рефераты бесплатно

МЕНЮ


Органы государства: их признаки и виды

все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими

административными полномочиями в отношении своего правительственного

аппарата.[5]

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета.

Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней

государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных

государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем

особой избирательной процедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать

совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех

или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление

этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального

положения главы государства.

В суперпрезидентских республиках президенту принадлежит вся полнота

исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных

политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.

В классических президентских республиках президент является

центральной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся

исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и

возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в

отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом,

однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области

исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства,

фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением,

а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев.

Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или

партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи

лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Правительство

Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган

государственной власти, который непосредственно осуществляет управление

страной.

Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет

министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

В состав правительства обычно входят: глава правительства (премьер-

министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр,

канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры,

секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства

государственного управления (министерства, департаменты).

Правительство осуществляет административную, или исполнительно-

распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находятся

государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные

дела.

Существуют однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное

правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное — из

двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается

беспартийное правительство.

В зависимости от государственного устройства правительство может быть

единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с

правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).[6]

Смысл деятельности исполнительной ветви власти — фактически

реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в

принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме

органов публичной власти.[7]

Основной задачей правительства является исполнение законов. Однако на

этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и

издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения),

которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою

деятельность через органы государственной администрации — министерства,

ведомства, агентства, комиссии и т.д.

Нужно сказать, что в разных странах перечень министерств и других

центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны

обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка,

эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами

жизни общества.

Министерства и ведомства различаются по характеру задач, которые они

должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормального

государственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцать

четыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам

гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел,

культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации

и др.

Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу

единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые

и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

Внутри министерств создаются дирекции, управления, департаменты,

отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и

отделов курируют заместители министра.

Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и

разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, который и образует

основу механизма государства.

2 Законодательные органы

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом

своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем

издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом

исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.[8]

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей,

является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в

механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования,

которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат

законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные

названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше -

Сейм, в Дании Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции

— Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название

“парламент” (фр. раг1ег — «говорить»).

Современный парламент – это высший орган народного представительства,

выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие

общественные отношения главным образом путем принятия законов,

осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и

высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю.

Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем

образованы в государствах с однородным национальным составом населения или

небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное

учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической

позиции это понятие гораздо сложнее.

Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во

взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием,

координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие

поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней

палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий

возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных

(непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только

нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их

принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из

депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов

федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать

ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента,

поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда

без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные,

временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою

деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика,

международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с

преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом

законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом

государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных

органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются

основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива,

обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие,

утверждение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание законов.

Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией

законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве

ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать

налоги.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает)

международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при

ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в

целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании

вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента,

т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду

и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового

положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием

высших исполнительных и судебных органов, а так же осуществлением ими

контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной

власти.

Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми

разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных

лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его

компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в

различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав

и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его

главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета

министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство

формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее

количество голосов, становится главой правительства, который затем

представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно,

полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном

лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная

власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными

методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала

свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы

власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер

и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных

единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов,

коммунальных советов). Местные представительные органы избираются

непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им

подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия,

местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта,

водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования,

здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны,

противопожарной безопасности и др.

Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в

определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью.

Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому

центральной властью (президентом).

Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди

составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система

административного подчинения. Каждый представительный орган власти

осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах

собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным

нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со

своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного

представительного органа публичной власти.[9]

3 Судебные органы

Суд — это орган государства, который в процессуальном порядке

осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным

делам.[10]

Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону.

Все решения суда, вступившые в силу, обязательны для всех субъектов права и

подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных властей является главным

уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и

исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека

от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение.

А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых

отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений,

восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.[11]

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не

занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных

учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной

деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры,

возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть

уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической

сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя

различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные,

военные, транспортные и иные суды.

В зависимости отправовой сферы, на которую распространяются

полномочия, различают суды общей, специальной и административной

юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают

гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных

правонарушениях и уголовные дела.[12]

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают

дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например,

арбитражный суд).[13]

Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на

превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры

служащих с администрацией (в России таких судов нет).[14]

Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые

во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного

суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему

судов общей юрисдикции.

Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо

назначены президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими

органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением

конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования

конституции.

В различных странах судебная система имеет свою собственную структуру.

Например в США она включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные

суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных)

судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально

президентом с одобрения Сената. Верховный суд США одновременно исполняет

функции конституционного суда, является судом первой инстанции и занимается

наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих

судов.

В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей

инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и

Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.