Реферат: Стандартизация машин
В соответствии с законом Госстандарт России формирует и реализует
государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный
контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных
стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и
участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по
стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.
ГСС РФ представляет собой комплекс взаимосвязанных
основополагающих государственных стандартов, в состав которого входят следующие
нормативные документы:
1) ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения»;
2) ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;
3) ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий,
научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие
положения»;
4) ГОСТ Р 1.5-93 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и
содержанию стандартов»;
5) ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических
условий»;
6) ГОСТ Р 1.8-95 «Государственная система стандартизации Российской
Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;
7) ГОСТ Р 1.9-95 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком
соответствия государственным стандартам»;
8) ГОСТ Р 1.10-95 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и
рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и
информации о них. Взамен РД 50-113-83 (на территории РФ).
Как видно из названий документов, перечисленные стандарты ГСС РФ
определяют основные стороны практической деятельности по стандартизации в
масштабах страны. Стандарты устанавливают цели и задачи стандартизации,
организационные вопросы и методику выполнения работ по стандартизации,
категории и виды нормативных документов, объекты стандартизации, порядок
разработки, внедрения, обращение стандартов и других нормативных документов по
стандартизации, проведением аннулирования и корректировку, единые правила
построения, изложения и оформления стандартов.
Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно
наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов,
оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила
проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на
всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом
субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.
Одной из основных задач Госстандарта является разработка мер по
повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой
продукции и экономичности её производства путём внедрения систем стандартов при
комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания
общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности
измерений в стране.
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) – с
помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования,
соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и
производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех
отраслей. Эта система имеет также следующие цели:
1) улучшение качества работы, качества продукции и обеспечение его
оптимального уровня;
2) обеспечение условий для развития специализации в области
проектирования и производства продукции, снижения её трудоёмкости,
металлоёмкости и улучшения других показателей;
3) обеспечение увязки требований продукции с потребностями обороны
страны;
4) обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров
высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
5) рациональное использование производственных фондов и экономия
материальных и трудовых ресурсов;
6) развитие международного экономического и технического
сотрудничества;
7) обеспечение охраны здоровья населения, безопасности труда
рабочих, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.
В число важнейших функций Госстандарта России в области
стандартизации входят следующие:
1) осуществление роли заказчика и участие в разработке
государственных стандартов, устанавливающих основополагающие, общетехнические и
обязательные требования;
2) рассмотрение, принятие и регистрация государственных
стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения.
Гармонизация отечественных стандартов с международными стандартами;
3) организация работы по прямому использованию международных
стандартов в качестве государственных стандартов РФ;
4) осуществление руководства и участие в работах по
совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации в стране;
5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране,
укрепление и развитие государственной метрологической службы;
6) проведение государственного надзора за состоянием и применением
измерительной техники;
7) участие в работах по международному сотрудничеству в области
стандартизации;
8) издание и распространение государственных стандартов и другой
нормативной документации, информационное обеспечение работ по стандартизации,
метрологии, сертификации.
Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через
созданные им органы.
Подразделения стандартизации, метрологии, сертификации федеральных
министерств и других органов государственного управления организуют,
координируют и участвуют в работах по стандартизации на подведомственных
предприятиях и в организациях, выделяя из них головные организации по
стандартизации по определенным направлениям деятельности.
Подразделения (службы) стандартизации предприятий, организаций
(научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел,
лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях и в организациях, выполняют
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по
стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых
другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и
научно-техническое руководство этими работами, выполняют нормоконтроль
разрабатываемой на предприятии технической документации.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Ожидаемую
экономическую эффективность стандартизации определяют для экономического
обоснования годовых и перспективных планов и программ комплексной
стандартизации; выбора оптимального варианта решения задач стандартизации,
унификации, агрегатирования; обоснования целесообразности разработки
стандартов при определении цен на продукцию. Фактическую экономическую
эффективность рассчитывают для определения действительного экономического
эффекта от стандартизации на предприятиях, а также для поощрения за работы в
области стандартизации.
Под
экономическим эффектом стандартизации понимают экономию
живого и овеществленного труда в общественном производстве в результате
внедрения стандарта с учетом необходимых для этого затрат. Он может быть
выражен и денежной или натуральной форме (снижение трудоемкости, экономия
материалов, уменьшение потребности в оборудовании и площадях, сокращение
длительности циклов проектирования и изготовления и т. п.), если затраты измерены
в тех же единицах, что и экономия.
Суммарный
эффект стандартизации металлорежущих станков, прессов,
строительных и дорожных машин, измерительных приборов и других изделий
определяют как разность приведенных затрат на создание, годовой выпуск и эксплуатацию
изделий (П1) и после (П2) внедрения
соответствующих стандартов:
ЭΣ=П1-П2.
В
приведенные затраты входят общие капитальные КΣ и суммарные
текущие СΣ затраты. Показатель КΣ
учитывает затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
необходимые для проведения стандартизации, затраты на опытное и серийное
производство, затраты на испытания машины и ее отдельных элементов. Сюда
включают расходы только на прикладные научно-исследовательские работы,
непосредственно связанные с созданием данной машины, капитальные вложения в
основные фонды конструкторского бюро, в котором проектируют машину или ее
элементы, и средства, выделяемые на организацию серийного производства, а также
затраты на разработку стандарта.
Показатель
СΣ учитывает расходы на изготовление продукции или выполнение
работы с помощью стандартизуемой машины, в том числе заработную плату
производственных рабочих и работников других категорий, стоимость сырья и
материалов, амортизационные отчисления, а также затраты на текущий и
планово-предупредительный ремонт и другие эксплуатационные расходы за весь срок
службы машины.
Приведенные
затраты
Пi=
СΣ +Ен КΣ
где
Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений,
который при отсутствии отраслевых нормативных значений принимают равным 0,12.
Отношение
капиталовложений и разовых затрат к фактическому экономическому эффекту от
унификации, стандартизации и организации специализированного производства
стандартных изделий достигает 1:8 и более.
Применение унифицированных и стандартизированных агрегатов и
элементов машин способствует росту производительности труда и качества их
проектирования. При этом сокращаются затраты на проектные работы. При внедрении
ЕСТПП, благодаря использованию стандартного инструмента и оснастки уменьшаются
затраты и сроки на подготовку производства. Большая эффективность достигается
за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на
специализированных заводах. В настоящее время удельный вес специализированных
производств стандартизированных и унифицированных агрегатов и элементов
составляет около 10%. Если довести этот показатель до 20%, то в результате
снижения себестоимости изготовления изделий можно получить экономию около 5
млрд. руб.
Взаимозаменяемость также повышает экономичность производства, так
как она в значимой степени упрощает сборку изделий, которая сводится к
соединению деталей в узел и узлов в изделие без пригонки или с минимальными
регулировочными или подборочными работами. При этом упрощается эксплуатация и
ремонт изделий, так как износившейся или вышедшие из строя детали и узлы можно
легко заменить запасными без ухудшения эксплуатационных показателей, т.е.
повышаются восстанавливаемость и ремонтопригодность изделий.
Роль взаимозаменяемости в ускорении темпов технического прогресса
в промышленности очень велика. Так, комплексная механизация и автоматизация
производственных процессов, создание автоматических линий, цехов и предприятий
могут быть оснащены только на основе взаимозаменяемого производства,
обеспечивающего выпуск всех деталей, узлов и изделий установленных размеров,
форм и качества.
По
оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости
продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы
стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.
Применение
унифицированных и стандартизированных агрегатов и элементов машин способствует
росту производительности труда и качества их проектирования. При этом
сокращаются затраты на проектные работы. Стандартизация на предприятиях
способствует повышению их технического уровня и вместе с тем является одним из
важнейших элементов государственной системы стандартизации, системы
комплексного управления качеством продукции. Большая эффективность достигается
за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на
специализированных заводах. Сокращённая номенклатура изделий, стандартизация и
взаимозаменяемость их узлов и агрегатов создают условия для развития
специализации и отраслевого и межотраслевого кооперирования заводов. Унифицированные
детали, узлы и агрегаты на специализированных заводах изготовляют на
высокопроизводительном оборудовании с использованием более точных и стабильных
технологических процессов и средств измерения, что обеспечивает повышение
производительности труда и качества изделий.
Если
работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены
на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше
ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества
растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим
ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать
не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и
обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала
продукция, выпускавшаяся ранее.
Так,
например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает
сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих
запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение
материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их
оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение
издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стандартизация
на предприятиях способствует повышению их технического уровня и вместе с тем
является одним из важнейших элементов государственной системы стандартизации,
системы комплексного управления качеством продукции. Большая эффективность
достигается за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на
специализированных заводах. Унифицированные детали, узлы и агрегаты на
специализированных заводах изготовляют на высокопроизводительном оборудовании с
использованием более точных и стабильных технологических процессов и средств
измерения, что обеспечивает повышение производительности труда и качества
изделий.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда
направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение
инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов
потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует
более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Совершенствование системы стандартизации, применение международных
стандартов – предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества,
способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что экспорт продукции
во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители,
стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции на внутреннем и
внешнем рынках, используют в своей деятельности государственные и международные
стандарты, что в немалой степени способствует повышению качества продукции.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федеральный закон от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. Замалин, В.С. Стандартизация и
машиностроение [Текст]: Учеб. Пособие для учебных заведений
профессионально-технического образования / В.С. Замалин. - Изд. 2-е, переработ.
и доп. – М.: Высшая школа, 1972. – 172 с.
3. Методические указания РД 50-521-84. –
М., 1984.
4. Соколов, С. О стандартизации в
Федеральном Законе «О техническом регулировании» [Текст]. – М: Стандарты и качество. 2007, № 2.
5. Соколов, С. Стандартизация: практика, методика, теория [Текст]. – М: Стандарты и качество.
2008, № 2.
6. Соколов, С. О стандартизации в
действующем законе [Текст].
– М: Стандарты и качество. 2008, № 6.
7. Стандартизация и управление качеством
продукции [Текст]: Учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков
и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 487 с.
8. Стандарты и качество. - 2007. - № 12;
2008. - № 1 и 2.
9. Тартаковский, Д.Ф., Ястребов, А.С.
Метрология, стандартизация и технические средства измерений [Текст]: Учеб. для
вузов. / Д.Ф. Тартаковский, А.С. Ястребов. - М.: Высш. шк., 2001. – 205с.
[1]
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[2]
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[3]
Соколов, С. Стандартизация: практика,
методика, теория. – М: Стандарты и качество. 2008, № 2.
[4]
Соколов С. О стандартизации в действующем законе. // Стандарты и качество.
2008, № 6.
[5]
Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В.А.
Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – с. 6.
[6]
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[7]
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[8]
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
|