рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости

Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем.

Почти в два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 53%).

У 87% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность.

Проведя интерпретацию результатов данной методики, можно сделать вывод, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.

Итак, проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений детей младшего школьного возраста показало, что существуют различия в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.

3.4 Программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Автор выпускной квалификационной работы, изучив и проанализировав межличностные отношения второклассников МОУ СОШ №27 города Серова, разработала программу, направленную на развитие межличностных отношений в классе, в помощь психологу и педагогам (см. Приложение 8).

Описание программы: данная программа является самостоятельным курсом, рассчитанным на коррекционную работу с детьми с проблемами в сфере межличностных отношений.

Принципы данной программы:

1.  Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса.

2.  Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.

3.  Программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность психокоррекционных занятий.

4.  Реализация рассчитана на 8 занятий.

5.  Продолжительность занятий составляет в среднем 30-40 минут.

Цель программы: создание толерантных отношений в группе, способствующих развитию межличностного общения.

Задачи:

1.  Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, эмпатию.

2.  Воспитывать культуру поведения.

3.  Формировать навыки общения

4.  Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.

5.  Предупреждать конфликты.

Возможности применения:

Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого воображения и мышления.

Изучение материала по толерантному общению предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения, Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников, Интеллектуальному.

Возраст применения программы – 7-9 лет. Также она может быть использована для более юного и более старшего возраста.


Заключение

академический успеваемость межличностный школьный

В выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, которая представлена в первых двух частях работы.

В первой части автор работы обозначил понятие межличностных отношений в группах и коллективах, исследования отношений в современной отечественной психологии, а так же описал развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Во второй части работы раскрыты особенности формирования академической успеваемости детей младшего школьного возраста, а конкретно: рассмотрено данное понятие с точек зрения педагогики и психологии, а так же описано исследование соотношение академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы посвящена исследованию о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Проведенное исследование показало, что действительно существует взаимосвязь в межличностном общении детей с высоким и низким уровнями академической успеваемости.

Поставленная в начале работы цель исследования достигнута.

Таким образом, в ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.

Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, один из которых академическая успеваемость.

Каждый член группы занимает особое положение в системе отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.

Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.

Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.

Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.

С помощью U-критерия Манна-Уитни оценили достоверность различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволил определить тесноту корреляционной связи между академической успеваемостью и межличностными отношениями детей младшего школьного возраста.

Контент-анализ показал, что младшие школьники с высоким уровнем успеваемости более общительны, стремятся занять руководящую позицию, находятся в центре всеобщего внимания, максимально приближены к учителю, нежели их сверстники с низким уровнем академической успеваемости.

Гипотеза исследования подтвердилась.

С результатами исследования ознакомлены классные руководители, которым даны рекомендации по улучшению социально-психологического климата и налаживанию межличностных отношений в классе.

Данная работа может быть интересна студентам, преподавателям, психологам-практикам и учителям начальных классов.


Список литературы

1.  Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С-Пб: Издательство Михайлова В.А., 1998.

2.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.

3.  Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 1995.

4.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

5.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.

6.  Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

7.  Возрастная и педагогическая психология под ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.

8.  Волков, Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

9.  Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Просвещение, 1999.

10.  Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.

11.  Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова. – Ростов-на –Дону:Феникс, 2008.

12.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

13.  Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. - Минск: ФУА информ, 2003.

14.  Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.

15.  Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1989.

16.  Краткий психологический словарь. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.

17.  Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

18.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3.

19.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

20.  Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.

21.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога:2-е изд. доработ. -Учеб. пособие. -М.: Просвещение; Учеб.лит., 1996.

22.  Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

23.  Психология развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24.  Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002.

25.  Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/авт-сост. И.В.Чумаков.-Волгоград: Учитель, 2008.

26.  Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.– С – Пб: Питер, 2000.

27.  Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001.

28.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007.

29.  Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 1959.

30.  Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе./Вопросы психологии - 1994, №6, с. 5.

31.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

32.  Чеховских М.И. Психология. - М.: Новое знание, 2003.

http://iemcko.narod.ru/index.html

http://www.psihologu.info

http://www.psylab.info

http://www.psychol-ok.ru


Приложение

Успеваемость и статусная структура 2-г класса

Испытуемые Уровень успеваемости Занимаемый статус
1 Высокий «Предпочитаемый»
2 Низкий «Отвергаемый»
3 Достаточный «Принятый»
4 Высокий «Звезда»
5 Низкий «Принятый»
6 Достаточный «Принятый»
7 Высокий «Предпочитаемый»
8 Низкий «Отвергаемый»
9 Низкий «Принятый»
10 Низкий «Принятый»
11 Высокий «Принятый»
12 Низкий «Отвергаемый»
13 Достаточный «Принятый»
14 Достаточный «Принятый»
15 Достаточный «Принятый»
16 Высокий «Звезда»
17 Высокий «Принятый»
18 Высокий «Предпочитаемый»
19 Достаточный «Принятый»
20 Достаточный «Звезда»
21 Низкий «Отвергаемый»
22 Низкий «Принятый»
23 Достаточный «Принятый»
24 Высокий «Звезда»

Таблица 5. Расчет U-критерия Манна-Уитни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.