[6]Одной из основных трудностей
библиотечного строительства в первые годы Советской власти был острый
недостаток кадров, способных по - новому поставить работу библиотек, связать её
с задачами построения социалистического общества, привлечь к участию в
библиотечное дело массы трудящихся. Необходимо было так же провести работу по
перевоспитанию и переподготовки старых специалистов. Задача подготовки
библиотечных работников в 1918- 1920 годах решалась в основном путём
организации краткосрочных внешкольных курсов, где проходили переподготовку и
библиотекари, уже имеющие опыт. Организация этих курсов страдала существенными
недостатками. На них изучались главным образом вопросы библиотечной техники и
мало уделялось внимания организации обслуживания читателей и
справочно-библиографической работе. Специальные дисциплины, которые читались на
курсах, не были освобождены от груза схоластики, объективистских положений и
идеалистических ошибок. Общественные и общеобразовательные науки на курсах не
преподавались. В конце 1918 года основано первое советское библиотечное
учреждение (учебное заведение) - библиотечная семинария. Организатором этой библиотечной семинарии, просуществовавшей до 1920 года,
выступила Крупская. В декабре 1918 года в Петербурге было открыто первое в
стране высшее учебное заведение для подготовки культурно- просветительных и
библиотечных работников - Институт внешкольного образования (ныне Ленинградский
государственный институт культуры им. Н.К. Крупской). В его составе имелась
книжно-библиотечная группа (с 1919 г. - книжно-библиотечный факультет), которая
готовила заведующих библиотеками, организаторов и инструкторов библиотечного
дела. Но приём на библиотечные отделения был не велик, и острая потребность в квалифицированных
библиотечных кадрах оставалась проблемой, которую предстало ещё решить.
Перелом в организации библиотечного дела в СССР начался после
того, как было принято постановление ЦК ВКП (б) “Об улучшении библиотечной
работы” (30 октября 1929 года). В этом постановлении партия, признав “состояние
библиотечного дела неудовлетворительным”, наметила меры к тому, чтобы”
решительно перестроить библиотечную работу в соответствии в возрастающим положительным
значением” и “превратить библиотеки в культурные центры, активно содействующие
мобилизации масс на выполнение 5-го плана социалистического строительства”.
Партийным организациям, профсоюзам, наркомпросам союзных республик
рекомендовалось расширять сеть библиотек и улучшать их материальное положение,
привлекая к библиотечному строительству трудящихся. При перестройке сети
главное внимание обращалось на открытие библиотек в рабочих центрах, на ударных
новостройках. Признавалось необходимым в ближайшее время расширить сеть детских
отделений при библиотеках.
Постановлением было положено начало ряду государственных
мероприятий по подъёму библиотечного дела в стране. Одним из этих мероприятий
по явилась организация по методу похода за культуру, за ликвидацию
неграмотности и малограмотности, - библиотечного похода, похода за книгу, за
библиотеку. Библиотечный поход рассматривался как важное государственное
мероприятие. Он должен был способствовать привлечению в библиотеки новых
читательских контингентов, организации самой широкой пропаганды литературы
среди рабочих, крестьян, молодёжи, женщин. Библиотечный поход начал активно
развёртываться в стране к 1929 г., достигнув наивысшего размаха к середине 1930
г. Во время похода улучшилась организация обслуживания читателей; большое
применение получили такие формы, как передвижные библиотеки и книгошество,
массовая пропаганда литературы, в том числе и различные виды наглядной
пропаганды, использовались как действенное средство привлечения специалистов
библиотечного актива. Однако уже к сер. 1930 г. стало ясно, что библиотечный
поход развёртывается очень медленно, при недостаточной активности
общественности и библиотечных работников и не приносит желаемых результатов.
Основными причинами этого следует назвать следующее: малое участие в
библиотечной работе профсоюзных, комсомольских и др. общественных организаций;
крайне неудовлетворительная материальная база многих библиотек; плохая
организация комплектования библиотечных фондов; обособленность и разобщённость
библиотек. Основное внимание было уделено улучшению состава книжных фондов
библиотек и организации пополнения их новейшей литературой: неоднократно
проводились просмотры и чистки книжных фондов массовых библиотек от устаревшей,
идеологически вредной литературы, налаживалось централизованное комплектование
городских и сельских массовых библиотек. Так же были приняты меры к увеличению
сети массовых библиотек на селе и улучшению их работы по пропаганде книги,
увеличение профсоюзных библиотек.
Проведённая по постановлению правительства Всесоюзная
перепись библиотек отразила быстрый рост библиотечной сети в стране. К
сожалению, в переписи не получили полного отражения данные о читателях
библиотек, общее число которых в это время составляло 25-30 млн. человек. Ведущее
место в системе библиотек страны занимали массовые библиотеки, составляющие 44%
общего числа библиотек. По сравнению с дореволюционным временем их число
увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжных фонд- в 10 раз. Значительно выросла
сеть сельских библиотек. Их число по сравнению с 1929 годом увеличилось почти в
2 раза и составило в 1934 году 36,3 библиотек, т.е. 72% всех массовых библиотек
СССР. Кроме того, колхозное крестьянство обслуживали книгой несколько тысяч
библиотек колхозов и совхозов, машинно- тракторных станций. Улучшилось
библиотечное обслуживание населения союзных республик. Но перепись библиотек
выявила и недостатки в развитии библиотечного дела - книжный фонд неравномерно
распределялся между городскими и сельскими библиотеками; также книжный фонд
массовых библиотек ещё недостаточно используется читателями, слабо развит
межбиблиотечный абонемент. Крайне неудовлетворительно состояние квалификации
работников. По материалам Всесоюзной переписи, в стране имелось свыше 16 тыс.
научных и специальных библиотек. В их числе более 3,5 тыс. государственных
публичных, вузовских и библиотек научно- исследовательских учреждений с книжным
фондом около 112,5 млн. экз. Однако в целом данные переписи показали серьёзные
достижения библиотечного дела за годы Советской власти. В 1936 г. библиотека
Коммунистической академии передаётся в ведение АН СССР и преобразуется в
Фундаментальную библиотеку общественных наук. В 1938 г. в Москве открывается
Государственная публичная историческая библиотека, открывается и Государственно
- политехническая библиотека (1940 г.) Больших успехов советское
библиотековедение достигло и в разработке ряда основных теоретических проблем
теории и практики библиотечной науки. Практическое значение имела деятельность
А.М. Троповского в разработке таблиц десятичной классификации для массовых библиотек
Важная научная работа развернулась в области разработки принципов описания
произведений печати для каталогов различных типов библиотек. Был опубликован
ряд научных работ по организации систематического и алфавитного каталогов. Проведена
исследовательская работа в области централизации. Успешно развивалась научно-
исследовательская работа по проблемам комплектования и организации библиотечных
фондов. В июле 1930 г. по постановлению правительства был открыт Московский
библиотечный институт (первый библиотечный ВУЗ в стране). Дальнейшее
совершенствование и расширение библиотечного образования привело к
преобразованию политико - просветительных вузов в библиотечные институты: в
1935 г.- открыт библиотечный ВУЗ в Харькове, в мае 1941- в Ленинграде. Таким образом,
к 1930-м годам в СССР окончательно сложилась система подготовки библиотечных
кадров в специальных библиотечных институтах и техникумах.
Огромные успехи библиотечного строительства в 30-х годах
выдвинули серьёзные задачи в области развития теории библиотечной науки,
изучения и обобщения передового опыта работы советских библиотек. Между тем
теория отставала от богатой практики библиотечной работы. Недостаточно
разрабатывались теоретические основы руководства чтением и изучения читателей,
проблемы комплектования библиотечных фондов, организации библиотечной сети,
методики массовой работы библиотек и другие важные вопросы. Большим недостатком
являлось отсутствие тесной связи библиотековедения с педагогикой, психологией и
другими смежными науками. Это во многом объяснялось тем, что разработкой
теоретических проблем занимались главным образом старые специалисты – их было
немного, и они были недостаточно вооружены теорией. Всё это способствовало
проникновению в библиотековедение путаницы, механистических и объективистических
ошибок, рецидивов буржуазных теорий в работе библиотек. Центральной задачей
по-прежнему оставалась борьба за партийность библиотечной науки, против
некритического заимствования и перенесения в практику советских библиотек
отдельных форм и методов буржуазного библиотековедения. Важное значение в этом
направлении имела проводившаяся в начале 30-х годов дискуссия по вопросам
книговедения, библиотековедения и библиографии. Дискуссия помогла преодолеть
объективистские и формалистические положения библиотековедения, способствовала
отказу от перенесения в советскую библиотечную науку сомнительных «новшеств»
современной буржуазной мысли; привлекла внимание широких кругов библиотечной
общественности к коренным проблемам библиотечной теории и практики, к
разработке несущих проблем советского библиотековедения. В целом дискуссия
имела положительное значение и сыграла важную роль в развитии советской
библиотечной науки. Ещё более быстрыми темпами должно было развиваться
библиотековедение в СССР в 40-х годах.
Библиотечным работникам рекомендовалось организовать в
библиотеках ежедневные читки газет, разрабатывать книжные выставки, составлять
рекомендательные списки литературы по военной тематике. Особое внимание
обращалось на обслуживание производственных и сельскохозяйственных предприятий,
сборных пунктов, мобилизованных воинских частей передвижными библиотечками
военно-оборонной и политической литературы. Наркомпрос обязывал библиотекарей
использовать наиболее массовые и гибкие формы продвижения литературы - читки
книг и газет, беседы, вечера вопросов и ответов, выпуск боевых листков,
плакатов, выносить всю работу библиотек на предприятия, в колхозы и совхозы, на
призывные и агитационные пункты, в воинские части и госпитальные учреждения .
Наркомпрос РСФСР призвал обратить все усилия на то, что бы библиотеки работали
бесперебойно и их сеть не сокращалась. Выполнить эти задачи было под силу не
каждой библиотеке. Перестройка работы библиотек проходила в очень сложных
условиях. Многие библиотечные работники были призваны в ряды Красной Армии. По
призыву
Родины вместе с другими советскими патриотами ушли на фронт
или добровольно вступили в ряды Народного ополчения многие библиотекари. Многим
организациям не удалось сохранить свои библиотеки. В первую очередь из
библиотек эвакуировались фонды отделов рукописей и редких книг, ценнейшие
коллекции нелегальной революционной литературы, а также другие особо ценные
собрания книг и переводных изданий. В годы войны с большой остротой встал
вопрос о пополнении библиотек новой литературой и непериодическими изданиями.
Приток литературы в массовые и научные библиотеки уменьшился в связи с тем, что
сократилась издательская деятельность и перестали выходить многие журналы и
газеты. В этих трудных условиях был осуществлен ряд мероприятий, направленных
на улучшение снабжения библиотек всеми новыми выходящими изданиями. В
библиотеки рассылались массовые издания специальных библиотечек “Правды”, “
Фронтовой библиотеки “, брошюры, листовки, плакаты, учебные пособия. Поскольку
главной задачей было оказание помощи промышленности в создании машинной боевой
техники, а следовательно потребность в теоретических знаниях, то особая
ответственность ложилась на технические библиотеки. На отраслевом и
региональном уровнях руководящую и координирующую роль выполняют отраслевые
библиотеки промышленных наркоматов и многоотраслевые территориальные библиотеки
(опорные) – филиалы государственной научной библиотеки, возглавлявших сеть
технических библиотек. Уже к концу войны технические библиотеки довольно широко
взаимодействовали между собой и с библиотеками других систем (на всесоюзном
уровне - под руководством ГН, на отраслевом – библиотек наркоматов, на
региональном – территориальных филиалов ГНБ). Во время войны главным девизом,
определяющим деятельность всех библиотек, в том числе и ГНБ , стал лозунг “Всё
для фронта; всё для победы !” Уже в июле 1941 г. ГНБ направила в адрес
отраслевых библиотек наркоматов и территориальных библиотек
инструктивно-методическое письмо “О перестройки библиотек в связи с военным
временем” с конкретными указаниями по обеспечению предприятий и организаций
промышленности литературой и информацией в помощь освоению новой военной
техники, организации систематической информации читателям о сообщениях
Советского Информбюро. В связи с эвакуацией возникла необходимость
скорректировать профиль комплектования технических библиотек применительно к
специализации новых потребностей. Но возможности широкого приобретения нужной
литературы были ограничены, поэтому приходил на помощь Межбиблиотечный
абонемент, осуществлялся обмен библиографическими справками. В 1943 г. ГНБ
выпустила в помощь библиотечным работникам инструктивно-методическое пособие
”Восстановление технических библиотек” составленное Коротыгиным. В нем
говорится об организации обеспечения литературой работников предприятий в
помощь выполнению ими военных заданий; содержит рекомендации по восстановлению
библиотечного помещения и оборудования, книжных фондов и каталогов. В
приложении даны образцы гарантийного обязательства МБА, и т.д. В декабре 1942
г. и в августе 1943 г. ГНБ провела совещания областных опорных НТБ - своих
территориальных филиалов, посвященных основным направлениям работы в военное
время. Было подчеркнуто, что возросло их значение в обслуживании всех отраслей
промышленных регионов, усилилась роль в осуществлении связи близлежащих
библиотек между собой и с библиотеками центра. В связи с изменениями условий
работы на предприятиях были продлены часы обслуживания читателей в библиотеках,
чтобы рабочие дневных и ночных смен могли беспрепятственно получать литературу.
Многие библиотеки в военный период обслуживали читателей без выходных.
Изменился и круг читателей - это женщины и подростки, заменившие мужчин на
производстве. Видное место в работе библиотек заняли рукописные "боевые
листки" и книжки - самоделки, которые как правило изготовлялись из газет,
где в годы войны печатались (с продолжением) романы, повести и пьесы советских
писателей. Книжки - самоделки составлялись так же на общественно- политические
и военно - оборонные темы. В связи с консервацией школ и закрытием ряда детских
библиотек в массовых библиотеках страны намного увеличилось число читателей.
Для обслуживания читателей - школьников в массовых библиотеках собиралось
необходимая учебная литература, создавались условия для самостоятельной работы
школьников в читальных залах и специальных комнатах. Большое место в политико -
массовой работе библиотек отводилось разъяснению характера и целей
освободительной войны немецко- фашистских оккупантов, пропаганде исторических
задач разоблачения античеловеческой сущности фашистской идеологии. Темы
"Война гитлеровской Германии - война справедливая освободительная”,
“Разгром гитлеровской Германии неизбежен”, ”Фашизм - враг народов” и др.
являлись ведущими в массовой и индивидуальной работе библиотек с читателями. Значительно
активизировалась работа библиотек по пропаганде сельскохозяйственной
литературой. Библиотечные работники оказывали действенную помощь новым кадрам,
заменившим колхозников, ушедших на фронт, трудящихся городов, привлекавшимся к
выполнению сельскохозяйственных работ, в овладении передовой агротехникой,
техникой работы на сельскохозяйственных машинах, тракторах и автомобилях. Вся
работа библиотек в этой области была подчинена мобилизации трудящихся на своевременное
проведение сельскохозяйственных работ, на обеспечение фронта и всей страны
сельскохозяйственными продуктами. Стремясь удовлетворить возросший спрос
читателей на литературу по овощеводству и огородничеству, библиотеки проводили
беседы, лекции и консультации по агротехнике выращивания овощей,
пропагандировались книги и брошюры об использовании грибов, лесных ягод и др.
съедобных дикорастущих культур. Подлинный героизм и гражданское мужество
проявили Ленинградские библиотекари, которые в условиях прифронтовой полосы,
голода, холода и невиданных лишений в осаждённом городе продолжали стойко и
мужественно трудиться на своих постах. Коммунистическая партия и Советское
правительство высоко оценили самоотверженный труд работников массовых
библиотек. Многие из них были награждены орденами и медалями Советского Союза,
премиями и переходящими знамёнами. Благодаря сотням библиотек в стране не
прекращался обмен информацией.
Одной из важнейших задач библиотек в годы ВОВ являлось
библиотечное обслуживание раненых бойцов, командиров и политработников. Они
брали шефство над отдельными госпиталями и санитарными учреждениями,
обеспечивая их необходимой литературой, организуя массовую и индивидуальную
пропаганду книги среди раненных. По инициативе библиотечных работников
передвижные библиотеки выделялись в санитарные поезда, они снабжались новой
литературой и периодикой. Особенно большой размах получила массово -
политическая работа библиотек в госпиталях. Проводились чтения,
организовывались литературные вечера и читательские конференции, выступали с
обзорами книг, докладами, лекциями. В период войны, невзирая на трудности и
сложные условия, н прекратилась научная работа в области библиотековедения и
библиографии.
Одним их важнейших направлений исследований в области
библиотековедения было изучение и обобщение опыта работы библиотек в условиях
военного времени, исследование и разработка форм и методов эффективной помощи
библиотек фронту и тылу. Эти вопросы освещались в докладах и сообщениях, на
совещаниях библиотечных работников, на спец. научных семинарах. В марте -
апреле 1942 г. в Москве была проведена научная сессия по вопросам библиотечно -
библиографической работы в дни ВОв, организованная
Московским библиотечным институтом при участии работников
научных и массовых библиотек. В докладах освещался опыт работы в госпиталях и
воинских частях, упоминалось о сохранении и восстановлении библиотечных фондов.
На юбилейной сессии, посвящённой 80 - летию Государственной библиотеки им.
Ленина одно из центральных мест заняли вопросы обобщения опыта библиотечно -
библиографической работы в период войны. Доклады сессии в 1943 г. были изданы
отдельной книгой. Разрабатывались выдвинутые условиями военного времени темы о
режиме хранения библиотечных фондов в военных условиях, о реставрации книг и
рукописей, повреждённых водой и льдом, об охране книг от поражения отравляющими
веществами и др. В годы войны продолжалась научная разработка теоретических
проблем библиотековедения , начатая ещё в предвоенные годы. Это были главным
образом исследования по истории библиотечного дела, по вопросам классификации и
каталогизации, организации библиотечных фондов и каталогов. В помощь
библиотечным работникам были подготовлены и изданы краткие руководства по
библиотечной работе и библиотечной технике и таблицы по библиотечной
классификации. Особое место отводилось изучению опыта работы зарубежных
библиотек в условиях 2- й мировой войны.
Приближался день Великой Победы, библиотеки вписали главную
страницу в свою историю, с честью выполнили свой гражданский долг.