рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

таможенного органа.1

На практике имеют место случаи, когда с товарами, находящимися на

складах временного хранения, совершаются операции по их купле-продаже [8].

Например, организация – владелец склада временного хранения заключает

сделку купли-продажи с лицом, поместившим на склад товары.

В этом случае возникает вопрос о правомерности такой сделки, а далее и

о возможности проведения основного таможенного оформления данных товаров их

новым собственником – владельцем склада временного хранения. Ответ на

данный вопрос содержится в статье 131 Таможенного кодекса Российской

Федерации, где, в частности, отмечается, что никто не вправе пользоваться и

распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых

таможенное оформление не завершено.

Реализация данного положения имеет свое отражение в Информационном

письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня

1996 г. № 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением

таможенного законодательства",2 где указывается, что сделки, по которым

произведена передача другим лицам товаров и транспортных средств, в

отношении которых не было завершено основное таможенное оформление,

являются ничтожными [7]. Более того, постановлением Конституционного Суда

Российской Федерации от 14 мая 1999г. № 8-П положение, содержащееся в части

1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, было признано

соответствующим Конституции Российской Федерации.3

Таким образом, поскольку рассмотренная операция с товарами, не

прошедшими таможенное оформление, совершена в нарушении требования

Таможенного кодекса Российской Федерации, соответственно владелец склада

временного хранения не может рассматриваться в качестве лица, имеющего

право основного таможенного оформления данных товаров.

После завершения всего процесса таможенного оформления товар

выпускается со склада временного хранения и предоставляется лицу в

соответствии с избранным таможенным режимом. Необходимо заметить, что

отдельные таможенные режимы [5] созвучны со складом временного хранения –

например, таможенный склад, свободный склад. Разницу между этими таможенно-

правовыми моделями заметить несложно. Она заключается, прежде всего, в

предназначении каждого из складов в отдельности. На складе временного

хранения хранятся товары с целью обеспечения соблюдения последовательности

таможенного оформления. При хранении товаров на таможенном складе имеет

место завершение таможенного оформления и помещение товаров в иной правовой

режим – таможенного склада, в соответствии с которым такое хранение

возможно сроком до трех лет при освобождении от уплаты таможенных платежей

[5]. Свободный склад, как и таможенный склад, есть разновидность

таможенного режима перемещения, но в отличие от таможенного склада товар не

находится на хранении, а задействован в производственном процессе

(свободный склад производственного типа).

Предельный срок хранения товаров на складе временного хранения

установлен в части 2 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации и

составляет два месяца. Именно в этих пределах, согласно части 1 статьи 155

Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенными органами [5]

устанавливаются более конкретные сроки хранения товаров с учетом времени,

необходимого на подачу таможенной декларации[5], а также характера товара.

В случае, если имеет место превышение предельного срока хранения

товаров на складе временного хранения (свыше двух месяцев) по причине

непринятия лицом, перемещающим товары по его выпуску со склада, возможно

применение таможенными органами штрафных санкций [57]. На практике

реализация соответствующих санкций вызывает некоторые сложности. Так,

например, в течение ряда лет таможенными органами применялась статья 266

Таможенного кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривала

конфискацию [57] хранящегося на складе временного хранения товара, если

срок нахождения последнего на складе временного хранения превысит предельно

допустимый. Однако в 1998 году Конституционный Суд Российской Федерации

признал несоответствующей Конституции Российской Федерации статью 266

Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку она предусматривает в

качестве меры административной ответственности [57] конфискацию [57]

товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и

являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье (непринятие мер

по выпуску товара со склада временного хранения).1 Вместе с тем непринятие

мер может выражаться действиями, предусмотренными иными составами [57]

нарушений таможенных правил [5], что в свою очередь не лишает возможности

применения штрафных санкций [5]. Так, например, выпуск товаров со склада

временного хранения, возможен только в результате таможенного оформления,

то есть помещение товара под избранный таможенный режим, что сопровождается

процедурой декларирования. Соответственно, непринятие мер по выпуску

товаров со склада временного хранения может быть выражено в

недекларировании товаров, что уже охвачено составом [5] статьи 279

Таможенного кодекса Российской Федерации, санкция [57] которой

предусматривает как штраф [57], так и конфискацию [57] недекларируемых

товаров. Предельный срок нахождения товаров на складах временного хранения

установленный частью 2 статьи 155 Таможенного кодекса Российской Федерации

является общим. В то же время существует ряд случаев, когда товары

хранятся на складе временного хранения и более продолжительное либо

короткое время. Так, например, живые животные, растения, не

консервированные продукты питания, иные скоропортящие товары, как правило,

могут храниться на складе временного хранения не более трех суток. То же

относится и к товарам, запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию либо

вывозу за ее пределы (п. 74 Положения о временном хранении). Товары,

являющиеся вещественными доказательствами [5*] по делу о нарушении

таможенных правил, могут находиться на складе временного хранения до шести

месяцев, что получило отражение в части 13 статьи 327 Таможенного кодекса

Российской Федерации.

Следующая разновидность предварительных операций – доставка товаров и

транспортных средств под таможенным контролем. Назначением данной операции

служит транспортировка ввозимых на таможенную территорию Российской

Федерации товаров с места ввоза до места производства основного таможенного

оформления (декларирования). Местом доставки может быть только склад

временного хранения, где и должны находиться товары до завершения

процедуры таможенного оформления в целом. Однако предварительными

операциями в рамках таможенного оформления названные доставки не

исчерпываются. Помимо таможенного оформления доставка товаров под

таможенным контролем применяется еще в нескольких случаях: для

транспортировки с места завершения таможенного декларирования до места

вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также в

случаях перемещения товаров между несколькими таможенными складами

(например, когда товар уже оформлен и находится в режиме таможенного

склада).

Основным документом, детально регламентирующим процедуру доставки

товаров и транспортных средств под таможенным контролем, служит приказ

Государственного таможенного комитета России от 20 мая 1996 г. № 304 "О

доставке товаров под таможенным контролем".1 (далее – Правила доставки).

Содержанием доставки под таможенным контролем как предварительной

операции являются следующие действия:

1. Принятие таможенными органами необходимых товаросопроводительных и

транспортных документов от перевозчиков в месте ввоза товаров на

таможенную территорию Российской Федерации.

2. Оформление дальнейшей транспортировки (доставки) товаров до места

назначения (склада временного хранения, находящегося в районе

деятельности таможенного органа, где зарегистрирован получатель

товара).

3. Последующий контроль за соблюдением процедуры доставки до фактического

прибытия товара в место назначения.

4. Оформление прибытия товаров в место доставки (завершение доставки).

Таможенный орган, оформивший и контролирующий доставку, называется

таможенным органом отправления, а таможенный орган, получивший уведомление

о прибытии товара в место назначения и оформивший завершение доставки, –

таможенным органом назначения. Таможенный орган отправления снимает с

контроля доставляемые товары только после получения от таможенного органа

сведений о прибытии товаров. Документом контроля за доставкой товаров

является документ контроля доставки. Документ контроля доставки

представляет собой бланк установленной формы, заполняемый в отношении

каждой партии товаров и состоящий из четырех либо пяти листов (одинакового

содержания), в зависимости от субъектов доставки. Сроки доставки

определяются в каждом конкретном случае исходя из возможностей

транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки,

но не свыше предельного срока, определяемого из расчета 2 тысячи километров

за один месяц, что нашло отражение в части 3 статьи 140 Таможенного

кодекса Российской Федерации.

В качестве субъектов доставки, то есть лиц, осуществляющих

транспортировку товаров от таможенного органа отправления до таможенного

органа назначения и отвечающих за соблюдение требований данной процедуры,

можно отметить следующие категории лиц:

. международный перевозчик;

. таможенный перевозчик;

. обычный перевозчик.

Под международным перевозчиком, как правило, понимается организация,

осуществляющая перевозку товаров между различными государствами [57]. Таким

образом, международный перевозчик фактически перемещает товар через

таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, международный

перевозчик осуществляет свою деятельность на основании соответствующих

международных конвенций [57], что позволяет в значительной мере экономить

время на прохождении таможенных формальностей. Примером тому служит

Конвенция международные дорожные перевозки 1975 г. (таможенная конвенция о

международной перевозке грузов с применением книжки МДП.)1. Использование в

таможенном деле Российской Федерации Конвенции МДП 1975г. осуществляется в

соответствии с приказом Государственного таможенного комитета России от 18

мая 1994 г. № 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции

МДП 1975 г."

Процедура МДП применяется при одновременном соблюдении следующих

условий:

. наличие книжки МДП;

. наличие гарантии гарантирующего объединения;

. получение разрешения о допущении транспортных средств для перевозки

товаров под таможенными печатями и пломбами [11*].

Книжка МДП выдается гарантийным объединением государств-участников

Конвенции МДП 1975 г. В Российской Федерации книжки МДП выдаются

Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, которая в свою

очередь гарантирует таможенным органам Российской Федерации уплату

таможенных платежей на сумму 50 тысяч долларов США в случае нарушения

перевозчиком таможенного законодательства Российской Федерации (например,

недоставка товаров до места назначения).

Разрешение (свидетельство) о допущении транспортных средств для

перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами выдается таможней в

регионе деятельности, в которой находится собственник или владелец

транспортных средств при выполнении соответствующих требований.1

Относительно иностранных транспортных средств таможенные органы

Российской Федерации могут признать действительность допущения дорожного

транспортного средства и свидетельства о допущении, выданного компетентным

органом государства регистрации, такого транспортного средства, с учетом,

что государства, к которым относятся транспортные средства, являются

участниками Конвенции МДП 1975 г. При доставке товаров под таможенным

контролем международным перевозчиком вместо документа контроля доставки

используется книжка МДП.

Следующий субъект доставки – таможенный перевозчик.

Таможенный перевозчик – это российская транспортная организация,

получившая лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности

в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика. Статус

таможенного перевозчика определен приказом Государственного таможенного

комитета России от 18 января 1994 г. № 20 "Об утверждении Положения о

таможенном перевозчике".2

Особенность деятельности таможенного перевозчика (в отличие от

международного перевозчика) заключается в том, что он не перемещает товары

через таможенную границу Российской Федерации. В обязанности таможенного

перевозчика входит доставка товаров, находящихся под таможенным контролем,

без их фактического перемещения через таможенную границу Российской

Федерации. К услугам таможенного перевозчика может обратиться любое лицо,

перемещающее товары для целей доставки последнего до места производства

основного таможенного оформления (декларирования).

В пределах сферы своей деятельности (территориальной) таможенные

перевозчики подразделяются на зональных (действующих в пределах зоны

ответственности одной таможни), региональных (действующих в пределах

ответственности регионального таможенного управления) и общероссийских

(действующих в пределах всей территории Российской Федерации).

Соответственно от планируемых масштабов работы для получения лицензии

следует обращаться либо в таможню, либо в региональное таможенное

Управление, либо в Государственный таможенный комитет России. Лицензия

выдается сроком на 3 года.

К обычным перевозчикам относят лиц, которые желают осуществить, как

правило, разовую операцию по доставке товаров, не прибегая к услугам

таможенного перевозчика. Это могут быть лица, перемещающие собственные

товары через таможенную границу Российской Федерации или иные транспортные

организации (организации, имеющие лицензию на осуществление перевозочной

деятельности), не обладающие статусом таможенного перевозчика, равно как и

организации, осуществляющей перевозку товаров по процедуре МДП

(международный перевозчик). При доставке товаров под таможенным контролем

основные сложности возникают в связи с обеспечением субъектами доставки

целостности и сохранности товаров, а также надлежащим завершением всей

процедуры доставки (точно в указанное таможенным органом место и время).

Поэтому для обеспечения соблюдения доставки таможенными органами могут

применяться либо меры по обеспечению уплаты таможенных платежей [5], либо

таможенное сопровождение (вооруженная охрана сотрудниками таможенных

органов товаров в процессе их доставки).

В случае доставки товаров по процедуре МДП или таможенным перевозчиком

меры по обеспечению доставки, как правило, не применяются. За исключением

случаев, когда упомянутые субъекты доставки имеют задолженности перед

таможенными органами. По этой и ряду других причин выгодней (для целей

доставки товаров), как правило, сразу обращаться к услугам организаций,

специализирующихся на рынке таможенных услуг, чем, выполняя все требования

таможенного законодательства, добиваться получения разрешения на доставку

товаров собственными средствами (обычным перевозчиком).

Взаимоотношения между субъектами доставки товаров и лицами, товары

которых доставляются (лица перемещающие товары через таможенную границу

Российской Федерации), строятся на договорной основе с учетом требований

таможенного законодательства.

После того как товар доставлен в место производства основного

таможенного оформления, начинается течение сроков на подачу таможенной

декларации, с момента представления которой наступает вторая (основная)

стадия оформления – таможенное декларирование.

Лиц перемещающих товары, целесообразно подвергнуть дальнейшему делению

на участников внешнеэкономической деятельности (далее участники ВЭД) и

физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской

деятельности, предусматривающей своей целью извлечение доходов от продажи

товаров на внутреннем рынке Российской Федерации. Необходимость такой

детализации основана на том, что специальный статус участников

внешнеэкономической деятельности, обусловленный целями, количеством и

стоимостью перемещаемых товаров, существенно отличается от статуса

физических лиц. Последние, как правило, перемещают товары в упрощенном

порядке, согласно статье 109 Таможенного кодекса Российской Федерации, и

процедура их таможенного оформления значительно сокращена. Таким образом,

для физических лиц, перемещающих товары, не предназначенные для

предпринимательской деятельности процедура их таможенного оформления

значительно сокращена: не используется процедура предварительных операций,

не применяется механизм пятиэтажного контроля таможенной декларации,

отсутствуют меры экономической политики.

Участники ВЭД представлены организациями и индивидуальными

предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.