Формы государства
различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону
корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое
значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному
слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между
государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в
большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не
происходит.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу
которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг
от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не
образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни
общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое
соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений,
выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики.
Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый
монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической
точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать
единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-
Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое
государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в
унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или
иным путем.
Империя – сложное государство, созданное насильственным путем.
Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом
входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и
средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые
государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не
было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк,
они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское
государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как
слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний
рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,
инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение,
союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное
(союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих
юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие
федеративное государство государственные образования (штаты, земли,
провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное
административно-территориальное деление. В отличие от унитарного
государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные
органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы власти
осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.
Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не
являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают
суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены
права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной
конституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по
отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации
является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены
федерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли
национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации,
различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия,
ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе
(Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-
территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).
В теории также приводят различия между так называемыми
конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно-
договорными (РФ) и договорными (Швейцария, ОАЭ); между централизованными
(Индия, где штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и
децентрализованные (США, ФРГ, РФ и т.д.).
Конфедерация (лат. confoederatio – союз, объединение) – постоянный
союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при
котором входящие в союз государства сохраняют свою международную
правосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую
степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и
других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. Конфедерация
сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной
организации. Ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде
нет. Другие считают, что единственной конфедерацией в современном мире
является Европейский Союз (ЕС).
Европейский союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себе
черты международной организации и федеративного государства, возникшее в
1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе,
подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и
правительств 12 государств – членов Европейского сообщества, вступил в силу
1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по
различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты
референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим
создание единого социального пространства. Договор дополнительно к
национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре,
совместной внешней политике и политике в области международной
безопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике.
Целями ЕС являются:
1. Образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и
длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и
социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза
и создание единой валюты;
2. Утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем
проведения совместной внешней политики, политики в области безопасности и
оборонной политики;
3. Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
4. Сохранение и приумножение общего достояния.
Органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейский парламент, Совет
Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд.
В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция
и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г.г., Швейцария с 1815 по 1848
г.г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982
по 1988 г.г. – Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует,
что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к
федеративной форме государственного устройства.
Основные различия конфедерации от федерации состоят в следующем:
|Федерация |Конфедерация |
|Правовой основой является |Правовой основой является договор |
|конституция, договор может быть | |
|только в начале | |
|Государственно-правовое |Международно-правое объединение, |
|объединение, в результате которого |нового государства нет |
|возникает новое государство | |
|Территория федерация едина |Нет единой территории, это |
| |совокупность территорий входящих в |
| |нее государств |
|Имеет единое гражданство |Нет гражданства, но могут |
| |устанавливаться нормы |
| |обеспечивающие единство статуса |
| |личности |
|Имеет единые (федеральные) органы |Таких органов не имеет, здесь |
|государственной власти |создаются координационные органы |
| |для ведения общих дел |
|Приоритет актов федерации перед |Решения координационных органов |
|актами субъектов федерации, |должны быть ратифицированы |
|соответствия актов субъектов актам |(существует принцип нулификации – |
|федерации |непризнания действия). |
|Единые вооруженные силы |Существуют армии отдельных |
| |государств – членов конфедерации, |
| |могут быть объединены под общим |
| |командованием |
|Единые налоги, устанавливаемые |У каждого члена конфедерация своя |
|федерацией |налоговая система, источником |
| |средств являются взносы членов |
| |конфедерации |
|Единая денежная система |У каждого члена конфедерации своя |
| |валюта, могут начаться процессы |
| |сближения валют |
|Единая экономическая политика и |Имеет место координация, начало |
|единое руководство ею |регулирования. |
Содружество государств – это весьма редкое, еще более аморфное, чем
конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств,
характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью
однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики
(одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая
денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского,
процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих,
языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как,
например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате
колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная
общность имеет историческое происхождение, иногда достигается
взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных
элементов); в-пятых, религии.
Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение
независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут
лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические
документы.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми
различными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет
их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным
государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило,
члены содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты
международных отношений.
В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для
координации действий государств. Денежные средства для целей содружества
объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и
необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме
нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество, как
объединение государств может носить переходный характер. Оно может
развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при
нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших
его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического
союза.
Британское содружество наций – это объединение независимых суверенных
государств, возникших в результате распада Британской колониальной империи,
проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее
сложившихся общих интересов и в целях содействия международному
взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с
Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве
независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике.
Декларация принципов Содружества (Сингапур, 1931) подтвердила добровольный
характер Содружества действующего на принципах консенсуса. Британское
содружество состоит из 30 республик и 21 монархии. Науру и Тувалу имеют
статус «особых членов». Эта форма членства, освобождает их от обязательных
взносов при сохранении возможности участия в программах технической помощи.
Шестнадцать монархий признают в качестве главы государства британского
короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; 5 монархий
имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.
Структура Британского Содружества Наций:
1. Глава Содружества (Британский монарх);
2. Конференция Содружества;
3. Встреча на уровне министров;
4. Комитет высших должностных лиц (разработка политической стратегии);
5. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического
сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет
Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по
управлению технологией;
6. Финансовый комитет, финансовый подкомитет (разработка и одобрение
бюджета);
7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование);
8. Секретариат.
Главой Содружества наций и ее символом является Британский монарх.
Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственное
объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в
Минске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, Республики
Беларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствии
с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в
области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иных
областях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственным
образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности
и безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическими
силами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ открыто с согласия всех
его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а
также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящее
время членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местом
пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Некоторые
государства- участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ
более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали соглашение
о создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз в
составе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.
Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество
государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный
договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интернациональные связи государства, входящих в Сообщество, и
эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские
сообщества).
В Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства,
принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок
вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этого
образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений
членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является
выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств,
входящих в него, а также объединение условий этих государств, для
достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других
барьеров.
Европейские Сообщества – объединения трех формально самостоятельных,
но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского
сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического
сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в систему
Европейских Сообществ входит также значительное количество других
Европейских интеграционных институтов. В 1965 году в соответствии с
Брюссельским договором созданы единые органы трех Сообществ. С 1986 года
Европейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европы
европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует
совершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются
9 официальных языков.
В связи с заключением в 1992 году Маастрихтских соглашений,
предусматривающих создание к концу XX века политического союза, включая
общую оборону и валютно-финансовую систему, Европейские Сообщества стали
именоваться Европейским Союзом.
5. Государственно-политический режим и его виды. Демократический и
антидемократический режимы.
Вот и перечислены две составляющие, формирующие единую форму
Страницы: 1, 2, 3, 4
|