рефераты бесплатно

МЕНЮ


Действие норм права во времени

(границами) и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.

Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по

ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр,

вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает в себя:

1. Ччасть суши с внутренним водным пространством в пределах границ

государстваенных границ;

2. Ввнутренние территориальные воды в пределах двенадцати морских миль

(одна морская миля равна 1852 метрам);

3. Ввоздушный столб над территорией государства (на высоте до 35

километров);

4. Ввоздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в

открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

5. Ттак называемая квазитерритория (территория посольств или консульств,

пользующихся особым правовым режимом).

Однако принцип строго территориального действия законов очень скоро

вступил вступает в противоречие с развитием экономических связей между

странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы

Ккаждое государство было вольно устанавливать любые нормы и любым образом

регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства,

результатом можетгламогла оказаться изоляция этого государства, что, в

конечном счете, для него же было не невыгодно.

Государства начали заключать различные соглашения, подписывать

договоры, посещать соседей с официальными визитами. И, постепенно

Постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к

признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались

принципы установления подлежащего применению права.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют

территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и

экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным,

межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и

экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым

нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона

неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго

территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное,

административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая

экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного

права.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные

правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так

и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое

действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах

центральных органов государственной власти. На отдельных частях

государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в

актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся

в актах местных органов государственной власти или органов местного

самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты

федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории

государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в

пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты

федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта

федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут

применяться и на территории других субъектов федерации.

3.1. Экстертерриториальность действия закона.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством

нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в

определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие

за пределами территории государства.

Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых

актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане

государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со

своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным

правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права

и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства.

Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения,

обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее

пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны

подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и

законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ

граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов

Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в

государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были

осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по

Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в

соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства

действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм

гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других

отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым

режимом.

К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная

экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра,

расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до

внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая

зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное

за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти

территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не

являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные

государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях.

Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и

неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах

континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи

на данных территориях помимо норм международного права действуют также

правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти

территории не входят в состав территории какого-либо государства, то

действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует

рассматривать как их экстерриториальное действие.

Своеобразно действие уголовного права. На территории каждого

государства его уголовное право ко всем лицам, находящимраспространяется на

всех лиц, находящихся на его территории, включая иностранцев, то есть,

применяется территориальный принцип. Это положение записано, например, в

статье 4 Уголовного Кодекса Украины. По положению, лицо, совершившее

преступление на территории данного государства, несет уголовную

ответственность по Уголовному кодексу данного государства.

Однако преступление может быть начато на территории одного

государства, а пресечено или окончено на территории другого государства,

входящего в СНГ. На данный момент, в действующем праве не существует

специальной нормы, решающей этот вопрос. Все решается практикой, следующим

образом: применяется закон того государства, где преступление было

пресечено или окончено. Здесь действует принцип так называемого единства

или повсеместности действия уголовного закона, то есть, считается, что

преступление совершено на территории всех государств, в любом из этих мест.

Таким образом, любое из государств, на территории которого совершена хотя

бы «часть" преступных действий, может применять по отношению к преступлению

свои уголовные законы. В связи с этим возникает вопрос о территории

государства.

К вышеизложенному (смотри «границы») по данному вопросу можно добавить, что

существуют также объекты, не являющиеся территорией государства, но на

которые распространяются уголовные законы данного государства:

1. континентальный шельф - продолжение берега под водой до начала

естественного склона;

2. 200-мильная экономическая зона - это так называемая рыболовная зона;

3. подводные кабели и трубопроводы;

4. Антарктида (Антарктида - континент и острова). Здесь речь идет о

научных станциях, поскольку само по себе это пространство - «ничейная»

земля;

5. объекты, запущенные в космос (само космическое пространство - это

открытое пространство).

Однако и уголовному праву знакомо понятие экстерриториальности.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей

иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам

и международным соглашениям неподсудны по уголовным делам, украинским

судебным учреждениям, в случае совершения этими лицами преступления на

территории Украины, разрешаются дипломатическим путем.

Это означает, что в определенных условиях некоторые лица освобождаются от

наказания по законам, действующим в пределах данной территории. Но к этим

лицам на данной территории не применяется и их национальный закон.

Наряду со всем вышеперечисленным, существует понятие экстерриториального

действия законов внутри государства.

- C - - - -

- 1 -

- - -

Территория государства делится на части. Эти части могут обладать

известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением. Территория

государства или его самоуправляемых частей делится также на

административные единицы. Каждая автономная или административная единица

имеет свои органы власти и управления, которые издают нормативные акты. Эти

нормативные акты действуют, как правило, в пределах территориальной власти

данного органа,. нНоо в смысле признания юридические акты территориальных

единиц имеют экстерриториальное действие. Однако имеется существенное

различие в международном и внутригосударственном действии законов в этом

отношении: применение иностранного закона даже в виде его признания

является исключением, установленным внутренними и международными нормами.

Признание же юридических актов внутри данного государства является

правилом.

Как, например: акты Верховной Рады, указы президента обязательны для всего

государства, если даже оно действуют нав определенной части территории

(например, объявление какой-то местности на военном положении). Акты

Верховногой СоветаРады Крыма (если они согласуются с актами, издаваемыми

Верховной Радой) действуют на всей территории Крыма (исключением может быть

только Севастополь).

По Конституции в территориальный состав Украины входят: Автономная

Республика Крым,. Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая,

Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковска, Киевская,

Кировоградская, Луганская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровненская,

Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская,

Черновицкая, Черниговская области, г. Города Киев и Севастополь.

Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется

законами Украины.

Особое место следует уделить Автономной Республике Крым. Она является

неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных

Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

Автономная Республика Крым имеет свою конституцию, которую принимает

Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада

Украины. Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым

не могут противоречить Конституции и законам Украины, и принимаются в

соответствии с ними и во их исполнение.

Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий

принимает решения и постановления, являющиеся обязательными к исполнениюдля

исполнения в Автономной Республике Крым.

Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по

вопросам:

сельского хозяйства и лесов;

мелиорации и карьеров;

общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности;

градостроительства и жилищного хозяйства;

туризма и гостиничного дела, ярмарок;

музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных

заповедников;

транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;

охоты, рыболовства;

санитарной и лечебной служб;

Также правом местного самоуправления обладают территориальные громады.

Особенности осуществления местного самоуправления в Киеве и Севастополе

определяются отдельными законами Украины.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом,

принимают решения, являющиеся обязательными к исполнениюдля исполнения на

соответствующей территории.

Права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.

Часто возникает необходимость выбора между различными законами

самоуправляемых частей государства в случае так называемых « межобластных

коллизий законов». Так в царской России, представлявшей собой унитарное

государство, действовали, тем не менее, различные правовые системы: Свод

законов Российской империи;, кодекс Наполеона (царство Польское);, Свод

местных узаконений остзейских губерний (прибалтийские губернии) и другие.

Тем более это имеет место в государствах с федеративным устройством:

различные правовые системы существуют в штатах США; до 1951 года в Словакии

действовало венгерское гражданское право, а в Чехии и Моравии - австрийское

гражданское право.

В Советском Союзе часто возникали противоречия между республиканскими

законами. Например, Узбекская ССР приняла и ввела в действие новый

Гражданский кодекс намного раньше, чем РСФСР, и различия между этим

кодексом и действовавшим в РСФСР старым Гражданским кодексом были довольно

существенными. По этому кодексу брачный возраст был 18 лет, а по

действовавшему в Украинской ССР - 16 лет.

Различие законов союзных республик касалось и уголовного

судопроизводства в уголовно-процессуальных кодексах. Например, в УПК РСФСР,

УПК Молдавской ССР, УПК Грузинской ССР, УПК Белорусской ССР

предусматривалась ответственность потерпевшего за отказ или уклонение от

дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а в УПК РСФСР и УПК

Грузинской ССР - также и ответственность потерпевшего за неявку без

уважительной причины. Статья 72 УПК Украинской ССР предусматривала

ответственность потерпевшего только за дачу ложных показаний. В статье 49

УПК Казахской ССР вообще не решался вопрос об ответственности потерпевшего.

Внутригосударственные столкновения законов могут возникать не только

между законами республик, автономий, но и между юридическими актами в

пределах одной из них. Так, в реализации Указа Президиума Верховного Совета

РСФСР от 26 июля 1962 года об изъятии строений, приобретенных на нетрудовые

доходы, встретились затруднения, связанные с тем, что решение исполкома

Совета депутатов трудящихся в месте жительства владельца или в месте его

работы может не быть исполнено в месте нахождения строения. Строго говоря,

решение должно было быть выполнено, ибо оно направлялось в суд, а судебные

решения об изъятии строений были обязательны на территории всего Союза ССР.

Но поскольку речь идет не только об изъятии строения, а также и об

определении его дальнейшей судьбы, местные органы власти того места, где

находится строение, могут иметь другие намерения, что должно было сказаться

на исполнении решения суда. Обсудив этот вопрос, Прокуратура СССР совместно

с Верховным Судом СССР пришли к выводу, что материалы об изъятии строений

должны рассматриваться исполкомами Советов депутатов и судами по месту

нахождения строения. Таким образом, был применен принцип lexlax reiray

sitaesetae (закон местонахождения вещи). Решение было интересно тем, что

этот принцип применим не только к определению гражданской подсудности и

применению гражданских законов, но и к административному отношению

(рассмотрение вопросов исполкомами Советов депутатов трудящихся).

Наконец, можно привести конкретный пример столкновения между законами,

существовавшими в республиках СССР. По действовавшему в Украинской ССР,

законодательству заявление о признании лица безвестно отсутствующим

следовало подавать в суд по известному последнему известному месту

жительства отсутствующего, а по законодательству РСФСР - по месту

жительства заявителя. Проживавшая в УССР гражданка обратилась в 21962 году

с заявлением о признании ее мужа безвестно отсутствующим в народный суд

города Саратова, где ее муж имел последнее известноизвестное последнее

место жительства, но, руководствуясь законами РСФСР, суд не принял

заявление, признав себя не компетентными, а судебная коллегия Саратовского

областного суда своим определением от 2 июня 1962 года признала этот отказ

правильным, поскольку по законам РСФСР это заявление должно рассматриваться

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.