рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Церковь Виссариона

Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдал в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочное, а беременным женщинам – рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины [7].

В некоторых случаях "экологический эксперимент" заканчивался для адептов культа переходом в "пятое измерение", то есть смертью. В колонии виссарионовцев на горе Сухой было зафиксировано несколько смертей верующих. Например, Богданович С. А. скончался весной 1995 года от острой сердечно-сосудистой недостаточности, которая появилась у него на фоне общего истощения организма. Ему исполнилось только 27 лет [4, с. 63].

Влача жалкое полуголодное существование, верующие довольно часто проявляют склонность к совершению суицида.

Один последователь Виссариона повесился, другой выбросился из окна. Известно, по крайней мере, о четырех самоубийствах членов культа, однако ни по одному из них не было проведено расследование.

Положение детей в общине Последнего Завета, также нельзя назвать удовлетворительным. В колонии на горе Сухая проживает более 400 детей верующих. Родители, ссылаясь на свои религиозные убеждения, отказывались обращаться к врачам даже в тех случаях, когда их детям угрожала смерть. Среди виссарионовцев широко распространено самолечение, так как официальной медицине они не доверяют. Общеобразовательных школ дети не посещают. Их обучение ведется в домашних условиях либо по специальной программе в общинной школе [6, с. 223].

Виссарионовцы отказались делать своим детям прививки от инфекционных заболеваний. Привито всего 6 % детей верующих. А между тем в районе "Экополиса Тиберкуль" находится крупнейший в стране природный очаг энцефалитного клеща. Но Виссарионовцы надеются, что их плоть сможет приспособиться к инфекционным заболеваниям.

Общинная школа, открытая виссарионовцами в поселке Черемшанка, имеет экологический и художественно-эстетический уклон. Цель воспитания, по мнению работающих в ней педагогов, заключается в том, чтобы воспитать мальчика в гармонии с природой, а девочку в соответствии с ее природной сутью, предначертанием быть женщиной и матерью. В школе обучаются дети с 5-летнего возраста и до 15 лет. В нулевом классе учатся дети 5-6 лет, девятиклассники при желании могут пойти в общеобразовательную школу. В школе преподаются как предусмотренные общеобразовательным стандартом предметы, так и сугубо специальные, например, ремесла, изящная словесность, музыка, движение и пластика. Преподавание общеобразовательных дисциплин имеет свою специфику. Так из курса истории выбрасываются события, связанные с войнами, насилием. Детям преподается так называемая "Щадящая история", такая история именуется виссарионовцами "Историей культуры" или "Историей человечества" [4, с. 64-65].

В "Церкви Последнего Завета" происходит кардинальное изменение традиционного уклада жизни людей. В культе введены новые календарь и летоисчисление, свой круг праздников и т.п. Так, 1997 год от Рождества Христова соответствовал 37 году "Эпохи Рассвета" по виссарионовскому календарю. Адепты культа отмечают даты: с 1 по 13 января включительно – период "праздничного безвременья, где каждый день является праздником"; 14 января – Рождество Виссариона-Христа, Сына Божьего; 3 марта – День Радости; 2 апреля – Рождение Церкви; 14 апреля – Праздник Возрождения, Праздник Весны, Любви и Жизни; 24 апреля – "Дата помазания Отцом небесным Виссариона Христа на Царствие, день, с которого миром стала править Истина (Тороп-Виссарион Христос), незримо и постепенно возвращаясь все на земле в лоно Великой Любви"; 2 мая – Восхождение Виссариона Христа с учениками на гору Фавор в Израиле; 6 мая – Восхождение на гору Синай в Египте Виссариона Христа; 25 июня – Переход человечества на новую Эпоху; 18 августа – День первой открытой проповеди Виссариона Христа, символ начала падения и восхождения человечества; 1 декабря – освещение Виссарионом Христом первого в лоне Последнего Завета молитвенного дома, где проводятся литургии и службы Венчания [4, с. 66-67].

В общине Последнего Завета главным элементом культовой практики является так называемый "Священный круг". Это таинство совершается верующими два раза в неделю – в среду в 20.00 и в воскресенье в 9.00. Взявшись за руки, адепты образуют замкнутый круг, в центр которого помещается зажженная свеча и они погружаются в состояние медитации. Они возносят славословия "Отцу великому", роду человеческому и "земле-матушке". Зажженную свечу полагается ставить и на стол во время еды, для "очищения пространства от темных энергий". Помимо коллективных обрядов, существуют индивидуальные и семейные моления. Верующие произносят молитву перед едой и в любое время (переделанный "Отче наш"). Дважды в год проходят массовые венчания верующих [2, с. 14].

К особенностям культа можно отнести оригинальную одежду общинников, выполненную в народном стиле. Для женщин – длинные юбки и сарафаны, для мужчин – длинные хитоны. С позиций веры это объясняется тем, что такие одеяния вбирают энергию земли и способствуют оздоровлению. Наряды украшаются вышивкой, плетением, кружевом.

Символом движения стал крест в круге, что означало единство четырех религий, признанных Виссарионом главными, – даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же посвящены четыре годовых поста.

Цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, в домах его последователей являются объектом религиозного поклонения. Перед ними возжигаются свечи и совершаются молитвы [2, с. 14].

Источниками вероучения культа являются: "Слово Виссариона, являющегося Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного" с двумя дополнениями, сделанными в 1993 и 1994 годах, "Основные положения учения Виссариона – учение единой веры", "Последний Завет". Кроме того, газеты "Земля обетованная" и "Тайна души", а также в многочисленных видеофильмах и аудиозаписях о Виссарионе [6, с. 221].

1.3 ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЦЕРКВИ ВИССАРИОНА. СРАВНЕНИЕ С ХРИСТИАНСТВОМ

Сравнение с христианством:

– Церковь Виссариона: Творец Вселенной и Отец Небесный не есть один и тот же Источник (Малая Крупица).

Христианство: Бог Единый в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – Творец Вселенной. (Ин 1:13, 14; Евр.1:1-8; 2Кор.3:17,18).

– Церковь Виссариона: Вселенная развивается по закону Целесообразности, проявлением которого является закон "Бумеранга" (закон Кармы).

Христианство: Мир сотворен Богом Творцом и имеет свое начало и конец. (Быт.1, Откр.21:1-8).

– Церковь Виссариона: Признает реинкарнацию: "плоть после ее износа может заменяться на новую". (Последний Завет).

Христианство: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9-27). Все лжеучения (гностические, о предсуществовании душ и т.п.), в которых говорится о перевоплощении, осуждены церковными Соборами.

– Церковь Виссариона: Иисус Христос не Бог, а Божественное Слово. Виссарион – Сын Божий, Мессия, Единственный путь, Спаситель, он есть Истина, дающий жизнь, вторая реинкарнация Христа (Последний Завет).

Христианство: Иисус Христос есть Бог (Ин.1:13,14). Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин.14:6). Иисус Христос всегда, сегодня и во веки тот же (Евр.13:8).

– Церковь Виссариона: Добро и зло имеет относительный характер. "Помните! Обман во имя себя – невероятное горе. Обман во имя человека, во имя развития души его – благо!".

Христианство: Зло это извращение добра, уклонение свободной личности от пути к богоподобию [7].

Отрицательные стороны:

·           Широко известна практика продажи жилья последователями Виссариона и отъезд их в Красноярский край на новое поселение.

·           Последователи Виссариона не только "строгие вегетарианцы", но из рациона питания исключены дрожжевой хлеб, растительное масло. "Для детей, по их желанию, допускается употребление кисломолочных продуктов".

·           Согласно заповедям Виссариона, "плоть должна сама себя излечивать". Члены ЦПЗ не обращаются к врачам, занимаются самолечением и "очисткой" организма по теориям Малахова, П. Иванова и т.п. В общине зафиксированы случаи болезней со смертельным исходом из-за неоказания медицинской помощи взрослым и детям.

·           Есть случаи самоубийств. 58 заповедь учения Виссариона не осуждает самоубийство.

·           Дети школ не посещают. Проводится "самостоятельное изучение ребенком общеобразовательных предметов с помощью родителей с периодической аттестацией детей в школе". На этих домашних занятиях детям не преподается история, т.к. Учитель сказал: "Зачем изучать историю человеческого маразма?" (свидетельство адепта ЦПЗ) [7].

Деструктивной религиозной организацией называется организация, применяющая обман при вовлечении и контроль сознания для своих членов без их на то согласия.

Обман при вовлечении

При показе видеофильмов с проповедями Виссариона, последователей завлекают "экологически чистой" зоной Сибири, где живет Учитель вселенской мудрости.

Контроль сознания

Заключается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций.

Контроль поведения.

Последователи ЦПЗ носят одежду стилизованного русского стиля. Применение "агрессивной" диеты способствует ухудшению физического и психического здоровья. Прекращаются отношения с неверующими в Учителя родственниками. Отъезд в общину еще больше затрудняет общение с оставшимися родными.

Контроль информации.

Контроль информации выражается в подчеркивании исключительности слов Виссариона. Изучаются свои книги: "Малая Крупица", "Последняя Надежда", "Последний Завет". Выступления Виссариона записаны на аудио и видеокассеты и изучаются на квартирах. Членам группы не рекомендуется смотреть ТВ, слушать радио и т.п.

Контроль мышления.

Контроль мышления заключается в разделении мира на мы (избранные) и они (все остальные). Всячески подчеркивается избранность тех, кто слушает Учителя. Одежда Виссариона и речь притягивают своей схожестью с кинематографическим восприятием облика Иисуса Христа и влияют на сознание верующих. Книги, написанные в организации и изучаемые ее членами, по изложению напоминают тексты Священного Писания, что создает ложную ассоциацию с Библией. Для объединения всех своих последователей в единое коллективное сознание, практиковалась одновременная молитва членов организации во всех городах России, так называемый Священный круг: члены ЦПЗ, взявшись за руки, исполняли песни и, поднимая руки вверх, взывали к Отцу Небесному. "Несмотря на поясные времена, слились бы мы в едином порыве по всей Земле-Матушке".

Контроль эмоций.

У последователей Виссариона формируются две эмоции – эмоция вины и эмоция страха. Членам организации предлагается жить по заповедям, собранным в книге "Малая крупица". На фоне проповеди любви к ближнему в заповедях предлагается познать "истину гармонии с Природой, дабы не оказаться на задворках Ее больным и никчемным". Появляется страх покинуть группу, не стать "членами новой расы или нового человечества". "Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития – творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование".

В Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года говорится: "К несчастью в нашей стране появились свои лжепророки, руководящие в частности, … Церковью Последнего Завета. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, "не испорченного историческими традициями", обладают новыми откровениями и призваны продолжить дело Христа на земле" [7].


2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕРКВИ ВИССАРИОНА" В БЕЛАРУСИ

В Беларуси деятельность "Церкви Виссариона" запрещена, ее общины не регистрируются. Но существует много центров по вербовке верующих в Могилеве, Гродно, Бресте, Витебске, Гомеле, Мозыре, Минске и др. Нет ни одного райцентра, где бы не побывали миссионеры Виссариона. И сам он неоднократно посещал Беларусь, где его, "Нового Иисуса", облаченного в красный балахон с Вифлеемской Звездой, встречали с почетом, предоставляя лучшие дворцы и залы. Так, в марте 1996 года его принимали во Дворце шахмат в Минске.

В середине 90-х экспертным Советом при Комитете по делам религий и национальностей "Церкви Виссариона" была отнесена к деструктивным сектам.

О работе вербовочных пунктов "Церкви Виссариона" можно судить по одному из них, который расположен в детском клубе в районе Масю-ковщина г. Минска. Здесь имеется цветной телевизор, видеомагнитофон, цветной ксерокс, на котором тут же множат и раздают цветные изображения Виссариона, продают портреты и фотографии "Нового Иисуса". Предлагаются кассеты с его речами, демонстрируются рекламные ролики, видеокассеты с жизнеописанием Виссариона, начиная с юношеских лет "Нового Иисуса" в мифически умилительном стиле и кончая его "хождениями" по просторам бывшего Союза. С одной из кассет звучат его слова: "Те, кто искренне пойдет по новому пути, осознают "истину". Кто нет, погубит сам себя. Это будет Страшный суд. И он уже начался... Всегда надо помнить об Учителе. И тогда вы преодолеете сомнения других. Пришел час экзамена в вашей жизни. Вы сможете преодолеть преграды. Если от вашего шага даже рухнет мост, не смущайтесь. Никому ничего не надо доказывать. Не анализируйте действий. Это разум живет только на основе анализа. Надо жить не разумом, а чувствами. Надо смело идти вперед, принимая любую реальность, любые испытания как должное. Вы должны понять, иначе вы не перешагнете порог верности. Я проверяю вас на прочность" [5, с. 160-161].

В Беларуси есть несколько десятков последователей "Церкви Последнего Завета", главным образом, в крупных городах. Возраст основной части последователей Виссариона составляет 30-40 лет; около 60 % составляют мужчины; около 70 % верующих состоит в браке. Большинство верующих (около 2/3) имеют высшее образование [3, с. 98-99].

Власти пытались воспрепятствовать Виссариону свободно вести религиозную пропаганду, однако благодаря несовершенству законодательной балл все запланированные инициативной группой мероприятия состоялись. Например, в городе Могилеве Виссариону было запрещено проводить, религиозное собрание в одном из городских Домов Культуры. Тогда верующие собрались послушать своего "бога" в большом подтрибунном помещении стадиона "Спартак". В следующий раз они попытались договориться о проведении встречи с ксендзом Римско-католического костела. Но там они потерпели неудачу. Чтобы выйти из положения, виссарионовцы договорились о проведении мероприятий в фойе музея Декабристов. В выходной день, когда музей был закрыт для посетителей, Виссарион выступил там с проповедью, в которой, обращаясь к собравшимся сказал: "Помощь великая человеку оказывается всегда. Если он ее не видит, значит не туда смотрит. Блаженны падшие, ибо они: поднимутся. Несчастны поднесшие себя, ибо им предстоит падение. Я не удовлетворяю человеческое любопытство. Я даю человеку Вечность. Нельзя понять Истину, рассуждая о ней. Истину можно понять, соприкоснувшись с ней. Все, что запечатлено от Меня, запечатлено для тех, кто жаждет" [4, с. 68-69].

В Гродно власти также отказали Виссарионовнам в аренде зала, мотивируя свое решение ссылкой на "новый закон, запрещающий предоставлять залы заведений культуры для проповедей представителей многообразных религиозных течений". Но встречи с Виссарионом все равно состоялись.

Деятельность Церкви Последнего Завета в Беларуси носит нелегальный характер. Последователи Виссариона, проживающие практически во всех крупных городах республики, широко не афишируют свою принадлежность к данному культу. Многие из них выезжают за пределы страны, в частности, отправляются в "Экополис Тиберкуль" строить "город Солнца", священную территорию в Красноярском крае, где находится лидер движения "живой Бог" Виссарион. Те, кто уехать по каким-либо причинам не могут, воссоздают в своей местности модель "Города Солнца", где проводят богослужения. Так, в Минске последователи Виссариона еженедельно собираются в одном из городских парков, где водят хороводы вокруг привезенных из "Города Солнца" "священных деревьев". Распространение учения происходит, главным образом, через проверенные личные контакты и через распространение литературы, использование видеоносителей и аудионосителей с информацией об учении Виссариона и "Городе Солнца". [3, с. 99-100].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виссарионовское движение можно определить, как движение пассивного социального протеста интеллигенции. Виссарион привлекает своих последователей тем, что в череде реформаторских катаклизмов, в ситуации кризиса былых идеалов и отсутствие новых перспектив у духовно ориентированной интеллигенции, он предложил практический проект выхода из общественного тупика, учитывающий духовные устремления интеллигенции.

Деятельность "Церкви Последнего Завета" объективно ведет к формированию в рамках сложившихся крупных этносов новой этноконфессиональной общности, признаками которой являются основанная на еретических течениях мировых религий общая конфессия, исторически сложившиеся переплетения религиозной и национальной принадлежности ее членов, постулат второго "избранничества", "осознание особого положения", мессианские настроения. Будучи неустойчивой, этноконфессиональная общность виссарионовцев может либо образовать новый тип исторической общности, либо оказаться тупиком в развитии некоторой части конкретного этноса, в данном случае русского.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         Альбинский К. Последний Христос // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 10-13.

2.         Григорьева Л.Г. Ушедшие в "город солнца" // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 14-16.

3.         Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи: монография. – Мн.: Минский институт управления, 2006. – 276 с.

4.         Дьяченко О.В. Новые религиозные объединения. – Мозырь: РИФ "Белый ветер", 1998. – 152 с.

5.         Неокультовые объединения в Беларуси / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Кутузова Н.А. и др. – Мн.: Веды, 1998. – 184 с.

6.         Неокульты: "новые религии" века? / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Титовец А.А. и др.; Под ред. Майхровича Е.С. – 3 изд., дополн. – Мн.: "Четыре четверти", 2000. – 240 с.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.