рефераты бесплатно

МЕНЮ


Классификация политических режимов

учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в

древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного

едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики

рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан

Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием

доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны

общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного

аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди

населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за

свои дела), систематический контроль государства за поведением и

умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими

рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное

место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства

путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять

граници страны, и оглупления народа».[24]

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима

предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект

«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной

собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,

«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более

совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в

«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими

чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в

отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома

и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а

не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия

в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая

для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с

мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным

вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;

предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни

или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных

стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда

немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других

авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление

тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является

порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи

фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто

пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского

режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его

критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской

Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения

политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной

Европы».[26]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные

режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в

многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием

военных поражений или революций, появляться в результате внутренних

противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют

признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и

отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и

демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

- всеобщая государственная идеология,

- монополия государства на средства массовой информации,

- монополия государства на все средства вооружения,

- жестко централизованный контроль над экономикой,

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то

есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

- особо организованная система насилия, как специфического средства

контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного

государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой

древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в

доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего

характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам

в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать

политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с

авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием

однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть

различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при

авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к

государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть

претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором

исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,

профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное

отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:

гражданское общество – государство, народ – политическая власть.

«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих

социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности

организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других

общественно-политических организаций непосредственно в систему

государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной

идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру

(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным

признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею

специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и

иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних

классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее

олигархии».[28]

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение

сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,

неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему

пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны

были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить

время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной

идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.

Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в

единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических

сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,

создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его

установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к

власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты

в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения

их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия

становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей

силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются

антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание

социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного

управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие

партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,

государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,

занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный

террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности

масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с

помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии

страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,

либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,

содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует

доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами

народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования

тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки,

экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР,

Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и

судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что

угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных

граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых

групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть

государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является

монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта

тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,

возможность распоряжаться производительными силами общества создает

необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой

тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,

централизованная экономика служит в качестве средства политического

управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те

области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного

режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится

необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по

принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и

агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его

бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей

элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при

тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой

революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры

тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности

труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников

к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в

Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и

их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи

тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными

методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к

национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы

партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,

равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29]

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые

в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми

демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества

на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –

на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном

обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством

возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных

институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы

уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории

Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ

личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же

оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются

властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических

лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом

члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать,

защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере

здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем

все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность,

террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы),

что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима,

необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного

режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от

социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей,

политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что

антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир

должен преходить к демократии, как к более необходимому политическому

режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных

режимов привели к войне.

Либеральный политический режим.

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого,

что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не

режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на

определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и

заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее

эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно

согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и

даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции

в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных

и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти,

например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого

реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и

т.п.

В теории государства и права либеральными называются также политические

методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее

демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу

взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере

человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически

самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В

отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя

его коллективистским началам в организации политической и экономической

жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к

тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде

всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.

Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное

государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В

либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм

собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности

не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на

практике».[30]

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход

которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей

тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления производится на основе принципа

разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует

уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.