Страхование финансовых рисков
направлениям:
- повышение лицензионных требований к страховым организациям, в первую
очередь на этапе их создания;
- увеличение минимального размера уставного капитала до эквивалента 1
млн. долл. США, повышение требований к ликвидности средств, за счет которых
формируются уставные капиталы;
- распространение сферы надзора на всех профессиональных участников
страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование),
посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования,
оценку страхового риска;
- создание целостной системы последовательного контроля над
деятельностью профессиональных участников страхового рынка, начиная с
момента их регистрации в качестве юридических лиц и до момента ликвидации
(в настоящее время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии
страховщику до ее отзыва);
- проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;
- введение жестких санкций в отношении компаний, нарушающих
надзорные предписания;
- сбор информации и проведение независимого анализа данных о
состоянии рынка страхования;
- расширение полномочий надзорного органа по аккредитации
профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию,
и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам
компаний - профессиональным участникам рынка.
Одной из основных проблем развития страхования финансовых рисков в
регионах является выбор страховщика, поскольку практически ни одна из
действующих региональных компаний не в состоянии принять на собственное
удержание в полном объеме финансовые риски в масштабе целого региона.
Перестрахование или сострахование рисков совместно с крупнейшими
московскими или зарубежными страховщиками может привести к утечке
финансовых ресурсов за пределы региона. Возможность создания мощной
региональной страховой компании силами региональной администрации даже с
привлечением региональных банков и рентабельных предприятий вследствие
известного состояния экономики большинства областей России представляется
маловероятной.
В качестве одного из возможных и достаточно просто реализуемых решений
этой проблемы может быть, как было указано выше, организовано создание
пулов крупнейших и платежеспособных региональных страховых компаний и
московских компаний, представленных в данном регионе своими филиалами. В
качестве координатора страхового пула целесообразно выбрать компанию,
удовлетворяющую определенным требованиям: наличие соответствующей лицензии
и соблюдение требований страхового надзора; региональная принадлежность;
наличие разветвлений филиальной сети и квалифицированного персонала;
значительный объем и собственного удержания по большинству рассмотренных
выше единичных рисков; лидерство на региональных страховых рынках.
Анализ рейтинга крупнейших региональных страховщиков показывает, что
для значительной части регионов перечисленным требованиям в наибольшей
степени удовлетворяют компании Росгосстраха. Следует отметить, что для
обеспечения возможности повсеместного привлечения компаний Росгосстраха к
координации страховой деятельности его руководству и ряду дочерних компаний
необходимо решить проблему обеспечения платежеспособности.
3.3. Разработка схем всеобщей классификации видов
страхования финансовых рисков и личного страхования
3.4. Проектирование тарифных ставок и страховых премий в личном
страховании
Данный раздел посвящен определению тарифных ставок и страховых премий
по смешанному страхованию. Даны следующие условия:
|Базовые |данные |
|1. Возраст страхователя |19 |
|2. Срок страхования, годы |6 |
|3. Нагрузка абсолютная, руб. |2,86 |
|4. Расходы на проведение |2,14 |
|предупредительных мероприятий, % | |
|5. Ставка дохода, % годовых |19 |
|6. Прибыль страховщика, % |2,64 |
|7. Годичная нетто-ставка по |0,039 |
|страхованию от несчастных случаев, | |
|руб. | |
|8. Страховая сумма, руб. |50 240 |
|Проектируемые |данные |
|1. Срок страхования, годы |3 |
|2. Ставка дохода, % годовых |35 |
|3. Увеличение страховой суммы, % |8 |
Рассчитываем единовременную тарифную нетто-ставку на дожитие по
формуле (Ix+n*Vn)/Ix*CC:
95352*0,352/96171*50240=17 533,877 (р)
Годичная нетто-ставка рассчитывается по формуле Тединн/Крас, где
Тединн -единовременная тарифная ставка, /Крас – коэффициент расчетный,
который находим по формуле (Ix+1*V1+Ix+2*V2....Ix+n*Vn)/Ix:
(96064*0,840+95945*0,706+95814*0,593+95671*0,499+95517*0,419+95352*0,35
2)/96171=3,396
Таким образом, годичная тарифная нетто-ставка на дожитие:
17 533,877/3,396=5 163,097(р)
Рассчитываем единовременную тарифную нетто-ставку на случай смерти по
формуле (dx*V1+dx+1*V2....dx+n-1*Vn)/Ix*CC:
(107*0,840+119*0,706+131*0,593+143*0,499+154*0,419+165*0,352)/96
171*50240=232,751 (р)
Годичную тарифную нетто-ставку на случай смерти находим по
вышеприведенной формуле с расчетным коэффициентом 3,396:
232,751/3,396=68,537 (р)
Тарифная нетто-ставка по смешанному страхованию – сумма нетто-ставок
по страхованию на дожитие, на случай смерти и от несчастных случаев:
5 163,097+68,537+0,039=5 231,673 (р)
Страховую премию рассчитываем по формуле Тбр*Пс, где Тбр – брутто-
ставка, Пс (СС\100) – объемный показатель страхования. Определяем Тбр по
формуле 100*Тн/(100-Н), где Тн – нетто-ставка на 100 руб. страховой суммы,
Н – нагрузка, представляющая собой сумму нагрузки относительной, расходов
на проведение предупредительных мероприятий и прибыль страховщика. Находим
Тн на 100 руб. страховой суммы:
5 231,673*100/50240=10,413 (р)
Тбр=100*10,413/(100-2,86-2,14-2,64)=11,3 (р)
Страховая премия:
11,3*50240/100=5 677,12 (р)
Проектные расчеты.
Страховая сумма:
50240*108/100=54259,2 (р)
Единовременная тарифная ставка на дожитие:
95814*0,406/96171*54259,2=21 947,459 (р)
Годичная тарифная ставка на дожитие:
Крас=(96064*0,741+95945*0,549+95814*0,406)/96171=1,692
Тн=21 947,459/1,692=12 971,311(р)
Единовременная тарифная ставка на случай смерти:
(107*0,741+119*0,549+131*0,406)/96171*54259,2=111,600 (р)
Годичная тарифная ставка на случай смерти:
111,600/1,692=65,957 (р)
Тарифная нетто-ставка по смешанному страхованию:
12 971,311+65,957+0,039=13 037,307 (р)
Страховая премия.
Находим Тн на 100 руб. страховой суммы:
13 037,307*100/54259,2 =24,028 (р)
Тбр=100*24,028/(100-2,86-2,14-2,64)=26 (р)
Страховая премия:
26*54259,2/100=14 107,392 (р)
| |6-летний срок |3-летний срок |
| |страхования |страхования |
|Брутто-ставка, руб. |11,3 |26 |
|Ставка дохода, % |19 |35 |
|годовых | | |
|Тарифная нетто-ставка|5 231,673 |13 037,307 |
|по смешанному | | |
|страхованию, руб. | | |
|Страховая премия, |5 677,12 |14 107,392 |
|руб. | | |
|Страховая сумма, руб.|50 240 |54 259,2 |
Таким образом, вышеприведенные подсчеты подтвердили, что в смешанном
страховании договор тем дороже, чем короче срок страхования, т.к. в этом
случае до окончания срока договора доживет большее количество людей, чем
при более длинном сроке. В этом случае тарифная ставка выше, так как
страховой фонд страховщика будет иметь меньшее увеличение за счет процентов
годового дохода, чем в течение более длительного срока.
Стоимость договора также определяется возрастом страхователя - более
молодой страхователь заключает более дорогой договор, так как вероятность
дожития высока, а смертности низка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа рассматривает теоретические и практические
вопросы и проблемы страхования финансовых рисков, касающиеся
преимущественно Российской Федерации.
В первой главе рассматриваются теоретические положения по страхованию
финансовых рисков. Под финансовыми рисками понимаются кредитные,
коммерческие, риски биржевых операций и риск неправомерного применения
финансовых санкций государственными налоговыми инспекциями. Отдельное
внимание уделяется теории малоразвитых видов страхования – финансовых
инвестиций, гарантий, облигаций.
Во второй главе сделан обзор рынка страхования финансовых рисков за
последние несколько лет; на основе подсчетов построены графики,
показывающие темпы развития данной отрасли страхования. Анализ тенденций в
этой области показывает, что страхование финансовых рисков в России
является более сложной для понимания, чем в развитых странах. Оно находится
в начальной стадии своего развития и не соответствует растущим объективным
потребностям, которые в то же время остаются практически мало осознанными.
До сих пор весьма остро стоит вопрос со страхованием кредитов; работа
освещает проблемы, связанные с принятием законопроекта по данному виду
страхования. Неэффективным оказывается и государственное регулирование в
этой сфере. В основном оно ограничивается лишь функциями выдачи лицензий.
Другими словами, как институциональный сегмент всего национального рынка
страховых услуг государство не играет значительной роли.
Несовершенен и сам российский рынок страховых услуг, но его структура
постепенно меняется, хотя и медленно. И тем не менее с профессиональной
точки зрения российские страховщики заметно уступают зарубежным. Их
конкурентоспособность по сравнению с западным страховым бизнесом невысока,
прежде всего, из-за финансовой слабости.
К числу характеристик, ставших к 2000 году типичными для данного
рынка, в первую очередь можно отнести неустойчивость в динамике развития.
Одновременно данная тенденция сопровождается диверсификацией структуры
страхования в отраслевом и функциональном аспектах.
Работа также рассматривает вопросы страхования в сфере
внешнеэкономической деятельности реформирующейся России. Показано, что
страхование операций по импорту в Россию в настоящее время в значительной
мере контролируется иностранными страховыми компаниями, что объясняется
невысоким уровнем реноме и конкурентоспособности российских как
экспортеров, так и импортеров, а также страховых компаний, завоеванием
существенной части оптово-розничных операций по зарубежным товарам и
услугам частным иностранным капиталом. Помимо этого иностранные
инвестиционные проекты в России страхуются инвесторами в обязательном
порядке у своих государственных страховых компаний типа ОПИК.
Работа описывает процедуру хеджирования и взаимоотношения его
участников на внебиржевом, биржевом рынках. Рассматриваются преимущества и
недостатки основных инструментов хеджирования.
В проекте произведена оценка использования систем возмещения -
предельной ответственности и по фактическим результатам, осуществлено их
сравнение и сделан вывод о большей надежности первой и, следственно,
большей финансовой устойчивости страховщика, использующего данную систему,
в условиях переходной экономики.
Третью главу открывает рассмотрение страхование финансовых рисков в
экономически развитых странах. Такой подход обеспечивает и возможную
адаптацию зарубежного опыта. Например, в странах Запада на более высокой
ступени развития находятся самоорганизация страхового дела, его отраслевая
диверсификация, практика активного не столько контроля, сколько содействия
со стороны государства.
В данной главе автор попытался выявить способы решения ряда наиболее
важных проблем. Ранее указывалось, что российский рынок страхования
финансовых рисков является слабым и несоответствующим потребностям
трансформируемой страны. Это подтверждается невысокой его долей в
российском ВВП. По своим объемам он уступает, например, банковскому сектору
страны и всем остальным основным сегментам «деловой инфраструктуры.
Нами предложены некоторые практические мероприятия, которые могут
способствовать развитию страхования финансовых рисков в РФ:
принятие законов и других нормативных актов в
области страхования;
контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением
участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение
выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
наложение санкции на участников страхового рынка,
не выполняющих установленные требования.
увеличение уставного капитала страховых организаций как минимум до 30
млн руб. к середине 2007 года. При этом у специализированных
перестраховщиков уставный капитал должен быть в 4 раза выше этой базовой
величины;
переход компаний на МСФО;
сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии
рынка страхования органами надзора;
расширение полномочий надзорного органа по аккредитации
профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию,
и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам
компаний - профессиональным участникам рынка;
для развития региональных СК создание пулов крупнейших и
платежеспособных региональных страховых компаний и московских компаний,
представленных в данном регионе своими филиалами.
Как и во многих секторах рыночной инфраструктуры эта отрасль
страхования характеризуется высокой концентрацией в руках немногих
страховых компаний. Концентрация страхового бизнеса происходит и в
территориальном разрезе. Гипертрофированное сосредоточение в Москве -
наиболее характерная черта российского рынка страховых услуг.
Вместе с тем появились признаки постепенного разукрупнения
территориального размещения страхового бизнеса. Наряду с филиалами
московских страховых компаний и подконтрольными им фирмами в ряде деловых
центров России появились местные страховые компании. Однако, несмотря на
указанные процессы по объемам бизнеса стабильно лидирует Москва.
Автор отмечает, что в секторе внешнеэкономических услуг
перестрахование совершается, прежде всего, по настоянию российских клиентов
практически только у зарубежных корпораций. Подобная практика - ничто иное,
как легализованная утечка капитала, объемы которого из-за отсутствия
данных, не поддаются определению. С другой стороны, недопустимо
законодательно ограничивать деятельность иностранных страховщиков в России,
тем самым создавая тепличные условия для отечественных компаний.
Анализ динамики, структуры и особенностей российского страхового рынка
финансовых рисков сделать вывод о высокой степени необходимости его
государственного регулирования. Экономика России на переходном этапе не
обладает достаточными возможностями для того, чтобы отечественные
страховщики и страхователи в России в деловом взаимодействии друг с другом
обеспечивали формирование и развитие данной отрасли страхования. Ранее уже
указывалось, что она по степени своей развитости не адекватна общественной
потребности в такого рода услугах. С другой стороны, чрезмерное
вмешательство государство может остановить развитие некоторых видов
страхования, например, нового вида, присущего России, страхования
финансовых рисков дольщиков.
В работе предлагаются разработанные схемы-классификации страхования
финансовых рисков и личного страхования. Производится проектирование
тарифных ставок и страховых премий в личном страховании, на основе которых
проводится анализ и делается вывод о том, что в смешанном страховании
договор тем дороже, чем короче срок страхования. В этом случае тарифная
ставка выше, так как страховой фонд страховщика будет иметь меньшее
увеличение за счет процентов годового дохода, чем в течение более
длительного срока.
Стоимость договора также определяется возрастом страхователя - более
молодой страхователь заключает более дорогой договор, так как вероятность
дожития высока, а смертности низка.
Список литературы
1. Гвозденко А.А. Основы страхования : Учебник.– М.: Финансы и статистика,
2000.–304с.
2. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник.–М.:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|