Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"
Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра зарубежной и русской литературы
Курсовая работа
Система главных героев и конфликт
в повести Ф. М. Достоевского
«Дядюшкин сон»
Выполнила:
студентка 3 курса группы «»
филологического факультета
Научный руководитель:
ассистент
Стерлитамак 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1.
Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»........................................................ 5
§1. Творческая история повести
«Дядюшкин сон»................................... 5
§2. Повесть «Дядюшкин сон» в
оценке литературоведов....................... 10
Глава 2.
Средства изображения характера главных героев в повести Достоевского
«Дядюшкин сон»................................... 12
§1. Роль портрета и речевой
характеристики женских образов в повести «Дядюшкин сон».......................................................................................... 12
§2. Сон и реальность в изображении
Ф. М. Достоевским........................ 16
§3. Смысл названия повести
Достоевского «Дядюшкин сон»............. 19
Заключение................................................................................................. 20
Библиография............................................................................................ 21
Введение
Нет в русской литературе
такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь
различные, нередко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.
Объясняется это, конечно,
глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда сложностью
и разносторонностью содержания и формы его произведений. Но такая сложность и
противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и
таланта. Она была по-своему порождена напряженной общественной борьбой,
которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время
формирования мышления и таланта писателя, и в которой он постепенно занял
совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять
необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и творческого развития
писателя.
Если уж говорить о
тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых действительно
отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что
можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в
развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной
искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой
Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде,
справедливости, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает творить
зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стремление к злу
одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека;
пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в
метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца
людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это
вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического
самоанализа. Но все же голос реальной действительности, реальных страданий
человечества, стремление к предельной правдивости всегда звучали в его
произведениях с неослабевавшей силой[1].
И в
повести «Дядюшкин сон» присутствуют данные мотивы. Может показаться странным, что
Достоевский, еще в раннем своем творчестве обративший внимание критики
«мрачным, унылым, болезненным тоном» (Н. А. Добролюбов) своих повестей,
пережив дантов ад «Мертвого дома» и свое «освобождение» из него солдатом в
затерянный где-то на задворках империи полк, заявляет вдруг читателям о своем
возвращении в литературу после десятилетнего перерыва как писатель комический.
Правда, способность автора «Бедных людей» к юмору как «преобладающая черта его
таланта» была отмечена еще первым его ценителем — В. Г. Белинским. Но даже
если целиком согласиться с этой оценкой великого критика, нельзя не заметить
все же явного вроде бы несоответствия между веселым смехом «Дядюшкиного сна»,
увлекающего читателя целым каскадом lazzis
(шуток — импровизаций в духе итальянской комедии масок), и безрадостным,
полунищенским существованием их создателя, сосланного на поселение после каторги
в Семипалатинск.
Таким образом, определяется
цель исследования – выявление причин написания сатирического произведения,
раскрытие исторических условий, мировоззрения Достоевского, литературных
источников; описание своеобразия конфликта, системы героев.
Актуальность же данной работы
в том, что повесть «Дядюшкин сон» в основном в литературоведении обходят
стороной, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. В связи с
этим важным представляется изучение места данного произведения в творчестве
Достоевского и его роль.
В исследованиях Г.
М.Фридлендера, М. С. Альтмана, Л. П. Гроссмана, Н. П. Утехина, Н. Ф.
Бельчикова, В. Н. Захарова и др. есть указания на «Дядюшкин сон», его
творческую историю и значение, проблему жанра.
Материал, представленный в курсовой
работе, обладает ценной практической значимостью. Во-первых, на лекциях и
семинарах, посвященных изучению творчества Достоевского и особенно такого
переломного в его жизни момента, как связь с кружком петрашевцев, каторга и
поселение в Сибири; во-вторых, на спецсеминарах и уроках. Необходимо
подчеркнуть, что дальнейшее развитие и углубление темы может послужить для
написания дипломной работы и других научных исследований.
Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести
Достоевского «Дядюшкин сон»
Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идейные интересы и идеалы
Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской
общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию
буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы. Это уже
смутно сознавали лучшие люди из русской интеллигенции, особенно разночинской,
демократически мыслящей, такие, как Белинский, Петрашевский, их соратники и
ученики[2].
Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с
критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом – поэтом А. Н.
Майковым и А. Н. Плещеевым. Через них он связывается с кружком М. В.
Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц»
Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической
жизни и теории утопического социализма. Участники кружка Петрашевского были
людьми разных взглядов, но их объединяло отрицание
самодержавно-крепостнического режима и увлечение утопическим социализмом. В
кружке «петрашевцев» особенно популярны были теории утопических социалистов —
Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Однако «мирные» идеи Фурье и Сен-Симона, их мечтания
об устройстве справедливого общества, основанного на равенстве его членов,
которые будут добровольно нести трудовые обязанности, в условиях русской
действительности приобретали антикрепостнический характер, и «петрашевцы» в
своих политических чаяниях стали на путь революционной подпольной организации.
Петрашевцы выдвигали широкую программу демократических преобразований, и прежде
всего уничтожение крепостного права. Достоевский вместе со Спешневым и
некоторыми другими петрашевцами пытались организовать нелегальную типографию
для печатания пропагандистской литературы. 23 апреля 1849 года он, как и прочие
посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием
в каземате Петропавловской крепости. В особую вину ему ставилось чтение и
распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоевского
виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в
«распространении преступного о религии и правительстве письма литератора
Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева» и
приговорил его к лишению «всех прав состояния» и к «смертной казни
расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства
и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость»
была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они уже приготовлены
были к расстрелу. 24 декабря 1849 года Достоевский вместе с партией
арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь[3].
Так поплатился будущий великий писатель за
свое участие в нелегальном политическом движении 40-х годов. Но это участие
оставило неизгладимый след на всем складе его умственной жизни. Достоевский
навсегда сохранил демократичность своих стремлений и идеалов, постоянное
сочувствие к людям унижаемым и оскорбляемым. Он вынес вместе с тем из испытаний
своей молодости не только неизменный, но все возрастающий (по обстоятельствам
дальнейшего развития России) жгучий интерес к важнейшим, кардинальнейшим
проблемам устройства человеческой жизни, исключительную склонность к
нравственным исканиям и, наконец, глубокую страстность своего
художественного мышления. Однако все это сказалось в полную силу в
мировоззрении и творчестве писателя лишь позднее — в пореформенные десятилетия[4].
С 1850 по 1859 год
Достоевский провел мучительное десятилетие каторги и ссылки в Сибири. Около
четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме, пребывание в которой
описано им в «Записках из Мертвого дома». По словам писателя, он в эти годы
«был похоронен живой и закрыт в гробу». Положение арестанта в Омском остроге,
закованного в «ножные железа», подвергающегося оскорблениям и унижениям
тюремного начальства и опасности расправы со стороны уголовных преступников,
тягостно действовало на писателя. У него появилась тяжелая нервная болезнь —
эпилепсия, припадки которой мучили его в дальнейшем всю жизнь. Однако эти
суровые четыре года, проведенные в Омском остроге, не прошли для писателя
бесследно. Здесь он встретился с людьми из народа, с солдатами, крепостными
крестьянами, с которыми близко познакомился в условиях каторжного быта.
На каторге произошел у писателя тот перелом мировоззрения, который в
известной мере был подготовлен его колебаниями в 40-е годы. Достоевский с
болезненной остротой почувствовал разрыв между отвлеченными гуманными идеалами
утопического социализма и реальными нуждами народа. Однако выводы, которые он
сделал из этих наблюдений, оказались отходом от революционных и подлинно
демократических идеалов, привели писателя к оправданию религии, к пересмотру
своих прежних взглядов.
По окончании каторжных работ
Достоевский в начале 1854 года был зачислен в сибирский линейный батальон,
находившийся в Семипалатинске. При всех трудностях царской солдатчины освобождение
из тюрьмы в корне меняло образ жизни, давало возможность читать и даже урывками
писать[5].
Заветные замыслы Достоевского отличались и тогда той
глубиной и трагизмом, которые не соответствовали требованиям официальных кругов
к опальному сочинителю – доказать свою лояльность отказом от критики
современной действительности и умением показать русскую жизнь в светлых и
радостных тонах.
Достоевскому приходится «отложить в сторону» свои любимые
идеи и взяться за разработку подходящих для печати и цензуры, безобидных и даже
забавных сюжетов. В конце 50-х годов он создает две повести: «Дядюшкин сон» и
«Село Степанчиково». Достоевский не любил этих вынужденно беспечных семипалатинских
произведений. Но сибирские повести представляют интерес как создание типов,
которые получат развитие в позднейшем творчестве Достоевского[6].
Впервые «Дядюшкин сон» напечатан в мартовской книжке
«Русского слова» за 1859г.
Время, когда была начата работа над повестью, можно
определить лишь предположительно. Как известно из письма к А. Н. Майкову от 18
января 1856г., в это время Достоевский был занят комическим романом: «Я шутя
начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических
лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то,
что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за
приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне
несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал
отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое».
Однако комический роман не был написан Достоевским, не
сохранилось никаких рукописей к нему. Два года спустя после первого упоминания
об этом замысле, в январе 1858 г. Достоевский писал из Семипалатинска брату
Михаилу Михайловичу, что он оставляет «до времени» работу над большими
произведениями. Вместо этого он собирается написать повесть или «небольшой
роман, в величину «Бедных людей», т. е. будущее «Село Степанчиково». «Кроме
того, — сообщает Достоевский, — в большом романе моем есть эпизод, вполне
законченный, сам по себе хороший, но вредящий целому. Я хочу отрезать его от
романа. Величиной он тоже с «Бедных людей», только комического содержания. Есть
характеры свежие». Этот «эпизод» предназначался для журнала «Русское слово».
Писатель обещал выслать в журнал часть своего произведения в апреле или целиком
всю повесть в сентябре. Однако 13 декабря 1858 г. он снова писал M. M.
Достоевскому: «Уведомлял я тебя в октябре, что 8-го ноября непременно вышлю
тебе повесть. Но вот уже декабрь, а моя повесть не кончена. Многие причины
помешали. И болезненное состояние, и нерасположение духа, и провинциальное
отупение, а главное отвращение от самой повести. Не нравится мне она, и грустно
мне, что принужден вновь являться в публику так не хорошо». Сетуя, что не имеет
возможности работать над «большим романом», дорогим для него замыслом,
Достоевский заключает: «И для денег я должен нарочно выдумывать повести.
<...> Скверное ремесло бедного литератора. Повесть моя растянулась в
шесть листов, и, кажется, скоро пошлю к тебе ее». В январе следующего года
повесть была окончена и отправлена в Петербург, где и вышла из печати в
мартовском номере «Русского слова»[7].
Очень вероятно, что «Дядюшкин сон» и был эпизодом большого
романа. Эту мысль высказал П. Н. Сакулин в статье «Второе начало» (там же, т. II, С. 534.). О
первоначальном намерении Достоевского писать комедию свидетельствуют многие
страницы «Дядюшкина сна», где описания очень напоминают ремарки в драматическом
произведении: «Десять часов утра»; «В этом салоне порядочно выкрашены полы и
недурны выписные обои. В мебели, довольно неуклюжей, преобладает красный цвет.
Есть камин, над камином зеркало, перед зеркалом бронзовые часы с каким-то
амуром весьма дурного вкуса. Между окнами, в простенках, два зеркала, с которых
уже успели снять чехлы»; «Сама Марья Александровна сидит у камина в
превосходнейшем расположении духа и в светлозеленом платье, которое к ней
идет»; «Перед ней стоя рисуется молодой человек и что-то с одушевлением
рассказывает» и т. д.
В начале 1859г. Достоевский отправил повесть в «Русское
слово» и с волнением ждал от брата сообщений о впечатлении, которое она
произведет в редакции: «Это для меня, друг мой, чрезвычайно важно…Любопытно
знать, не выкинула ли чего цензура» («Письма», т. II, С. 596-597)[8].
«Дядюшкин сон», как и писавшееся одновременно с ним «Село
Степанчиково», во многом связаны с литературной традицией. Позднее, в «Дневнике
писателя» Достоевский вспоминал о семипалатинском периоде своей жизни: «Помню,
что выйдя в 1854 году, в Сибири, из острога, я начал перечитывать всю
написанную без меня за пять лет литературу» (Дневник писателя. 1877 г. Ноябрь.
Гл. I. § 2). Об этом же говорят и его письма 1850-х годов. Чтение И. С.
Тургенева («Записки охотника», повести), А. Ф. Писемского, M. Е.
Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки») отразилось в литературной работе
Достоевского. Однако уже в семипалатинский период творчества писатель не прошел
мимо новых литературных открытий (изображение провинциальной, глубинной России).
Возможно, одним из литературных источников «Дядюшкиного сна» оказалась и
повесть Ф. M. Достоевского «Пятьдесят лет», опубликованная в 1850 г. в журнале
«Отечественные записки». В. С. Нечаева показала близость сюжета, отдельных
эпизодов и образов в обеих повестях[9].
Многие литературные заимствования
чувствуются в его комическом романе «Дядюшкин сон» (1859). В основу положена
развязка «Ревизора», «реприманд», пережитый городничихой. В «Дядюшкином сне»
эта участь выпала на долю «первой дамы» города, всесильной Марьи Александровны
Москалевой. Уж не послужила ли прототипом Марья Алексеевна из «Горя от ума»,
недаром эти женские имена совпадают, а фамилия Москалева отсылает нас мысленно
к фамусовской Москве, хотя действие происходит в заштатном городке Мордасове.
Всегда все спрашивали в Мордасове: «Ну, как-то теперь поступит Марья
Александровна...» (то есть прямо как у Грибоедова: «...что станет говорить
княгиня Марья Алексевна»).
Герой романа князь К., старик,
селадон, приехал в город и остановился в доме Москалевой. Это возвысило ее в
глазах общества и породило у нее самой некоторые планы относительно князя и
своей дочери. Зина любила музыку, у нее уже был поклонник из мелких чиновников.
Много стоило матери уговорить ее пуститься в затеянную авантюру, женить на
себе старого князя. Провинциальные нравы, хроника событий несколько напоминают
только что появившиеся тогда «Губернские очерки» Щедрина. Есть сходство и с
пьесой Тургенева «Провинциалка». Внесены черты из собственной биографии:
запоздалый роман с Исаевой. Достоевский искренне считал себя после каторги уже
пожилым, ему было 37 лет. Следы старых манер видны отчетливо: любящий Зину
Вася — бедный чиновник, «мечтатель», таких Достоевский уже выводил в «Слабом
сердце» и «Белых ночах». К «Неточке Незвановой» отсылает сцена прощания
умирающего Васи с Зиной.
Комизм состоит в том, что князь
хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Он не годится
для роли жениха. Ведь недаром же говорили, что у него глаза вставные, ноги
пробочные и весь он на пружинах. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль
написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге»,— все
это отзывается прямыми заимствованиями из «Ревизора»[10].
Достоевский любил называть в своих
произведениях те художественные создания, которые своим жанром или общей идеей
могли служить ему для написания данной вещи. Так, упоминаются «Мемуары»
Казановы, причем самим дядюшкой.
Страницы: 1, 2
|