Дипломная работа: Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями
Цель: закрепить знания учащихся об основных типах
болезней растений, вызываемых патогенными бактериями и грибами; познакомить с
характерными признаками, распространённых заболеваний сельскохозяйственных
культур.
Материалы и оборудование: живые или гербарные образцы культурных
растений, поражённых болезнями; свежие или консервированные плоды, ягоды,
клубни, поражённые заболеваниями; муляжи органов растений с внешними признаками
заболеваний; лупы, пинцеты, цветные карандаши, атласы болезней растений.
Методические указания: при выполнении лабораторной работы учащиеся должны
познакомиться с внешними признаками заболеваний главнейших полевых, овощных и
плодово-ягодных культур данной почвенно-климатической зоны.
По заданию учителя каждый
ученик изучает 2-3 наиболее вредоносных заболеваний сельскохозяйственных
растений в районе расположения школы.
К занятию необходимо
подготовить и выдать на каждый рабочий стол образцы сельскохозяйственных
культур с характерными признаками грибных и бактериальных заболеваний.
Желательно использовать свежие растения, многие из которых в несезонный
зимне-весенний период рекомендуется заготовить в сооружениях защищённого
грунта. Например, из парников может быть получена рассада поражённых растений
(огурца, томата, капусты), из зимних и весенних теплиц – листья, побеги, плоды
этих и других культур с внешними признаками заболевания (фитофтороза, мучнистой
росы, бактериоза и так далее).
На свежем материале из
хранилищ – корнеплодах, клубнях, луковицах – целесообразно познакомить учащихся
с различными гнилями овощей и картофеля (черная сухая гниль, фомоз и мокрая
гниль моркови, фомоз свеклы, шейковая гниль лука и другие).
Симптомы целого ряда болезней
культурных растений могут быть успешно изучены на гербарных экземплярах и
консервированном материале. Так для рассмотрения характерных признаков
стеблевой головни ржи, полосатой пятнистости ячменя, ржавчины льна к занятию
необходимо заготовить гербарные образцы пораженных растений; формы проявления
парши яблони груши, мучнистой росы и ржавчины крыжовника, гнилей земляники
необходимо изучать не только по гербарию, но и на консервированных плодах и
ягодах этих культур.
При проведении лабораторной
работы рекомендуется использование учащимися атласов болезней
сельскохозяйственных культур.
Порядок выполнения работы:
1) Рассмотреть, пользуясь
лупой, образцы растений и найти признаки поражения их органов.
2) Сравнить признаки
проявления болезней растений с рисунками и описанием в атласе и определить
название каждого заболевания.
3) Выяснить с помощью атласа,
к какой группе относятся изученные вами болезни растений – к грибковым или
бактериальным.
4) Сделать цветные зарисовки
поражённых органов сельскохозяйственных растений, указав название каждого
заболевания и группу, к которой оно принадлежит в зависимости от возбудителя.
5) Сделать вывод (19, 14).
В ходе выполнения заданий
учащиеся знакомятся с основными грибковыми и бактериальными болезнями растений,
с характерными признаками заболеваний сельскохозяйственных культур. Полученные
знания пригодятся при выполнении внеурочных заданий для работы на дачном
участке, в теплице, на огороде, при уходе за комнатными растениями.
Необходимо обратить особое
внимание на то, чтобы приобретаемые учащимися на уроках отдельные знания умения
и навыки к концу биологических курсов и главным образом при проведении
внеурочных работ по постановке опытов на учебно-опытном участке были
объединены.
2.2
Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими
растениями во внеурочной работе
Учащихся необходимо учить
пользоваться научными знаниями при выполнении внеурочной работы. Учитель должен
давать им задания с использованием биологических знаний при постановке опытов
на учебно-опытном участке, при сборе растений для коллекций и гербариев. В этих
условиях у школьников будет воспитываться не только понимание связи теории с
практикой, но и умение начинать с самого простого – с формирования умения
наблюдать природу, использовать свой практический опыт на уроке, во время
работы на учебно-опытном участке. Если учащиеся сознательно освоили
теоретический материал, то они сумеют пользоваться им в различных ситуациях,
применять при решении разнообразных учебных и жизненных задач (30, 48).
Внеурочная работа по биологии
обязательна для всех учащихся и выполняется по заданию учителя. Её содержание
тесно связано с уроками. Результаты внеурочной работы оценивает учитель.
Внеурочная работа – это организация учащихся для выполнения после
уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по
индивидуальным и групповым заданиям учителя (6, 281).
В процессе изучения биологии
преподаватель учит школьников самостоятельно работать, ставить опыты с
растениями, вести наблюдения за их ростом и развитием.
Организация внеурочных работ
учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за
объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие
работы носят предварительный характер. Это значит, что учитель своевременно
организует учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку, основываясь
на продолжительности выполнения задания (35, 223). Например, учитель просит
учащихся принести овощи или фрукты, пораженные фитопатогенными микроорганизмами
(яблоко, клубень картофеля, томат и другие). Внеурочная работа предварительного
характера обогащает уроки и развивает интерес у учащихся.
Внеурочные работы могут
осуществляться после изучения темы в классе как закрепление и углубление
знаний, полученных на уроке. Такие работы могут быть достаточно сложными по
сравнению с предварительными заданиями. Здесь уже можно в большей степени
рассчитывать на самостоятельность учеников. В зависимости от уровня
подготовленности школьники получают задания разной сложности (35, 224).
Внеурочные работы выполняются:
·в кабинете биологии,
·в уголке живой природы,
·на учебно-опытном участке,
·в природе.
Это опыты, наблюдения с
последующим составлением гербариев и коллекций, а также проведение опытов для
демонстрации их результатов на уроке.
Внеурочная деятельность
является хорошим дополнением к урочной работе. Она носит познавательный,
воспитательный и практический характер. В её процессе формируется активность и
самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения,
понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление сберечь и
защитить природу. При этом учащиеся выходят на иной уровень понимания проблемы,
видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно
значимый опыт и знания.
Внеурочные работы в кабинете и
в уголке живой природы выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и
ранней весной: в другое время года они проводятся на учебно-опытном участке.
Особенно широкое применение
они находят в преподавании биологии в 6 классе. Это определяется содержанием
курса, позволяющим выполнять разнообразные и доступные возрасту учащихся
работы, относительно меньшей нагрузкой учащихся, а также возможностью добыть
природный материал.
Некоторые опыты и наблюдения в
данном случае связаны с темой «Царства бактерии и грибы». Учащиеся наблюдают за
комнатными растениями. Если внешний вид растения изменился, то причиной этого
может быть поражение растения фитопатогенными микроорганизмами. Зная признаки
поражения растений микроорганизмами, учащиеся могут определить заболевание.
Одни и те же опыты могут быть использованы при изучении нескольких тем или
применительно к каждой из них.
Самое важное заключается в
полном педагогическом использовании внеурочных работ учащихся на уроках, т. е.
в осуществлении обратной связи наиболее продуманным образом. Учащихся приучают
докладывать всему классу на уроке о том, как проходил опыт или наблюдение,
какие выводы сделаны (6, 285).
В школах дают задания по
наблюдениям в природе, помогающие выяснению явлений главным образом из области
морфологии, экологии, систематики и связанному с ними составлению гербариев и
коллекций. Выполняются они преимущественно летом и потому называются часто летними
заданиями. Их нельзя рассматривать как сбор любых ботанических
материалов без определенного биологического осмысления и в любом количестве.
Сбор объектов должен производиться по заданиям. Учащихся следует предупредить,
что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнение задания:
собрано то, что нужно, в ограниченном количестве, правильно засушено и
закреплено с указанием места и времени сбора.
Например, в летний период
учащимся предлагается сделать следующие гербарии:
· овощные культуры, пораженные фитопатогенными
микроорганизмами;
· полевые культуры, пораженные фитопатогенными
микроорганизмами;
· комнатные растения, пораженные фитопатогенными
микроорганизмами;
· цветочно-декоративные растения, пораженные
фитопатогенными микроорганизмами;
· бактериальные клубеньки на корнях различных бобовых
растений.
Сбор таких коллекции лучше
распределить между небольшими группами учащихся в течение всего учебного года в
связи с изучением тем программы.
Внеурочные работы, в уголке
живой природы, в кабинете, в природе доставляют интересные материалы для
изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельной
работы, развивают живой интерес к природе. Для выполнения таких работ учащиеся
обращаются к специальной литературе о растениях, справочникам, энциклопедиям,
что воспитывает потребность в постоянном обращении к книге для руководства и
углублении знаний (40, 287).
Внеурочные работы на школьном
учебно-опытном участке проводятся при педагогически правильной организации
учебно-опытного участка и работ на нем открываются широкие возможности
обучения и воспитания учащихся. Развитие приобретенных на уроках
биологических понятий вступает в особенно важную стадию – их практикования,
применения в решении практических задач, что способствует прочности знаний.
Школьный участок – это
лаборатория биологии для опытов и наблюдений, многообразное натуральное
наглядное пособие и источник демонстрационного и раздаточного материала. Это
первое звено в трудовом воспитании.
Очень важно предусмотреть
групповые летние задания, которые касаются длительных опытов на учебно-опытном
участке. Каждая группа учащихся участвует в планировании закреплённого
за ними опыта, его закладке, использует агротехнические приёмы,
способствующие развитию растений на опытных и контрольных делянках в течение
лета.
Планируемые опыты и задания
должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. Выполнение
опытов на учебно-опытном участке способствует овладению учащимися комплексом
практических умений и навыков сельскохозяйственного труда (35, 225).
В программе
опытно-практических работ дается примерная тематика опытов для учащихся с
растениями. Из неё учитель выбирает те темы опытов, которые наиболее актуальны
в учебно-воспитательном отношении и отвечают местным природным и
производственным условиям (40, 294).
Для проведения опытнической
работы класс рекомендуется делить на звенья по 5-6 человек. Каждому звену
поручается отдельный опыт. Выбор темы опыта проводится совместно с членами
звена, при этом необходимо поощрять темы, предложенные самими учащимися.
Учитель должен убедить учащихся в необходимости строгого соблюдения методики
опыта (43, 47).
Ниже приведены примерные темы
опытов, рекомендуемых для проведения (см. Табл. 2).
Таблица 2.
Технология проведения опытов
по взаимодействию микроорганизмов с высшими растениями
№ |
Тема |
Схема опыта |
Методические указания |
1 |
Влияние бактериальных удобрений на урожай капусты или
гибридной брюквы. |
1. Посев семян без бактеризации – контроль.
2. Посев бактеризированными семенами.
|
Препарат тетрагина или азотабактерина высыпают из бутылки в
чистую посуду, добавляют воду и тщательно перемешивают. Полученной мутной
жидкостью, не давая ей отстояться, равномерно и обильно опрыскивают семена.
Слегка просушивают и высевают в тот же день. При закладке опыта необходимо
избегать попадания прямых солнечных лучей, которые губительно действуют на
бактерии. |
2 |
Борьба с фитоф-торозом томатов при помощи настоя чеснока. |
1.Опрыскивание водой (контроль).
2. Опрыски-вание настоем чеснока.
|
Для приготовления настоя 40-50 г головок чеснока измельчают, помещают в 3-литровую стеклянную бан-\ку, заливают водой комнатной
температуры и закрывают крышкой. Настаивают в течение 5 суток в тёплом месте.
Процеживают, разбавляют водой до 10 литров. Первое опрыскивание проводят в начале завязывания плодов на 2-й кисти, последующие – с интервалами в 7-10 дней |
3 |
Борьба с серой гнилью земляники при помощи совместного
выращивания с репчатым луком. |
1. Земляника (контроль).
2. Земляника + лук репчатый.
|
Весной после оттаивания почвы грядки с земляникой очищают
от отмерших листьев, вносят удобрения и рыхлят почву. На опытных делянках
высаживают лук-репку из расчёта – 1 луковица на 4 куста земляники. |
4 |
Обработка семян овощных растений фитонцидными парами. |
1. Сухие семена (контроль).
2. Семена, обработанные парами фитонцидов горчицы.
|
Сухую горчицу перемешивают с небольшим количеством тёплой
воды: на 10 г горчицы берут 20 мл воды, помещают на дно 2-3-литровой банки.
Семена в марлевом мешочке подвешивают над горчицей и выдерживают в
герметически закрытом сосуде 30-40 мин. Затем семена кладут на фильтровальную
бумагу и оставляют на воздухе на 2-3 ч. При перемешивании горчицы с теплой
водой усиливается выделение фитонцидов, которые убивая микробы,
обеззараживают семена. Контролем служат семена, не подвергавшиеся обработке
фитонцидами. |
5 |
Протравливание семян в настое чеснока. |
1.Намачивание семян в воде (контроль).
2.Протравливание семян в настое чеснока.
|
Головки чеснока измельчают и заливают водой (1:10). После
суточного настаивания используют для протравливания семян. В настое чеснока
на 1-2 ч опускают в марлевом мешочке семена. После обработки семена
ополаскивают водой и просушивают. Семена контрольного варианта намачивают в
воде 1-2 ч, высушивают. |
Во всех опытах с
протравливанием семян перед посевом проверяют их энергию прорастания и
всхожесть. В течение вегетации проводят наблюдения за поражаемостью растений
болезнями, а перед уборкой на опытных и контрольных вариантах определяют
процент больных растений. Предложенные опыты просты в выполнении, а материалы и
оборудование для проведения легкодоступны.
Таким образом, внеурочная
работа занимает важное место в процессе обучения биологии: способствует
развитию у учащихся самостоятельности и активности, формирует культуру мышления
и поведения, развивает практические умения и навыки.
Выводы по главе II
Резюмируя изложенное, мы
пришли к выводам:
1) Знания о взаимодействии
микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6
по 11 класс как дополнительный материал.
2) Материал о фитопатогенных
микроорганизмах целесообразно использовать для проведения лабораторной работы в
6 классе.
3) Дополнительный материал,
данный на уроках, учитель должен использовать для формирования практических
умений и навыков во время внеурочной работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|