рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

ценностей. По 4375 таможенным правонарушениям изъято валютных ценностей на

общую сумму 53,345 миллиарда рублей.

Несмотря на превалирование экспорта над импортом количественные и

качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно

превышают соответствующие показатели при экспортных операциях, что

объясняется, в частности либерализацией в последние годы экспорта(отмена

экспортных пошлин и лицензирования по основным видам товаров и сырья) при

одновременном ужесточении мер регулирования импорта.

Основные позиции по импорту (выпуск для свободного обращения )

занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили. К этой

группе товаров относится основное количество правонарушений.

Нарушения таможенных правил зарегистрированы по:

- продуктам питания - в 2160 случаях;

- алкогольным напиткам - в 806 случаях;

- автомобилям - в 659 случаях;

По суммам предъявленных штрафных санкций ( 69 млрд. руб.) и

конфискованным товарам ( 25 млрд. руб.) первое место занимает алкогольная

продукция.

Исходя из количества правонарушений по видам товаров видно, что они

приходятся на товары с максимальными размерами платежей (автомобили,

алкогольная продукция, продукты питания) или жесткими мерами нетарифного

регулирования. Как только в 1997г. отменили экспортные пошлины и лицензии,

резко упал уровень правонарушений и практически прекратилась контрабанда

цветных и стратегических металлов и другого сырья. С 1999г. вновь вводятся

экспортные пошлины на ряд сырьевых товаров (лом цветных металлов,

нефтепродукты) в связи с чем, можно ожидать значительного всплеска

преступлений по этим видам товаров. Можно сделать вывод, что проблему

теневой экономики в сфере внешенеэкономической деятельности не решить

только правоохранительными действиями необходима взвешенная таможенная и

налоговая политика государства.

5. Внешнеэкономической деятельность Томской области и Западно-Сибирского

региона.

Анализ внешнеэкономической деятельности Западной Сибири на протяжении

ряда лет показывает, что регион, с его топливно-энергетическими ресурсами,

черными и цветными металлами, развитым нефтехимическим комплексом, является

товароэкспортирующим, и экспорт товаров составлял не менее 2/3

внешнеторгового оборота. Внешнеторговый оборот в 1997г. составил

5563,6млн.долларов, из них экспорт- 3691,1млн.долларов. Однако, вследствие

нестабильной экономической и социальной ситуации в регионе, произошел спад

экспорта на 15,1%. Тенденция к снижению эффективности внешней торговли

коснулась предприятий в пяти субъектах РФ (кроме Томской области) из шести,

входящих в Западно-Сибирский регион.

Итоги внешней торговли

| | | |

|1996 год |1997 год | |

| | |1997 |

| | |год |

| | |в % |

| | |к |

| | |1996год|

| | |у |

| | | | | | |

| |Стоимость, |Удельны|Стоимость,|Удельны| |

| |тыс.долл. |й | |й | |

| | |вес, |тыс.долл. |Вес, | |

| | |% | |% | |

| | | | | | |

|Товарооборот-все|5937202,0 |100,0 |5563607,9 |100,0 |93,7 |

|го | | | | | |

|Страны дальнего |4335659,2 | |4167209,6 | |96,1 |

|зарубежья |1601542,8 | |1393698,3 | |87,2 |

|Страны СНГ | | | | | |

| | | | | | |

|Экспорт |4349574,9 |73,3 |3691074,3 |66,3 |84,9 |

|Страны дальнего | | | | | |

|зарубежья |3516407,9 | |2945711,8 | |83,8 |

|Страны СНГ |833167,0 | |745362,5 | |89,5 |

| | | | | | |

|Импорт |1587627,1 |26,7 |1872533,6 |33,7 |117,9 |

|Страны дальнего | | | | | |

|зарубежья |819251,3 | |1221497,8 | |149,1 |

|Страны СНГ |768375,8 | |651035,8 | |84,7 |

Поставки из стран дальнего зарубежья увеличились почти на 50%, при

этом импорт из стран СНГ сократились на 15,1%.

64% объема импорта было оформлено Новосибирской, Новокузнецкой и

Омской таможнями.

Внешнеторговый оборот по субъектам РФ (млн.долларов)

| |Товарооборот |Экспорт |Импорт | |

|Субъекты | | | | |

|Российской | | | |Сальд|

|Федерации | | | |о |

| | | | | | | | | | | |

| |Стоим|Уд.ве|Темп |Стоим|Уд.ве|Темп |Стоим|Уд.ве|Темп | |

| |ость |с% |роста|ость |с% |роста|ость |с% |роста| |

| | | |,% | | |,% | | |,% | |

|Всего по |5563,|100 |93,7 |3691,|100 |84,9 |1872,|100 |117,9|1818,|

|региону |6 | | |1 | | |5 | | |6 |

|В том числе:| | | | | | | | | | |

|Алтайсий |357,9|6,4 |97,1 |182,5|4,9 |87,6 |175,4|9,4 |109,6|7,1 |

|край | | | | | | | | | | |

|Республика | | | | | | | | | | |

|Алтай |34,6 |0,6 |99,7 |11,5 |0,3 |40,9 |23,1 |1,2 |350,0|-11,6|

|Кемеровская | | | | | | | | | | |

|обл. |2542,|45,7 |92,8 |2002,|54,2 |90,1 |540,1|28,8 |104,1|1461,|

| |1 | | |0 | | | | | |9 |

|Новосибирска| | | | | | | | | | |

|я обл. |724,9|13,0 |103,5|250,4|6,8 |81,1 |474,5|25,3 |121,2|-224,|

| | | | | | | | | | |1 |

|Омская обл. |1156,|20,8 |97,7 |793,7|21,5 |91,3 |362,6|19,4 |115,4|431,1|

| |3 | | | | | | | | | |

|Томская обл.|685,0|12,3 |125,4|431,8|11,7 |107,4|253,2|13,5 |175,7|178,6|

|Другие |62,8 |1,1 |17,3 |19,2 |0,5 |6,2 |43,6 |2,3 |83,2 |-24,4|

|субъекты | | | | | | | | | | |

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Западно-Сибирский

регион, наиболее весомый вклад на развитие внешней торговли оказывали

предприятия Кемеровской области, экспортирующие черные и цветные металлы,

каменный уголь.

Внешне торговые операции осуществлялись со 111 странами мира, однако,

почти 2/3 товарооборота пришлось на 8 основных торговых партнеров региона

(Казахстан – 13,3%, Китай – 11,4%, США – 11,3%, Великобритания – 7,4%,

Украина – 5,4%, Германия – 4,6%, Турция – 3,8%, Узбекистан – 4,5%).

Сложившаяся в регионе товарная структура экспорта и импорта

практически не меняется на протяжении последних лет. В экспорте

профилирующими товарами являются черные и цветные металлы, продукция

топливно-энергетического и нефтехимического комплексов; в импорте –

продукция машиностроения, продовольственные товары, продукция нефтехимии.

Страны – основные торговые партнеры

Экспорт важнейших товаров

|Наименование товара |Единица |Количествл|Стоимость |

| |измерения|о |тыс.долл. |

|Уголь каменный |Тыс.т |14592,2 |493269,1 |

|Нефть сырая |Тыс.т |1160,7 |136138,7 |

|Нефтепродукты |Тыс.т |3245,2 |489022,6 |

|Продукты неорганической |Тыс.т |73,0 |281171,2 |

|химии | | | |

|Полуфабрикаты из |Тыс.т |2240,3 |455142,0 |

|углеродистой стали | | | |

|Прутки из стали |Тыс.т |1239,0 |279516,8 |

|Алюминий необработанный |Тыс.т |249,2 |383691,7 |

|Тепловыделяющие элементы |Шт. |138 |63785,1 |

Импорт важнейших товаров

|Наименование товара |Единица |Количеств|Стоимость |

| |измерения|о |тыс.долл. |

|Пшеница и меслин |Тыс.т |206,6 |30698,5 |

|Сахар |Тыс.т |56,1 |20328,8 |

|Вино |Млн.л |26,7 |23815,7 |

|Уголь каменный |Тыс.т |4683,7 |46930,1 |

|Продукты неорганической |Тыс.т |511,2 |186261,1 |

|химии | | | |

|Лекарственные средства |Т |1585,3 |54158,6 |

|Насосы и компрессоры |Шт. |11839 |97080,5 |

|Машины для подъема и |Шт. |257 |80666,7 |

|перемещения | | | |

|Машины спецназначения |Шт. |439 |55326,6 |

|Автомобили для перевозки |Шт. |541 |37307,6 |

|более 10чел. | | | |

Результаты анализа внешнеэкономической деятельности Западно-Сибирского

региона свидетельствуют о следующем.

Сложное экономическое состояние предприятий, падение производства

отечественной продукции и соответственно снижение экспорта, привело к еще

большей зависимости внешней торговли региона от импортеров, и в

значительной степени от ввозивших товары из стран дальнего зарубежья. Темп

прироста импорта в 1997г. по сравнению с 1996г. составил 18,5%, в том числе

из стран дальнего зарубежья – 50%, при этом сократился на 15,1% объем

товаров из государств СНГ и имеет место усиление подобных процессов.

При этом в последние годы неуклонно сохраняется тенденция роста

криминализации внешнеэкономической деятельности.

В 1997г. объем декларирования составил 97,9% от показателей 1996г. и

продолжает падать. Таможнями региона было оформлено 84153 декларации по

всем таможенным режимам. Количество участников внешнеэкономической

деятельности уменьшилось с 5747 в 1996г. до 5483 в 1997г.

При этом в 1997г. было заведено 17809 дел о нарушении таможенных

правил, против 12361 дела в 1996г.

Динамика заведения дел о НТП

С увеличением количества заводимых дел о НТП соответственно

увеличились и стоимость задержанных товаров и транспортных средств. Если в

1995г. задержано товаров и транспортных средств на сумму 36476928

тыс.рублей, в 1996г. – 79448251тыс.рублей, в 1997г. – ущерб от таможенных

правонарушений исчисляется в размере 250392954 тысяч рублей (увеличение по

сравнению с 1995г. в 6,8раз).

Количество НТП по субъектам РФ

| |Количество дел о НТП |Стоимость изъятых |

|Таможня | |товаров,тыс.рублей |

| |1996г |1997г |1996г |1997г |

|Всего |12361 |17809 |79448251 |250392954 |

|в том числе:| | | | |

|Алтайская |2268 |4139 |21335253 |54542014 |

|Горно-алтайс|153 |169 |663506 |1023417 |

|кая | | | | |

|Кузбасская |1009 |1128 |880210 |7607352 |

|Новокузнецка|1543 |1254 |746387 |46444346 |

|я | | | | |

|Новосибирска|1826 |3483 |33535355 |46406583 |

|я | | | | |

|Омская |3532 |5275 |9729315 |23732236 |

|Толмачевская|1094 |1790 |5095661 |6180857 |

|Томская |498 |452 |1046018 |40938892 |

|ОТР ЗСОТ |38 |119 |6416546 |23517257 |

За 1997г. таможнями Западно-Сибирского региона наложено штрафов на

сумму – 119966150 тыс.рублей, конфисковано товаров на 80635656тыс.рублей,

взыскание стоимости на 119965240 тыс.рублей, общая сумма наложенных

взысканий – 320567046 тыс.рублей.

Наибольшее количество дел о НТП 1997г. году заведено по следующим

видам товаров: автомобили –7270, валюта – 1285, продукты питания –820,

одежда, обувь – 601, сырьевые товары – 255, табачные изделия – 362,

алкогольные напитки – 253.

Наиболее распространенным видом контрабанды в Западно-Сибирском

регионе является незаконное перемещение через таможенную границу РФ валюты.

Усугубляется с каждым годом наркоситуация в регионе. В течении 1997г.

таможнями региона выявлено 185 (1996г.- 108) фактов контрабандного

перемещения наркотических и сильнодействующих препаратов, при этом изъято

480,523 кг (1996г. – 276,859 кг) различных видов наркотиков.

Итоги работы таможенных органов по расследованию уголовных дел.

| |Возбуждено уголовных дел |

|Таможня | |

| |1996г |1997г |

|Всего |217 |240 |

|в том числе: | | |

|Алтайская |37 |38 |

|Горно-алтайская |2 |0 |

|Кузбасская |17 |19 |

|Новокузнецкая |1 |5 |

|Новосибирская |82 |51 |

|Омская |31 |32 |

|Томская |38 |78 |

|Толмачевская |9 |9 |

|ЗСОТ |0 |8 |

Исходя из анализа правоохранительной деятельности таможен региона

определились основные направления развития на ближайшие годы. Ими должны

стать: организация и усиление оператино-розыскной деятельности, организация

работы по наиболее полному взысканию штрафных санкций, углубление

взаимодействия с другими правоохранительными органами и активизация работы

по борьбе с особо опасными видами контрабанды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая

система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований.

НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом

сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника.

Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на

потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали

повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и

массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим

налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за

высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие

источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на

приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить

должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и

решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме

приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных

теневых источников.

Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года «О

передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций

Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации» в качестве

покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но

если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без

представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции

сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой

промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств

в эти отрасли.

Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - это исходный вопрос

практического осуществления легализации. Государственной Думой был принят

закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на

потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». По замыслу

создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над

соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при

покупке транспорта и недвижимости.

В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам.

Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без

учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репатриации

капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.