рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

– Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характер предположений.

Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных в гендерных исследованиях

Количественные Качественные

Массовый опрос

(анкетирование, формализованное интервью

Первичные данные Свободное интервью
Невключенное наблюдение Включенное наблюдение
Анализ статистики госуд. служб Вторичные данные Анализ данных, полученных другими учеными
Изучение записей, современных и ист. документов Анализ личных документов Анализ газетных публикаций, обзоров

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).

Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.

Предмет биографического метода – жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные (personal) истории. Д. Берто называет биографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком.

Case-study. В методологическом аспекте биографический метод иногда может рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study).

Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа.

Биографическое интервью. Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.

Наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем.

Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.

Критическая этнография это практика эмпирического исследования, подразумевающая не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого.

Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Анализ текстов как деконструкция.

1.         Количественный анализ. Ученые могут анализировать тексты, используя компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, что помогает выявить скрытые смыслы, заложенные в большом количестве документов.

2.         Качественный (интерпретативный) контент-анализ. Ученые анализируют одно и тоже явление (например виктимация женщин) используя дневники, письма, сочинения и другие личные документы, где содержится личное мнение людей.

3.         Дискурс-анализ. Он предполагает детальное рассмотрение риторических приемов, с помощью которых в тексте осуществляется аргументация. Часто данный вид анализа текстов применяется при изучении текстов СМИ, которые играют важную роль в производстве и воспроизводстве значений, укладывающихся в типизированные схемы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи (Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы:

1.Констатация проблемы.

2.Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по
теме экспертизы.

3.Гендерный анализ существующих правовых норм.

4.Гендерная характеристика отраслей права.

5.Соответствие российского законодательства нормам
международного права.

6.Гендерная реконструкция государственного управления.

7.Экономический и институциальный анализ.

8.Проблема эффективности.

При проведении гендерной экспертизы необходимо опираться на гендерные индикаторы - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Это необходимая составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.

2.3 Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе

Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрение результатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований, что ведет за собой изменение социальной реальности.

Термин «акционистское исследование» в 1944 г. был предложен социальным психологом К. Левином, которому принадлежит идея о том, что лучший способ изучить социальные системы – это изменить их. Другая идея состоит в том, что, проходя через процесс коллективного исследования, индивиды в большей степени готовы воспринимать изменения.

Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистского социального исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов решения социальных проблем, трудностью внедрения этих результатов является их формулирование в научных терминах, несколько удаленных от возможностей и потребностей реальной практики, от непосредственных задач социально-политического контекста.

Партисипаторные гендерные исследования. В исследовании обычно предполагается более или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком, исследователем и исследуемыми людьми. Те, кого мы исследуем, фактически лишены возможности влиять на процесс написания нами научной статьи или на создание пакета рекомендаций.

Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным является го, что исследование, как и рекомендации, разрабатывается представителями сообщества, той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению. Т.е. исследователями становятся рядовые социальные работники.

Такие исследования базируются на понятии критического знания. Немецкий философ Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, которое возникает из рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право и справедливость, и побуждая нас занять активную ценностную позицию. Такой подход реализуется в партисипаторных исследованиях, актуальных сегодня в феминистских исследованиях социальной политики и социального обслуживания, как и в практике гендерно-чувствительной социальной работы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).


3. Историческое развитие феминологии

3.1 Начальный период развития феминологии

Внимание к проблемам женщин изначально проявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе, истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальной работе проследить эволюцию восприятия и понимания сущности женщины, её роли и места в обществе – значит понять историю женского вопроса, причины его возникновения, оценить исторически сформировавшиеся подходы к его разрешению и увидеть перспективы своего профессионального общения и взаимодействия с женской аудиторией.

Андрогинный и дуалистический подходы к пониманию проблемы пола. Основополагающие принципы патриархатной философской традиции были сформулированы представителями афинской школы Сократом, Платоном, Аристотелем (V–IV век до н.э.), в философии которых разум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство.

Постулируется бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело – с серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее).

Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское – объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом.

Философское знание рассматривает сущность гендера на основе двух основных подходов.

·          Дуалистический – базируется на идеях дуализма (противопоставления, бинаризма), ведущего к господству мужского начала и признанию только за мужчиной права быть собственно человеком (основоположник – Аристотель).

·          Андрогинный подход осмысления гендера базируется на идеях андрогинной природы человека (Платон) признающих за человеком сочетание мужского и женского начал, их взаимодополнительности.

Платон в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др., ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Он использовал миф об андрогинах (от греч. andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке, например, ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет.

Миф об «андрогине» служил основанием для объяснения полового деления людей. Идея андрогинии была противоположна по своему содержанию дуализму, как мировоззренческому принципу. В восточной культуре, наиболее близкой андрогинии по смыслу является наличие Ян и Инь – мужское и женское начала, предполагающие взаимодействие и взаимопроникновение, т.е. гармонию.

Аристотель выступил противником идей Платона об уравнении женщин с мужчинами, руководствуясь принципом биологического детерминизма. Аристотель проводит четкую грань между мужским и женским – все мужское считается эталоном, все женское – маргинальным. Его представления о женщине, были основаны на дуализме – иррациональном противопоставлении мужчины и женщины, мужского и женского.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своих сочинениях «Политика», «О возникновении животных» и др. рассматривал следующие проблемы отношений между мужем и женой в семье; способы сокращения избытка народонаселения; роль женщины и мужчины в обществе; разделение труда между полами; сущность мужчины и женщины и т.д. Он считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине – до 18 лет; путем умерщвления больных детей; установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Таким образом, рассуждая о роли мужчины и женщины в обществе, в сочинении «Политика» Аристотель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находится в подчинении»[4].

В Древнем Риме социальный статус женщины был намного более высоким, чем в античной Греции. Во многих отношениях женщины в Древнем Египте были наиболее раскрепощенными в данную эпоху (Webster, 1873).

Доминирование мужчин и подчинение женщин считалось общепризнанной и не подлежащей сомнению данностью и любые попытки других авторов ее оспорить были сопряжены с большими трудностями. Большинство философов и мыслителей прошлого обосновывали доминирующее положение мужчин в обществе и подчиненное положение женщин (основной признак патриархатной культуры).

В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:

1) патристика (I–V в.) – зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» – Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристик женского из философского мышления и культуры.

2) схоластика (VI–XIV в.) – период философии зрелого средневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на
философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуре допускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональный контроль.

Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета («от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женой регламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».

Социальное положение женщин в эпоху Средневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев – вторично выйти замуж и т.д.

Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё было какое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив её ничем.

Западное христианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственности образа Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, целью которого, в отличие от языческого, было не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека, что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.

В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.) автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) является эмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и жену как две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.

Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философии как греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность, является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуре ассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменности плотского начала.

Фома Аквинский связал свои воззрения с патриархатными идеями Аристотеля. В XIII в. Ф. Аквинский осуществил переводческую деятельность, в ходе которой были переведены многие, малоизвестные до этого работы Аристотеля. В воззрениях Фомы Аквинского наиболее четко кристаллизировались дуальные оппозиции в отношении мужское и женское – женщины это воплощение греха, «путь к дьяволу». Привнеся зло в мир, женщины должны быть восприняты как опасные и иррациональные создания (Stock, 1978).

Апогеем средневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молот ведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторы представили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическое уничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe (fides) minus – вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широко распространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI–XVII в.

Зачатками феминизма мы с полным основанием можем считать творчество Кристины Пизанской (1364–1430) – одна из немногих женщин – «дочерей образованных отцов» – писавших от лица женщин и в защиту прав женщин в средние века, была поэтом, писательницей и историком при дворе короля Франции Карла VI в конце XIV-начале XV вв. В «Книге о граде женском» (1405) – Кристина, защищая свой пол, представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам. Вовлечение в полемическую переписку с некоторыми из известных тогда мужчин-гуманистов, создало Кристине Пизанской репутацию защитницы женского пола и положило начало трехсотлетним литературным дебатам об общественном положении женщин, известным под общим названием «спор о женщинах» (querelle des femmes)[5].

Гуманисты Ренессанса посчитали необходимым предоставить женщинам образование. Это стало значимым шагом по пути эмансипации слабого пола. Гуманизм Ренессанса был основан на работах античной культуры. Авторы Ренессанса, как Л.Б. Альберти в труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. Автор пояснял в этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и, следовательно, более полезны. Работа Л. Альберти была типичной для той эпохи в отношении женщин, что являлось инспирированием античных традиций. Первой работой итальянских гуманистов, посвященной женскому образованию был труд «Изучение литературы» Л. Бруни. В этом исследовании автор касается только образования для женщин из аристократии. Основой всего обучения для женщин, также как и для мужчин, он считал латинский язык и стиль латыни в письме.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.