государственная дума
специальных юридических журналах как своеобразные напоминания о
профессионально важной информации по вопросам правовой квалификации.
Неофициальное толкование предполагает такое разъяснение смысла права,
которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и
лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных
юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными,
отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их
специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование
осуществляется. Не являясь обязательным, т.е. не обладая юридической
силой, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое
воздействие на формирование общественного и индивидуального правосознания
и поведение конкретных субъектов. Примером здесь могут служить комментарии
к кодексам, которые разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым
авторитетом у следователей и судей.
Неофициальное толкование права может быть доктринальным и обыденным.
Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и
имеет научный характер. Это статьи, монографии, устные выступления перед
населением ученых-правоведов. Особенность таких разъяснений - их
убедительность, основанная на научном подходе и авторитете лица, дающего
толкование права. Не являясь обязательными для юристов-практиков, такие
разъяснения, однако, играют важную роль в выработке единства понимания и
применения правовых норм.
Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами,
не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно встречается в беседах,
письмах и других проявлениях психологического отношения к праву,
правосудию, законности и т.д. Это - повседневные вербальные выражения
понимания правовой действительности.
Значение обыденного толкования особенно возрастает в настоящее время - в
связи с общей демократизацией общественной жизни, привлечением широких
народных масс к управлению государством. Сущность актов обыденного
толкования состоит в том, что они являются непосредственной
действительностью процесса уяснения и разъяснения смысла правовых норм,
вне связи с правоприменительной деятельностью субъектов толкования.
Знание основных видов толкования норм отечественного права имеет большое
значение для правильной и эффективной работы правоприменителя. Умение
отличать, систематизировать и использовать различные интерпретационные
акты является одним из условий успешной деятельности при квалификации
поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступков
человека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов и
обобщений правоприменительной практики. Этому должна предшествовать
повседневная работа по выявлению, анализу и систематизации различного рода
разъяснений.
Толкование норм права, по общему правилу, преследует цель точно познать
подлинный смысл, вложенный законодателем в правовые веления. Однако
имеются случаи, когда лицо, толкующее норму, сталкивается с ситуацией, в
которой фактический смысл нормы права следует понимать уже или, наоборот,
шире, чем это можно усмотреть на первый взгляд из текста закона. Отсюда в
теории права принято различать расширительное, или распространительное,
ограничительное и буквальное (адекватное) толкование.
Следует сразу отметить, что буквальное (адекватное) толкование
представляет собой типичный, наиболее часто встречающийся вид толкования,
в то время как распространительное и ограничительное являются, при строгом
режиме законности, исключениями из общего правила.
Среди современных ученых не сформировалось единства мнений по вопросу
относительно объема толкования. Подавляющее число норм права толкуется и
понимается буквально. В этом, собственно, и заключается сама специфика
толкования как познания и объяснения истинного смысла законодательства с
целью предотвратить намеренное искажение государственной воли, выраженной
в виде общеобязательных правил поведения. Вместе с тем, в отечественном, а
вероятно, и в любом праве не устранены поводы для отступления от
буквального во всех случаях толкования. Эти поводы коренятся в самых
различных обстоятельствах, связанных, например, с просчетами (недосмотром)
законодателя, нечеткостью употребляемых формулировок, терминов, спецификой
языка права, многоступенчатостью доведения государственной воли до
исполнителей и др. Все это и порождает случаи неадекватного истолкования.
Проблема истолкования права по объему состоит в том, что интерпретатор
сравнивает первичный текстуальный смысл выраженной в норме государственной
воли с полученным путем использования способов и приемов толкования
результатом истолкования и делает при этом вывод о необходимости
буквального, расширительного или ограничительного понимания смысла
правового веления. Смысловое выражение языка закона сравнивается с
содержанием субъективных представлений, являющихся результатом
познавательной и интерпретационной деятельности. Отсюда в научной
литературе используются термины, свидетельствующие о возможности
несовпадения текстуального и интерпретированного смысла права: «истинный
смысл нормы», «действительный смысл», «подлинный смысл» и т.д.
Буквальное толкование права выражается в том, что понимание смысла
толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права.
Результат такого толкования полностью адекватен словесной форме правового
веления. Налицо совпадение «буквы и духа» законодательства. Подобное
толкование, как уже отмечалось, в нашем праве является наиболее типичным и
наиболее распространенным в юридической практике.
Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где
действительный смысл нормы права выходит за райки ее текстуальной формы.
Ограничительное толкование выражается в таком результате интерпретации,
когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже, чем
это выражено в словесном тексте.
Пример расширительного толкования, который в свое время сделал Госарбитраж
СССР, - это приравнивание сделки, заключаемой с помощью ЭВМ, к письменной
сделке. Пример ограничительного толкования - часть 2 статьи 38 Конституции
РФ устанавливает, что «забота о детях, их воспитание - равное право и
обязанность родителей». Очевидно, что в данном случае речь идет о
несовершеннолетних детях, т.к. трудоспособные дети, достигшие 18 лет,
должны сами заботиться о нетрудоспособных родителях. В данном случае
правовая норма становится понятной в результате использования двух
способов: логического и систематического.
Частое и произвольное распространительное и ограничительное толкование
чревато опасностью нарушения законности. Поэтому законодатель в некоторых
нормах не допускает возможности их расширительного толкования. Так, ст. 39
УК РФ, устанавливающая перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,
не может быть толкуема расширительно. В то же время существуют некоторые
нормы права, возможность расширительного толкования которых специально
предусматривается в законе. Так, в ст. 38 УК РФ, устанавливающей перечень
смягчающих вину обстоятельств, закреплено, что суд вправе признать
смягчающими ответственность и другие обстоятельства.
Теория толкования права как совокупность научных знаний о технике
(способах), видах и юридических свойствах интерпретационных актов
составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации.
Представленные в виде навыков и умений, эти сведения составляют
своеобразное искусство профессионально грамотно и умело познавать,
интерпретировать и использовать действующее законодательство для
осуществления задач юридической деятельности.
3. ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ В РФ
В Российской Федерации толкованием права занимаются:
а) органы государственной власти;
б) органы государственного управления;
в) органы суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
г) центральные органы общественных организаций;
д) индивидуальные лица.
Отсюда акты толкования права представляют собой сложную многоуровневую
систему правовых актов, обладающих различной юридической силой,
практической значимостью или, как принято говорить, различными
юридическими свойствами.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются:
* высшие представительные органы,
* Конституционный Суд РФ,
* правительство РФ,
* отдельные министерства, государственные комитеты,
* Верховный Суд РФ,
* Генеральный прокурор РФ,
* Высший арбитражный суд,
* а также, учитывая федеративную природу Российского государства,
соответствующие органы республик.
В настоящее время в практике официального толкования высших органов
государственной власти, управления и судов сложилась довольно интересная
юридическая ситуация. СССР как государство прекратил свое существование,
но интерпретационные акты, изданные в разное время его органами и,
главное, сложившаяся на их основе юридическая практика в виде прецедентов
толкования и правоположений, продолжают определять правоприменительную
практику.
Такое значение имеют указы и постановления Президиума Верховного Совета
СССР, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и аналогичные
интерпретационные акты других органов бывшего Союза ССР. Юридически
официальный их статус, безусловно, ничтожен. Но фактическая их роль как
системы средств обеспечения единообразного понимания и применения
действующего законодательства на территории России и ныне суверенных
государств Содружества, не подлежит сомнению. Эта роль, очевидно, будет
постепенно уменьшаться - по мере возрастания праворазъяснительной
активности высших органов власти, управления, судов суверенных государств,
входящих в Содружество и формирования нового единого экономического и
юридического пространства на территории стран Содружества.
Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости создания органов
Содружества для координации и выработки основных принципов единообразия в
юридической практике, в частности, в практике правоприменения и
толкования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Толкование права - это разъяснение и уяснение смысла права. Толковать
право - значит познавать и объяснять его смысл, цели, социальное
назначение и практическую значимость.
Толкование как познание и разъяснение смысла права сопровождает
возникновение и развитие всех правовых систем. Как и сущность права, оно
имеет определенную, социально-политическую направленность, ибо связано с
уяснением и разъяснением выраженной в праве воли властвующего класса.
Одни юристы считают, что толкование права связано с волей
законодательства, другие, что это - воля и смысл самого закона.
Необходимость толкования права связана, как с объективными, так и
субъективными причинами. Сюда относятся:
* необходимость мыслительной деятельности для уяснения смысла права;
* использование в нормативных актах специфической юридической
терминологии;
* абстрактность формы выражения правовых норм;
* несовершенство и неадекватность использования законодательной техники;
* взаимосвязь норм права друг с другом.
Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства
познания смысла норм права, используемые для получения ясности
относительно правовых принципов.
Способы толкования права предопределяются основными сферами правовой
деятельности, т.е. сферами бытия права.
В качестве таковых выступают:
а) основные виды правовых предписаний;
б) специфика языка права;
в) правовые отношения;
г) правосознание.
Существуют грамматический, филологический, исторический, телеологический,
функциональный, языковой, логический, систематический способы толкования
права.
Наиболее важными видами официального толкования являются нормативное, в
отношении широкого круга общественных отношений и казуальное, в отношении
персонально определенных общественных отношений.
Неофициальное толкование права может быть доктринальным, толкуемым
специалистами и обыденным.
По смыслу норм права различают распространительное, ограничительное и
буквальное (адекватное) толкование.
В случае противоречия между нормами права действуют следующие правила:
1. Если выявлено противоречие между нормами права, изданными разными
органами, то следует руководствоваться нормой, установленной вышестоящим
органом.
2. Если имеется противоречие между нормами, изданными одним и тем же
органом, то следует руководствоваться нормой, установленной позже по
времени издания.
В Российской Федерации толкованием права занимаются:
а) органы государственной власти;
б) органы государственного управления;
в) органы суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
г) центральные органы общественных организаций;
д) индивидуальные лица.
Официальное толкование права осуществляют:
* высшие представительные органы,
* Конституционный Суд РФ,
* правительство РФ,
* отдельные министерства, государственные комитеты,
* Верховный Суд РФ,
* Генеральный прокурор РФ,
* Высший арбитражный суд,
* соответствующие органы республик.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативная:
1. Конституция РФ.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.
II. Специальная:
1. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 3. М., 1965.
2. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М.,
1913.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
4. Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900.
5. Коркунов Н.М. Лекции но общей теории права. СПб., 1909.
6. Максимов С.В. Углубление социального контроля
преступности.//Государство и право 1999-№9.
7. Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975.
8. Сырых В.М. Проблемы методологии общей теории права.// Реальный голос.
2004-№11.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
10. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979.
11. Шершеневич Г.Ф. Применение норм права //Журнал Министерства юстиции.
1903. № 1.
12. Элькинд П. С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального
права. М, 1967.
Коркунов Н.М. Лекции но общей теории права. СПб., 1909. С. 343.
Черданцев А..Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 5-6.
Гредескул Н. А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900. С. 158.
Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 12-13.
Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 3. М., 1965. С.
181.
Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1913.
С. 29.
Шершеневич Г.Ф. Применение норм права //Журнал Министерства юстиции. 1903.
№ 1. С. 56.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.
Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.
3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. Стр. 14.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.
3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. Стр. 15.
Элькинд П. С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права.
М, 1967. С. 102.
Сырых В.М. Проблемы методологии общей теории права.// Реальный голос.
2004-№11.
Максимов С.В. Углубление социального контроля преступности.//Государство и
право 1999-№9. С. 79.
Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975. С. 57-58.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.
3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. Стр. 19.
33
13.
Страницы: 1, 2, 3
|