рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Проект упаковки для пищевой промышленности

Обзор рынка новогодней упаковки можно провести в два этапа. На первом этапе рассмотреть конструктивные особенности представленных образцов. На втором этапе оценить художественное оформление.

2.2 Анализ упаковок по конструкции

На рисунке 2.1 изображена типичная коробка. Коробка имеет трапециевидную форму. Углы её вогнуты вовнутрь, стенки выгнуты наружу. Клапаны крышки приклеены друг к другу, что создаёт определённое неудобство. Так как возникают трудности при открытии, и теряется внешний вид. Ручка полукруглая, отверстие для руки очень маленькое, поэтому держать такую коробку не очень удобно.

На рисунке 2.2 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория F – коробки особой формы и специальной конструкции. Так как коробка с трапецеидальным основанием входит в категорию F и форма рассматриваемого образца на рис. 2.1 достаточно интересна, то можно отнести её к категории F.

Коробка на рисунке 2.3 имеет форму трапеции. Клапаны крышки приклеены друг к другу. Это создаёт такие же сложности при открывании как у коробки на рисунке 2.1. Дно выполнено по конструкции донного самозатвора. На боковых стенках выполнено окно в форме ёлочке, заклеенное прозрачной плёнкой. Отсутствие ручек вызывает неудобства.

На рисунке 2.4 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория С – поясные коробки. Так как коробка с продольным клеевым швом по высоте Н, а также стороны коробки могут иметь непрямоугольную форму и быть расположены под углом к основанию, то можно отнести её к категории С.

Ещё одна коробка, выполненная в форме трапеции. На боковых стенках выполнены окошки, с вклеенной плёнкой. Крышка с выгнутыми наружу стенками и вогнутыми внутрь по углам является одним целым с боковыми стенками. Ручка очень маленькая, похоже, что она выполняет только декоративную функцию.

Эта коробка по конструкции короба похожа на экземпляры категории С (см. рис. 2.4), но конструкция крышки несколько нестандартна (см. рис. 2.2). Поэтому более правильно будет отнести эту коробку к категории F.

Коробка пирамидальной формы. Смотрится достаточно органично, но открывается она снизу, что неудобно. Так как каждый раз, когда открываешь коробку нужно её переворачивать. Соединительные клапаны могут утратить жёсткость и коробка потеряет свою форму. Ручки тоже маленькие, нести коробку совершенно неудобно (рис. 2.7).

На рисунке 2.7 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория D – складные коробки из одной заготовки, собираемые без клеевых соединений. Так как коробка собирается с помощью клапанов «бабочек», они вставляются в прорези и затем их боковые ушки расправляются, что препятствует их выходу из прорезей, а также стороны коробки могут иметь непрямоугольную форму и быть расположены под углом к основанию, то можно отнести коробку к категории D.

Коробка выполнена в форме пакета (см. рис. 2.8). Крышка одно целое с пакетом. Перекидываясь на другую сторону, она закрывается с помощью клапана, который вводится в отверстие. Ручки просто верёвочные с узелочками на концах, что препятствует выскальзыванию их из отверстий. Конструкция такой коробки очень простая, но одна из самых практичных из всех образцов представленных здесь. Но всё же эту коробку нужно отнести к категории F по каталогу ECMA.

Коробка, являясь прямоугольной, имеет форму домика, выступающей деталью является новогодняя ёлка, она вставлена с помощью клапанов с замками, которые препятствуют обратному движению вставки. Ручка также является вставным элементом. Но непонятно выдержит ли крепление крыши к коробке подъём за ручку. Главный недостаток этой конструкции – непродуманная верхняя часть – крыша. Крыша топорщится, боковые стенки тоже. Из-за этого между стеной и крышей образуются очень большие щели. Из-за этих щелей может произойти порча продукта или частичная его потеря при транспортировке. Такая конструкция производит впечатление очень ненадёжной (см. рис. 2.9).

В этой части были рассмотрены коробки по конструктивным признакам, которые представлены на рынке на декабрь 2004 года (магазин «Седьмой континент»). Конечно, это далеко не все представленные образцы, но наиболее распространённые и наиболее типичные. Все представленные образцы удобны для использования на больших новогодних мероприятиях, когда нужен недорогой и «удобный» подарок, за исключением, быть может, коробки на рис. 2.8 . Но когда подарок приобретается «в семью» к нему предъявляются более высокие требования по оригинальности конструкции, надежности и художественному оформлению, о чём будет сказано в следующей части.

2.3 Анализ художественного оформления упаковки для новогодних подарков

Подарочную упаковку можно подразделить на:

1) богатую - богатое оформление с позолотой и т.д., предполагает своим потребителем человека с большими (средними) доходами, но при этом среднего культурного уровня;

2) изысканную - потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом;

3) нарядную упаковку, предназначенную для женщин;

4) яркую - для ребенка;

5) вызывающую (шокирующую), рассчитанную на подростка-ти-нэйджера.

Цепочка: отправитель — кодировка — обращение — расшифровка — получатель. Дизайнер должен таким образом составить свое послание к потребителю, чтобы он мог правильно его понять. Для этого учитываются психологические, культурные, национальные возможности цвета, изображения, формы, шрифта, композиции, символические знаки, разновидностью которых мы можем считать орнамент. Кроме того, осуществляются сегментирование рынка и позиционирование товара на нем, учитываются традиции в оформлении товаров различных категорий продуктов.

Вербальная информация является линейной и направлена на пробуждение разума (обращена к разуму).

Визуальная информация является фенестративной (окно) и направлена на пробужденье эмоциональной сферы.

В случае упаковки эти две системы передачи информации составляют единое целое, что позволяет воздействовать одновременно на разум и эмоции потребителя. В зависимости от возраста и культурного уровня потребителя при определении предназначения товара делается соответствующий акцент.

Способы визуального воздействия: изображение, цвет, композиция, ритм. Шрифт является принадлежностью как визуального (особенно в названиях), так и вербального способа передачи информации.

В упаковке эти два уровня передачи информации дополняют друг друга, частично дублируя друг друга, но при этом, воздействуя на различные области человеческой психики: фенестративный обращается к эмоциональной сфере, а линейный - подкрепляет первый, обращаясь к разуму покупателя. Выступая вместе, они создают избыточность информационного воздействия и препятствуют помехам полностью или частично исказить закодированное сообщение. Под помехами имеется ввиду неправильно выбранное цветовое решение, визуальный ряд, различное освещение в магазинах, плохое полиграфическое исполнение и т.д.

Основные факторы, определяющие воздействие на формирование необходимых установок у потенциального потребителя. Какими выразительными способами дизайнер может решить эту задачу:

1)материалы, используемые в упаковке;

2) форма, конструкция и размер;

3) цвет;

4) графическая композиция.

Выбор материала может создавать желаемый образ продукта. Товары повседневного спроса упаковываются в недорогие материалы, которые обеспечивают, прежде всего, сохранность продукта. Выбор материала для упаковки очень важен, но особенно значим он для эксклюзивной и подарочной упаковки.

Наибольшая опознавательная (различительная) способность - у формы, у сочетания ее с цветом — практически абсолютная различительная способность. Форма - более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различимых моделей. Кроме того, форма используется при создании подарочных упаковок, предназначенных к реализации во время различных праздников. Можно назвать различные упаковки к новогодним праздникам — в виде сундучков, домиков, нарядных коробочек, ко Дню Святого Валентина — в виде сердца, к Пасхе — в виде яйца.

К форме предъявляется ряд требований:

1. Прежде всего, должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.д., то есть рука человека выступает как основная точка отсчета.

2. Вес рассчитывается таким образом, чтобы среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.

3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась, и ее можно было бы легко взять. Придумываются специальные мини-прилавки для продажи штучных товаров. Форма определяет и композиционное решение упаковки.

Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации, или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации: например, небольшие упаковки или флакончики могут способствовать созданию ощущения изысканности, уникальности, престижности. Маленький размер возможен при создании подарочных эксклюзивных упаковок с использованием дорогих материалов, графическое решение в данном случае может быть миниатюрным и особенно тщательным. Но в то же время может быть создана подарочная упаковка для конфет - большая эффектная коробка с минимальным наполнением, в данном случае подарком, знаком уважения и внимания будет служить сама коробка, стоимость которой может быть не меньше стоимости содержимого.

Конструкция должна позволять легко получить доступ к содержимому упаковки, если это не опасный продукт. Эти дизайнерские задачи должен осуществлять не столько дизайнер-график, сколько дизайнер-технолог при проектировании упаковки.

Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет, прежде всего, привлекает внимание. Цвет, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие корни в психике человека. Несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, разные народы по-разному воспринимают оттенки других основных цветов. Помимо цветовых предпочтений, обусловленных культурной традицией и географической средой, существуют предпочтения возрастные. Так, дети и молодежь, то есть наиболее эмоциональная и энергичная часть социума, любят чистые и яркие цвета, особенно красный, правда, нужно учитывать влияние моды. Художник-дизайнер и в этом случае обязан учитывать культурный уровень того сегмента рынка, на который рассчитан данный товар, географический, национальный, возрастной и т.д.

Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке. Это явление используется при создании упаковок. Белый цвет, цвет чистоты, — основной в упаковках лекарств. Продукты питания часто закладывают в упаковки желто-коричневой гаммы как наиболее съедобной. Оранжевый цвет наиболее приятен для пищеварения.

Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном и ассоциативном восприятии. Моторные - это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные - связаны с историей развития человеческой культуры. Мы предлагаем выделить следующие ассоциации.

1. Исторические - готический шрифт вызывает ассоциации с временами рыцарства и поклонения прекрасной даме, а рубленый - с эпохой революции.

2. Национальные: кириллица - славянские народы, арабская вязь - Восток и т.д.

3. Образные - это, прежде всего рисованные шрифты, где активно используются цвет и фактура. Причем, таким образом, может быть решена вся надпись или отдельные буквы, которые могут становиться изображением. На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение.

Название, выполненное специально подобранным или созданным шрифтом, вначале воспринимается как часть зрительного ряда и не должно вступать в противоречие с изображением. Оно должно дополнять и усиливать его.

В упаковке чаще всего используется симметричная композиция. Она более уравновешена, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности - качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.

В композиции обязательно должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения. Если весь изобразительный ряд находится на верху упаковки, он зрительно перевешивает, поэтому упаковку все время хочется перевернуть.

Ритм является организующим способом в создании композиции. В то же время ритм в композиции является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов — геометрических знаков, орнамента — имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Чувство целесообразности правильной формы в виде инстинкта закрепляется даже у животных. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии.

Из всех этих упаковок наиболее выигрышное положение у коробок на рис. а,б. Так как эти подарки выпущены под товарным знаком «Красный Октябрь» (Товарные знаки – это зарегистрированные в условленном порядке обозначения, служащие для того, чтобы отличать товары одних предприятий от однородных товаров других предприятий). Марка «Красный Октябрь» имеет долгую историю, и завоевала доверие и любовь покупателя. Она ассоциируется с качественным продуктом, а также вызывает хорошие воспоминания о детстве у взрослых покупающих подарки для своих детей. Поэтому этим подаркам могут отдать предпочтение при одинаковой цене, и если другая фирма не привлечёт своим более оригинальным дизайном. Коробка (б) вызывает боле положительные реакции благодаря яркому красному и оранжевому цвету и форме. Коробка (а) имеет преобладающий синий цвет, что более мрачно и строгую форму, не навивая праздничного настроения. Упаковки на рис. в,г имеют торговую марку «Слад*Ко». Вряд ли она вызывает такие ассоциации, скорее всего многим такая марка вообще неизвестна. Поэтому здесь нужно стремится к яркой оригинальности если не в конструкции, то в дизайне. Но эти коробки нельзя назвать очень оригинальными, особенно коробку на рис. г. Коробка (в) благодаря форме пирамиды похожа на ёлку и её зелёный цвет вызывает неплохие ощущения, но он мог бы быть более ярким и сочным. Коробка (г) цвет имеет яркий, но сюжет не связан с новым годом, что не добавляет хорошего настроения при взгляде на этот подарок. Подарок на рис. д имеет простой дизайн как и конструкцию, но он ярок и жизнерадостен. Для детей младшего возраста такая коробка будет очень уместна. Но, по-моему, что-то в этой коробке привлекает, и она вызывает симпатию. Наименее привлекательная коробка на рис. е, хотя коробка похожа на домик, но её дизайн мог быть более интересен и ярок. Бледный охро-коричневый цвет вызывает уныние, как будто домик давно забросили, недостаток конструкции на крыше усиливает это впечатление.

2.4 Влияние позиционирования товара на конструкцию

Этапы распределения и продажи продукции выдвигают требования к упаковке со стороны торговли.

Рост количества и размеров современных супермаркетов повлиял на требования к упаковке не только в пищевой отрасли, но также и в секторах продуктов гигиены, косметики, бытовой техники, сувениров, компьютеров и периферийной техники. Необходимость выставления богатого ассортимента товаров в хорошо оформленных витринах и на полках магазинов для привлечения внимания потребителей значительно усиливает роль упаковки в сбыте продукции. Критическими стали задачи обслуживания этих постоянно растущих точек розничной торговли, поставки товаров, готовых для показа в витринах и на полках. Сегодня для оживленных супермаркетов требуется так называемая «готовая для витрины упаковка», поскольку постоянный сбыт продуктов предполагает быстрое пополнение товаров на полках. То есть упаковка должна не только иметь «нарядный» внешний вид, но и конструктивно соответствовать. Например, размеры упаковки должны соответствовать типовым размерам полок в магазинах, конструкция способствовать лёгкости позиционирования на витрине и быть узнаваемой.

Следовательно, новогодняя упаковка, чтобы выделяться на общем фоне должна отвечать следующим требованиям:

·  вызывать у покупателя стремление к покупке;

·  вызывать ощущение ценности товара;

·  вызывать ощущение уникальности.

Из вышеперечисленного следует, что ни одна из рассмотренных коробок не отвечает всем требованиям. И как следствие этот товар не пользуется повышенным спросом.

Правильному позиционированию упаковки способствует грамотное расположение упаковки в магазине.

В настоящее время учитывается все: как расположить товары на полках, насколько удалены должны быть полки друг от друга, какова должна быть их ширина, ориентация продукта на уровне глаз, расположение товаров слева, справа, снизу, сверху и так далее.

Здесь же все коробки лежат в одной ёмкости. Некоторые из них помяты, повреждены, другие просто нельзя увидеть. Это, несомненно, уменьшает привлекательность товара, ведь чтобы что-то рассмотреть необходимо рыться в «куче» коробок, что раздражает.

Более правильно было бы расставить коробки на полки по видам, чтобы их было видно, не повреждалась форма коробок.

В условиях современного рынка упаковка перестаёт быть просто упаковкой, зачастую она несёт дополнительные функции, например, игровые. Но с обычной коробкой это не возможно. Коробка должна заинтересовать ребёнка как объект игры. Взрослых же она должна заинтересовать своей уникальностью и актуальностью, а также, что не маловажно удобством и функциональностью.

Проанализировав все представленные образцы, можно выделить основные недостатки:

·  однообразная форма коробок;

·  маленькие ручки;

·  плохо продуманный дизайн.

Для устранения этих недостатков была разработана новая конструкция новогодней подарочной упаковки.


Глава 3 Проектирование конструкции упаковки для пищевой промышленности на примере упаковки для новогодних подарков

3.1 Выбор материала

К бумажным материалам, предназначенным для изготовления потребительской тары, предъявляется ряд требований.

·  Листовая бумага (картон) должна иметь строго прямоугольную форму; отклонение допустимо в пределах до 0,2 %. Это обеспечит нормальную работу машин по заготовке закроя и хорошее качество изделий.

·  влажность бумаги должна быть в пределах 6—8 %, картона 6-12%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.