рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Ведическая философия


3. Аспект Абсолюта: Бхагаван

Постигнув высшую душу, человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистик стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6:«Человек должен служить всемогущей Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования».Так, постепенно, медитация йога на высшую душу, превращается в преданное служение. В преданном служении йогу в сердце является изначальная Личность Бога. Именно взаимоотношения с Богом являются причиной проявления безграничного блаженства, которое в ведах описывается словом «ананда».

Бхагаван

Веды описывают Бога словом «Бхагаван». Это слово объясняется в Вишну Пуране (6.5.47):«Бхагаван это Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием, всей славой и всем отречением».Также мы ниже приведем отрывок из книги «Джаива дхарма», в которой приводится беседа муллы и преданного Кришны (вайшнава):«Услышав этот вопрос от муллы, вайшнав улыбнулся и сказал: «Тот, кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной и той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и другим. Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаем верховенство Бога самым высшим качеством. Мы считаем самым высшим качеством то, которое изумляет нас в высшей степени. Бог очень большой, - это удивительно. Но прямо противоположное, быть самым маленьким, это также удивительно. Поэтому имя Аллах не описывает в полной мере изумительных качеств Бога. Однако слово Бхагаван относится ко всем удивительным качествам, о которых может знать человек. Все качества отражаются одним словом. Быть самым большим и в то же время самым маленьким, это одно из чудесных проявлений Бхагавана. Другой признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То, что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями Бога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет форму, и в то же время лишен ее. Если мы отрицаем форму Бога, мы отрицаем существование непостижимой энергии Бога. Благодаря своим непостижимым энергиям Он обладает формой, вечно наслаждаясь играми со своими преданными. Аллах и Брахман лишены формы, поэтому у них отсутствуют эти удивительные аспекты. Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его игры сладки, подобно нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и совершенен. Являясь творцом, Он никак не затрагивается материей. Он независим. Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний». По отношению к аспекту Параматмы Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: 1. богатство и 2. сладость. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Он Господь нашего сердца. Он Кришна или Чайтанья.»В завершение этого отрывка следует отметить, что Бхагаван уже включает в себя все те качества, которые присущи Брахману и Параматме. Но Бхагаван также обладает уникальными качествами, которые присущи только Ему. По этой причине постижение Бхагавана является пределом совершенства самоосознания.В одном Ведическом стихе даётся следующее описание Абсолютной истины:«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность, и Его тело вечно, исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин» (Брахма самхита 5.1).В материальном мире мы обладаем телом, являющимся временным, полным страданий и невежества. Однако в выше упомянутом стихе описывается тело Абсолюта. Оно прямо противоположно материальным телам. Его тело вечно, полно знания и блаженства.

Сат

Слово сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала аспект брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит

Данный термин указывает на аспект знания. Тот, кто постигает параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвысится те, кто уже достиг понимания сат, или же йоги, достигшие совершенства в практике медитации на Сверхдушу.

Ананда

В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав бхагавана. В Ведах говориться, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, вместилище всех наслаждений, он действительно достигает трансцендентного блаженства. Абсолютная личность в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Слуга царя наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, личность начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. Этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги.Веды утверждают, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 кронами, имеет, как 10, так и 40 крон. Также и тот, кто осознал высшее проявление Абсолюта, постигает все остальные Его аспекты.«Всякий, знающий Кришну как Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому он полностью отдаёт себя преданному служению Кришне» (БГ 15.19).Ведические писания недвусмысленно говорят о естественном стремлении каждого живого существа к Богу. Однако трудно увидеть это стремление в жизни человека, желающего иметь хороший дом, красивую супругу, сильное тело и другие материальные блага. Тем не менее, связь очевидна. Стремление к Богу у живого существа, лишённого знания о духовном, проявляется в его желании быть вечным, иметь знание и пребывать в блаженстве:

1.  Каждый из нас пытается быть здоровым. Одни (из категории более разумных) начинают эту заботу заблаговременно, другие же проявляют эту заботу, как только их состояние ухудшается. Все оздоровительные заведения, попытки создать наиболее эффективные лекарства есть ни что иное, как проявление нашего стремления к вечности.

2.  Мы можем видеть, как любой человек проявляет стремление к тому или иному роду знания. Каждый из нас пытается узнать всё о чём-то или же что-то обо всём. Таким образом, стремление к знанию является одним из принципов в нашей жизни.

3.  Не трудно прийти к заключению, что человек совершает деятельность для того, чтобы получить наслаждение. И даже выше упомянутое здоровье, знание и любые формы их проявления являются, в конечном итоге, ничем иным, как попыткой обрести счастье (блаженство).

Таким образом, если мы рассмотрим стремления человека в его повседневной жизни, то обнаружим все те же изначальные «импульсы» к действию, в основе которых лежит стремление достичь вечности, знания и блаженства. На этой основе мы можем понять то, каким образом каждый в своей жизни ищет Кришну, источника всех трёх аспектов.Не постигнув наивысший аспект, аспект ананды, человек, вставший на путь духовного совершенства, будет испытывать незавершённость своей практики. Это чувство незавершённости и является тем фактором, который побуждает йога стремиться к познанию наивысшего проявления Бога.

Слова Бог и Кришна равнозначны

Если мы рассмотрим понятие Бога в монотеизме, то придём к заключению, что Бог – это наивысшая личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью. Это значит, что Он обладает всей силой, всей мудростью. В Ведах Бог определяется словом бхагаван, что значит личность, обладающая силой, знанием, красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной, являющаяся самой сильной во всём творении, и т.д. со всеми другими своими качествами, её можно назвать Бхагаваном. Эти шесть качеств привлекают абсолютно всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из них. Поэтому Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий. Таким образом, слова Бог и Кришна суть одно.


4. Строение Вселеной

Веды, как и другие священные писания мира, признают, что этот мир был сотворен в определенный момент времени. Подробности этого процесса, которыми пестрят целые тома ведической литературы, заставят призадуматься даже скептиков.У каждого сотворенного объекта есть четыре причины: это вещественная причина (например, кирпичи дома), действенная причина (каменщики, кто этот дом строит), смысловая (целевое использование этого дома или желание хозяина, того, кто платит за него) и конструктивная (архитектор, который проектирует этот дом в зависимости от потребностей и возможностей хозяина). В отношении вселенной Веды также рассматривают каждую из этих причин, устанавливая ее роль в творении мира.

Вещественной причиной этого мира является материальная энергия Бога, состоящая из пяти грубых элементов, или первооснов материи: 1) эфир; 2) воздушная среда; 3) огненная стихия (куда входит и электричество); 4) жидкообразная энергия (водная стихия и все текучие состояния материи) и наконец, 5) твердая материя, называемая для простоты «землей». Говорится, что из этих первоэлементов состоят даже атомы. Также существуют три тонкие материальные энергии, известные под названиями манас (ум), буддхи (разум) и аханкара (ложное эго).Действенной причиной творения является материальная природа, создающая все виды жизни и различные условия существования с помощью трех гун – благости, страсти и невежества.
Также у сотворенного мира есть и смысловая причина. Цель или смысл мироздания состоит в том, чтобы дать живому существу (душе) возможность исполнить свои желания и, пресытившись материальными удовольствиями, постичь свое изначальное положение и вырваться из тьмы этого мира. Иначе говоря, мы все также являемся причиной этого мира.
И наконец, конструктивной причиной этого мира Веды провозглашают, Верховную Личность Бога, Верховного повелителя и Творца всего сущего. Дело в том, что Бог не должен делать ничего Сам; для этого у Него существует масса слуг и помощников. Иначе говоря, Бог действует посредством Своих энергий. Желая творить, Господь просто бросает взгляд на Свою материальную энергию. В тот же миг материальная энергия, которая до этого пребывала в пассивном состоянии, как бы пробуждается к действию, что тянет за собой целую череду появления вторичных продуктов: материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля) и их производных функций (в виде звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха). Также внутри вселенской формы Господа проявляются органы восприятия этих тонких субстанций (органы слуха, тактильные органы, глаза, язык и нос), а также элемент, объединяющий их все (материальный ум), наряду с разумом (функциями которого являются сомнения, заблуждение, правильное понимание, память и сон) и ощущением своей непричастности к Богу (ложное эго). Гуны материальной природы обусловливают живое существо, заставляя его принять эти элементы материальной природы как единственную реальность. Таким образом, материальная энергия действует как причина и следствие материального проявления, скрывая от нашего взора духовную реальность.Вселенная развивается следующим образом. После первичного творения, кратко описанного выше, начинается второй этап творения, который заключается в создании различных условий жизни для живых существ, находящихся под влиянием тех или иных сочетаний гун природы. Вселенная в представлении Вед – это яйцевидное тело, полое внутри, с оболочкой из семи первоэлементов: воздуха, огня, воды, земли, ума, разума и ложного эго. Иногда говорят, что в эти элементы включена также махат-таттва – изначальное состояние материи, где нет дифференциации энергии, а также эфир, или пространство. Внутри каждой оболочки протекает своя особая деятельность. Каждая оболочка таит в себе различные соблазны, и тот, кто пытается покинуть материальную вселенную и достичь освобождения, должен преодолеть все искушения, чтобы его путь завершился успехом. Наполовину это яйцевидное тело заполнено водой, и на этих водах, на ложе в виде гигантского змея возлежит Сам Господь в четырех-руком облике Гарбходакашайи Вишну. Из его пупка вырастает вселенский лотос, в бутоне которого зарождается Брахма, первое живое существо в мироздании. Брахма – вторичный творец этого мира. Тело его соткано из чистого разума; т.е. в его теле нет кровеносных сосудов, внутренних органов и т.п. После ста лет медитации Брахма слышит звук, которому суждено стать основой для создания всего космического порядка. Этот звук побуждает Брахму встать на путь аскезы. Аскеза, согласно Ведам, является источником любой силы, поэтому человеку, если он хочет добиться чего-то в жизни, будь то духовное или материальное, необходимо ограничивать себя в чувственных наслаждениях и направлять свое внимание внутрь, в глубины своего сознания. Брахма совершал аскезу и затем услышал еще один звук, в который были вложены все ведические мантры и гимны. Этот звук исходил непосредственно из духовной обители Господа Кришны и был ничем иным, как звуком флейты Господа. В этом звуке, как в семени дерева, была заложена информация о процессах творения, а также о способах освобождения из оков материи. Так Брахма получил посвящение в духовную и материальную науку и стал творить.В разных частях ведических писаний мы находим подробные описание процесса творения. Некоторые из них разнятся между собой, что говорит о том, что творение не происходит один раз в истории, но повторяется снова и снова, каждый раз с некоторыми вариациями. Наша вселенная, какой ее сотворил Брахма, делится на три большие части: это высшие планетные системы, средние (куда входит Земля) и низшие (демонические системы и адские миры). Условия жизни на этих планетах также разнятся: шесть земных месяцев составляют день на высших планетах, а миллионы лет в аду равняются одной земной секунде. На высших планетах живут полубоги, предки (человечества) и великие мудрецы, хранители вселенной. На планетах земного типа живут существа, имеющие человеческий тип тела, а на адских планетах живут свирепые ямадуты, которые пытают грешников. Также, сразу под уровнем земных планет, находятся демонические планеты, где живут существа, похожие на людей, тела которых состоят из особых сплавов металлов (подобно тому, как в нашем теле также существуют металлы). Иногда вселенную также делят на четырнадцать уровней: семь высших, называемых Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джана, Тапа и Сатья, и семь низших – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Высшие планетные системы начинаются с Солнца, которое, согласно «Шримад-Бхагаватам», располагается в центре вселенной. Выше Солнца находятся планетные системы, где обитают те, кто совершал суровую аскезу. Над ними, райскими планетами, одна за другой располагаются звезды, где живут мудрецы, обладающие духовным знанием. Выше всех расположена Сатьялока, планета Брахмы, у обитателей которой тела созданы из тонкоматериального элемента (манаса, или «ума») и чистого разума. Вселенная периодически создается и так же периодически разрушается. Различают частичное и полное уничтожение вселенной. Частичное происходит в конце дня Брахмы, когда Брахма ложится спать, а полное – в конце жизни Брахмы, когда вселенная разрушается полностью. После этого начинается новый цикл творения. Все происходящее здесь, в этом мире, - есть ни что иное, как сон Маха-Вишну, Верховного Господа, первой из пуруша-аватар Шри Кришны. Вселенные – это лишь пузырьки, исходящие из пор на теле Маха Вишну. Таково величие Бога, прославляемого в Ведах.


5. Методы получения знания

Любое философское учение имеет два основных раздела знания. Один из них гносеология, что значит методология познания. Этот раздел весьма важен, поскольку всё последующее знание, которое будет получено и представлено философом в дальнейшем, зависит от методов его получения.Веды перечисляют три метода познания, которыми можно воспользоваться для обретения информации:

·  Пратйакша – непосредственное чувственное восприятие

·  Анумана – рассуждение, умозаключение

·  Шабда – устное свидетельство

Пратйакша

Ведическая литература перечисляет пять чувств, с помощью которых человек получает информацию об окружающем его мире:

·  Слух

·  Осязание

·  Зрение

·  Вкус

·  Обоняние

Ум в Ведах называется шестым чувством. Он является центром деятельности чувств, поскольку именно он получает информацию от них.

Когда чувство соприкасается с объектом, оно сразу же передаёт эту информацию в центр, который называется умом. Таким образом, ум через чувство получает параметры объекта. Иначе говоря:

·  Ухо даёт информацию о звуковой характеристики объекта (громкость, частота)

·  Осязание даёт информацию о (1) твёрдости и (2) температуре объекта

·  Зрение даёт информацию о (1) форме и (2) цвете объекта

·  Вкус даёт информацию о вкусовых качествах объекта

·  Обоняние даёт информацию о запахе объекта

Получение информации о параметрах объекта с помощью пяти чувств и называется «пратйакша», метод получения знания через непосредственное чувственное восприятие.

Анумана

Слово анумана состоит из двух частей, ану и мана. Мана означает ум, ану значит следовать. Таким образом, анумана переводится как рассуждение, умозаключение.«Попытку ума узнать, что находиться за пределами воспринимаемого чувствами, называют ануманой – логическими умозаключениями» (Тень и реальность, стр. 77).Имея информацию, полученную извне через пратйакшу, ум начинает анализ. В процессе анализа полученных данных, сравнения их с предыдущими данными и выводами, человек приходит к новым заключениям. Эта новая информация может быть очевидной или туманной, конкретной или абстрактной. Однако, независимо от вида, эта информация для индивидуума является новой. По этой причине Веды выделяют данный метод получения знания в отдельную категорию.Причиной появления ануманы является ограниченность чувств человека. К примеру, вы находитесь дома, и до вашего слуха доносится странный звук. «Что это?» спрашиваете вы себя. «Похоже это слон. Однако слона здесь быть не может, они обитают в Индии и Африке, а не у нас. Может быть, это был сигнал автомобиля?». Так, вы пытаетесь найти ответ на свой вопрос.Пытаясь обнаружить природу звука, ум по очереди обращается к трём формам мышления:

·  Рефлективное (я слышал звук)

·  Творческое (его мог произвести слон или автомобиль)

·  Критическое (но ведь слоны обитают в Индии и Африке, а не у нас)

Эти три формы мышления составляют ануману, то есть метод получения знания посредством логических умозаключений.

Шабда

Санскритское слово шабда переводится как звук, голос. Если мы говорим о шабде как о методе получения знания, это переводиться как «устное свидетельство».К этой категории относится информация из достоверного источника, которую человек принимает на веру. Он принимает информацию такой, какой она представлена ему, не убирая или добавляя что-либо от себя.


Заключение

Несмотря на кажущееся разнообразие философских и религиозных школ, все они имеют поразительное сходство, составляющее их главенствующую основу, которая как раз и создала Индию и ее народ такими, какие они есть сегодня, резко отличающиеся от всего мира. Контраст вопиющей нищеты и сказочного богатства, утонченной философии и разврата, изощренной жестокости и трепетного нежного отношения к животным и растениям, высокой образованности и глубокой отсталости. Недаром Индию называют страной контрастов.


Список литературы

1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

2. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969.

3. Книга для чтения по истории философии. Под ред.

4. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд. "Наука", 1969.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П.

 Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – 432 с.

6. Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта «Древняя индийская философия». Перевод с англ. под ред. В.И. Кальянова. Издательство иностранной литературы. М. – 1954.

7. «Глоссарий санскритских и восточных терминов» в Интернете.

8. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

9. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

10. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.