Дипломная работа: Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости
Большинство учащихся с
низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне,
быть наблюдателем.
Почти в два раза больше
встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем
академической успеваемости (100% против 53%).
У 87% учащихся с низким
уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и
отгороженность.
Проведя интерпретацию
результатов данной методики, можно сделать вывод, что младшие школьники с
высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую
позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к
учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.
Итак, проведенное
эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений
детей младшего школьного возраста показало, что существуют различия в межличностных отношениях младших
школьников с разным уровнем академической успеваемости.
3.4 Программа,
направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного
возраста
Автор выпускной
квалификационной работы, изучив и проанализировав межличностные отношения
второклассников МОУ СОШ №27 города Серова, разработала программу, направленную
на развитие межличностных отношений в классе, в помощь психологу и педагогам
(см. Приложение 8).
Описание программы: данная программа является самостоятельным курсом,
рассчитанным на коррекционную работу с детьми с проблемами в сфере межличностных
отношений.
Принципы данной
программы:
1. Реализация
программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса.
2. Программа
должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.
3. Программа
должна обеспечивать поэтапность и регулярность психокоррекционных занятий.
4. Реализация
рассчитана на 8 занятий.
5. Продолжительность
занятий составляет в среднем 30-40 минут.
Цель программы: создание толерантных отношений в
группе, способствующих развитию межличностного общения.
Задачи:
1. Развивать внимание к сверстникам и
взрослым, доброжелательность, эмпатию.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Формировать навыки общения
4. Создать непринуждённую,
доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.
5. Предупреждать конфликты.
Возможности
применения:
Представленная ниже
программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди
учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры
поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого
воображения и мышления.
Изучение материала по
толерантному общению предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле
по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения,
Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников,
Интеллектуальному.
Возраст применения программы – 7-9 лет.
Также она может быть использована для более юного и более старшего возраста.
Заключение
академический
успеваемость межличностный школьный
В выпускной
квалификационной работе была изучена и проанализирована
психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме
исследования, которая представлена в первых двух частях работы.
В первой части автор
работы обозначил понятие межличностных отношений в группах и коллективах,
исследования отношений в современной отечественной психологии, а так же описал
развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Во второй части работы
раскрыты особенности формирования академической успеваемости детей младшего
школьного возраста, а конкретно: рассмотрено данное понятие с точек зрения
педагогики и психологии, а так же описано исследование соотношение
академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников.
Эмпирическая часть
выпускной квалификационной работы посвящена исследованию о существовании
различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем
академической успеваемости. Проведенное исследование показало, что
действительно существует взаимосвязь в межличностном общении детей с высоким и
низким уровнями академической успеваемости.
Поставленная в начале
работы цель исследования достигнута.
Таким образом, в ходе
исследования были сделаны следующие выводы:
Межличностные отношения
имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей,
группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов
влияющих на них.
Межличностные отношения
сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, один из
которых академическая успеваемость.
Каждый член группы
занимает особое положение в системе отношений, на которых влияют успехи
ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце
III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
Положение ученика зависит
от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного
мнения.
Дети занимают различное
положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное
благополучие.
Определив положение
каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать
структуру межличностных отношений в этой группе.
С помощью U-критерия Манна-Уитни оценили
достоверность различий в
межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической
успеваемости.
Метод ранговой корреляции
Спирмена позволил определить тесноту корреляционной связи между академической
успеваемостью и межличностными отношениями детей младшего школьного возраста.
Контент-анализ показал,
что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся
занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально
приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической
успеваемости.
Гипотеза исследования подтвердилась.
С результатами
исследования ознакомлены классные руководители, которым даны рекомендации по
улучшению социально-психологического климата и налаживанию межличностных
отношений в классе.
Данная работа может быть
интересна студентам, преподавателям, психологам-практикам и учителям начальных
классов.
Список литературы
1.
Аверин В.А.
Психология детей и подростков. - С-Пб: Издательство Михайлова В.А., 1998.
2.
Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
3.
Божович Л.И.
Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 1995.
4.
Бордовская Н.В.,
Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия
«Учебник нового века»)
5.
Бурлачук Л.Ф.,
Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.-
СПб.: Питер, 2001.
6.
Венгер, Л.А.,
Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
7.
Возрастная и
педагогическая психология под ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
8.
Волков, Б.С.,
Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного
возраста до юношества. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
9.
Дубровина И.В.,
Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Просвещение, 1999.
10.
Дубровина И.В.
Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
11.
Истратова О.Н.
Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова. –
Ростов-на –Дону:Феникс, 2008.
12.
Истратова О.Н., Эксакусто
Т.В. Справочник психолога начальной школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2008.
13.
Коломинский Я.Л.
Социальная психология школьного класса. - Минск: ФУА информ, 2003.
14.
Крайг Г., Бокум
Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
15.
Коломинский Я.Л.,
Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.:
Просвещение, 1989.
16.
Краткий психологический
словарь. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.
17.
Крутецкий В.А.
Психология. – М.: Просвещение, 1986.
18.
Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3.
19.
Мухина В.С.
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:
Академия, 1999.
20.
Немов Р.С.
Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.
21.
Овчарова Р.В. Справочная
книга школьного психолога:2-е изд. доработ. -Учеб. пособие. -М.: Просвещение;
Учеб.лит., 1996.
22.
Письмо МО РФ №
13-51-120/13 от 03.06.2003. О системе оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных
учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования
23.
Психология
развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001.
24.
Психология
человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002.
25.
Психологическая
карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/авт-сост.
И.В.Чумаков.-Волгоград: Учитель, 2008.
26.
Реан А.А.,
Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.– С – Пб: Питер, 2000.
27.
Сапогова Е.Е.
Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001.
28. Сидоренко Е.В. Методы математической
обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007.
29. Славина С.С. Индивидуальный подход к
неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 1959.
30. Смирнова Е.О. Соотношение
межличностных отношений в раннем онтогенезе./Вопросы психологии - 1994, №6, с.
5.
31.
Столяренко Л.Д.
Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
32.
Чеховских М.И.
Психология. - М.: Новое знание, 2003.
http://iemcko.narod.ru/index.html
http://www.psihologu.info
http://www.psylab.info
http://www.psychol-ok.ru
Приложение
Успеваемость и статусная
структура 2-г класса
Испытуемые |
Уровень успеваемости |
Занимаемый статус |
1 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
2 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
3 |
Достаточный |
«Принятый» |
4 |
Высокий |
«Звезда» |
5 |
Низкий |
«Принятый» |
6 |
Достаточный |
«Принятый» |
7 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
8 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
9 |
Низкий |
«Принятый» |
10 |
Низкий |
«Принятый» |
11 |
Высокий |
«Принятый» |
12 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
13 |
Достаточный |
«Принятый» |
14 |
Достаточный |
«Принятый» |
15 |
Достаточный |
«Принятый» |
16 |
Высокий |
«Звезда» |
17 |
Высокий |
«Принятый» |
18 |
Высокий |
«Предпочитаемый» |
19 |
Достаточный |
«Принятый» |
20 |
Достаточный |
«Звезда» |
21 |
Низкий |
«Отвергаемый» |
22 |
Низкий |
«Принятый» |
23 |
Достаточный |
«Принятый» |
24 |
Высокий |
«Звезда» |
Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|