рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация пенсионной службы в РФ

отделений;

. утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и

региональных органах ПФРФ;

. издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам,

относящимся к деятельности ПФРФ;

. решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФРФ.

10. Правление ПФРФ возглавляет председатель, который назначается и

освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации.

11. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции

ПФРФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФРФ.

12. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны

представлять уполномоченным ПФРФ в районах и городах, ревизионной комиссии

ПФРФ необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФРФ, за

исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых

устанавливается законодательством.

13. Работники системы ПФРФ приравниваются по условиям медицинского и

бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов

исполнительной власти.

14. Уполномоченные ПФРФ в районах и городах подлежат обязательному

государственному личному страхованию и имеют право на возмещение

причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для

сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

15. ПФРФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением

Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

16. Местонахождение ПФРФ - город Москва.

2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в системе пенсионного

обеспечения России.

С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так

называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание

негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития

трехуровневой пенсионной системы.

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и

социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и

достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим

развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью

трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного

гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

Однако по мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих

трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий

возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может

игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга

нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является

базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа

государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую

очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть

освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе

солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется

социальное страхование. Из этого следует принципиальное требование к

реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров

пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица,

зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с

уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения

соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба,

воинская служба по призыву и др.). Это означает последовательное

осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-

либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять

негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в

пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к

государственному и может осуществляться как в форме дополнительных

профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей

экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования

граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное

обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы

должны развиваться. Вместе с тем становление и развитие дополнительных

профессиональных пенсионных систем на современном этапе является

приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.

В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных

профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на

современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование

будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и

их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы,

а также возможности государства предоставить соответствующие льготы.

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной

пенсионной системы она становится обязательной и не может быть

ликвидирована по решению ее учредителей.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна

удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего она обязана обеспечивать

выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с

государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их

назначения.

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с

установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо

накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее

финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов

работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства

по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных

активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).

При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет

взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период

времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой,

не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень

продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности

которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает

установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода

приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до

приобретения права на пенсию.

В том случае, если дополнительная профессиональная пенсионная система

удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены

определенные налоговые льготы.

В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы

быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное

пенсионное обеспечение.

Кроме того, в качестве возможного решения взносы, отчисляемые

организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны

исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения

справедливой распределительной политики представляется необходимым

установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при

определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на

дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть

установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное

пенсионное обеспечение.

Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем

будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики,

то представляется целесообразным также освободить от прямого

налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов.

Вместе с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по

дополнительным профессиональным пенсионным системам.

Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под

государственным контролем. Пенсионное законодательство не будет определять

конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий.

Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур,

которые создают негосударственные пенсионные системы. Вместе с тем

законодательство об этих системах должно установить определенные

ограничения в отношении характера допустимой деятельности таких структур в

области пенсионного обеспечения.

2.1. Надежность вложений в НПФ

Без защиты прав пенсионеров не повысится доверие к негосударственной

пенсионной системе, она не станет солидным участником рынка. В свою

очередь, рыночная стабильность, рост инвестиций и дополнительное пенсионное

обеспечение в крупных масштабах появятся тогда, когда повысится доверие к

НПФ и увеличатся вложения в них. Без защиты прав пенсионеров

негосударственная пенсионная система не может отвечать и более общим

социально-экономическим целям.

НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель - сбор

средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с "длинными" деньгами,

он обязан заботиться об их сохранении и приросте. Узаконено важнейшее

правило о том, что фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы

исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах участников

(будущих пенсионеров). Считается, что это правило нарушено, если фонд

распоряжается этими резервами для каких-либо иных целей, неважно - личных

целей управляющего или общественно полезных, скажем, дает заем Фонду

обязательного медицинского страхования на льготных условиях.

Чтобы отделить риски, связанные с деятельностью самого НПФ (сбор

пенсионных взносов, учет пенсионных обязательств, выплата пенсий и т.п.),

от рисков инвестирования на финансовом рынке, в законе предусмотрено

разделение функций. НПФ разрешено самостоятельно вкладывать пенсионные

резервы только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов

Федерации и помещать на банковские депозиты (заметим - такие объекты были

названы до финансового кризиса), а в рисковые активы (корпоративные ценные

бумаги и т.п.) - обязательно через управляющую компанию. Она несет

ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление

активами, но не за обязательства фонда.

Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет

государственный уполномоченный орган (сейчас это Инспекция НПФ) в

соответствии с правилами размещения этих резервов, которые утверждает

правительство. Оно же определяет порядок размещения резервов и контроль за

его соблюдением. На НПФ распространено правило фондового рынка -

обязательное разделение хранения активов и управления ими. Хранить

сертификаты ценных бумаг, учитывать переход прав на них и выполнять

распоряжения клиентов доверено депозитарию.

Пенсионные взносы и накопления согласно закону являются собственностью

фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера), что на первый

взгляд вызывает недоверие. Но сделано это для защиты участников.

Действительно, если бы взносы оставались в собственности предприятия-

вкладчика, оно могло бы использовать их для своих финансовых нужд при

банкротстве или просто для погашения долгов. Ведь предприятие отвечает по

своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. При банкротстве вкладчика в

соответствии с законодательством будущие пенсионеры должны были бы встать в

единую очередь наряду со всеми его кредиторами. Вряд ли бы им что-нибудь

досталось.

А если разорится сам фонд? На пенсионные резервы не может быть

обращено взыскание по долгам фонда, управляющего и депозитария. Различными

запретами ограничены и сами возможные долги. Перед вкладчиками и

участниками пенсионный фонд отвечает по своим обязательствам всем

принадлежащим ему имуществом. При ликвидации фонда пенсионные резервы

направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников, а

средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной

деятельности, - на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии

с очередностью.

Передача пенсионных резервов в собственность НПФ нужна еще и потому,

что иначе было бы трудно управлять ими как единым портфелем. По каждому

инвестиционному решению пришлось бы спрашивать разрешения у многочисленных

вкладчиков или заключать с ними трастовые договоры на управление, что

хлопотно. Такая передача не означает, что вкладчики и участники теряют

"текущие" права на эти средства до наступления пенсионного возраста

участников.

Во-первых, если фонд внес без согласия участника или вкладчика

изменения в свои правила, которые ущемляют его интересы, закон дает ему

право расторгнуть пенсионный договор, получить выкупную сумму или перевести

ее в другой НПФ. Такой подход должен способствовать развитию конкуренции на

рынке пенсионных услуг и повысить доверие потенциальных вкладчиков к

фондовому рынку и к самим фондам, если бы не одно "но". И до принятия

закона переход вкладчиков и участников из одного НПФ в другой (скажем, при

смене места работы) был формально не запрещен, но практически нереален из-

за высоких штрафов, которые фактически конфисковывали накопления

участников. Огражден ли перевод денег от штрафов с принятием закона,

осталось неясным, поскольку в законе об этом ничего не сказано, как и о

штрафных санкциях при изъятии участником средств из сферы пенсионного

обеспечения до наступления пенсионного возраста. В других странах в первом

случае штрафов нет, а во втором они неизбежны - для повышения стабильности

самой системы.

Во-вторых, вкладчики и участники вправе получать информацию о

состоянии солидарных или именных пенсионных счетов. Именной пенсионный счет

отражает движение пенсионных взносов и выплат пенсий отдельному участнику,

солидарный - всем участникам, в пользу которых вносит средства данный

вкладчик. Снабжать вкладчиков и участников такими сведениями фонд обязан не

реже одного раза в год. С такой же периодичностью он должен публиковать в

периодической печати отчет о своей деятельности. Все это повышает

информационную прозрачность пенсионных фондов, позволяет эффективнее их

контролировать.

Чтобы пенсионные резервы не "проели" управленцы и сотрудники НПФ,

законодатели оговорили источники средств на их содержание - это имущество,

предназначенное на обеспечения уставной деятельности фонда, доход от его

использования, а также часть дохода от инвестирования пенсионных резервов.

Установлен верхний предел этой части - 20% первые три года и 15% в

дальнейшем.

Для повышения надежности вложений в различные формы коллективного

инвестирования, к которым отнесены и НПФ, законодатели в других странах и в

нашей (в случае с паевыми инвестиционными фондами) стараются запретить или

строго контролировать сделки с заинтересованными лицами, т.е. конфликт

интересов. В законе "О негосударственных пенсионных фондах" эта тема даже

не упоминается. Видимо, и в этом отразилась реальная ситуация в сфере НПО,

когда недобросовестный администратор НПФ мог направлять активы фонда в

инвестиционную компанию, которая принадлежит ему самому, жене или другим

родственникам, назначить оплату за услуги по инвестированию, не

соответствующую рыночной цене, не опасаясь последствий. Заинтересованными

должны считаться все лица, предоставляющие услуги фонду, его администраторы

и сотрудники, предприятие или работодатель участников фонда, профсоюз,

владелец предприятия, корпорация или предприятие, аффилированные с

работодателем.

2.2 Перспективы НПФ

С выходом "Программы пенсионной реформы в РФ" благополучие НПФ попало

в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по

обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не

путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе

записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности

инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г.

предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть

обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные

пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных

пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять

страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие

фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц,

имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого

для досрочного выхода на пенсию.

Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими

выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты.

Но времени на их создание "с нуля" не остается ни по демографическим, ни по

экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и

страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.