Курсовая работа: Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах
Искусство является важным средством, снимающим у детей
напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредоточивая его
внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство,
удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и
эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло,
создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство
осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать,
оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве,
жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя
эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных
сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия,
чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного
мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и
развитие детей осуществляются с .помощью системы эстетического воспитания. Ее
сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе
осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное
воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности
воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство,
наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование
— процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умении,
навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и
художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть
целенаправленнее формирование способностей и дарований детей в различных
областях искусства.
В теории эстетического воспитания утверждается положение
о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к
спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только
целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую
художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы,
обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания
подлинного искусства и красоты действительности.
Другое теоретическое исходное положение теории
эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной
ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.
Третье теоретико-методическое положение заключается в
необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания
искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания;
обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную
художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных
сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания —
формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала
всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить
красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей,
становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного
мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая
информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании.
С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и
заключениям, хранит идейно богатую информацию.
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем
разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное
противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке
задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к
действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной
мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного,
организованного художественно-эстетического образования и воспитания.
Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их
глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток
художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации
захлестывает необразованных молодых людей. Они доказываются неспособными
разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную
оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью
осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и
кадровых возможностей школы.
Противоречия, и несоответствия снимаются в результате
всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания.
Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое
эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное
общение на основе произведений искусства; художественно-творческая
деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное
видение мира.
В основе организации системы эстетического воспитания
лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования
обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими
явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и
природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их
красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может
быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты,
идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в
работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому
всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех
детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в
детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается
также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом
воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой,
комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в
результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы,
изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется
комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры,
эстетики отношений и быта.
Система эстетического воспитания опирается на принцип
органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью,
практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и
нравственности школьников. Демократизация общества — источник красоты и
нравственности-. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого
искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое
отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является
идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм
воздействия искусством че-, рез средства массовой информации. На уроках по
предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы
искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки
художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление,
определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого
развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают
художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие
возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное,
использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их
эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы,
формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно
смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего
становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства
художественного и общего психического развития детей.
Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное
развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи,
мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все
умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной,
трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности,
приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе,
широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от
соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности
детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен,
стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства,
шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни,
средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества,
ре.; самовыражения детей. Это достигается, когда художественная
самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам,
а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации
отношении, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им
радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений,
опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми,
условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в
активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни.
Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно
привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее
защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе
прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и
воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся
общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных
психолого-педагогических особенностей детей.
Важную роль в системе эстетического воспитания играет
труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не
может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не
отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще
в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в
недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать
на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем,
что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства —
керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания
покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и
воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и
потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным
эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое
воспитание будущего участника рыночного производства — потребителя товаров и
духовно-эстетически развитого члена общества.
Большое место в эстетическом воспитании школьников
занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей,
когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В
процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому
удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.
Эстетическое, духовное отношение школьников к природе
рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно
приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении
приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение
окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа
способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его
сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое
отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение
к ней обогащает их духовный мир.
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о
ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во
времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы.
Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли
дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли,
что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей
и птиц — становится все меньше и меньше.
Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку
человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто
улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в
тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов,
предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в
постоянном борении Добра и Зла.
Современные проблемы взаимодействия общества и природы
поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического
кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И
чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить
отношение людей к другим людям, к самим себе.
Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и
бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести
земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне
достаточно просто жить так, как живем сейчас.
Одна из задач современной школы — сотворение человека,
великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной
деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей
помощи и любви.
Приобщение ребенка к основам экологических знаний,
экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок
через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию
системы взаимосвязей, существующих в мире природы.
Экологическая культура человека предполагает и усвоение
научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить
интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в
привычном — необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее
полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить».
Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно
охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их
образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и
более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать
историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для
этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если
природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то
они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением,
образной памятью.
Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны,
но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей
души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы
занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда
на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть
взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение
ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность
к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах,
назначение в природе.
Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение
окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится
особое место. «Нужно,— писал Я. Каменский,— учить так, чтобы люди, насколько
это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и
буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и
свидетельства о вещах».
Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является
усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо
пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта
самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на
основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе
приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения
способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению
чувственного опыта и его осмыслению.
Они проводятся систематически в течение всего учебного
года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не
опирающегося на чувственную основу.
Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и
вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый
заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают
самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и
после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность,
увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были
одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей
не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную
природу.
Гуманитарная направленность программы отводит особое
место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова
с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей
поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная
яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому
воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм
художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.
Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки,
живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности
для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков,
своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды
деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.)
Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению
находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться
величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с
обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,—
человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек
ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то,
чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот
человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда
не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее
понять, полюбить».
Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен,
мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Маленький человек добрыми
глазами смотрит на мир, однако не менее важно – научиться удивляться этому
миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей
его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное
растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные
годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие
жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта
простенькая травка.