рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

Кроме того, эти вопросы регулируются Законом РФ «О таможенном тарифе»[33],

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»[34], Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ,

нормативными актами ГТК.

Данный режим предусматривает два условия: 1) уплата таможенных

пошлин, налогов и сборов и 2) соблюдение мер экономической политики.

Обязанность уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в

отношении товаров, помещаемых под режим выпуска в свободное обращение, была

предусмотрена Законом РФ от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений и

дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах». Налоги

должны взиматься с уплатой таможенных платежей (до или в момент принятия

грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) к таможенному оформлению).

Товары, происходящие с территории государств – участников СНГ, при

ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизом не облагаются, за

исключением товаров, происходящих с территории Украины, при их ввозе на

таможенную территорию РФ[35].

За таможенное оформление товаров, помещаемых под режим выпуска для

свободного обращения, взимаются таможенные сборы в размере 0,1 процента в

рублях и 0,05 процента в иностранной валюте.

Особенностью ввоза подакцизных товаров в соответствии с режимом

выпуска для свободного обращения является применение в таких случаях

специальных мер контроля[36]. К ним относятся обязательное внесение на

депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей, маркировка

отдельных видов подакцизных товаров маркой акцизного сбора, а также ввоз

подакцизных товаров на территорию России только через пункты пропуска и

таможенные посты, перечень которых утвержден приказом ГТК от 13 января 1995

г. №19.

Выпущенные в свободное обращение товары поступают в распоряжение

любого лица, которое имеет на них имущественные или неимущественные права,

снимаются с таможенного контроля и могут быть помещены под иной таможенный

режим, если это предусмотрено законодательством.

Таможенный режим выпуск товаров для свободного обращения в основном

соответствует поступлению в Россию товаров, закупленных за рубежом по

контрактам.

Существует ряд особенностей применения данного таможенного режима.

В некоторых внешнеэкономических схемах, таких, как безвозмездная

передача товаров российским лицам — гуманитарная и техническая помощь —

имеет место режим выпуска для свободного обращения с освобождением от

уплаты определенных видов платежей. В то же время, в случае дара товаров

российскому лицу освобождение от уплаты таможенных платежей не

производится.

Следует также отметить еще одну особенность этого режима. Товары,

выпущенные в свободное обращение на территории России, согласно таможенному

законодательству приобретают статус российских товаров. Поэтому при

помещении таких товаров под иной таможенный режим к ним будут применяться

все меры экономической политики и таможенные платежи, соответствующие этому

таможенному режиму. Если под таможенный режим выпуск для свободного

обращения помещаются товары российского происхождения, ранее вывезенные с

территории РФ в таможенном режиме экспорта, ввозная таможенная пошлина по

ним взимается по базовой ставке импортного тарифа как по товарам,

происходящим из государств, которым Россия предоставляет режим наибольшего

благоприятствования в торговле[37].

Таможенное оформление товаров российского происхождения, вывезенных

до 31 декабря 1991 года в государства – бывшие республики СССР и ввозимые

на территорию РФ из этих государств, может осуществляться без уплаты

таможенных пошлин, НДС и акцизов. Необходимым условием для этого является

то, что такие товары не использовались в производственных или иных

коммерческих целях за пределами территории бывшего СССР. Указанные

обстоятельства должны быть установлены способом, не вызывающим сомнения у

должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

Импорт товаров, занимая второе место после режима экспорта по объему

перемещаемых финансовых средств, играет значительную роль в формировании

экономической ситуации в стране. Особое внимание стоит уделять структуре

импортируемых товаров и места в ней технологического оборудования,

являющегося залогом модернизации и технического переоснащения экономики. В

настоящее время доля машин и оборудования в структуре импорта составляет

порядка 30% , при том, что доля продуктов питания достигает 50%. Решение

задачи роста импорта инвестиционных товаров требует предоставления

льготного режима для их ввоза, который может в себя включать:

. пониженная ставка или освобождение от уплаты таможенной пошлины;

. льготы по оплате НДС и акцизам, в том числе рассрочка оплата, применение

налогового кредита;

. упрощенный порядок оформления ввоза технологического оборудования, в

части касающейся лицензирования, наличия сертификатов и т.п.

Реимпорт товаров

Реимпорт поваров — таможенный режим, при котором российские товары,

вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в

соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без

взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер

экономической политики (ст. 33 ТК РФ).

Кроме главы 5 ТК РФ режим реимпорта товаров регулируется Положением

о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденных приказом ГТК от 9

декабря 1993 года №525[38], Письмом ГТК от 6 января 1994 года №01 – 13/25

«О применении Положения о таможенном режиме реимпорта».

Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта они должны

одновременно отвечать ряду условий:

— товары должны быть вывезены с территории бывшего СССР до 31

декабря 1991 года, а с территории РФ – с 1 января 1992 года в соответствии

с таможенным режимом экспорта;

— необходимо, чтобы товары имели российское происхождение до момента

вывоза (до 31 декабря 1991 года – происхождение бывшего СССР) либо

иностранное происхождение и были выпущены в свободное обращение на

территории РФ (до 31 декабря 1991 года – на территории бывшего СССР) с

полной уплатой всех таможенных платежей.

— быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с

момента вывоза. Датой вывоза считается день принятия последнего документа

необходимого для таможенных целей, моментом вывоза – день принятия

таможенной декларации при вывозе, а при ее отсутствии – день пересечения

границы бывшего СССР или границы РФ;

— находиться в том же состоянии, в котором были на момент вывоза, за

исключением естественного износа или убыли при нормальных условиях

транспортировки или хранения Естественный износ (естественная убыль)

определяется исходя из норм стандартов и иной нормативно-технической

документации, действующей в РФ и относящейся к данной категории товаров.

Товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта любым лицом

вне зависимости от того, кто его вывозил.

Использование товаров в производственных или коммерческих целях за

пределами страны не является препятствием для их помещения под таможенный

режим реимпорта при условии выполнения вышеназванных условий.

Указанные товары могут также подвергаться операциям по обеспечению

их сохранности, мелкому ремонту, приведению в порядок при условии, что

стоимость их, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате

таких операций.

При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный

орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин и налога на

экспорт (ч. 1 ст. 34 ТК РФ), если:

— товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, оплатившим

вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт;

— в таможенный орган, производящий таможенное оформление,

представляется ГТД, на основании которой начислялись и взимались таможенные

пошлины, и письменное подтверждение таможенного органа, которому они

уплачивались, о фактическом поступлении платежей на счет таможни.

При реимпорте товаров, экспортируемых с территории РФ после 1 января

1992 г., декларант уплачивает таможенному органу суммы НДС, которые были

возвращены в связи с экспортом, либо от которых товары были освобождены в

связи с экспортом, а также акцизы по ставкам, действовавшим на момент

вывоза товаров.

Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при

обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.

Экспорт товаров

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за

пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их

ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).

Экспорт товаров регулируется не только главой №14 ТК РФ. Большое

значение в регламентации этих вопросов имеют указы Президента РФ, среди

которых в первую очередь следует назвать Указы Президента РФ от 6 марта

1995 года №245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой

деятельности в Российской Федерации»[39] и от 30 ноября 1995 года №1204 « О

первоочередных мерах по поддержке экспортеров»[40], Федеральный закон « О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[41], Федеральную

программу развития экспорта[42], одобренную постановлением Правительства РФ

от 8 февраля 1996 года №123.

Ослабление режима государственного регулирования в осуществлении

экспортной деятельности предприятиями нашло отражение в Указе Президента

РФ от 6 марта 1995 г. №245, согласно которому количественные и иные

нетарифные ограничения импорта могут устанавливаться только в отношении

отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях, а также не

допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами

обязательного объема поставок на внешний рынок. В Федеральном законе «О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[43] статьей 15

предусмотрено, что количественные ограничения экспорта и импорта могут

вводиться в исключительных случаях Правительством РФ для обеспечения

национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств России

с учетом состояния на внутреннем рынке и защиты внешнего рынка РФ.

Государственное регулирование экспорта осуществляется с помощью

валютного контроля за экспортными поступлениями сделок, который был введен

в начале 1994 года.[44] На экспортера возлагается обязанность обеспечить

зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в

уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в иностранной

валюте на иной счет допускается только при получении специального

разрешения ЦБ РФ. Экспортер должен оформить паспорт сделки, содержащий

сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для контроля за валютными

поступлениями.

К мерам государственного регулирования относится и регистрация

экспортных контрактов, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 1

июля 1994 г. №758, установившим Порядок регистрации контрактов на экспорт

товаров в Российской Федерации[45].

Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных

платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других

установленных требований. Обязанность уплаты вывозных (экспортных) пошлин,

предусмотренная постановлением Правительств РФ от 31 декабря 1991 г. №91 «

О введении экспортного тарифа отдельные товары, вывозимые с территории

Российской Федерации», была отменена с 1 апреля 1996 г. на все товары, за

исключением нефти и газового конденсата.

При экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы

налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством

Российской Федерации (ст.98 ТК РФ).Так, при экспорте товаров

непосредственно предприятиями-изготовителями такие товары освобождаются от

уплаты НДС и акцизов в порядке, определяемом Государственной налоговой

службой Российской Федерации, а при экспорте другими предприятиями сумма

уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению

таможенных органов.

Сбор за таможенное оформление товаров, помещаемых под режим

экспорта, по общему правилу, уплачивается в размере 0,15 процента

таможенной стоимости товаров: 0,1 процент – в рублях и 0,05 процента – в

иностранной валюте.

Важным условием выпуска товаров в таможенном режиме экспорта

является неизменность их состояния с момента принятия таможенной

декларации (ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют изменения состояния

товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных

условиях транспортировки и хранения.

Как правило, режим экспорта используется при выполнении контракта по

поставкам отечественной продукции за рубеж. Экспорт стимулирует поступление

валюты в страну, развитие конкурентоспособных производств.

Изучение данного таможенного режима, а также практика таможенных

органов показывает наличие определенных недостатков в сфере

законодательного регулирования процедуры возврата валютной выручки,

полученной за исполнение экспортного контракта, в результате которых

значительные средства незаконно остаются за границей. По данным платежного

баланса за 2000 год объем не поступившей экспортной валютной составил

более 5 млрд. долларов США[46]. Подобный результат достигается также путем

занижения цен экспортируемых товаров, приводя к скрытой утечке капитала из

страны. Это означает, что законодательные усилия должны быть сосредоточены

на устранении данных узких мест посредством развития системы мониторинга

экспортно-импортных финансовых потоков, внесением дополнений в действующие

таможенное и административное законодательство в части усиления

ответственности за нарушение порядка возврата валютной выручки и как

балансирующая мера – либерализация валютного законодательства,

затрагивающая легальные формы оттока капитала.

Стоит еще отметить существование такой положение, когда товар,

помещенный под режимом экспорта, проходит таможенные процедуры на многих

таможенных постах прежде чем достичь места назначения. Представляется

разумным определить специализированные таможенные посты для ускорения

процедур таможенной очистки и более быстрого движения товаров к их

получателям.

Также необходимо предусмотреть возможность беспрепятственного и

льготного вывоза товаров, являющихся долей инвестора и репатриации

полученной им прибыли, что бы гарантировало инвестору его финансовые

вложения.

Реэкспорт товаров

Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары

вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с

возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер

экономической политики (лицензирования и квотирования).

Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа,

представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.

Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной

территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта,

осуществляется только с разрешения ГТК России и только в случае обеспечения

уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит

таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.

При вывозе реэкспортируемых товаров, согласно ст. 101 ТК РФ,

"уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату

при условии, если:

. реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в

котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния

товаров вследствие естественного износа либо убыли при

нормальных условиях транспортировки и хранения;

. реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента

ввоза;

. реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения

дохода.

Одновременно законодатель предусмотрел вариант и заявления

таможенного режима "реэкспорт товаров" при их ввозе на таможенную

территорию Российской Федерации. Такая ситуация, в частности,

возникает при участии иностранных фирм в проводящихся в России

международных аукционах. В этих случаях ввозные таможенные пошлины и

налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются,

если товары заявляются таможенному органу России в качестве

предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта (ч. 1 ст.

101 ТК РФ), однако срок вывоза ограничен шестью месяцами со дня

принятия таможенной декларации. В случае нарушения указанного срока

таможенные пошлины и налоги уплачиваются вместе с процентами с них

по ставкам, устанавливаемым ЦБ России по представляемым этим банком

кредитам. Вместе с тем ТК РФ допускает возможность взимания вывозных

пошлин и налогов при реэкспорте товаров в случаях, определяемых

Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 101 ТК РФ).

Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заявленные

изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад, однако

сделать это можно по российскому законодательству не позднее 2-х лет с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.