рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Стандартизация машин

В соответствии с законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.

ГСС РФ представляет собой комплекс взаимосвязанных основополагающих государственных стандартов, в состав которого входят следующие нормативные документы:

1) ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

2) ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

3) ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

4) ГОСТ Р 1.5-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

5) ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий»;

6) ГОСТ Р 1.8-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;

7) ГОСТ Р 1.9-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам»;

8) ГОСТ Р 1.10-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них. Взамен РД 50-113-83 (на территории РФ).

Как видно из названий документов, перечисленные стандарты ГСС РФ определяют основные стороны практической деятельности по стандартизации в масштабах страны. Стандарты устанавливают цели и задачи стандартизации, организационные вопросы и методику выполнения работ по стандартизации, категории и виды нормативных документов, объекты стандартизации, порядок разработки, внедрения, обращение стандартов и других нормативных документов по стандартизации, проведением аннулирования и корректировку, единые правила построения, изложения и оформления стандартов.

Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Одной из основных задач Госстандарта является разработка мер по повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой продукции и экономичности её производства путём внедрения систем стандартов при комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности измерений в стране.

Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) – с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей. Эта система имеет также следующие цели:

1) улучшение качества работы, качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;

2) обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения её трудоёмкости, металлоёмкости и улучшения других показателей;

3) обеспечение увязки требований продукции с потребностями обороны страны;

4) обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;

5) рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;

6) развитие международного экономического и технического сотрудничества;

7) обеспечение охраны здоровья населения, безопасности труда рабочих, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

В число важнейших функций Госстандарта России в области стандартизации входят следующие:

1) осуществление роли заказчика и участие в разработке государственных стандартов, устанавливающих основополагающие, общетехнические и обязательные требования;

2) рассмотрение, принятие и регистрация государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения. Гармонизация отечественных стандартов с международными стандартами;

3) организация работы по прямому использованию международных стандартов в качестве государственных стандартов РФ;

4) осуществление руководства и участие в работах по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации в стране;

5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

6) проведение государственного надзора за состоянием и применением измерительной техники;

7) участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации;

8) издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, информационное обеспечение работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы.

Подразделения стандартизации, метрологии, сертификации федеральных министерств и других органов государственного управления организуют, координируют и участвуют в работах по стандартизации на подведомственных предприятиях и в организациях, выделяя из них головные организации по стандартизации по определенным направлениям деятельности.

Подразделения (службы) стандартизации предприятий, организаций (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях и в организациях, выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство этими работами, выполняют нормоконтроль разрабатываемой на предприятии технической документации.


3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Ожидаемую экономическую эффективность стандартизации определяют для экономического обоснования годовых и перспективных планов и программ комплексной стандартизации; выбора оптимального варианта решения задач стандартизации, унификации, агрегатирования; обо­снования целесообразности разработки стандартов при определении цен на продукцию. Фактическую экономическую эффективность рассчитывают для определения действительного экономического эффекта от стандартизации на предприятиях, а также для поощрения за работы в области стандартизации.

Под экономическим эффектом стандартизации понимают экономию живого и овеществленного труда в общественном производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых для этого затрат. Он может быть выражен и денежной или натуральной форме (снижение трудоемкости, экономия материалов, уменьшение потребности в оборудовании и площадях, сокращение длительности циклов проектирования и изготовления и т. п.), если затраты измерены в тех же единицах, что и экономия.

Суммарный эффект стандартизации металлорежущих станков, прессов, строительных и дорожных машин, измерительных приборов и других изделий определяют как разность приведенных затрат на создание, годовой выпуск и эксплуатацию изделий (П1) и после (П2) внедрения соответствующих стандартов:

ЭΣ=П1-П2.

В приведенные затраты входят общие капитальные КΣ и суммарные текущие СΣ затраты. Показатель КΣ учитывает затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, необходимые для проведения стандартизации, затраты на опытное и серийное производство, затраты на испытания машины и ее отдельных элементов. Сюда включают расходы только на прикладные научно-исследовательские работы, непосредственно связанные с созданием данной машины, капитальные вложения в основные фонды конструкторского бюро, в котором проектируют машину или ее элементы, и средства, выделяемые на организацию серийного производства, а также затраты на разработку стандарта.

Показатель СΣ учитывает расходы на изготовление продукции или выполнение работы с помощью стандартизуемой машины, в том числе заработную плату производственных рабочих и работников других категорий, стоимость сырья и материалов, амортизационные отчисления, а также затраты на текущий и планово-предупредительный ремонт и другие эксплуатационные расходы за весь срок службы машины.

Приведенные затраты

Пi= СΣ +Ен КΣ

где Ен нормативный коэффициент эффективности капиталовло­жений, который при отсутствии отраслевых нормативных значений принимают равным 0,12.

Отношение капиталовложений и разовых затрат к фактическому экономическому эффекту от унификации, стандартизации и организации специализированного производства стандартных изделий достигает 1:8 и более.

Применение унифицированных и стандартизированных агрегатов и элементов машин способствует росту производительности труда и качества их проектирования. При этом сокращаются затраты на проектные работы. При внедрении ЕСТПП, благодаря использованию стандартного инструмента и оснастки уменьшаются затраты и сроки на подготовку производства. Большая эффективность достигается за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на специализированных заводах. В настоящее время удельный вес специализированных производств стандартизированных и унифицированных агрегатов и элементов составляет около 10%. Если довести этот показатель до 20%, то в результате снижения себестоимости изготовления изделий можно получить экономию около 5 млрд. руб.

Взаимозаменяемость также повышает экономичность производства, так как она в значимой степени упрощает сборку изделий, которая сводится к соединению деталей в узел и узлов в изделие без пригонки или с минимальными регулировочными или подборочными работами. При этом упрощается эксплуатация и ремонт изделий, так как износившейся или вышедшие из строя детали и узлы можно легко заменить запасными без ухудшения эксплуатационных показателей, т.е. повышаются восстанавливаемость и ремонтопригодность изделий.

Роль взаимозаменяемости в ускорении темпов технического прогресса в промышленности очень велика. Так, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, создание автоматических линий, цехов и предприятий могут быть оснащены только на основе взаимозаменяемого производства, обеспечивающего выпуск всех деталей, узлов и изделий установленных размеров, форм и качества.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Применение унифицированных и стандартизированных агрегатов и элементов машин способствует росту производительности труда и качества их проектирования. При этом сокращаются затраты на проектные работы. Стандартизация на предприятиях способствует повышению их технического уровня и вместе с тем является одним из важнейших элементов государственной системы стандартизации, системы комплексного управления качеством продукции. Большая эффективность достигается за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на специализированных заводах. Сокращённая номенклатура изделий, стандартизация и взаимозаменяемость их узлов и агрегатов создают условия для развития специализации и отраслевого и межотраслевого кооперирования заводов. Унифицированные детали, узлы и агрегаты на специализированных заводах изготовляют на высокопроизводительном оборудовании с использованием более точных и стабильных технологических процессов и средств измерения, что обеспечивает повышение производительности труда и качества изделий.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии не­посредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стандартизация на предприятиях способствует повышению их технического уровня и вместе с тем является одним из важнейших элементов государственной системы стандартизации, системы комплексного управления качеством продукции. Большая эффективность достигается за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на специализированных заводах. Унифицированные детали, узлы и агрегаты на специализированных заводах изготовляют на высокопроизводительном оборудовании с использованием более точных и стабильных технологических процессов и средств измерения, что обеспечивает повышение производительности труда и качества изделий.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.

Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, используют в своей деятельности государственные и международные стандарты, что в немалой степени способствует повышению качества продукции.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2.  Замалин, В.С. Стандартизация и машиностроение [Текст]: Учеб. Пособие для учебных заведений профессионально-технического образования / В.С. Замалин. - Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: Высшая школа, 1972. – 172 с.

3.  Методические указания РД 50-521-84. – М., 1984.

4.  Соколов, С. О стандартизации в Федеральном Законе «О техническом регулировании» [Текст]. – М: Стандарты и качество. 2007, № 2.

5.  Соколов, С. Стандартизация: практика, методика, теория [Текст]. – М: Стандарты и качество. 2008, № 2.

6.  Соколов, С. О стандартизации в действующем законе [Текст]. – М: Стандарты и качество. 2008, № 6.

7.  Стандартизация и управление качеством продукции [Текст]: Учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 487 с.

8.  Стандарты и качество. - 2007. - № 12; 2008. - № 1 и 2.

9.  Тартаковский, Д.Ф., Ястребов, А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений [Текст]: Учеб. для вузов. / Д.Ф. Тартаковский, А.С. Ястребов. - М.: Высш. шк., 2001. – 205с.


[1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[3] Соколов, С. Стандартизация: практика, методика, теория. – М: Стандарты и качество. 2008, № 2.

[4] Соколов С. О стандартизации в действующем законе. // Стандарты и качество. 2008, № 6.

[5] Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. –  с. 6.

[6] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[7] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[8] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.