Курсовая работа: Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву
Курсовая работа: Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Институт брака в международном частном
праве. Общие положения
2.
Институт брака в мусульманском праве
2.1 Общая
характеристика брачного права мусульман
2.2
Заключение брака по шариату
2.3 Права
и обязанности супругов
2.4
Расторжение брака
3.
Институт брака в российском праве
3.1
Порядок и условия заключения и расторжения брака
3.2 Права
и обязанности супругов
3.3 Специфика заключения и расторжения брака между
российским и иностранным гражданином
4. Институт
брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях
Заключение
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Брак – союз
мужчины и женщины, соединение всей жизни,
общность
божественного и человеческого права»
Римский юрист
Модестин.
С древних времен брак, как
союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений,
необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как
правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и
создаваемая с целью формирования семьи.
Для большинства людей,
населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными
отношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает
главное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья,
осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства
и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие
отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в
современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при
заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм,
предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как
в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные
отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование
осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в
международных правовых актах[1].
В то же время законодательство
разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их
всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это
объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный
колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных
и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны,
а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных
предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм
семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при
решении различных вопросов, касающихся
правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных
отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных
отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного
права.
В последнее время в средствах массовой
информации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов и
последствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковых
историй, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака,
заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80%
таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, Объединенных
Арабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которых
основано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общему
законодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, что
большинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключении
брака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшего
представления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, на
мой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Только
комплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака,
определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и
мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих
по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского
мира.
Таким образом, цель настоящей работы
заключается в рассмотрении сущности института брака, определении его
особенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытии
существующих между ними сходств и различий.
Структурно работа выполнена следующим образом:
введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенному
исследованию, и завершает работу список используемой литературы.
При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.
1.
ИНСТИТУТ БРАКА
В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Институт брака с его
многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без
преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права.
Брак - начало и ядро семьи, в укреплении
которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как
частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака
регулируются законодательством.
Семья, в современном понимании
этого термина, — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными
узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и
даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных
ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только
эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные
правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности,
качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит
здоровье общества в целом.
Брак и семья представляют
собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в
качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характерным
особенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку,
общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членов
придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи.
Следует сказать, что в
большинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не закреплено
четкое определение брака. Как подчеркивается в современной юридической
литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано
с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся
под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также
экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака
только правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака,
безусловно, не могут регулироваться правом».
В современной
энциклопедической и юридической литературе существует множество определений
брака, каждое из которых
основывается на совокупности конкретных элементов - признаков брака, которые
заключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует,
что брак – это:
1.
союз мужчины и
женщины;
2.
союз добровольный и
равноправный;
3.
заключается он с
соблюдением определенных правил, установленных законом;
4.
преследует цель
создания семьи;
5.
брак порождает у
супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности;
6.
заключается без
указания срока действия[2].
Все вышеперечисленные признаки
носят только общий характер, но не общепринятый и, следовательно, имеют
оговорки. Поэтому можно считать логичным дальнейшее рассмотрение отдельных
признаков брака в соотношении с современным законодательством разных государств
на конкретных фактических примерах.
1) Брак - свободный,
равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих
в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных
законом, и имеющий целью создания семьи[3]. Однако, с
недавних пор в ряде стран Европы регистрируют однополые брачные союзы[4].
В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины,
и в настоящее время практикуется полигамный брак, характерный для мусульманских
стран. Сущность полигамного брака заключается в полигинии. Полигиния –
одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак
заключается мужчиной с каждой женщиной отдельно, причем возможны градации. Так,
в шариате количество жен ограничивается четырьмя супругами. Все остальные
жительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии
(от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. Тем не менее, их
положение существенно ниже, чем у жен, и скорее напоминает рабство.
2) Добровольное заключение
брака – принцип, установленный мировым правом[5] и всеми внутренними
правопорядками. Сущность данного принципа основывается на независимости и
беспрепятственности волеизъявления лиц, вступающих в брак (без психологического
или физического насилия), и заключается в полном и свободном согласии
брачующихся сторон. К сожалению, не всегда внешне выраженное согласие на
вступление в брак у одного из брачующихся соответствует его действительному
намерению (в некоторых странах юношам и девушкам до сих пор родители сами
выбирают кандидатуру мужа или жены). Также, с учетом того, что право любого
государства определяет условия, необходимые для заключения брака, и
обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, принцип добровольности не
всегда реализуется в полной мере. Так, например, в законодательстве разных
стран отсутствует единообразное регулирование вступления в брак душевно
больного или страдающего слабоумием лица, не способного адекватно оценивать
свои действия и их правовые последствия. Кроме того, законодательство некоторых
зарубежных стран предусматривает возможность вступления в брак по доверенности,
что и вовсе противоречит требованию личного присутствия брачующихся при
заключении брака и публичного выражения согласия на вступление в брачный союз,
необходимого для реализации принципа добровольности. Так, например, мусульманское
право признает заключение брака не только лично, но и по поручению[6],
а в Испании и Италии законодательством предусмотрена возможность вступления в брак
по доверенности при чрезвычайных обстоятельствах[7].
3) Равноправие супругов в
браке подразумевает под собой равенство прав и обязанностей, как мужа, так и
жены. В семейных отношениях
осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и
отношения к религии. С
юридической точки зрения, в большинстве современных государств этот признак
законодательно закреплен.
Сущность равноправия
заключается в том, что супруги совместно воспитывают детей, имеют равные права
владения, пользования и распоряжения совместно нажитым во время брака
имуществом, оба супруга свободны в выборе занятий и профессии, по обоюдному
согласию решают все вопросы семейной жизни. Однако
в настоящее время во многих странах Аравийского полуострова, Африки и ряде
других мусульманских государств, права мужчины в браке гораздо шире, нежели, у
женщин. Женщина в исламском
браке нередко становится неким приватизированным предметом частной жизни,
чем-то запрещенным, жестко контролируемым извне, всецело зависимым от воли
мужчины.
4) Одним из общих признаков
брака является его цель – создание семьи. В то же время в современном мире
участились случаи заключения фиктивного брака. Фиктивный брак – притворная регистрация
брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак
может заключаться по различным причинам: перспектива получения жилой площади,
постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого
супруга, получение пенсии, реализация других корыстных и иных целей. Доказанное
отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания
брака недействительным.
5) Еще одним признаком брака является появление
у супругов взаимных личных и имущественных прав и обязанностей. Данный признак
реализуется в полной мере лишь применительно к браку, зарегистрированному
должным образом в соответствии с законодательством. Незарегистрированный или фактический
брак (в российском праве – сожительство), определяемый как отношения между
партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке, в
большинстве стран не несет появления взаимных прав и обязанностей. Однако
существуют и определенные исключения. Так, определенные гражданско-правовые
последствия порождает и не узаконенное совместное проживание с ведением общего
хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении
определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент
презумпции законного брака.[8] Согласно ныне
действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание
мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей. При этом права
детей, рожденных в браке, не отличаются от прав детей, рожденных вне брака.
В
качестве обобщения ко всему вышеизложенному можно сказать следующее. Несмотря
на значительное количество конвенций и международных соглашений, принятых в области
брачно-семейных отношений, все же наиболее важные материально-правовые нормы,
регулирующие вопросы брака и семьи содержатся во внутреннем законодательстве
стран. Так, например, брачная
правоспособность, отсутствие препятствий для вступления в брак - определяется в
ряде государств личным законом каждого из супругов. При расторжении брака между
супругами различного гражданства, и при возникающих в связи с этим
имущественных отношениях, в ряде стран применяется законодательство страны
гражданства мужа. Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с
законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что
порождает так называемые «хромающие браки» (то есть браки, порождающие
юридические последствия в одном государстве и считающиеся недействительными, и
не порождающими правовых последствий в другом). Именно поэтому международное частное права призвано разрешить
проблему выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых брак
может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса
существует ряд коллизионных привязок, таких как: личный закон, закон места
заключения брака и другие. Так, например, порядок расторжения иностранных и
смешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве.
В большинстве современных стран признается расторжение брака, произведенное за
границей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода —
закон места расторжения брака. Подобным образом разрешаются и другие основные
коллизионно-правовые проблемы брака и семьи: форма и условия заключения брака;
расовые и религиозные ограничения; запреты на браки с иностранцами;
необходимость разрешения для вступления в брак; личный закон (главенство) мужа;
заключение брака по доверенности и через представителя; «хромающие» браки;
полигамия и моногамия; однополые браки; ответственность за отказ вступить в
обещанный брак.
2. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
2.1 Общая характеристика брачного права мусульман
Мусульманское право – это система норм,
основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения
мировой религии – ислама или мусульманства.
Ислам в современном мире
является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на
Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах
Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие
социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на
Американском континенте.
В современной России также
имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами
традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и
Сибирь[9]. В большинстве
крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в
состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры,
чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы,
адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы,
абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки,
туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до
15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн.[10]
Для всех вышеперечисленных
стран и народов, так называемого мусульманского мира, ислам является не только
религиозным предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой,
именуемой мусульманским правом.
Сущность
мусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского
«шараа» - направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника
мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы.
Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим
более широкий круг вопросов, ошибочно.
В
основе мусульманского права лежит четыре источника:
1)
Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к
последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2)
Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний
Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;
3)
Иджма – конкретизированные положения Корана, изложенные крупными
учеными-мусульманистами;
4)
Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не
охватываются предыдущими источниками мусульманского права.
Совсем
до недавнего времени, в мусульманских странах существовало неразрывное единство
религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего все
сферы жизни общества и государства.
На данный момент, ни в одном государстве
исламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом.
Однако, не смотря на стремительную модернизацию по европейским образцам
гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое хотя и
неравномерно, но неуклонно охватывало разные страны Востока со второй половины
XIX века[11], брачно-семейное
право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата».
Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после отмены
халифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством
буржуазного типа западноевропейской правовой модели.
Правовая база мусульманского
брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно
эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные
обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.
Страницы: 1, 2, 3
|