рефераты бесплатно

МЕНЮ


Доклад: Костюм как средство коммуникации

Император, желая подчеркнуть величие и блеск своего двора, напрочь отказался от простоты и скромности в одежде. Тяжелые лионские шелка стали расшивать золотыми орнаментами (правда, в античном стиле), а головы украсили драгоценными диадемами. В период с 1806 по 1809 год женщины особенно злоупотребляли драгоценностями. Мужчины, желавшие понравиться императору, надевали бархатные и атласные кафтаны, сетки на волосы и пудрились. Вскоре от античной моды остался лишь силуэт.

В России в связи с патриотическим движением развилась своя, особенная мода. Вспомнили старинные русские одежды и стали подражать их фасонам. После того, как пала империя Наполеона, мода России проявила максимум патриотизма: женские шляпы приняли формы военных касок и рыцарских шлемов.

Период романтизма коснулся и костюма. Мужчины носили фраки, жилеты, двууголки.

В дамской одежде от мягких и плавных линий начала века не осталось и следа. Если прозрачные ткани и использовались, то только на плотном чехле, но в основном женщины теперь предпочитали бархат, кашемир, тафту и репс. Лиф платья был достаточно узким, а юбка значительно расширялась книзу, без всяких каркасов; портные подшивали подол ватным валиком.

Мода 1825 - 1835 годов - это верх изысканности. У женщин появились огромные рукава, поддерживаемые изнутри специальной тканью и прозванные "жиго" (окорок). И это - при чрезвычайно узенькой талии. Мужчины скоро тоже захотели стянуть талии. Для этой цели они даже стали использовать корсеты. Жилет, редингот и фрак обтягивали грудь, а их полы расширялись, как юбка. Эту весьма достойную картину завершали покатые плечи, широкие рукава и складки на панталонах.

В 1840-е годы, под влиянием женского движения за равноправия, исчезли пышные рукава и банты, а прически значительно упростились. Весь силуэт стал проще, однако начал изобиловать неимоверным количеством нижних юбок. Дамы стали носить костюмы амазонок для верховой езды, стрелять из пистолета, курить.

Мужская мода вновь следует по стопам женской: исчезают буфы на рукавах и упрощается силуэт. Исчезает пестрота в одеждах.

В 1850-е годы количество нижних юбок стало еще больше. Вновь на свет явились кринолины. Юбки стали легкими, хотя и достигали трех метров в диаметре, узкие рукава расширились книзу, а кружева и тюль просто заполнили всю одежду.

Скоро кринолины претерпели изменения в своей конструкции. Это произошло в связи с изданием указа о запрещении посещения церкви в кринолинах. Из круглых обручи стали овальными и расположились под углом. Дамы стали выглядеть грациозней и миниатюрней. Однако прогрессивная часть общества всей Европы выступала вообще против моды как таковой. Практически всю вторую половину XIX века не прекращалась борьба между так называемой прогрессивной модой и салонной.

Последние два десятилетия XIX века принесли свои силуэты. Особенно красивым было платье-принцесса. Оно имело приталенный, наглухо закрытый лиф и две юбки. Нижняя - совершенно узкая и длинная (с изнанки имела шнуровку, за счет чего достигалось максимальное прилегание к туловищу), а вторая - драпированная, с воланами и рюшами, которая крепилась сверху. Шились такие платья из тканей одного цвета, но разных фактур. Строгие визитные платья делали из клетчатой ткани с контрастной бархатной отделкой.

Скоро юбки стали расширяться, а в области пониже спины странным образом приподнимались. Так появились на свет платья с турнюром (то есть с маленькой подушечкой, которую пришивали на нижние юбки в упомянутом месте). Чем круче была эта линия, тем лучше считалась фигура. Эту нелепость дополнили исчезнувшие было рукава "жиго".

В конце XIX столетия проявилось повальное увлечение спортом. Это способствовало тому, что одежду все чаще стали упрощать ради большей свободы в движениях. Женщины заимствовали из мужского гардероба все больше и больше деталей и элементов. Так, у дам появились пальто-крылатки и соломенные шляпы-канотье (с низкой тульей и горизонтальными плоскими полями). Женский костюм имел простую английскую форму и дополнялся галстуком. Мужчины по-прежнему носили фрак, сюртук и полосатые визиточные брюки. Также был огромен выбор шляп, которые выбирались под разное время суток и ситуации.

Самым популярным журналом мод был "La mode", основанный в 1829 году Эмилем Жирарди. Начинают устраиваться показы мод.

На рубеже столетий (XIX - XX ВЕКА)

Ты должен, направляясь в путь,

Взглянуть назад, вперед взглянуть.

Бердах

В одежде этого времени было много противоречий. Многие одевались либо с вызывающей экстравагантностью, либо с крестьянской простотой.

У дам колокольчиком расширялась облегающая бедра юбка, замысловатым хвостом обвивала ноги и позволяла принимать самые грациозные позы. А заодно "невзначай" показывать нижние юбки из шуршащей тафты.

Извивались боа из перьев птиц и тюля, переливались шелковой тесьмой и бисером шикарные вышивки, звенела бахрома из мелких бусин. Всю эту роскошь венчали огромные шляпы, украшенные чучелами птиц, перьями, цветами и вуалью.

Эстеты боролись за индивидуальность в одежде и предлагали образ "эстетической леди" в платье без корсета. К эстетам присоединились пророки модной науки - гигиены, перечисляя болезни, которые вызывает чрезмерно узкая одежда.

Наконец был создан новый образ, нашедший воплощение в "платье реформ", или "мешке реформ", как называли его злые языки. Увы, такое платье слабо отвечало эстетическим требованиям своего времени. Поэтому пришлось вмешаться уважаемому английскому стилю и напомнить о таких ценных качествах одежды, как удобство и практичность. За этим спором и застал модников XX век.

Двадцатый век начался

Штиблеты щеголей в гамашах

По лестнице скрипели

И с плеч хихикали, оскалясь,

Шлюх драные лисицы…

Е. Евтушенко

Уже в 1914 - 1915 годах длина юбок едва доходила до щиколотки, а затем стала еще короче - до середины икры. Появилась женщина-мальчик: тонкая, длинноногая, с узкими бедрами и без намека на грудь и талию, с мальчишеской стрижкой. Такая женщина выбрала для себя прямое платье-рубашку длиной до середины коленей, достаточно простого покроя. Руки совершенно оголяли, а губы красили в ярко-красный цвет. Такой стиль получил название "гарсон" (от фр. "Le garcon" - "мальчик").

В мужской одежде появляются такие формы, как куртки (от летчиков), брюки гольф, толстые шерстяные носки, кепи, закрытый пиджак-френч с поясом и накладными карманами, брюки галифе, плащ реглан и краги.

С 1927 по 1923 год большинство россиян комбинировали, донашивали старую одежду. Появилась кожанка.

С 1926 года большой популярностью стали пользоваться блузы с широкими рукавами и набуском на бедрах. Женщины носили их сочень узкими, выше коленей, юбками. Характерны были вечерние платья из шифона и атласа, с глубокими вырезами, вышивками, длинными шарфами и боа. Дополняли такой элегантный вид блестящие чулки и остроносые туфли с перепонками. Прически: выбритые затылки и волны на лбу и перед ушами. Все это называлось "фокстрот"

В одежде молодежи преобладали широкие брюки, коротенькие юбочки из хлопчатобумажной ткани, белые блузы и полосатые футболки, тапочки. У женщин постарше были длинные волосы, узкие юбки, строгие блузы с галстуками.

С 1925 года французский "от кутюр" начал вновь удлинять юбки, а манекенщицы демонстрировали великолепные прически. С 1930-х годов в женскую моду проникают брюки и трикотаж. Появляются массивные подплечники, обувь на высокой пробковой или деревянной подошве, сумки с ремешками через плечо и шляпы, напоминающие военные каски.

В мужском костюме появились черный жакет с жилетом и полосатые брюки. В торжественных случаях господа надевали смокинги и фраки. Появляется фетровая шляпа. Развивается стиль одежды рабочего человека.

В 20-е годы "кукольный" типаж создали Мэри Пикфорд и Лиа де Путти. На смену им пришел образ, созданный Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. А в 40-х годах очень популярен стал образ белокурой красавицы с широкими скулами, крупным ртом, наклеенными ресницами и тонкими, как ниточка, бровями. Эталон - Любовь Орлова.

В начале второй мировой войны стали модны широкие плечи, костюмы с накладными карманами, хлястики, отрезные кокетки, заломленные набок тирольские шляпы… Обувь приобрела толстые массивные каблуки и тупые круглые носки.

В Париже в военное время появились молодые люди с изысканно небрежной прической, в клетчатых пиджаках, стянутых в талии и доходящих до колен, в узких мятых брюках. Девушки в свитерах, коротких юбках и башмаках без каблуков, с высоко взбитым чубом и распущенными по плечам волосами.

В Дании после того, как гитлеровцы уничтожили национальный флаг, стали носить шапочки трех цветов в той же последовательности, что и на флаге.

Принято считать, что моды 1939 - 1945 годов не было как таковой. но все дело в том, что сущность ее была порой неприглядна.

Вторая половина столетия

И ты, о человек, живя с людьми,

Что суетно, что истинно, пойми.

Агахи

Послевоенные годы добавляют в одежду романтизм. Мода от Кристиана Диора стала общепризнанной. Однако расклешенные платья с тонкой талией и прилегающим лифом шла не всем, поэтому кутюрье создают целый ряд иных модных силуэтов, напоминающих буквы "Н", "Х", "А", "Y". Практически все они были популярны в 1950-е годы. Также женщины носили брюки.

В 60-е годы каждый учился носить то, что ему нравилось. Этому немало способствовало возникновение молодежной моды. Из кажущегося хоса постепенно вырисовывался стиль 60-х, который стал предметом подражания в 90-е годы.

В моду входят пальто, под которые с трудом влезает шерстяная кофта, юбки, в которых почти неприлично сидеть, не положив на колени сумку. Никому и в голову не приходило надеть платье длиной ниже коленей.

Вышедший в конце 60-х фильм "Бонни и Клайд" прогремел на весь мир и дал толчок к проявлению нового стиля в моде. Резко и решительно изменился облик людей, а мода 30-х весьма органично переплелась с "хиппизмом". Так зарождалась мода 70-х…

В 70-е годы появляется стиль, вдохновленный фольклором. В одежде - полный "интернационал": мексиканское пончо и афганские куртки, индийские шали и перуанские вязаные шапочки, арабские одежды русские дубленки и сарафаны. Все эти новшества были обязаны своим появлением движению хиппи, столь распространенному в 1970-е года.

Японский дизайнер Такада Кензо внес в европейскую одежду черты сельского восточноевропейского костюма. Ив Сен-Лоран предложил платья в "боярском" стиле. Романтика 70-х напоминала цыганщину. Существовала и военизированная мода, проявившаяся в стиле "сафари". Брюки-клеш, острые и длинные концы воротничков, прически "под битлов".70-е объединили несколько стилей и создали свой неповторимый образ.

1980-е годы сделали резкий поворот от романтичности к деловитости. Воротнички уменьшились, юбки удлинились, брюки сузились, а ткани и расцветки значительно померкли. Спортивный стиль нашел свое воплощение в джинсах. В начале 90-х произошел взрыв цвета и радостных эмоций. Проявляется ассоциация с модой 60-х: длина мини и безумство цвета.90-е привнесли в моду отрицание стандартов. Возможность носить одну и ту же вещь и как майку, и как платье, и как блузку в комплекте с юбкой или брюками. XXI век создает сам свою моду. Собирает отдельные кусочки из мод всего XX столетия и привносит свои коренные изменения. Такого многообразия, контрастности, сочетания разных стилей не было никогда. И брюки-дудочки, и брюки-клеш, и кофты с напуском на бедра, и стиль "а-ля битлз" - все это скрепилось, как коллаж, и прекрасно смотрится в моде XXI столетия.


2. Костюм как средство коммуникации

Какой же должна быть одежда в той или иной ситуации? Что одеть в театр, на премьеру, в гости? Попробуем в этом разобраться…

Знаменитый художник-модельер Пьер Карден сказал, что хорошо одетым можно считать человека, который считается с собой и с другими. Человек живет не для того, чтобы одеваться, а одевается для того, чтобы жить. Какими бы возможностями мы не располагали, наша одежда должна прежде всего зависеть от того, где мы с большей охотой проводим свое свободное время, от наших привычек, от нашего образа жизни, наконец. Завзятому театралу чаще понадобятся строгий костюм, белая рубашка, несколько нарядных галстуков. Если же мы в свободное время предпочитаем прокатиться на мотоцикле или заняться спортом, то нас в первую очередь должны интересовать спортивные рубашки, кожаные куртки и пуловеры.

Выбор различных предметов одежды зависит от вкусов человека, его привычек, возраста, фигуры, от его финансовых возможностей, социального положения и многого другого. Главное, постоянно контролировать себя, чтобы не делать необдуманных покупок и всегда прикидывать, подходит ли новый предмет одежды по стилю, материалу и цвету к уже имеющимся у вас вещам, можно ли его носить в комплекте с ними.

 

Домашняя одежда

Во всем мире большое значение придают домашней одежде. Все потому, что наш домашний наряд создает соответствующее настроение окружающим. Даже если вы дома одни, вы своей одеждой, своим внешним видом создаете настроение самим себе. Домашняя одежда должна быть, во-первых, удобной для вас, а во-вторых, она не должна раздражать окружающих, а наоборот, создавать у них хорошее настроение.

Мы часто видим в американских фильмах бизнесменов, расхаживающих по дому постоянно в халате. Но фильмам лучше не доверять. Если бы миллионеры целыми днями в халатах ходили, они бы очень быстро обанкротились. Почему? Да потому, что каждая одежда хороша в свое время. Ведь что такое халат? Это одежда, которая нежит тело, располагает к лени, к отдыху. Поэтому халат можно одевать только поздно вечером, когда вы готовитесь ко сну, или рано утром, когда вы уже встали, но еще не совсем проснулись, чтобы сделать переход от сна к бодрствованию более комфортным. А миллионерам нежиться некогда, им деньги делать надо!

Домохозяйка тоже должна иметь свой образ, имидж. Ее внешний вид в то время, когда она занята домашними делами, должен тоже создавать настроение и в то же время - ведь она прежде всего женщина - нести в себе некую изюминку.

 

Деловой костюм

Каким должен быть деловой костюм? Элегантным, простым и сдержанным, но в то же время в нем должна быть изысканная женственность для женщин и привлекательный шарм для мужчин. Ваш деловой костюм должен помогать и вам, и окружающим делать дело, а не отвлекать от него. Самым приемлемым для работы будет классический стиль. Как известно, классикой считается все то, что устоялось, стало не столько модой, сколько стилем. Каждой женщине, как, впрочем, и мужчине, должно быть известно, что одежда, включая и обувь, и различные аксессуары (сумочку, шляпу и т.д.) по своей цветовой гамме не должна превышать трех тонов, желательно одного спектра. Идеальными можно считать классические сочетания:

черный - белый - красный;

черный - белый - фиолетовый;

белый - синий - голубой;

коричневый - бежевый и т.д.

многие считают, что носки должны подбираться под цвет рубашки, а это совершенно неверно. Носки должны осуществлять плавный переход от ваших брюк к туфлям (по цвету). А туфли, естественно, должны подбираться в тон вашему костюму.

 

Что может рассказать о нас одежда?

Одежда очень много может рассказать человеку о своем хозяине. Ведь в каждом костюме как бы заложен определенный код, который можно расшифровать. Когда мы оцениваем чей-то костюм, мы оцениваем и того, кто этот костюм носит - насколько уместно он одет, насколько точно понимает ситуацию, в которой находится. Каждый человек выступает в той или иной социальной роли, которую он играет или пытается играть. В этой ситуации одежда, костюм становятся легко читаемым внешним знаком социальной роли человека. Ведь и сейчас обладатели престижных вещей среди молодежи легко объединяются в группы по принципу "свои - со своими". Чисто интуитивно человек, одетый в том же стиле, что и мы, с первого взгляда становится нам ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам кажутся красивыми, создает у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и смотрим на мир схоже. Выбирая себе костюм, человек открыто заявляет о своих привязанностях, независимо от того, каковы они. Однако в любом случае, получая информацию, которую несет костюм знакомых ил малознакомых людей, мы даем им оценку, исходя из своих собственных привязанностей и вкусов, хотя мнение наше чисто субъективно.

Мода - это форма, в которой могут проявляться те или иные отношения между людьми. Любой костюм несет в себе либо груз традиций, либо отказ от них. Мы вольны надеть то, что нам больше по вкусу, но при этом мы должны помнить, что в нашем костюме заключен большой и широкий смысл, чт он расскажет о нас очень многое, и мы должны считаться с этой "утечкой" информации. Она ведь может быть и очень интимного свойства…

 

Особенности нарядных туалетов

Не бывает просто вечернего костюма на все случаи жизни. Если мы идем на банкет по случаю большого праздника или приглашены на юбилей, то надо выбирать торжественный костюм в классическом стиле, причем он не должен быть слишком ярким, иначе вы рискуете, что внимание гостей переключится с виновника торжества на ваш костюм. Если это просто дружеская вечеринка, то в этом случае можно позволить себе одежду авангардного стиля, свободные, раскрепощенные силуэты. Если же мы приглашены на банкет по случаю презентации,, то здесь вполне уместным будет костюм классического или романтического стиля, хорошо бы нетрадиционной цветовой гаммы. В таких случаях может помочь рецепт известного модельера Унгаро. Он как-то сказал, что если вас поразила красотой какая-то женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета - значит, она была одета идеально!

Одна занимательная история произошла с Марком Твеном. Как-то раз он пришел в гости к Гарриет Бичер-Стоу, забыв надеть галстук. Заметив свою оплошность, Твен принес хозяйке свои извинения, однако Стоу заявила ему, что извинений не принимает. Марк Твен понял, какое большое значение придавалось его галстуку, поэтому на следующий день выслал Стоу бандеролью свой галстук.

Вечерний костюм - это поэма, в которой "вечно женственное" берет верх над мужским началом, это апофеоз всего противоположного, всегда чуждого мужскому костюму!

Характер нарядного костюма очень важен. На выпускном вечере, в присутствии учителей, родителей, девушка (как, впрочем, и юноша) должна быть одета строго празднично, немного торжественно и в определенной степени считаться с тем, что находится в официальном месте.

Но дискотека - совсем другое дело! Здесь ваш наряд, напротив, должен быть эффектным, выделяющимся - иначе вы рискуете весь вечер простоять у стенки. Рисунок современного танца читается гораздо лучше, да и двигаться им будет удобнее, если девушка будет в брюках или в платье, которое подчеркнет достоинства ее фигуры, подаст ее в выигрышном свете.

Простой наряд можно преобразить с помощью акцентов. Правильно подобранные шарфик, шляпка, брошь, бусы - и одежда соответствует конкретной житейской ситуации!


Литература

1.  "Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях". – Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1995. - 512 с. Под ред. А.Л. Крупенина.

2.  "Ваш гардероб, стиль, имидж", Мн, 1999: изд-во "Сервек", составитель И. Демидова.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.