рефераты бесплатно

МЕНЮ


Кодекс торгового мореплавания (новый)

морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит

рассмотрению в суде или арбитраже другого государства.

5. Правила, установленные настоящей главой, не затрагивают право капитана

морского порта на отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского

порта в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, право портовых

властей на задержание судна и груза по требованиям, предусмотренным статьей

81 настоящего Кодекса, а также право государственных органов на арест судна

и груза, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Статья 389. Морское требование

Морским требованием является любое требование в связи с:

причинением ущерба при эксплуатации судна;

причинением вреда жизни или здоровью гражданина на суше либо на воде в

прямой связи с эксплуатацией судна;

осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании;

расходами на принятие любым лицом мер по предотвращению или уменьшению

ущерба, в том числе ущерба окружающей среде, если такое требование

возникает из международного договора Российской Федерации, закона или

любого соглашения, а также ущербом, который причинен или может быть

причинен такими мерами;

расходами на подъем, удаление или уничтожение затонувшего судна или его

груза;

любым договором использования судна;

любым договором морской перевозки груза или договором морской перевозки

пассажира на судне;

утратой или повреждением груза, в том числе багажа, перевозимого на судне;

общей аварией;

лоцманской проводкой;

буксировкой;

предоставлением продуктов питания, материалов, топлива, запасов,

оборудования, в том числе контейнеров, для эксплуатации судна или

содержания его;

постройкой, ремонтом, модернизацией или переоборудованием судна;

портовыми и канальными сборами, сборами на других судоходных путях;

заработной платой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим

членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на

репатриацию и уплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа

судна взносами по социальному страхованию;

дисбурсментскими расходами, произведенными в отношении судна;

страховой премией, включающей в себя также взносы по взаимному страхованию

и уплачиваемой собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру

либо от их имени;

комиссионным, брокерским или агентским вознаграждением, уплачиваемым

собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их

имени;

любым спором о праве собственности на судно или владения им;

любым спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно

использования судна и распределения прибыли;

зарегистрированной ипотекой судна или зарегистрированным обременением судна

того же характера;

любым спором, возникающим из договора купли-продажи судна.

Статья 390. Судно, которое может быть арестовано

1. Судно, в отношении которого возникло морское требование, может быть

арестовано при условии, если:

1) морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно и

относится к требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 387 настоящего

Кодекса;

2) морское требование основывается на ипотеке судна или обременении судна

того же характера, зарегистрированных в установленном порядке;

3) морское требование касается права собственности на судно или владения

им;

4) морское требование не подпадает под подпункты 1, 2 и 3 настоящего

пункта, но лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в момент

возникновения морского требования, является ответственным по такому

требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с

арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент

возникновения морского требования является ответственным по такому

требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является

его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.

2. Любое другое судно или любые другие суда могут быть также арестованы,

если в момент начала процедуры, связанной с их арестом, суда находятся в

собственности лица, которое является ответственным по морскому требованию и

являлось в момент возникновения требования собственником судна, в отношении

которого морское требование возникло, либо фрахтователем по бербоут-

чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется к требованию,

касающемуся права собственности на судно или владения им.

Статья 391. Освобождение судна от ареста

1. Судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления

суда, арбитражного суда или указанного в пункте 1 статьи 388 настоящего

Кодекса третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в

приемлемой форме.

2. При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд,

арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса

третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения,

который не должен превышать стоимость судна.

3. Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением

обеспечения не означает признание ответственности, отказ от средств защиты

или от права на ограничение ответственности.

4. Лицо, предоставившее обеспечение в соответствии с пунктом 2 настоящей

статьи, может в любое время обратиться в суд, арбитражный суд или указанный

в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейский суд с просьбой об

уменьшении, изменении или отмене такого обеспечения.

Статья 392. Повторный и многократный арест судна

1. В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или

обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для

освобождения его от ареста, такое судно не может быть арестовано вновь или

арестовано по тому же морскому требованию, если только:

1) размер обеспечения, полученного по тому же морскому требованию, является

недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать

стоимость судна;

2) лицо, которое предоставило обеспечение, не в состоянии выполнить свои

обязательства полностью или частично;

3) судно, которое арестовано, или обеспечение, которое предоставлено,

освобождено:

по просьбе или с согласия лица, имеющего право на морское требование, и при

наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия;

в связи с невозможностью лица, имеющего право на морское требование,

воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

2. В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или

обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для

освобождения его от ареста, любое другое судно, которое могло бы быть

арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

1) размер уже полученного обеспечения по тому же морскому требованию

является недостаточным;

2) применяются правила, установленные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей

статьи.

3. Правила, установленные настоящей статьей, не применяются по отношению к

любому незаконному освобождению судна от ареста или уходу его от ареста.

Статья 393. Защита владельца арестованного судна

1. Суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего

Кодекса третейский суд может в качестве условия ареста судна или продления

ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или

продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях,

которые могут быть определены судом, арбитражным судом или указанным в

пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейским судом, в связи с любыми

убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том

числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо

требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за

которые такое лицо может нести ответственность.

Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, не применяются по

отношению к лицу, требующему ареста судна или продления ареста судна по

требованию, предусмотренному абзацем шестнадцатым статьи 389 настоящего

Кодекса.

2. Суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего

Кодекса третейский суд, по постановлению которого наложен арест на судно

или предоставлено обеспечение для предотвращения ареста судна, вправе

определять размер ответственности лица, по требованию которого судно

арестовано или обеспечение предоставлено, за любые причиненные убытки, в

том числе убытки, которые могут быть причинены в результате незаконного или

необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по

своему размеру обеспечения.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи предоставлено

обеспечение, лицо, предоставившее такое обеспечение, может в любое время

обратиться в суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388

настоящего Кодекса третейский суд с просьбой об уменьшении, изменении или

отмене обеспечения.

Глава XXIV. МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ

Статья 394. Морской протест

1. В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место

происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к

судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения

доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

2. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную

информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его,

в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или

уменьшению ущерба мерах.

Статья 395. Заявление о морском протесте

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации - нотариусу;

в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской

Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в

порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Статья 396. Срок для заявления о морском протесте

Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

в порту в течение 24 часов с момента происшествия;

во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или

капитана судна в первый порт после происшествия.

Статья 397. Заявление о морском протесте с задержкой

1. В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о

морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана

судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы

избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в

первый порт после происшествия.

2. В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в сроки,

установленные статьей 396 настоящего Кодекса, причины этого должны быть

указаны в заявлении о морском протесте.

Статья 398. Заявление о морском протесте

в отношении причинения ущерба грузу

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен

ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть

сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до

заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней

необходимости.

Статья 399. Доказательства

1. В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском

протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем

семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или

происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу

или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо

компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления

судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.

2. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны

быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Статья 400. Составление акта о морском протесте

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации

на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса

капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна

составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой

печатью.

Статья 401. Составление актов о морском протесте консульскими

учреждениями иностранных государств

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и

составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими

учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях

взаимности.

Глава XXV. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ. ИСКОВАЯ

ДАВНОСТЬ

1. Претензии и иски

Статья 402. Удостоверение обстоятельств, которые могут служить

основанием для ответственности участников морской

перевозки груза

1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности

перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются

коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные

обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в

данном порту.

2. Коммерческий акт составляется для удостоверения:

несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо

багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

повреждения груза или багажа;

обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза

или багажа;

возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств,

не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в

соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Кодекса.

Статья 403. Претензии к перевозчику

1. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже

обязательным является предъявление перевозчику претензии.

2. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку

груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который

в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить

ее.

Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении,

предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Статья 404. Передача права на предъявление претензий и исков

1. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или

гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права

отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем

экспедитору либо страховщику.

2. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется

переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

Статья 405. Порядок предъявления претензии

1. Претензия предъявляется в письменной форме.

К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов

должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление

претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного

груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии

возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы,

предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в

указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию,

она считается принятой к рассмотрению.

Статья 406. Срок для предъявления претензии, вытекающей из

договора морской перевозки груза

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза,

может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Статья 407. Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из

договора морской перевозки груза

1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской

перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить

заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

2. Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора

морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается

до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа

срока.

2. Исковая давность

Статья 408. Срок исковой давности по требованиям,

вытекающим из договора морской перевозки груза

1. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза,

применяется годичный срок исковой давности.

2. Указанный срок исчисляется по требованиям:

возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в

который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по

истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата

перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и,

если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.