рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Монастыри России

Одними из знаменитых пророков был отец Нектарий. Он предсказал не только многие события в своей собственной жизни, но и разорение монастыря в 20-х годах прошлого века. Когда старец находился в ссылке в Холмищах, к нему приезжал Георгий Жуков, которому Нектарий предсказал будущие великие победы. Святые мощи старца хранятся в соборном храме обители.

В настоящее время Оптинскую Пустынь продолжают посещать тысячи паломников, надеясь получить исцеление в этих святых местах. Оптинская Пустынь является одним из центров духовной монашеской жизни России.

Соловки

Соловецкие острова, больше известные как Соловки, довольно хорошо знакомы не только жителям России, но и иностранцам. Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Большой и Малый Заяцкие, а также множество мелких островов. Расположен он в западной части Белого моря в 45 км от берега, между Архангельской областью и Карелией. Это один из центров русской культуры и естественных памятников истории.

История освоения Соловецких островов началась несколько веков назад. Примерно в XII веке здесь обосновались монахи, основавшие первые монастыри и скиты. Прослышав об этом от местных рыбаков, на Соловки подались и другие монахи-отшельники. Одним из таких был человек по имени Зосима. По преданиям, в 1436 году он отрёкся от мира и раздал всё своё имущество беднякам. Ему даже удалось основать на островах довольно крепкую религиозную общину. Монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва, объединившая русские земли. Великим князьям Руси было выгодно присутствие на дальних границах своих представителей, тем более что монахам нужно было немного.

Сначала на острове были только небольшие деревянные постройки, но уже в XVIвеке начали появляться более крупные и к тому же каменные строения. Кроме того, возрастающее население потребовало прокладки новых дорог и улучшения снабжения водой, для чего были прорыты несколько каналов между озёрами. Несмотря на сдержанность в приёме пищи, монахам надо было чем-то питаться, и вскоре на островах появились пастбища и пруды для разведения рыбы. Особый размах строительство приобрело при игумене Филиппе, который в отличие от своих предшественников не обрекал себя на добровольное заточение и, стараясь на благо монастыря и своих собратьев, активно налаживал деловые связи по всей Руси.

За годы управления Филиппом монастырь окреп и стал одним из крупнейших в стране. Самого Филиппа даже пригласили в Москву на место митрополита, но вскоре он был сначала отправлен в ссылку, а затем и вовсе убит по приказу Ивана Грозного. Своенравный царь очень не любил, когда его политику критиковали, а Филипп выступил против опричнины. Однако то, что он успел сделать за 18 лет своего пребывания на Соловках, существенно укрепило позиции монастыря.

Вскоре это обеспокоило даже ближайших соседей шведов, которые как знатные мореплаватели не хотели терпеть конкуренции со стороны Соловецких островитян, и вскоре в ответ на их бурную торговую деятельность послали туда свои военные корабли. Обитатели островов всерьёз восприняли нависшую над ними военную угрозу и начали возводить крепость. Также было собрано войско для защиты островов от нападения.

В XVII веке монастырь всё же был разорён, но уже царскими войсками в наказание за то, что монахи, как и многие жители Руси, не приняли церковную реформу патриарха Никона. При этом взять крепость штурмом не удалось даже царским войскам – на их счастье и на беду островитян у них завёлся предатель, который и помог захватчикам.

Не смогли разрушить укрепления монахов и английские корабли, в течение 9 часов обстреливавшие стены крепости во время Крымской войны в 1854 году. Это существенно повысило авторитет монастыря не только у верующих, но и у государственных деятелей.

После смены государственного строя на Соловецких островах некоторое время держали заключённых. Для этого хорошо подошли и отдалённое место расположения, и укрепления, да и использовавшиеся ранее для содержания еретиков помещения. Одним из самых известных узников Соловецких лагерей был Александр Солженицын.

Восстановление Соловецкого кремля началось в 60-х годах прошлого столетия. При реставрации архитектурных сооружений старались сохранить их первоначальный облик. Началось возрождение и переоборудование не только самого монастыря, но и сооружений, обеспечивающих жизнь на острове.

Сейчас реставрация сооружений, возведенных на Соловецких островах много веков назад, продолжается. Но это не мешает туристам посещать этот уникальный естественный музей истории. Обычно экскурсия на Соловки длится в течение нескольких дней. Но даже за 2-3 дня иногда не удаётся увидеть всех особенностей этого места. Ведь кроме неповторимых памятников архитектуры и мест, в которых происходили такие значительные исторические события, Соловецкие острова поражают туристов своей природой. К наиболее посещаемым объектам Соловецких островов относят местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках.

Как уже говорилось выше, Соловецкий архипелаг состоит из шести больших островов и множества маленьких. Самый большой остров так и называется Большой Соловецкий. Площадь его 246 квадратных километров, 25 в длину и 16 в ширину. На нём расположен единственный серьёзный посёлок на соловках, а также основные архитектурные сооружения. Однако первое место по количеству достопримечательностей занимает расположенный в пяти километрах от него Большой Заяцкий остров, площадь которого всего 2 квадратных километра. При раскопках здесь были обнаружены захоронения времён каменного века, что позволило специалистам предположить об использовании этого места в древности для погребальных и других ритуалов. Здесь же находится крупнейший в мире каменный лабиринт диаметром 25 метров. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.

Известен своими лабиринтами и ритуальными сооружениями предков и другой остров – Анзерский (площадь 47 квадратных километров). О назначении лабиринтов специалисты спорят до сих пор – одни считают их ритуальными сооружениями, другие приписывают им определённое охотничье значение. Особенность Соловецких лабиринтов заключается в том, что, если идти по ним, следуя определённым правилам, вскоре выйдешь там же, где и вошёл. Также там расположена гора Голгофа, получившая своё название в 1702 году. Вскоре на ней был основан Голгофо-Распятский скит, который спустя век с небольшим заменила каменная церковь. Здесь ранее располагалось монашеское кладбище, а в середине XXвека тюремный госпиталь. На Большой Муксалме – на третьем по величине острове архипелага (площадь17 квадратных километров) - ранее располагался скотный двор. Живородящий скот не разрешалось держать рядом с монастырём. В прошлом веке из существовавшего здесь когда-то монашеского скита сделали женскую тюрьму, облик которой сохранился до наших дней практически без изменений. Кроме этого, на острове сохранились развалины Сергиевского скита.

Несмотря на обилие старинных архитектурных сооружений, тем, кто побывал на Соловках в качестве туриста, прежде всего, запоминается уникальная природа этих мест. Это и чистейшая вода озера, и великолепный лес, и общий вид, открывающийся как с воды, так с самих островов. Побывав на Соловках в разное время года, можно получить абсолютно разные впечатления. Здесь бывают белые ночи и северное сияние. Даже путешественники, побывавшие в разных уголках света, считают, что такого неба, как на Соловках, нет больше нигде. Но, конечно же, главной достопримечательностью и святыней Соловецких островов являются его действующие и заброшенные храмы, церкви и скиты. Всё это обеспечило огромную популярность Соловецкому архипелагу не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Каждый год тысячи туристов посещают архипелаг, любуясь его природой и достопримечательностями.

Валаам

Валаамский архипелаг включает около пятидесяти островов, расположенных в Карелии. Общая площадь около 36 квадратных километров. Главный остров – Валаам - находится в северной части Ладожского озера в 22 км от материка. Этот не только святое место и памятник русской истории, но ещё и своего рода природный заповедник. На территории архипелага более 400 видов растений и более 200 видов животных. Но главной достопримечательностью Валаама является монастырь, который был основан ещё до Крещения Руси.

Валаамский монастырь существует много веков – сколько точно, наверно уже никто и никогда не узнает. Специалисты считают, что монастырь был основан вскоре после принятия христианства на Руси. Об этом говорит православное церковное предание. Он сразу стал центром христианства и монашества на Руси, особенно на севере. За многие годы своего существования он пережил многое, несколько раз был разрушен, но каждый раз возрождался вновь.

Однако религиозная история острова уходит корнями в далекое прошлое. Есть сведения, что до принятия христианства на Валааме располагалось капище (так у древних славян называлось место для жертвоприношений) Волоса и Перуна. Некоторые даже считают, что благодаря этому он получил своё наименование. Дело в том, что «мо» на некоторых диалектах того времени означало «земля» (ранее название монастыря звучало как «валамо»), а адаптированное к современному «валаам» (такое название появилось лишь 2 века назад) когда-то означало земля Волоса.

По преданию монастыря, остров освятил сам Андрей Первозванный, религиозный просветитель славян. А основателями монастыря считаются греческие монахи Сергий и Гетман. Именно им удалось организовать первую христианскую монашескую общину на Валааме. Для богослужений использовался храм во имя Святой Троицы.

Несмотря на то, что уже тогда монастырь был широко известен по всей Руси, в частности в таких крупных городах того времени, как Новгород и Псков, о следующих правителях монастыря никаких достоверных сведений не найдено. В источниках упоминались лишь игумены Иоаким и Феогност, управлявшие монастырём во времена Крещения Руси (в конце X века).

Дело в том, что во время вражеских нашествий практически все рукописи монастыря были сожжены или утеряны. Основные сведения о Валаамском монастыре собирались историками по крупицам, из летописей найденных в других городах и монастырях. Так обрывки сведений о Валааме дошли до нас благодаря одному из его послушников Авраамию, основавшему впоследствии свой монастырь в Ростове.

Судьба монастыря была достаточно тяжёлой. В отличие от обитателей Соловков, которые могли постоять за свою землю и даже имели собственную дружину, валаамские монахи были беззащитны перед нападениями врагов. Особенные неприятности северному острову доставляли воинственные соседи шведы. Есть мнение, что несколько раз в промежутке между XII-XVII веками монастырь и вовсе был в полном разорении и разрушался до основания. Также имеются сведения о том, что до острова дошла эпидемия чумы, уничтожившая большую часть его обитателей.

Однако монастырь был достаточно крупным и известным на Руси, чтобы о нём забыли вовсе. Он периодически восстанавливался. Вместо первого деревянного храма был построен каменный. Валаамский монастырь также активно поддерживали русские цари, в частности Василий Иоаннович и Иван Грозный.

Возрождение монастыря началось в начале XVIII века при Петре I, который поддержал идею восстановления обители, предложенную архимандритом Иринархом. Первым строителем стал инок Александр Рябининский. Уже в 1719 году была построена новая деревянная церковь. Но простояла она недолго, в 1754 году после службы по случаю великого христианского праздника Пасхи начался пожар, и церковь сгорела дотла.

Через два года на средства, выделенные императрицей Елизаветой, была отстроена новая церковь. Но все эти постройки, сооружённые наспех, или части старой церкви и часовни были недостаточно долговечными и плохо обустроенными. Вскоре задумались о восстановлении старого монастыря.

Масштабное строительство началось в конце XVIII века. В результате за 8 лет было построено кирпичное здание, окружность которого была около 300 метров. В восточной части был пятиглавый собор, а по сторонам от него Успенская и Никольская церкви. Кроме того, неподалёку от монастыря был построен скит.

Монастырь постепенно расширялся и вскоре стал одним из самых крупных и известных в России. Его стали посещать тысячи паломников, особенно часто делали это жители окрестных деревень. Ведь в монастыре можно был получить продовольствие и даже одежду.

Уже в XIXвеке монастырь разросся настолько, что начали появляться постройки на других островах Валаамского архипелага. К началу следующего века количество послушников возросло до тысячи. Росло также количество церквей и храмов, практически все они уже возводились из камня.

В начале XXвека после революции Валаам оказался на территории Финляндии. Финны разместили на острове гарнизон и запретили всяческое посещение монастыря. На остров не доставляли даже газеты и письма, и монахи оказались в полной изоляции от мира. Вскоре под давлением финской церкви в Валаамском монастыре перешли на григорианский календарь. Это раскололо послушников на две части: на приверженцев старого и нового стиля. В 1925 году из монастыря даже были высланы несколько монахов, отказавшихся принять реформу.

В 1939 году началась русско-финская война. Для Валаама это были тяжёлые времена: остров несколько раз подвергался бомбардировкам, и большинство строений было разрушено. Часть монахов эвакуировали с острова. После окончания войны и подписания мирного договора Валаам вновь оказался на территории России, а всем обитателям было предложено в короткое время покинуть его территорию. В XXвеке монастырь ещё не раз переходил из одних рук в другие.

Возрождение Валаама началось в конце прошлого века. В 1989 году по инициативе нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а тогда митрополита Ленинградского и Новгородского, Спасо-Преображенский собор был передан Ленинградской епархии. С этого момента началась новая история Валаама.

В 1991 году Валаамский монастырь обрёл одну из своих святынь – нетленные мощи подвижника Антипы. Находясь уже в преклонном возрасте, он подвизался в обители. Мощи его помещены в церкви во имя преподобных Сергия и Германа.

В 1999 произошло ещё одно немаловажное событие в жизни Валаамского монастыря. Было установлено празднование дня Собора Валаамских святых – он отмечается 20 августа. Собор составили святые, приложившие немало трудов для процветания обители: преподобные Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Корнилий Палеостровский, Арсений Каневский и другие.

В 2004 в обители появилась ещё одна святыня – дубовый крест, с вложенной частицей мощей целителя и великомученика Пантелеймона. Ранее крест принадлежал династии бояр Нащёкиных и до конца XX века находился в одной из частных коллекций. Специалисты, обследовавшие крест, пришли к выводу, что он, скорее всего, был изготовлен в Новгородских землях в далёком XIV веке. Это один из немногих крестов, сохранившихся до нашего времени.

Одной из самых главных святынь Валаама являются мощи преподобных Сергия и Германа, основавших монастырь, и Валаамская икона Божьей матери. Они находятся в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря.

В 2005 году была завершена реконструкция Спасо-Преображенского монастыря. К настоящему моменту восстановлено несколько скитов. Братия монастыря теперь живёт в отремонтированном Братском корпусе.

В настоящее время в Спасо-Преображенском монастыре около двух тысяч поселенцев. Кроме того, постепенно реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский. На Валааме свой флот, гараж, ферма, различные мастерские, пекарня и молочный мини-завод.

Ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба - даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов.

Боголюбово

Боголюбово – это небольшое село (с 1960 по 2005 год Боголюбово имело статус поселка городского типа), расположенное примерно в десяти километрах от Владимира, с населением чуть боле четырех тысяч человек. Село стоит на берегу реки Нерли в том месте, где она впадает в Клязьму.

Боголюбово было основано по приказу Великого Владимирского князя Андрея Боголюбского. С основанием селения связана древняя легенда, согласно которой сама Пресвятая Матерь Господа указала князю место, где должен быть построен город. Согласно легенде, 18 июня 1155 года Андрей Боголюбский ехал из Киева во Владимир. Когда князь с дружиной доехал до места слияния двух рек (Нерли и Клязьмы), все кони в миг остановились, не желая продолжать путь. До самых сумерек не могли воины сдвинуть коней с места. Великий князь отдал приказ устроить в этом месте ночлег. Когда шатры были поставлены, а его люди отошли ко сну. Андрей Юрьевич обратился с молитвой к иконе Божьей Матери (эту византийскую икону князь взял с собой из Киева). Вероятно, молитва Боголюбского была настолько сильна и искренна, что сама Богородица предстала перед ним.

Утром Великий князь Андрей отдал приказ о строительстве каменного града на том месте, где устроили ночлег он и его дружина. Образ Богородицы не выходил из головы князя. Приехав во Владимир, он отдал приказ иконописцам, запечатлеть образ Девы Марии. Готовую икону освятили и назвали Боголюбской иконой Божьей Матери. Она много веков покровительствовала подданным Владимирского княжества и великим князьям. Так в 1158 году началось строительство Боголюбова, который стал первым каменным городом (в то время города были деревянными) в северной части Руси.

Строительство града началось с возведения величественного собора Рождества Богородицы. Фасад храма был богато украшен резным камнем, медные купола сияли позолотой, полы внутри собора были выложены керамическими плитами. Стены собора украшали искусно написанные фрески. Площадь вокруг храма была выложена хорошо отшлифованными плитами из белого камня. У самых ворот располагалась огромная чаша для освящения воды, она тоже была вырезана из целого куска белого природного камня.

Широкая галерея соединяла собор Рождества Богородицы с высокой и такой же величественной лестничной башней. Она расположилась слева от входа в собор. С правой стороны собор соединялся (такой же галереей) с личными покоями великого князя. Вокруг этого грандиозного комплекса стояло множество мелких построек, а все селение окружали несколько колец оградительных рвов, заполненных водой, и земляные валы. Самой надежной преградой была высокая каменная стена, опоясавшая город.

В этом грандиозном архитектурном комплексе Андрей Боголюбский вместе со своей семьей провел все годы своего правления. Примерно семнадцать лет Великий князь Владимирский управлял Владимиро-Суздальскими землями. Летом 1174 года Андрей Юрьевич скончался в собственной резиденции, в лестничной башне. Ночью (с 28 на 29 июня) завистники князя бояре Кучковичи прокрались в Боголюбский дворец и убили Андрея Юрьевича.

После гибели Андрея Боголюбского, все обитатели крепости покинули ее. Долгое время замок оставался совершенно пустым. В конце семидесятых годов двенадцатого века рязанский князь Глеб со своим войском прошелся по территории крепости и забрал все ценности, какие мог унести с собой. Немного позже с той же целью в Боголюбово пожаловали монголо-татары, но, не найдя ничего стоящего, только разгромили небольшие постройки и удалились.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.