рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Правовое регулирование медицинской деятельности

Реферат: Правовое регулирование медицинской деятельности

Введение

На протяжении всего существования человечества определённым ценностям и благам придавалось особое значение. С развитием цивилизации менялся менталитет, что приводило к появлению новых предпочтений и желаний. Однако оставалась такая группа ценностей, которым придавалось неизменное значение. Жизнь, здоровье, свобода, доброта, справедливость – это высшие моральные ценности. Конституции ряда стран и международные правовые акты закрепляют их в качестве необходимых и общепризнанных прав человека.

Цель любого государства – защита прав и законных интересов граждан. Государство должно обеспечить каждому человеку необходимые условия для достойной жизни, для сохранения и совершенствования своего морального и материального жизненного уровня.

Как видно из наблюдений за развитием многих государств, уровень их благосостояния напрямую зависит от удовлетворённости населения качеством жизни. При этом само качество жизни связано с эффективностью и правильностью политики государства в области отношений между властью и гражданином. Вот такой получается замкнутый круг.

Действительно, государство представляет собой устойчивый механизм организации жизни людей, при котором важное место занимают взаимоотношения между правящей верхушкой и населением. От такого взаимодействия зависит работа всей страны как единого целого.

Актуальность темы исследования. Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Согласно Конституции Республики Беларусь, в Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья, и медицинскую помощь, закрепленное в ст.41 Конституции Республики Беларусь. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В то же время в Республике Беларусь принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной, но и частной системы здравоохранения.


1.         Правовое регулирование медицинской деятельности

Эффективность реализации права граждан на охрану здоровья в условиях кризиса системы здравоохранения во многом зависит от того, насколько совершенно законодательство, то есть насколько полно урегулированы отношения в каждом из нормативных правовых актов. [1, с.80]

Из анализа законодательства о здравоохранении видно, что существующая законодательная база не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня. В совершенствовании законодательства в сфере здравоохранения нуждаются некоторые законы: к их числу относится Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека». Трансплантация органов и тканей человека является разновидностью методов лечения, который отличается от всех других необходимостью донора. Забор трансплантатов у живых доноров отличается от обычной хирургической операции тем, что при изъятии не преследуется терапевтическая цель – цель улучшения здоровья донора, а, напротив, причиняется вред его здоровью, поскольку такая операция ориентирована на улучшение здоровья реципиента. По этой причине требуется не только медицинское заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия органов и (или) тканей, но и более конкретная правовая регламентация лечения пересадки органов. [1, с.81]

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. №2435 (новая редакция принята 20 июля 2008 года) носит комплексный характер: он содержит нормы гражданского, административного, трудового права, права социального обеспечения, в том числе медицинского права, и др.

К новациям закона относятся:

·          пересмотр статьи-глоссария (дополнение её новыми терминами);

·          изменение структуры Закона (введение новых глав), введение ряда новых концептуальных положений (в частности, касающихся условий оказания медицинской помощи). [4, с.26]

Новая редакция закона содержит много отсылочных норм, что, безусловно, девальвирует роль закона как прямого отсылочного регулятора общественных отношений. Некоторые отсылочные нормы до сих пор не обеспечены регламентацией на подзаконном уровне. В частности, на данный момент в Беларуси отсутствует законодательство о страховании профессиональной ошибки медицинских (фармацевтических) работников. [2, с.26]

Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и его компонентов» был принят в целях защиты прав доноров и реципиентов. Необходимость принятия данного закона связана с тем, что остро стояла проблема заражения донорской кровью в Республике Беларусь. Действующее законодательство достаточно полно регулирует отношения, связанные с донорством крови и его компонентов, однако некоторые положения нуждаются в совершенствовании.

Необходимо ввести понятие термина «продукты крови». Поскольку Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и его компонентов» распространяется исключительно на кровь, продукты из крови и составляющие кровь элементы. «Продукты крови» - это лечебные средства, полученные из крови, кровяные, плазменные или серные консервы и компоненты крови и (или) содержащие для лечебных целей частицы. [1, с.87]

В вышеназванный закон необходимо включить понятие активное волеизъявление. Перед проведением пожертвования необходимо компетентно ознакомить потенциального донора с сущностью пожертвования, его значением и механизмом осуществления. Лицо, чтобы стать донором должно сделать активное волеизъявление, а именно: подписать его, а также засвидетельствовать в письменной форме, что суть происходящего ему была объяснена.

Важно установить нормы в законодательстве, которые бы предусматривали ответственность врача – за непротестирование лица, желающего стать донором, на инфекционные заболевания или нарушение данного порядка. В Законе Республики Беларусь «О донорстве крови и его компонентов» установлена ответственность за нарушение донором обязанности сообщить сведения о состоянии своего здоровья.

Необходимо отметить, что Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и его компонентов» не содержит процедур и механизмов реализации предписаний, что, в свою очередь, способствует невыполнению их, осложняет работу. Так, не закреплены на ведомственном уровне требования к отбору доноров, стандартное тестирование донора, необходимые лабораторные исследования, не определён порядок ведения соответствующей документации. [1, с.88]

2. Понятие медицинской услуги

Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. Хотя понятие возмездного оказания услуг понимается в литературе неоднозначно, услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукт деятельности, предназначенного для свободного эквивалентного обмена произведёнными благами.

Подобный подход в трудах по экономике и юриспруденции традиционно связывается с квалификацией услуг как особой потребительной стоимости. При этом обычно ссылаются на К.Маркса, который, исходя из такого понимания услуги, писал, что «труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности».

Воспроизводя данное положение, некоторые авторы безосновательно суживают сферу использования услуг. По их мнению, в неё входят только те экономические отношения, кода граждане для удовлетворения своих потребностей получают особую потребительную стоимость в виде деятельности обслуживающей организации.

В последнее время в сфере приложения наемного труда значительно возросло количество договоров возмездного оказания услуг. Видимо, это сыграло далеко не последнюю роль при выделении законодателем указанных договоров в отдельную главу Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Под услугами в гражданско-правовом смысле этого термина понимаются действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе самой деятельности. Примером может быть оказание посреднических, информационных, юридических, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг.

В зависимости от формы выражения результата деятельности по оказанию услуг, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован исполнителем положительный результат работ, различаются услуги материальные и нематериальные.

Материальные услуги получают объективированное, овеществленное выражение и воплощаются в создании новой вещи, ее перемещении и пр. К таковым могут быть отнесены парикмахерские услуги, услуги по перевозке и т.п. Результат этих услуг всегда может быть гарантирован лицом, их оказывающим (определенная модель прически, достижение нужного цвета волос при их окраске, доставка пассажира в пункт назначения и т.д.).

Нематериальные услуги характеризуются тем, что они не воплощены в определенном результате, более того, этот результат не гарантируется. Примером могут служить медицинские, образовательные, юридические услуги. Врач, оказывающий платную медицинскую услугу, может быть специалистом высочайшего класса, но достижение позитивного результата (например, выздоровление больного) зависит не только от качества оказываемых услуг, но и от состояния здоровья больного, индивидуальных особенностей организма и ряда других причин.

Регулирование услуг в гражданско-правовой сфере достигается с помощью различных договорных форм, предопределяемых, в свою очередь, видом услуги, формой выражения ее результата. Так, общепризнанным является то, что экономические отношения по оказанию материальных услуг формализуются в различных видах договоров подряда. В процессе оказания этих услуг достигается овеществленный результат.

И наоборот, деятельность по оказанию нематериальных услуг трансформируется в договорные отношения по оказанию юридических, консультационных, информационных, аудиторских услуг, услуг связи, услуг по обучению и др.

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК).

Статья 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь, определяющая договор возмездного оказания услуг, содержит примерный перечень услуг, в числе которых называет медицинские услуги. Из всех богатств, которыми дано владеть человеку, самыми ценными являются жизнь и здоровье, и они должны быть надежно защищены. Что бы ни декларировали защитники профессиональных интересов врачей, гражданин, обращающийся за оказанием медицинской помощи (пациент) в силу самой специфики возникающих при этом отношений, неизбежно остается в них наиболее уязвимой, беззащитной стороной, соблюдение прав и интересов которой становится обязанностью государства и общества [3].

Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в статье 45 Конституции Республики Беларусь [4].

Таким образом, квалифицирующие признаки услуги как объекта гражданских прав экстраполируются на медицинские услуги, с учетом специфики последних. Следовательно, чтобы сформулировать понятие «медицинские услуги» необходимо определить конституирующие признаки самой «услуги» и специфику именно медицинской услуги.

Из содержания статьи 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь следует, что услуга представляет собой определенные действия или определенную деятельность, осуществляемую исполнителем по заданию заказчика. Данные действия или деятельность направлены на достижение определенной цели. В специальной литературе распространена точка зрения, что услуга не производит овеществлённого результата и не существует после завершения деятельности услугодателя, в противном случае возникшие отношения опосредуются обязательствами по оказанию услуг [5, с.44].

Наличие или отсутствие результата не влияет на решение вопроса об ответственности услугодателя. Квалифицирующим фактором является выполнение услугодателем добросовестно всех необходимых действий, для достижения обусловленной заказчиком цели [6, с.540].

Деятельность услугодателя, по общему правилу, не воплощается в овеществленном результате. В то же время услуга может иметь материальный (овеществленный) результат, но дачный результат в отличие от обязательств по производству работ, не может существовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, именно в гой форме и в том функциональном назначении, в котором он существовал для первоначального услугополучателя.

Понятие медицинской услуги не раскрывается ни в одном нормативном правовом акте, но можно определить основные черты. Во-первых, медицинская услуга – это деятельность, которую могут осуществлять не все лица. При её оказании законом определяются повышенные требования к квалификации исполнителя. На этом основывается подтверждающий дееспособность соответствующих лиц порядок выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности субъекту хозяйствования. Таким образом, медицинская услуга – профессиональная деятельность или совокупность профессиональных действий. Во-вторых, деятельность должна осуществляться для достижения определённой цели. Медицинская деятельность основывается на объективной потребности людей в сохранении и воспроизводстве своего телесного существования и когда лицо субъективно ощущает страдания, вызванные нарушением нормальных жизненных процессов. В-третьих, по общему правилу медицинская услуга не имеет овеществлённого результата. В то же время она может быть сопряжена с созданием материального компонента [7, с.228].

Предмет регулирования законодательства в области здравоохранения связан со следующей цепочкой терминов: «медицинская помощь» - «лечение» - «медицинская услуга» - «медицинское вмешательство». Определения этих терминов и их взаимосвязь не безупречны. В частности, категория «медицинская помощь» определяется через термин «медицинская услуга». Между тем медпомощь оказывается как в рамках медуслуги, так и вне её, поэтому категория медпомощи шире понятия медуслуги. Медпомощь в рамках медуслуги оказывается в обстоятельствах обоснованного риска. Возникновение состояния крайней необходимости выводит оказание медпомощи за рамки медуслуги: это действия в чужом интересе без поручения (например, при оказании первой помощи). Оплате подлежит медуслуга, а не медпомощь. [2, с.26]

К сожалению, Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» не разделяет медицинские и сервисные услуги. Последние имеют место при стационарном лечении, когда пациент получает определённый комплекс услуг (постельные принадлежности, питание и т.п.), сходных с гостиничными услугами. В соответствии со ст. 41 Закона пациент имеет право на «пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства». К сожалению, данная норма остаётся декларативной и не имеет своего обеспечительного механизма.

У государства имеется стремление признать медицинскими услугами действия, не связанные с медицинской помощью. Например, в перечне платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» названы:

·          косметологические услуги;

·          услуги пластических хирургов;

·          услуги солярия;

·          разработка индивидуальных диет по желанию граждан при отсутствии медицинских показаний. [6, с.27]

Постановлением Совета Министров от 10.02.2009 № 182 утвержден перечень из 48 платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения порядок их оказания. Среди услуг, включенных в перечень:

·          пластическая хирургия (за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям);

·          косметологические услуги;

·          многочисленные нетрадиционные методы диагностики и лечения;

·          семейная психотерапия;

·          все виды профилактических осмотров;

·          предоставление медико-социальной помощи в стационарах;

·          консультации врачей-специалистов, в т.ч. сотрудников кафедр;

·          бальнеологические, грязеводотеплопроцедуры, спелеотерапия, галотерапия (наземная спелеотерапия), массаж, пневмомассаж, гидроаэробика, баротерапия (гипо- и гипербарическая оксигенация), услуги солярия, выполняемые по желанию граждан;

·          коррекция зрения с помощью контактных линз;

·          избавление от табакозависимости и тревожных расстройств.

·          постановка и извлечение внутриматочной спирали, кроме социальных показаний.

·          стерилизация хирургическая по желанию граждан.

·          инсеминация спермой донора, экстракорпоральное оплодотворение при использовании вспомогательных репродуктивных технологий, консервация спермы и т.д. [8]

Согласно документу платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медпомощи и оказываются гражданам Беларуси госучреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно. В договоре с заказчиком должны определяться объем и стоимость услуги, сроки ее оказания, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон по договору.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» регулирует наряду соотношениями, возникающими по возмещению ущерба при оказании бытовых услуг и при реализации товаров, ещё и отношения, возникающие по возмещению ущерба, причинённого здоровью при оказании медицинской помощи. В действующем законодательстве медицинская помощь рассматривается как разновидность услуг, где пациент выступает в качестве потребителя медицинских услуг, а учреждение здравоохранения – в качестве исполнителя. Таким образом, регулирования вышеназванных отношений Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» приравнивает медицинских работников к работникам бытовых услуг, а лечение к бытовому подряду. Но, если обувь можно заменить, платье перекроить, то заменит орган, улучшить неподдающееся восстановлению здоровье невозможно.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.