рефераты бесплатно

МЕНЮ


Феодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)

-9-

по преимуществу из среды светских феодалов, стремилось тем не менее

оградить церковную собственность от посягательств со стороны всетских

собратьев. На этой почве часто происходили конфликты. С другой стороны,

церковные князья, как и светские, отстаивали местную феодальную автономию,

и это служило причиной частых столкновений с королевской властью. В

Западной Европе, кроме того, происходила острая борьба между монархами,

стремившимися создать национальную церковь, и папством, отстаивавшим

универсальную теократическую власть над всем западнохристианским миром.

В этой борьбе историческая правда была, несомненно, на стороне светской

власти. Папство своими теократическими притязаниями поддерживало

государственную раздробленность. Королевская власть не могла осуществить

объединение страны, не подчинив себе местной церковной иерархии.

Борьба за национальную католическую или реформированную церковь

выражала прогрессивное направление политического развития в Европе, хотя, и

национальная и реформированная церковь в одинаковой мере служила интересам

господствующих политических сил в феодальном государстве.

-10-

5.Феодальное право.

Феодальное право выражало волю и интересы феодалов, обусловленные к

конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его

основные задачи заключались в юридическом оформлении и заключении

феодальной собственности на землю и другие средства производства, в

закреплении сложившийся системы эксплуатации и поддержании порядка,

выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических

отношений, существовавший внутри господствующего класса, в обеспечении

экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране

феодальной собственности и власти.

Опираясь на действующее право, господствующий класс жестоко подавлял

любые попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные

или организационные выступления против угнетения и насилия со стороны

феодалов. Характерные черты и особенности феодального права заключались,

прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер,

открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в

обществе, выступало как право – привилегия феодалов. Члены общества

наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в

феодальной иерархии они занимали.

Привилегированным сословием являлась духовенство и дворяне.

Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были своих

элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний

скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов, крестьяне. Они

полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным

сословием. Феодальное право в открытой форме признавало в качестве

источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий,

закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного

крестьянства.

«Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, то

есть, отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание

в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер

права. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты права».

Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное

подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закрепляющее

правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского

населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в

системе феодального права и регулировавшее отношения не только между

служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества.

Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. В силу

застойного характера общества преобладающей формой феодального права вплоть

до периода абсолютизма был обычай. В условиях раздробленности

1Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.140.

-11-

стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. феодальное право состояло

большей частью из местных обычаев и велений отдельных феодалов. Большое

значение для развития феодального права имели частные сборники обычаев и

описания судебной практики (например, сборник обычаев Бовуази- во Франции,

Саксонское и Швабское Зерцало – в Германии ), договоры между отдельными

феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т.п.

В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и

поддержания договорных отношений внутри господствующего класса феодалов

может служить Великая Хартия вольностей (Magna Charta). Она была принята в

1215 году и отражала борьбу основных социальных группировок, борьбу

английских феодалов в начале XIII века против королевской власти за

расширение своих прав и привилегий. «Хартия содержала ряд статей,

определявших характер новых вассальных отношений, устанавливавшихся между

королем и английскими баронами: «Никто не должен быть принужден к несению

большей службы за свой рыцарский лен или другое свободное содержание, чем

та, какая следует у него»; ограничивавших судебную власть, финансовые и

некоторые другие права короля: « Ни мы, ни наши чиновники не будем

захватывать ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника

достаточно для уплаты долга…Ни щитовые деньги, ни пособие не должны

взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства

нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари

первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей

первородной, и для этого должно выдать лишь умеренное пособие…».

Важной особенностью Великой Хартии вольностей было то, что она не

только ограничивала власть короля, но и устанавливала контроль (в лице

комитета из 25 баронов) за соблюдением содержащихся в Хартии положений.

На более поздних стадиях развития феодального общества и в особенности в

период абсолютизма широкое распространение получили писаные законы (царские

указы, королевские ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-

процессуального законодательства, кодексы законов, и другие виды нормативно-

правовых актов. Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления

феодальное право неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним

из важнейших средств проведения в жизнь воли и интересов господствующего

класса феодалов. В этом заключается его социально-классовая сущность и

назначение.

1 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.142.

-12-

6.Формы государственного устройства.

С развитием феодального строя изменялась форма государственного

устройства. Буржуазная историография пытается объяснить эти изменения

появлением новых правовых, религиозных и морально-этнических идей. Большую

роль она приписывает правителям и господствующей элите, стремившимся якобы

устроить общественно-политическую жизнь на более совершенных началах.

«Марксистско – ленинская наука, не отрицая значения идей и реформаторской

деятельности правителей, считает основой изменения государственного

устройства развитие экономических и социальных отношений.» Для эпохи

феодализма это прежде всего развитие поземельных отношений и изменение форм

эксплуатации непосредственных производителей – крестьян и городских

ремесленников. При этом, безусловно, сказывалось и активное влияние

классовой борьбы в феодальном обществе, а также непосредственное

воздействие политических столкновений в среде господствующего класса

земельных собственников. В свою очередь государство тоже воздействовало на

развитие феодального строя как в прогрессивном, так и в регрессивном

направлении.

В нашей исторической литературе принята следующая периодизация истории

феодального государства: раннефеодальное государство (5-9 вв.), феодально

раздробленное государство (10-13 вв.), централизованное феодальное

государство в форме сословной монархии (13-15 вв.), феодально-

абсолютистская монархия (16-18 вв.).

Раннефеодальное государство(V-IX вв.). Экономическим базисом

раннефеодального государственного устройства служил складывающийся

феодальный строй с остатками дофеодальных укладов – патриархального и

рабовладельческого. Характерной особенностью раннефеодального государства

сравнительно с последующим периодом было его относительное единство.

Несмотря на этническую пестроту и отсутствие экономических связей, оно

представляло некое единое политическое целое с общим центром и

однообразной судебно-административной системой в областях. Это

государственное устройство основывалось на непосредственной зависимости

большинства населения от королевской власти. Члены господствующего класса

были подвластны королю как его слуги и подчиненные. Свободные крестьяне –

общинники выполняли в пользу короля фискальные, военные и трудовые

повинности, за счет которых в значительной степени и функционировал

несложный государственный аппарат раннефеодального государства. Королевский

двор и дружина содержались на средства, поступавшие от поместного хозяйства

и натуральных повинностей населения (налоги и др.). Судебно –

административный аппарат в областях и округах существовал за счет штрафов и

натуральных поступлений от свободных людей. Военные силы комплектовались из

крестьян-общинников, несших военную службу за свой собственный счет.

Некоторые государственные функции первое время

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 9.

-13-

осуществлялись не государственными, а общинными органами под контролем

государства. Раннефеодальное государство служило интересам формировавшегося

феодального класса землевладельцев. Главная функция такого государства

заключалась в том, чтобы держать в повиновении массы свободного населения

и заставлять их выполнять все возрастающие государственные тяготы. Другая

важнейшая функция раннефеодального государства заключалась в завоевании

чужих земель и захвате военной добычи, составляющий дополнительный источник

для содержания многочисленной дружины и служивой знати. Вместе с тем

государство осуществляло оборону от военных вторжений других агрессивных

государств. В раннефеодальный период было несколько типов государственных

образований: племенные княжества(герцогства), многоплеменные королевства и

империи. Более слабые племенные княжества попадали в зависимость к более

сильным. Крупные государства распадались, как только ослабевала власть

завоевателей над завоеванными.

Феодально раздробленное государство (X-XIIIвв.). Дальнейшее развитие

феодальных отношений, выразившееся в подчинении крестьян феодальным

вотчинникам, вызвало значительные изменения в организации государства.

Относительно единые раннефеодальные государства в однообразной судебно-

административной системой в областях и округах распадались на отдельные

феодальные сеньории, которые объединялись в пределах одного общего

государственного целого только слабым королевским аппаратом. Те функции,

которые прежде осуществляли королевские служащие в отношении лично

свободного населения, теперь, с закрепощением этого населения, перешли к

вотчинникам. У короля, который потерял большую часть своих

общегосударственных прерогатив, теперь оставалась только власть крупного

вотчинника. Для реализации этой власти ему достаточно было иметь несложный

домениальный аппарат из слуг-министериалов и верховную курию из вассалов

королевства. «Прежняя судебно – административная система, созданная на

территориальной основе, разложилась и исчезла. Графы и другие представители

государственной власти на местах превратились в самостоятельных феодальных

владетелей, подчиненных сюзеренитету короля, или других крупных сеньоров».

Завершение процесса образования феодальных поземельных отношений

сопровождались большими переменами в экономической и социальной структуре

общества. Разложились старые дофеодальные уклады и исчезли промежуточные

слои населения патриархального и рабовладельческого происхождения. Общество

резко разделилось на два антагонистических класса – феодалов и зависимых

крестьян (появившийся новый слой населения – горожане – еще не

эмансипировался и не выделился из массы феодально-эксплуатируемого

населения). Господствующий класс страл монопольным собственником земли.

Взаимоотношения внутри эксплуататорского класса строились теперь уже на

землевладении в форме иерархической зависимости. Между

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 12

-14-

отдельными ступенями иерархии распределялись функции государственной

власти, а все организованные в иерархию сеньоры и вассалы реализовали в

совокупности те политические задачи, которые раннефеодальный период

осуществляла королевская власть. Организация политической власти в

феодально-раздробленном государстве строилась во вотчинно – сеньориальной

основе. «Функции принуждения осуществлялись в самой вотчине с помощью его

собственного аппарата из министериалов и вассалов». Королевская власть

представляла по существу одну из крупных сеньорий страны и осуществляла

непосредственную юрисдикцию только над населением домена. Но король

оставался главой этого раздробленного государства и возглавлял всех

феодалов страны, когда они совместно обороняли свои земли и завоевывали

новые владения. Он был также арбитром во всех их спорах и столкновениях.

Этнической основой государственных образований в период феодальной

раздробленности служила территориально – языковая общность складывающейся

народности. Эта общность сплачивалась по мере развития экономических связей

и культурного общения. Она развивалась вопреки политической раздробленности

и послужила одной из предпосылок государственной централизации в

дальнейшем.

Централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII –

XV вв.). Ликвидация феодальной раздробленности и объедение страны под

властью короля создали новую форму феодальной государственной организации –

централизованную сословно представительную монархию. Централизация

феодального государства была обусловлена изменениями в экономических и

социальных отношениях феодального общества и во взаимоотношениях внутри

класса феодалов. Выделение ремесленного производства в самостоятельную

отрасль хозяйства и развитие торговли разрушили натурально – хозяйственную

замкнутость и поместно – барщинную систему. Появились новые социальные

группы – ремесленники и торговцы, объединенные в профессиональные

корпорации, и лично свободные крестьяне, связанные со своими феодальными

господами только оброчными обязательствами. Усиливалась классовая борьба в

деревне и городе. Нужна была сильная власть, которая одинаково

распространялась бы на всю территорию государства. Такую власть мог

представить только король. Политическому объединению страны

благоприятствовали хозяйственные успехи, обусловившие рост экономических

связей внутри областей и между областями, а также сплочение населения в

единую этническую общность, послужившую территориальной основой

государственной централизации. Государственное единство стало настоятельной

необходимостью, в нем были заинтересованы все прогрессивные силы общества.

Изменения в формах эксплуатации и присвоения прибавочного продукта привели

к значительным переменам в структуре господствующего класса и в расстановке

политических сил.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 13

-15-

Феодальные магнаты утрачивали свою политическую автономию. Возрастало

значение единого монархического центра. Центр тяжести государственной

организации перемещался в общегосударственные органы, подчиненные королю.

Население городов, а также освободившихся от крепостной зависимости

крестьянство уходили из под местной юрисдикции и становились в прямую

фискальную и судебную зависимость от общегосударственной власти. Таким

образом, основная государственная функция принуждения и обуздания

эксплуатируемых масс переходила к общегосударственным органам, и это

послужило основной причиной усиления монархии и ослабления вотчинно –

сеньориальной власти феодальных землевладельцев. Аппарат королевской

власти из домениально - министериального становился общегосударственным

чиновничьим. Рост денежного хозяйства давал возможность содержать

государственных служащих на денежном жаловании и нанимать постоянное

войско. Единая судебно – административная система распространилась на всю

территорию страны. Королевские постановления, которые прежде относились

только к территории домена, распространялись на всю территорию страны. Но

осуществление общегосударственной власти не стало еще абсолютной

прерогативой короля. Политическое объединение страны не было закончено.

Королю, претендовавшему на суверенную власть в национальном масштабе,

приходилось вступать в политический союз с теми силами, которые

господствовали на местах и обращаться за помощью к богатой денежными

средствами городской верхушке. Этот союз нашел свое выражение в сословно –

представительной монархии. Сословно-представительная монархия наилучшим

образом служила интересам короля и привилегированной феодальной знати. Она

была важным этапом на пути политического объединения феодальных государств.

Для государственных образований в период централизации политической власти

характерно наличие более или менее однородной в этническом отношении

территории. Это было время завершения процесса слияния раннефеодальных

этнических общностей и оформления народностей с общей территориальной,

хозяйственной и языковой основой. Наиболее сильные централизованные

феодальные государства создавались именно при наличии этих условий. Те

государства, в которых не существовало единой этнической территории,

распадались и делались добычей других, более сплоченных государств.

Феодально – абсолютистская монархия (XVI – XVIIIвв.). Король в своей

централизаторской политике опирался на все силы нации, заинтересованные в

укреплении политического единства, прежде всего на дворянство, интересам

которого в первую очередь служила абсолютная монархия. Второй опорой

абсолютизма являлась буржуазия, которая по условиям своего существования

была крайне заинтересована в ликвидации раздробленности и укреплении

национального единства. Она давала монархии деньги и получала взамен защиту

и покровительство в своей торгово-промышленной деятельности. Успех за

национальное сплочение определялся уровнем и

-16-

характером развития капиталистических форм хозяйства и ростом экономических

связей. Установление феодально – абсолютистского политического строя было

подготовлено глубокими сдвигами в экономических отношениях, прежде всего в

способах феодальной эксплуатации основного класса общества – крестьянства.

«Абсолютизм немыслим без системы прямых и косвенных государственных

налогов. В тех странах, где отсутствовали зачатки капиталистических

отношений, и где все выгоды хозяйственного развития использовало в своих

интересах дворянство, абсолютизм, как известно, не восторжествовал».

Феодально – абсолютистская монархия устанавливалась не только в

национальных государственных образованиях, но и в территориальных

княжествах, и притом в иных случаях в крайне деспотической форме. Её

социальной основой здесь, как и в национальных государствах, было наличие

городских элементов – нарождающейся буржуазии. Но в этих территориальных

образованиях абсолютизм игран не прогрессивную, а реакционную роль. Он

тормозил общее национально – государственное сплочение и задерживал тем

самым экономическое и культурное развтие народа. В национальных

государствах абсолютная монархия играла определенное время прогрессивную

роль. Она завершила политическое объединение страны и своей

протекционистской политикой немало способствовала развитию национального

производства. Но с завершением национального объединения и по мере развития

капиталистических форм экономики феодально-абсолютистская монархия,

выражавшая интересы реакционного дворянского класса, стала тормозом

общественного развития и была сметена буржуазными революциями.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 16

-17-

Заключение.

-18-

Список Литературы:

1. Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство» , Москва,1967.

2. Марченко М.Н. «Общая теория государства и права. Академический курс.

Том 1», Москва, 1998.

3. Семенов В.Ф. «История средних веков», Москва, 1975.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

-19-

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.