Реферат: Теологический анализ в контексте общей герменевтики
1.4.2
Теория диспенсаций (периодов спасения)
Эта теория
уделяет особое внимание прерывности и обращает меньше внимания на
непрерывность, хотя и по совершенно другим причинам, чем школа “множественности
теологии”. В то время как либеральные богословы рассматривают прерывность в
библейских текстах как отражение человеческих попыток понять Бога,
диспенсационалисты, которые почти всегда ортодоксальны в своих взглядах на
богодухновенность Писания, считают, что всякая прерывность в истории спасения
имеет место потому, что это предусмотрел Бог. Диспенсационализм — одна из таких
теорий, которые люди либо безоговорочно принимают, либо полностью отвергают;
почти никто не занимает нейтральную позицию. Она была названа “ключом к верному
преподаванию Писания”, а из противоположного лагеря — “самой опасной ересью в
современных христианских кругах”.
Диспенсация
(домостроительство) определена Скоуфилдом как “период времени, в течение которого
человек испытывается на послушание определенному откровению воли Бога.” Схема
истории спасения представляется в виде трех циклически повторяющихся этапов:
Ø
Бог возлагает на человека определенный ряд обязанностей или
условий повиновения.
Ø
Человеку не удается жить в соответствии с данными требованиями.
Ø
Бог по Своей милости предлагает человеку другой ряд обязанностей,
т.е. новую диспенсацию (домостроительство).
Число
диспенсаций у разных представителей этой школы колеблется от четырех до девяти:
обычно их — семь:
v
Диспенсация невинности, или свободы. Этот период включает
время пребывания Адама и Евы в состоянии невинности до грехопадения и
заканчивается в тот момент, когда они согрешили через неповиновение. Он описан
в Быт. 1: 28—3: 6.
v
Диспенсация совести. В течение этого периода “послушание
голосу совести было главной обязанностью человека”. Он закончился тогда, когда
человек крайне развратился и Бог послал потоп в качестве суда. Эта диспенсация
описана в Быт. 4: 1-8: 14.
v
Диспенсация гражданского управления. В течение этой
диспенсаций Бог дал человеку право на смертную казнь, предоставляя ему
возможность развивать человеческое управление — гражданскую власть. Но вместо
того, чтобы рассеяться и наполнить всю землю, человек выразил свой мятеж, начав
строить Вавилонскую башню. Божий суд пришел в виде смешения языка. Этот период
описан в Быт. 8: 15-11: 9.
v
Диспенсация обетования. Этот интервал включает времена
патриархов и получил свое имя потому, что Бог дал обетование Аврааму передать
ему землю и обильно благословить. Непослушание Иакова, выразившееся в том, что
он покинул обетованную землю и отправился в Египет, привело к рабству. Этот
период описан в Быт. 11: 10 - Исх. 18: 27.
v
Диспенсация закона Моисеева. Этот период длился от Моисея
до смерти Христа. Для этого времени Бог дал заповеди, касающиеся всех сторон
жизни и деятельности Израиля. Неповиновение Израиля этим заповедям привело к
распаду царства и порабощению. Диспенсация Закона описана в Исх. 18: 28 - Деян
1: 26.
v
Диспенсация благодати. В течение этого периода
(который! продолжается доныне) главная обязанность человека — принять Божий дар
праведности. Этот век окончится отвержением человеком милосердного дара
Божьего, что приведет к Великой скорби. Диспенсация Благодати описана в Деян 2:
1 - Откр. 19: 21.
v
Диспенсация Тысячелетнего Царства. В течение Тысячелетнего
Царства главной обязанностью человека будет повиновение личному правлению
Христа. В конце этого периода вспыхнет последний мятеж, который окончится
окончательным судом. Самый известный библейский отрывок, описывающий этот
период - Откр. 20.
Одним из
пунктов расхождения является то, как понимаются предписания каждой диспенсаций
- представляют они различные средства спасения, или же различные установления
для благочестивой жизни после получения спасения? Большинство
теологов-диспенсационалистов, однако, скорее, согласите: с утверждением Райри,
что “основанием спасения в каждом веке является смерть Христа; необходимым
условием для спасения в каждом веке является вера; объектом веры в каждом веке
является Бог; содержание веры изменяется в зависимости от диспенсаций” Для
большинства теологов главное различие между диспенсациями заключается не в
средствах спасения, а в особенностях благочестивой жизни, которая следует за
тем, как человек решает принять Божье спасение.
Другим
пунктом расхождения является довольно трудный вопрос о степени приемлемости
заповедей, данных в одной диспенсаций, для верующих другой диспенсации. Вот
крайне радикальное мнение Чарльза Кука: “В Ветхом Завете нет ни одного
предложения, которое бы являлось для христиан правилом веры и практической
жизни — ни одной связывающей заповеди, как нет и ни одного обетования, полученного
христианами из первых рук, за исключением того, что входит в широкий поток
Плана Искупления, представленного там в виде символов и пророчеств”.
Большинство
теологов, придерживающихся диспенсационалистской позиции, считает, что в
процессе развития откровения воля Божия раскрывается в различных
домостроительствах. Закончив свое существование в качестве принципа, они растут
или переходят в следующее домостроительство. Итак, если теория
диспенсационализма верна, тогда она является мощным герменевтическим
инструментом, и притом незаменимым средством для верного толкования библейских
обетований и заповедей. С другой стороны, если эта теория неверна, тогда
человек, который учит ей, может оказаться под серьезной угрозой навлечь на себя
суды из Матф. 5: 19.
1.4.3
Лютеранская теория
Лютер
считал, что для верного понимания Писания мы должны четко Различать две
параллельные и всегда присутствующие истины Писания: Закон и Благодать.
Закон представляет Бога в Его ненависти ко греху, Его суде и Его гневе. Благодать(Евангелие)
представляет Бога в Его благодати, любви и спасении.
Оба эти
аспекта Божественной природы сосуществуют в Писании на протяжении как Ветхого,
так и Нового Заветов. Закон отражает святость Бога; без него Он был бы не
святой, а безнравственный Бог. Благодать - это Божий ответ на тот факт, что
человек никогда не сможет достигнуть святости, требуемой Законом. Одним из
способов отличить Закон от Благодати является следующий вопрос: “Осуждает ли
это меня?” Если да, то это Закон. И наоборот, если это дает мне утешение, это –
Благодать.
Для
богословов-лютеран Закон и Евангелие раскрывают два неотъемлемых аспекта Божией
личности: Его святость и Его милость. Таким образом, они рассматривают Закон и
Евангелие, как неотъемлемые составные части истории спасения - от грехопадения
Адама и Евы до завершения Тысячелетнего Царства.
Закон и
Евангелие играют непреходящую роль в жизни, как неверующих, так и верующих. Неверующих
Закон обвиняет, осуждает и показывает им, что они нуждаются в Господе. Верующим
Закон продолжает указывать на потребность в благодати и наставляет в
благочестивой жизни. Евангелие указывает неверующему путь спасения от
осуждения; для верующего оно служит побудительной силой исполнять Божественный
нравственный Закон.
Строгое
разграничение между ними и утверждение истин Закона и Благодати является важным
герменевтическим приемом и отличительным признаком ортодоксальной лютеранской
проповеди. Лютеранская теория делает сильный акцент на непрерывности. Как и в
самом начале истории человечества, Бог продолжает общаться с человеком
посредством, как Закона, так и Благодати. Закон и Благодать - не две различные
эпохи в общении Бога с человеком, а неотъемлемые части каждого эпизода Его
отношений с человечеством.
1.4.4
Ковенантная теория (теория заветов)
Теологи-ковенанталисты
рассматривают всю библейскую историю, как относящуюся к двум заветам: завету
дел, до грехопадения, и завету благодати, от грехопадения до
настоящего времени.
Завет дел
представляет собой договор между Богом и Адамом, по которому Адаму была за совершенное
послушание обещана жизнь, а за неповиновение - смерть. Завет благодати - это
договор между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение через веру, а
грешник обещает жизнь веры и послушания. Все ветхозаветные верующие, так же
как и современные верующие входят в завет благодати. Возражение против
ковенантной теологии заключается в том, что объединять Ветхий и Новый Заветы в
одну категорию - эпоху благодати - чрезмерное упрощение.
На эти
возражения богословы-ковенанталисты отвечают так. Во-первых, ветхозаветные
верующие были точно также спасены по благодати, как и новозаветные верующие;
следовательно, все они могут считаться принадлежащими завету благодати.
Во-вторых, многочисленные сравнения между Ветхим и Новым Заветами в Послании к
Евреям не являются антитетическими. Их взаимоотношения представлены как отношения
между хорошим и лучшим заветами. Хороший союз, который Бог предложил в Ветхом
Завете (Завет благодати) был отвержен идолопоклонниками — израильтянами. Но Бог
заменил его Новым заветом благодати, еще более милосердным, чем предыдущий.
Далее взаимоотношения описываются как отношения между системой, устремленной в
будущее, к своему исполнению, и самим исполнением. Кровь тельцов и козлов
никогда окончательно и совершенно не могла удалить грех, но она действовала как
“предоплата” до тех пор, пока не пришел Христос и не произошло совершенное
искупление (Евр. 10: 1-10). Таким образом, ковенанталисты делают вывод, что
отношения между Ветхим и Новым Заветами скорее синтетические, нежели
антитетические. Оба они - по благодати, один выстроен на милостивых обетованиях
другого, Завета-предшественника.
Второе
возражение, выдвигаемое против ковенантной теории заключается в том, что в
Ветхом Завете говорится о нескольких заветах: завет с Ноем перед потопом (Быт.
6,18), завет с Ноем после потопа (Быт. 9,8-17), завет с Авраамом (Быт. 15,8,18;
17,6-8), завет с Моисеем (Исх. 6,6-8), завет с Давидом (Пс. 88:3,4, 26-37) и
Новый завет (Иер. 31:31-34). Правомерно ли говорить, в свете всего этого, о
завете благодати, а не о конкретных заветах? Если есть несколько заветов, то не
является ли ковенантная теория частным случаем днспенсационализма?
Хотя
теологи-ковенанталисты и признают каждый из этих отдельных заветов, между
ковенантной и диспенсациоиальной концепциями истории спасения существует
принципиальная разница. В отличие от первой теории, ковенантная концепция
истории спасения делает акцент на непрерывности: общий завет благодати
отражается в каждом из специфических заветов. Человеческие существа призваны по
благодати, оправданы благодатью и с самого момента грехопадения входят в семью
Божию по благодати. Таким образом, ковенантные теологи считают, что правомерно
объединять эти отдельные заветы под общим главенством завета благодати.
Диспенсационалисты более подчеркивают момент прерывности. Ковенантные теологи
более подчеркивают дополнительный, а не разграничительный характер заветов.
Например, завет с Ноем, заключенный после потопа, органически связан с допотопным
заветом; он просто пополнился подробностями благодатного общения. Подобно
этому, завет с Моисеем не упразднил завета с Авраамом, скорее Моисеев завет был
добавлен к Авраамову завету.
1.4.5
Эпигенетическая модель
Эпигенетическая
теория рассматривает Божественное откровение по аналогии с ростом дерева,
начиная от семени до саженца молодого деревца и заканчивая зрелым, выросшим
деревом. Эта концепция может быть противопоставлена взгляду, по которому
Божественное откровение подобно постепенному строительству собора. Наполовину
построенный собор - несовершенное сооружение. Но наполовину выросшее дерево -
совершенное дерево. По эпигенетической теории, Божие откровение (самораскрытие)
никогда не бывает несовершенным или недостаточным, хотя последующие самораскрытия
и могут содержать большую информацию.
Сам термин
эпигенетическая теория не имеет широкого употребления. Часто он заменяется другими
терминами, например органическое единство Писания, где органическое понимается
как живое растущее. Точно так, как в различных направлениях растут ствол и
ветви дерева, - растет понимание Бога, Христа и спасения по мере того, как
прогрессирует откровение.
В
некотором смысле эпигенетическую модель можно рассматривать как промежуточное
звено между диспенсациональной и ковенантной теориями.
1.5 Методика
выбора модели
Какая же
из этих пяти моделей или гипотез о природе Божественного откровения наиболее
точно отражает библейские факты? Нет сомнения, что существует преемственность
между Ветхим и Новым Заветами. Ветхозаветные верующие устремляли свои взоры
в будущее, к обетованному Искупителю; новозаветные верующие либо видели лично,
либо обращали взгляд в прошлое на своего Искупителя. Новый завет превосходит
старый. Евреи отвергли Евангелие, и оно было передано язычникам. И все же
остается вопрос: является ли характер Божьих отношений с людьми в основном
прерывным или непрерывным? Является ли природа этих различных эпох человеческой
истории в основном взаимно дополняющей или разграничительной? Непросто
объективно оценить достоинства нашей позиции или другой позиции с нашей
собственной точки зрения.
Альтернативным методом оценки различных моделей является, во-первых,
организация библейских фактов вокруг нескольких ключевых идей и затем анализ
каждой модели с целью выяснить, насколько она соответствует фактам. Наиболее
важными концепциями Писания являются:
ü Божьи принципы,
проявляющиеся через Его законы;
ü Божья
благодать, которая проявляется в Его отношениях с человечеством, постоянно
нарушающим Его принципы;
ü Божье спасение,
проявляющееся в том, что Бог предусмотрел средства примирения между человечеством
и Собою;
ü Божий труд в
людях, проявляющийся через служение Святого Духа.
1.6 Этапы
теологического анализа
Теологический
анализ ставит перед нами вопрос: “Как данный отрывок сообразуется с общей схемой
Божественного откровения?” Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны
выработать понимание общей структуры истории откровения. Следует определиться с
проблемой прерывности-непрерывности, а также иметь свое суждение по основным
библейским концепциям: закон, благодать, спасение и служение Святого Духа.
Важно выработать свой взгляд (но не новую ересь!) на историю спасения и
придерживаться его в теологическом аспекте анализа библейского текста.
Теологический
анализ состоит из следующих этапов:
1. Выработать
свой собственный взгляд на природу взаимоотношений Бога с человеком. Подбор
доказательств, постановка вопросов и понимание определенных текстов,
несомненно, должно отражать понимание библейской истории спасения.
2. Определить, как
этот взгляд влияет на понимание изучаемого отрывка. Взгляд, согласно которому
природа Божьего откровения человеку в основном прерывна, приведет к тому, что
Ветхий Завет будет считаться менее полезным для современных верующих, чем Новый
Завет.
3. Оценить объем
богословских знаний, доступных людям в то время. Какие знания они уже получили
к тому времени? (Эти полученные ранее знания иногда в учебниках по герменевтике
называются “аналогия Писания”). С этой точки зрения полезны хорошие книги по библейской
теологии.
4. Определить, каким
значением обладал данный отрывок для его первоначальных получателей в свете их
знаний.
5. Определить, какие
дополнительные знания на эту тему доступны нам после получения дальнейшего
откровения. (Это иногда называется в учебниках по герменевтике “аналогия
веры”.) С этой целью рекомендуется использовать литературу по систематическому
богословию.
1.7 Вывод
Благочестивое чтение не единственное, что следует делать. Нужно, кроме
того, читать Библию, чтобы учиться и понимать то, что там написано для нашего
вразумления. Короче говоря, нужно еще учиться изучать Библию, что, в свою
очередь, должно воодушевлять благочестивое чтение. Причина, почему не следует
начинать с того, что касается “здесь и сейчас”, заключается в том, что
единственно верный контроль герменевтики должен заключаться в оригинальном
значении библейского текста. Иначе библейские тексты можно исказить так, что
они будут означать что угодно для любого читателя. В отличие от такого
субъективизма - изначальное значение текста (насколько в нашей силе понять
его), является объективной точкой отчета и контроля. Это становится залогом
правильного, адекватного, понимания Писания, что само по себе противостоит
различным еретическим теориям и неразумным уклонениям в сектантство.
Утверждается, что здравый смысл удержит от всякой глупости. Однако,
здравый смысл, к сожалению, есть не у всех. Мы хотим знать, что Библия означает
для нас — и это справедливое желание. Но мы же не можем заставить ее означать
нечто такое, что приятно нам, а потом приписать все это Святому Духу. Святого
Духа нельзя призвать, чтобы Он противоречил Самому Себе, и именно Он вдохновил
изначальный смысл. Его помощь нам заключается в раскрытии этого изначального
значения и в руководстве нами, когда мы, полны веры, попытаемся применить это
значение к своим собственным ситуациям.
Вопросы герменевтики вовсе не легки. Верующим нужно научиться говорить
друг с другом по этим вопросам — и выслушивать друг друга. Насчет одного,
однако, можно согласиться. Текст не может означать того, чего никогда не
означал. Истинным значением библейского текста для нас является то, которое
изначально вложил в него Господь, когда он был впервые произнесен. Вот откуда
нужно начинать.
Кто-то обязательно спросит: “Но разве невозможно тексту иметь
дополнительное (или более полное, или более глубокое) значение, кроме
оригинального? В конце концов, такое случается в Новом Завете, в том, как он
иногда использует Ветхий Завет”. Наша проблема проста. Кто говорит за Бога? У
римского католицизма здесь меньше проблем; магистерий, облеченный властью
авторитет официальных догм церкви, определяет для всех более полный смысл
текста. У протестантов, однако, нет магистерия, и нам следует обеспокоиться,
когда кто-то говорит, что у него или нее есть Божие, более глубокое, значение
текста, особенно, если текст никогда не означал того, что ему пытаются придать.
Из подобных вещей рождаются все культы и бесчисленные мелкие секты. Поэтому,
роль герменевтики заключается еще и в том, чтобы помочь нам уяснить чистый
смысл Слова и не допустить подменить волю Божью волей какого-нибудь человека
или группы людей.
1.8
Библиография
1.
К. Артур “Самостоятельное изучение Библии”, Чаттангуа, Теннеси, США,
1990 г
2.
Генри А. Верклер “Герменевтика”, Гранд Рапидс, Мичиган, 1995 г.
3.
Гордон д. Фи; Дуглас Стюарт “Как читать Библию и видеть всю ее
ценность”, “Библейская кафедра”, СПб, 1993 г.
4.
“Индуктивное изучение Библии”, (учебное пособие), ВЕЕ International,
1992 г.
|