как правило, смердами не именовались. В некоторых
документах монастырские крестьяне назывались сиротами. Постепенно увеличивается
количество крестьян, зависимых от феодалов. Рост вотчинного землевладения происходил
разными путями. Наиболее распространенными были самовольный захват крестьянских
земель, а также покупка феодалом земельного участка общинника, вышедшего из
крестьянской общины, находившейся в процессе разложения.
Большое
место в Псковской судной грамоте уделено половникам, т.е. людям, работающим из
половины урожая. В Пскове половники делились на изорников - пахарей,
огородников и кочетников, т.е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на
своей земле, а в «селе» государя. Закон устанавливал общие нормы, определяющие
уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, и при
условии выплаты всех долгов.