рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Отечественная история

Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, функции которого между съездами выполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый съездом. Правительство (Совнарком) формировалось съездом или ВЦИК и управляло страной через систему народных комиссариатов. В административно-территориальных единицах вся полнота власти принадлежала губернским, уездным и волостным съездам Советов, в населенных пунктах - городским и сельским Советам. Они действовали на основе общероссийских законов и распоряжений высших и центральных органов власти.

С образованием СССР (1922 г.) сущность и принципы власти не изменились, а система органов власти дополнилась союзным звеном: съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Совнарком СССР и 10 союзных и союзно-республиканских наркоматов.

В середине 1930-х гг. был сделан вывод о построении в основном социализма и исчезновении частных собственников, эксплуатирующих чужой труд. Поэтому Конституция СССР 1936 г., сохранив Советскую власть как диктатуру пролетариата, ввела всеобщее, равное и прямое избирательное право и изменила систему органов власти. Функции высшего органа стал выполнять избираемый гражданами на 4 года Верховный Совет, а в административно - территориальных единицах – областные и районные Советы депутатов трудящихся. Последняя Конституция СССР 1977 г. определила Советскую власть как общенародную, изменила название ее органов на Советы народных депутатов, но систему государственных органов сохранила прежнюю.

Так выглядела сущность власти и ее система юридически, в реальной жизни все было сложнее и не всегда совпадало с законами. В годы гражданской войны, как признавал В. И. Ленин, фактически существовала диктатура большевистской партии, в 30-40-е гг. – единоличная диктатура И. В. Сталин, а с 60-х гг. - всевластие партийно - государственного бюрократического аппарата. При этом даже в соответствии с Конституцией неотъемлемой и главной частью политической системы являлась правящая партия. Все вопросы государственной жизни рассматривались на общепартийных форумах и заседаниях партийных комитетов и лишь после этого обсуждались органами государства. То есть составной частью политической системы были партийные съезды, Центральный Комитет и Политбюро в центре, а также соответствующие комитеты партии на местах.

2. Основные этапы, направления и особенности социально-экономического развития Советского государства

В социально-экономическом развитии страны можно выделить следующие этапы:

1) Конец 1917 - середина 1918 гг. Это был период осуществления переходных мер к социалистической собственности и производству в условиях многоукладной экономики. Была проведена социализация земли, национализация транспорта и банковской системы, началась национализация крупнейших предприятий и введение рабочего контроля на производстве. Для руководства государственным сектором экономики 2 декабря 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

2) Середина 1918-1920 гг. были периодом «военного коммунизма» как комплекса чрезвычайных мер, направленных на мобилизацию экономики и рабочей силы, которые сочетались с мерами социалистическими. К чрезвычайным мерам можно отнести хлебную монополию, продовольственную разверстку, карточную систему, милитаризацию труда, всеобщую трудовую повинность, главкизм. К социалистическим – национализацию земли и промышленности, замену товарно-денежных отношений прямым распределением, бесплатность коммунальных, транспортных и медицинских услуг, систему социальной защиты рабочих.

3) 1921-1928 гг. – период новой экономической политики, направленной на восстановление народного хозяйства и постепенный переход к социализму. В это время была осуществлена частичная денационализация промышленности, государственный сектор переведен на хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость, управление им децентрализовано и осуществлялось через систему территориальных совнархозов. В деревне опора была сделана на единоличника, который получил возможность арендовать землю и использовать наемный труд. Сельскохозяйственное производство регулировалось налогами и кредитами, а также через систему кооперации. Денежная реформа 1922-1924 гг. восстановила стабильность финансовой системы, сокращение государственных расходов позволило перейти к бездефицитному бюджету. В середине 1920-х гг. была полностью восстановлена экономика и начался процесс индустриализации страны.

4) 1929-1941 гг. – время сталинской модернизации страны на основе форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Было введено директивное планирование и централизованное управление экономикой, ликвидирована ее многоукладность. К концу 30-х гг. СССР превратился в крупную промышленную державу, достигшую экономической независимости и стабильного снабжения страны сельхозпродукцией. Изменилась социальная структура и расширилась (до 65% населения вместо 15% в 1928 г.) сфера социальной политики. Но достигнуто это было за счет огромных людских потерь, падения уровня жизни и сопровождалось огосударствлением социальной сферы и усилением диспропорций в народном хозяйстве.

5) 1941-1945 гг. – период чрезвычайного развития в условиях Великой Отечественной войны.

6) 1945-1953 гг. – восстановительный период, когда шло возрождение промышленности и сельского хозяйства. При этом, как и в довоенный период, главным источником развития промышленности было сельское хозяйство, находившееся в крайне тяжелом положении.

7) 1953 – середина 1960-х гг. – время хрущевских преобразований. Было перестроено управление экономикой за счет его децентрализации (отраслевые министерства в 1957 г. были заменены территориальными совнархозами), определен курс на научно-технический прогресс (НТП) и изменена аграрная политика (уменьшены налоги, увеличены заготовительные цены, за счет государственных средств началось освоение целинных земель, укреплялась материально-техническая база колхозов). Система социальной защиты охватила все население.

8) середина 60-х – середина 80-х гг. – период постепенного замедления темпов социально-экономического развития страны («застоя») из-за отказа от преобразований, свертывания НТП, возврата к директивному планированию и централизованному управлению. Несмотря на благоприятные внешние («разрядка», рост цен на энергоносители) и внутренние (увеличение трудоспособного населения) условия, темпы развития падали (в 60 гг. среднегодовой прирост национального дохода по официальным данным составлял 6-8 %, в первой половине 80-х гг. – 3-3,5%). При сохранении политики, направленной на постоянный рост денежных доходов населения и развитие общественных фондов потребления, это вело к трудностям в снабжении населения продуктами питания и промышленными товарами, особенно длительного пользования.

2.   Перестройка в СССР: необходимость, сущность, основные

 направления, этапы и итоги

 

Нарастание негативных явлений в экономике (падение темпов ее развития, сокращение производства в отдельных отраслях) и рост социального недовольства создавали объективную потребность в преобразованиях. Возможность их появилась со сменой руководства страны в середине 80 гг. Эти преобразования вошли в историю под названием «перестройки 1985-1991 гг.». Задумывалась и осуществлялась она как глубокие реформы, продолжавшие дело Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., целью которых было создание подлинного демократического социализма вместо социализма, деформированного при И. В. Сталине.

Но в процессе преобразований представление о перестройке у части руководства и общества изменилось. Кроме «реформаторов» (М. С. Горбачев), которые рассматривали преобразования как продолжение социалистической революции, появились недовольные ими «консерваторы» (Е. К. Лигачев) и «реставраторы» (Б. Н. Ельцин). Первых не устраивало то, что процесс перестройки вызвал множество негативных явлений – экономический кризис, забастовочную борьбу, ослабление системы власти, распад СССР, упадок культуры и нравственную деградацию общества, падение авторитета страны в мире. Они предложили ограничить перестройку неглубокими преобразованиями в области управления, ускорением НТП, укреплением дисциплины на производстве и другими подобными мерами. «Реставраторов» не устраивал сам социалистический путь развития страны, который они считали тупиковым. Перестройка, с их точки зрения, должна была стать революцией, но буржуазно-либеральной по характеру и завершиться возвращением страны на путь «общечеловеческого» развития, т.е. к капитализму. Борьба сторонников разного понимания сущности перестройки определяла общественно-политическую жизнь СССР конца 80-х годов, а победа «реставраторов» привела к краху горбачевской перестройки.

Основными ее направлениями были экономическая и политическая реформы, превращение СССР в подлинную федерацию с реальным самоопределением народов, создание условий для свободного развития культуры и перестройка внешней политики на принципах нового политического мышления. Преобразования в экономике предусматривали придание ей многоукладного характера, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, перевод хозяйства на регулируемые рыночные отношения. Политическая реформа проводилась под лозунгами обеспечения полновластия Советов и создания социалистического правового государства. Реформирование СССР как федерации должно было восстановить добровольность и равноправность союза народов. Провозглашалась свобода творчества, многообразие культурной жизни и прекращение вмешательства в нее государства. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа пролетарского интернационализма и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей (свобода, демократия и т.д.).

Основные этапы преобразований:

1) 1985-1986 гг. – период ускорения социально-экономического развития благодаря переводу экономики на путь интенсификации.

2) 1987 - середина 1988 г. – этап выработки концепции перестройки, подготовки  ее программы (принята XIX Всесоюзной конференцией КПСС летом 1988 г.) и начала первых экономических и политических преобразований.

3) Середина 1988-1991 гг. – время осуществления преобразований во всех сферах жизни общества, постоянного нарастания негативных явлений, кризиса и краха перестройки.

Главным ее итогом стал распад СССР как некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории нашего Отечества.


Лекция 8. Россия на пути современной модернизации

После распада СССР началось развитие России как суверенного государства, вставшего на путь современной модернизации. Одним из ее направлений стала радикальная экономическая реформа, целью которой был перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Ее программа, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, была принята в октябре 1991 г. и начала осуществляться с января 1992 г. под названием «шоковой терапии». Одной из первых мер стала либерализация цен, с осени 1992 г. стала осуществляться приватизация государственной собственности сначала на основе ваучеров, а с 1994 г. – свободной продажи акций предприятий. В результате в руки частных предпринимателей перешло 110 тыс. предприятий. Новые формы хозяйствования появились и в аграрном секторе – в 1999 г. акционерные общества, товарищества и кооперативы составили 65,8% сельхозпредприятий. Но перестройка экономики сопровождалась серьезными негативными явлениями: объем промышленного производства сократился на половину, сельскохозяйственного – на одну треть, в сотни раз выросли цены и началась гиперинфляция, в результате чего более 40% населения оказалось ниже черты бедности. Падение производства удалось приостановить лишь к концу 90-х гг., а в начале 2000-х гг. началась некоторая стабилизация экономики.

Вторым важным направлением модернизации стало формирование новой российской государственности, причем происходило это в условиях острого противостояния законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент) ветвей власти. Оно усилилось осенью 1993 г., когда президент Б. Н. Ельцин распустил представительные органы, а после их отказа выполнить этот антиконституционный акт, приказал расстрелять здание, где они располагались. После этого была прекращена деятельность советов всех уровней, а 12 декабря 1993 г. на референдуме принята Конституция Российской Федерации, объявлявшая Россию демократическим федеративным государством с республиканской формой правления с президентом во главе. После этого началось формирование новых органов власти, причем выборы в Государственную Думу – нижнюю палату российского парламента (Федерального Собрания) проводились уже 12 декабря, т.е. одновременно с референдумом. Если состав первых двух Дум (1993 и 1995 гг.), выборы в которые проходили в условиях углублявшегося экономического кризиса и падения уровня жизни населения, был оппозиционный, последние выборы (1999 и 2003 гг.) показали усиление позиций центристов, поддерживавших президента, что способствовало стабилизации системы власти и повышало эффективность ее деятельности. Пост президента с декабря 1999 г. занимает В. В. Путин.

Одновременно с перестройкой экономики и политической системы российскому руководству пришлось решать ряд других сложных внутренних и внешних проблем. Первоочередной из них было сохранение целостности страны, так как с распадом СССР не исчезли сепаратистские тенденции и отношения федеральных властей с отдельными субъектами РФ складывались очень непросто. Один из острых очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе, где дважды (1994-1996 гг. и 1999-2002 гг.) он приобретал характер войны между чеченскими сепаратистами и официальной властью. Еще в марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, определявший разделение полномочий между центром и республиками. Конституция 1993 г. стала важным шагом в укреплении единства России.

Радикальные преобразования в социально-экономической области не могли не сказаться на культуре, которая получила не только освобождение от государственного диктата, но и лишилась гарантированного заказчика и материальной опоры. От резкого сокращения государственных ассигнований пострадали все отрасли культуры, в первую очередь образование. Закон «Об образовании» 1992 г. оставил за государством лишь охрану конституционных прав граждан в сфере образования, соблюдение  образовательного стандарта и его преемственность. В условиях рынка культура, образование и наука вынуждены вести борьбу за выживание. Современное российское руководство пытается изменить ситуацию за счет осуществления федеральных программ, основной из которых стала программа «Культура России (2001-2005 гг.)».

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Первоочередными задачами было признание России как правопреемницы Советского Союза, обеспечение помощи Запада в проведении реформ и налаживание отношений с бывшими республиками СССР. В их решении были достигнуты определенные успехи, но осталось много серьезных проблем. К успехам можно отнести дипломатическое признание России, ее присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира», включение в состав МВФ, вступление в Совет Европы и подписание договора о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия, усиление партнерства с Западом в борьбе с международным терроризмом.

Труднее решалась проблема  налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, тем более что распад СССР серьезно изменил геополитическое положение России, оттеснив ее от Европы и Средней Азии, ограничив выход в Черное и Балтийское моря, поставив внешнеполитические связи страны во многом в зависимость от Прибалтийских государств, Белоруссии, Украины и Казахстана. Правовой базой новых отношений стали Устав СНГ, договор о коллективной безопасности, двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве.

Своеобразным рубежом в развитии страны стала смена руководства (1999-2000 гг.), завершившая первый этап в жизни постсоветской России. Новые государственные лидеры направили усилия на стабилизацию и подъем экономики, консолидацию общества и повышение роли России на международной арене.

Библиографический список

1.         История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. 2-е изд., испр.  М.: Высш. шк., 2001. 560 с.

2.         История России: Учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. 2-е изд., перераб. и доп.  М.: ООО «ТК Велби», 2003. 520 с.

3.         История России: Учеб. для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред.: М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева.  М.: Высш. шк., 2003. 479 с.

4.         Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М.: Рассвет, 1992. 192 с.

5.         Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. 592 с.

6.         Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991: Учеб. пособие для вузов.  М.: Аспект Пресс, 2002. 367 с.

7.         История России с древнейших времен до второй половины XIX века: Курс лекций / Б. В. Личман; Под ред. Б. В. Личмана. 3-е изд.  Екатеринбург: Урал. тех. ун-т; 1995. 303 с.

8.         История России: Вторая половина XIX-XX вв.: Курс лекций / Б. В. Личман; Под ред. Б. В. Личмана. 3-е изд., доп. Екатеринбург: Урал. тех. ун-т, 1995. 351 с.

9.         История отечества с древних времен по начало XX века: Учеб. / И. А. Адамова, М. П. Аракелов, Т. Б. Бугаева, В. А. Кувшинов, А. В. Чунаков; Под ред. В. А. Кувшинова, А. В. Чунакова.  М.: Изд-во МГУ, 1995. 215 с.

10.    Отечественная история. ХХ век: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Ушакова. М.: Агар, 1997. 495 с.

11.    Российская история: Учеб. для вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, Н. С. Кривцова; Под ред. Г. Б. Поляка. М.: Культура и спорт, 1997. 318 с.

12.    Соколов А. К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1999. 270 с.

13.    История России: Учеб. для неистор. специальностей вузов / З. И. Белая, В. Н. Болоцких, В. Г. Деев, Ю. И. Казанцев; Под общ. ред. Ю. И. Казанцева, В. Г. Деева. М.: ИНФРА – М., 2000. 470 с.

14.    Зуев М. И. История России: Учеб. для вузов. М.: ПРИОР, 2000. 687 с.

15.    История России: новейшее время (1945-1999): Учеб. для вузов / Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, И. В. Безбородова; Под ред. А. Б. Безбородова. М.: Олимп, 2001. 461 с.

16.    Основы курса истории России: Учеб. пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, А. Ю. Полунов, Ю. Я. Терещенко. М.: Простор, 1997. 650 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.