Учебное пособие: История государственных символов России
Гимнам предшествовали
заклинания духов, из них развились именные обращения - призывы к богам с
последующими просьбами. Для гимнов древней поры была характерная трехчастная
структура: призыв к божеству, миф о нем, молитва с просьбой о помощи (19, 136).
Как поэтическая и
музыкальная форма, гимн получил широкое распространение в Древней Греции, где
он исполнялся хором, под аккомпанемент лиры (кифары), а иногда сопровождался
танцами. Гимн мог петь не только хор, но и отдельные исполнители- солисты. В те
далекие времена поэзия была тесно связана с музыкой. Поэты в древние времена в
буквальном смысле пели свои стихи. В связи с этим поэт был всегда своеобразным
певцом.
В Древней Греции, к
примеру, гимн вначале был культовым пением. Позже, здесь же, гимн стал
выступать в различных жанрах, таких как пеан- гимн Аполлону, дифирамб - гимн
Дионисию… Хотя эти песни были культовыми, но и в них в какой-то мере находила
отражение жизнь, история народа. В греческой мифологии существовала даже муза
гимнов – Полигимния (58,111).
В раннем христианстве
также имелись гимны во славу богов, позднее- святых. В христианской церкви
гимны появились в III- IV веках. Это были религиозные
песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых.
Крупнейшим гимнотворцем на Западе был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин
(VII - VIII века). Мелодии его гимнов до сих пор звучат во время
православных богослужений (Там же). Кроме Дамаскина тексты западно-европейских
гимнов приписываются Аврелию Августину и Амвросию Медоланскому. Первое собрание
гимнов с буквенной нотацией (записью) мелодии относится к XI- XII векам. В конце XIV века с развитием многоголосия появились
полифонические гимны, исполнявшиеся как при официальных государственных
церемониях, так и важных гражданских актах. (19, 136)
Христианский гимн ведет
свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в
катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли гимны как Ветхого
Завета (гимны Захария и Симеони), так и Нового Завета. Создатель христианских
гимнов Амвросий ввел собственно гимн в порядок богослужения в Милане, благодаря
чему он считается «отцом» церковного пения. У христиан гимны- хвалебная песнь
богу или святым. Они относятся к III в.
н. э. и приходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты
Библии.
Существовали гимны и в
Византии, которые были составной частью литургического пения. Они считались
отголоском небесного пения ангелов. Наибольший расцвет гимнов в Византии
приходится на V- VI вв. и охватывает значительный последующий период времени.
Византийская культовая музыка оказала значительное влияние на все страны
Восточной и Западной Европы. Уже в V-VIII веках исполнение гимнов в церкви
ряда стран Западной Европы становится повсеместным и регулярным. С VII века издаются специальные сборники
гимнов - гимнодии. Но только с XIII века практика исполнения гимнов в богослужении официально признается
церковными властями. Следовательно, с этого времени гимны становятся
неотьемлемой частью церковных обрядов. В конце XIV в. появляются многоголосные гимны.
В XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так
тесно с церковными обрядами, т. е. гимн выходит за рамки культовых песнопений и
используется не только в церкви, но и в светской среде. Именно в это время
торжественным песнопением сопровождаются выходы государей и их приближенных, не
только церковных иерархов. На основе этих гимнов позже складывались
государственные и иные гимны.
Мы коснулись истории
возникновения церковных гимнов. А ведь существуют и другие типы гимнов -
государственные, военные, революционные, гимны национальных и международных
организаций, в честь какого- либо события, героя, учреждения (гимн СГУ),
предприятия и др. Они играют огромную роль в общественно- политической жизни
страны, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей
силой.
А теперь коснемся вопроса
возникновения и эволюции светских, гражданских, национальных гимнов зарубежных
стран и нашего государства- в первую очередь, т. к. гимны России являются
объектом нашего исследования. Но связь наших гимнов с гимнами зарубежных стран
велика.
В России гимны появились
позже, чем в других зарубежных странах. В этом плане Россия была как бы
преемницей гимнов зарубежных стран, наполняя их своим содержанием.
Здесь мы подходим к
вопросу о возникновении гимнов в начале в форме песни, воодушевляющей на
борьбу, а потом в значении национальных ( государственных).
Е. В. Герцман (19, 136),
Н.А. Соболева и В.А.Артамонов (60,61) утверждают, что нередко значение гимна
приобретали песни, которые появились в ходе революционной и
национально-освободительной борьбы, когда они приобретали широкую популярность
и прославляли какую-либо идею, героя, знаменательное историческое событие и
т.п. Далее они пояснили, что гимны различных стран создавались на неодинаковой
основе и, естественно, несли различные идеи и вызывали различные эмоции.
Например, лирико-эпическая чешская песня «Где Родина моя?» (1834) воспевала
любовь к прекрасной уютной и малой Чехии того времени, французская «Марсельеза»
(1792), «Еще Польша не погибла» (1797), «Гимн гарибальдийцев» (1848), «Еще
Украина невмерла», звали к защите страны, а русский гимн «Гром победы,
раздавайся» (1791) вселял радость, неустрашимость и гордость за российскую
державу и др.
Далее Н.А. Соболева (72,
170) дополняет только что сказанное: в XV- XVI веках
возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. В
это время появляются прекрасные гимны – песни , которые вдохновляли людей на
бой. К ним относились: «Кто они, божьи воины»- гимн гуситов в Чехии, «Господь,
твердыня наша» - песня времен Крестьянской войны в Германии.
Все перечисленные гимны-
песни не были национальными и государственными, они существовали в небольшой
части населения, той части людей соответствующих стран, которые участвовали в
национально-освободительной борьбе и, естественно, выражали интересы именно их.
Начиная с XVII века, появляются национальные гимны
торжественного происхождения и исполняемые при всех официальных мероприятиях
страны. Именно они выражали национальные идеи и интересы всей нации соответствующего
государства.
С борьбой за
независимость связано появление многих теперь уже национальных гимнов. Об этом
писали Н. А. Соболева (72,170) и Е. В. Пчелов (58,111). В начале XVI века в Голландии (впоследствии одной
из провинций Нидерландов) началась национально-освободительная борьба против
испанского владычества. Эта борьба закончилась успехом: Голландия стала
независимой от Испании (1648). Возглавлял борьбу Вильгельм Оранский
(Нассаукий). Вот в честь его и была сложена песня «Вильгельмус Ван
Нассауве».Эта песня со временем стала гимном всего государства (после
объединения всех провинций в одно государство под названием Нидерланды). Именно
этот гимн считается первым гимном в Европе.
Как справедливо отмечает
Е. В. Пчелов (Там же) другие государственные гимны появились в XVIII- XX веках. Верно было им подмечено, что происхождение гимнов в
разных странах имело свои особенности: в одних случаях в качестве гимна
выступала молитвенная песня, в других - военный марш или революционная мелодия.
Но при всем этом все они превращались в постоянные символы соответствующих
государств, торжественные звуки которых объединяли нацию, вселяли в нее чувство
гордости и уважения к своей родине и вдохновляли народ на новые дела и
свершения.
Следующим национальным
гимном стал английский под названием «Боже, храни короля» (God save the King), составленный в 1743 году в Лондоне композитором
Генри Кэри (ок. 1690-1743). О возникновении и значении этого гимна писали Н. А.
Соболева (72,170), В. В. Крутов (38,91-92) и Е. В. Пчелов (58,112). Впервые
этот гимн был исполнен в 1745 году. Он написан по типу церковного хорала. В нем
прославлялся государь. Популярность английского гимна была огромная: его
мелодия с небольшими изменениями стала основой гимнов 23 стран, в том числе
Дании (1750), Пруссии (1793), России (1816), Швейцарии (1830), Германии (1871)
и др.
Кроме того, указанные
авторы отмечали, что Г. Кэри, кроме гимна, составил более 100 баллад, а также
писал песни, кантаты, оперы, водевили - в большинстве случаев на собственные
тексты. А его патрическая песня «Боже, храни короля» впервые прозвучала в одной
из театральных постановок. После чего она имела огромный успех в Англии и
вскоре стала гимном этой страны, являясь таковым и в наше время.
Немного другим было происхождение
государственного гимна Франции. Об истории возникновения и значении гимна
Франции писали С. М. Хентова (76,6-10), В. С. Гнидаш (20,46), Н. А. Соболева
(72,71-72), В. К. Романовский (61,35-36), Е. В. Пчелов (58,112,127-129) и др.
Автором слов и музыки
гимна Франции стал военный инженер в звании капитана, поэт и композитор Клод
Жозеф Руже де Лилль (1760-1836).
Весной 1791 года он
прибыл для прохождения службы в Рейнскую армию, дислоцировавшуюся во
французском пограничном городе Страсбурге, расположенном на реке Иль близ ее
впадении в Рейн.
Известно, что падение
Бастилии 14 июля 1789 года стало началом Великой французской революции. Чтобы
задушить эту революцию, Австрия и Пруссия готовы были начать войну против
Франции. В связи с чем Национальное собрание Франции весной 1792 года объявило
войну Австрии и Пруссии. Рейнская армия, в которой служил Руже де Лилль,
готовилась в поход против австрийских и прусских войск. Именно в это время,
чтобы воодушевить солдат и офицеров Рейнской армии Франции на борьбу с внешним
врагом, Руже де Лилля попросили написать боевую походную песню. Просьба ему
была передана поздно вечером. В глубоком патриотическом порыве де Лилль за одну
ночь сочинил слова и мелодию военной по тематике песни. За что его современники
назвали «гением одной ночи».
Назвал свое сочинение
так: «Боевая песня Рейнской армии». Как указывает уже названная нами Н. А.
Соболева, исследователям до конца не удалось выяснить, какую роль эта песня
сыграла в военных делах рейнской армии. В то же время она сыграла огромное
значение в революционных событиях Франции. Эта песня особенно понравилась
марсельцам, которые назвали ее вначале «Маршем Марсельцев», а позже -
«Марсельезой». Они организовали батальон в 500 человек для помощи восставшим
парижанам, который сразу же отправлялся в Париж. После двадцативосьмидневного
марша этот батальон подошел к Парижу. 30 июля 1792 года он вступил в
Сент-Антуанское предместье Парижа под проницательные звуки «Марсельезы» для
оказания помощи восставшим паританам. «Марсельеза» имела успех и за пределами
Франции. В связи с чем позже появилось в разных странах бесчисленное количество
других «Марсельез», со своими текстами. Так возникли чешская, венгерская,
сербская и даже русская «Марсельезы». О последней «Марсельезе» будет сказано в
этом пособии позже, когда она станет государственным гимном России после
февральских событий 1917 года.
По Декрету от 14 июля
1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней во Франции, а с 1884
года- официальным национальным гимном Французской Республики, функционирующим и
в настоящее время.
После «Марсельезы» гимн
становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от
предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания.
Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся
по Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе произошли буржуазные
революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под
воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и
борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А.
Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей,
славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден
славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и
единства.
Теперь коснемся вопроса о
возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного
международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом-
песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением
героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже
как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков
было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным
человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За
участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал
за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и
нищим.
Друзья Потье собрали
деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его
«Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же
года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов
«Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».
В июне 1888 года сборник
«Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848-
1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики.
Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им
была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на
празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается
годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.
Нами только что были
рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных
стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и
Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы
показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в
Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в
какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского
гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских
гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.
А вот когда и при каких
обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов
или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном
пособии позже.
А теперь коснемся вопроса
о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос
рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов
(58,112), В. К. Романовский (61,30).
В Древней Руси
торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А
богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году.
Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях,
являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести
следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия
Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60
труб, а владимиро -суздальцы – 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том,
что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена
как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные
минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода.
Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа,
благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его,
ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки,
восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить
нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине
слава! Аминь»
Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка
во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое
духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях,
сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что
в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор
«Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные
песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий
общегосударственного значения (71,66).
Впоследствии церковное
песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты,
которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и
бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре
они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические
темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны,
исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед
Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия,
именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».
Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях
исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными
и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн
«Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов
Императорской семьи, при коронации русских царей.
В XVIII веке появились трехголосные хоровые
канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические,
любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский
характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения,
прежде всего городского.
В свое время Петр Великий
внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей
государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как
вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но
после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его
личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период
его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов,
приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял
личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов.
Например, в 1699 году Петр I
купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.
Известно, что Петр
Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в
составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы,
трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии
Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской
битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев
военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими
армии шведского короля Карла XII.
С целью развития военной
музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года
было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь
свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью
существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед
лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в
штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.
В царствование Петра I появились условия, потребности и
возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки
в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил
появиться: в первой четверти XVIII
века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен.
Созданные Петром I Преображенский и
Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине.
Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|