Курсовая работа: Здоровый образ жизни как научная проблема
На первое
место большинство учителей (25 % опрошенных) поставили «Вести осмысленную
жизнь» (табл. 1). Вероятно, это связано с тем, что он был задан после варианта
«Не вести беспорядочную половую жизнь» и противовес ему – «Вести осмысленную
жизнь». Большинство студентов (28,5 %) на первое место поставили «Не
употреблять наркотики». Явное отражение бытующих представлений в студенческой
среде, возможно связанное, в том числе, с интенсивной антинаркотической
пропагандой. Но отношение к таким вредным привычкам, как курение и употребление
алкоголя, не всегда отрицательное. Если у педагогов вариант ответа»не пить»
связан с ЗОЖ (3-е место), то к курению учителя относятся более благосклонно.
Студенты курение и употребление алкоголя слабо связывают с ЗОЖ – 8-9 места
соответственно
Гармоничные
отношения в семье больше волнуют студентов (9,5 %), чем у учителей (1,6 %).
Позитивное
отношение к себе, по мнению студентов, вообще не связанного со здоровым образом
жизни. Учителя больше внимания уделяют позитивному отношение к себе (6-е
место). Но удивительно, что ни один педагог и все студенты – будущие педагоги,
не считают, что доброжелательное отношение к другим людям связано со здоровым
образом жизни.
Сама
процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни
расширила представления респондентов о нем. Такого типа исследования выступают
еще и фактором формирования более полных представлений о здоровье и факторов
его определяющих.
В иерархии
ценностей здоровье у всех участников исследования стоит на первом месте, семья
– на 2-м (табл. 2). В этом проявляется понимание того, что семья – это источник
поддержки и сил для любого человека.
В системе
первое место традиционно занимает здоровье. Но выявилось противоречие: с
возрастом ценность здоровья, по нашему мнению, должна возрастать в связи с
появлением возрастных проблем со здоровьем. Здоровье же оказалось наиболее
значимо для каждого второго студента, и только около 40 % опрошенных педагогов
поставили здоровье, как ценность, на первое место.
По отношению
к семье мнения также совпали: практически каждый пятый опрошенный поставил
семью, как ценность, на первое место.
Уверенность в
себе важна для 16,0 учителей, но не имеет значения для студентов. Для них более
значимым является творчество – 3-е ранговое место.
Студенты
оказались более стереотипными в выборе. Ценности, занявшие первые два места,
выбрали трое из четырех опрошенных студентов, учителя – около 60 %.
Любовь имеет
первоочередное значение для 8,0 % студентов и 8,9 педагогов. Очевидно, с одной
стороны, любовь для женщин, как ценность, менее значима (4-е место), с другой -
16 –я и любовь оказались слабо связанными друг с другом. На наш взгляд,
выявлена особенность, которая требует дополнительных социально-психологических
исследований: семья как ценность значима практически для каждого пятого
опрошенного педагога и студента, но отношения в семье почти не основаны на
любви и слабо связаны со здоровьем.
Это может, по
нашему мнению, указывать на тенденцию к возрастанию индивидуалистических, в
большей степени «западных» ценностей, к отходу от свойственной российской ментальности
общинности, стремления к коллективизму, любовь ближнему. Но стремление к
удовольствиям – «американизированная» ценность, менее значимо для российских
учителей и студентов. «Развлечение», как ценность, заняло 6-е ранговое место у
молодых студентов и не имеет значения для педагогов.
Познание и
развитие мало значимы для учителей и будущих учителей – студентов. Эти ценности
заняли соответственно 5-е и 7-е место у педагогов и не значимы для студентов.
Полученный результат согласуется с изучением готовности к саморазвитию учителей
начальных классов, проведенной нами в городской гимназии. На вопрос «Хочу знать
себя и могу совершенствоваться?» ответили утвердительно только 18,2 %
опрошенных педагогов. «Хочу знать себя» - 63,6 %, «Не хочу знать себя» - 9,1 % и
«Не могу измениться» - 36,4 % педагогов.
Очевидно,
именно поэтому ценность «Образование» заняла 5-е и 6-е места соответственно у
студентов и учителей.
Низкий
рейтинг ценности «Интересная работа», как для учителей, так и для студентов,
вероятно, отражает отношение к профессиональной работе как рутинной,
неинтересной, но обязательной деятельности. Альтруизм не свойствен опрошенным
студентам и счастье других не является для них первостепенной ценностью. Но эта
ценность значима для 3,6 % педагогов.
Материальная
обеспеченность не является ценностью для учителей и только на 7-м месте у
студентов. При этом творчество для педагогов и тем более для студентов,
оказалось более значимым, чем материальная обеспеченность.
Удивительно
единодушным оказалось безразличное отношение к дружбе и красоте. Ни один из
опрошенных не поставил эти базовые для человека ценности на первое место.
Таблица
1.
Варианты ответов ранговые места |
Студенты |
Учителя |
% |
Место |
% |
Место |
Не пить |
1,9 |
8 |
13,3 |
3 |
Не курить |
1,4 |
9 |
3,3 |
7 |
Заниматься спортом |
7,1 |
6 |
10,0 |
4 |
Питание |
19,0 |
2 |
13,3 |
3 |
Не употреблять наркотики |
28,5 |
1 |
16,6 |
2 |
Не вести беспорядочную половую жизнь |
0,9 |
10 |
- |
- |
Вести осмысленную жизнь |
14,2 |
3 |
25,0 |
1 |
Жить полноценной духовной жизнью |
4,7 |
7 |
6,6 |
5 |
Позитивное отношение к себе |
- |
- |
5,0 |
6 |
Доброжелательное отношение к другим людям |
- |
- |
- |
- |
Гармоничные отношения в семье |
9,5 |
4 |
1,6 |
8 |
Саморазвитие, самосовершенствование |
7,6 |
5 |
5,0 |
6 |
Таблица
2
Варианты ответов |
Студенты |
Учителя |
% |
Место |
% |
Место |
Образование |
2,8 |
5 |
3,6 |
6 |
Здоровье |
50,0 |
1 |
39,6 |
1 |
Семья |
23,8 |
2 |
19,6 |
2 |
Дружба |
- |
- |
- |
- |
Красота |
- |
- |
- |
- |
Любовь |
8,0 |
4 |
8,9 |
4 |
Познание |
- |
- |
5,3 |
5 |
Развитие |
- |
- |
1,8 |
7 |
Уверенность в себе |
- |
- |
16,0 |
3 |
Творчество |
9,5 |
3 |
3,6 |
6 |
Интересная работа |
0,9 |
7 |
- |
- |
Материальная обеспеченность |
0,9 |
7 |
- |
- |
Счастье других |
- |
- |
3,6 |
6 |
Развлечение |
1,4 |
6 |
- |
- |
Таким
образом, ценность здоровья и зависимость от него качества жизни подчеркивает большинство
опрошенных, общая неуверенность учителей, снижает стремление к красоте и
совершенству, снижает мотивацию к здоровому образу жизни. Осознание важности
здорового образа жизни для эффективности жизнедеятельности и самореализации на
когнитивном уровне при весьма ограниченных стереотипных представлениях о нем и глубинных
несформированных установках приводит к тому, что в большинстве случаев лишь
экстремальные ситуации могут побудить к реализации здорового образа жизни.
Очевидно, это и является одной из причин проблем со здоровьем педагогов и
будущих учителей – студентов, а в последующем и у школьников.
Страницы: 1, 2, 3
|