рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные правовые системы современного мира

законодательством штатов, юристы США всё же в своей практической

деятельности апеллируют прежде всего к актам местных органов

государственной власти и законодательству отдельных штатов, а не к

федеральным законам.»[2]

Итак, подводя итог по англосаксонской системе права, становится очевидно,

что, хотя судебный прецедент и имеет до сих пор место как полноценный

источник права в этой правовой семье, он всё больше и больше уступает место

нормативно-правовым актам.

4.Романо-Германская правовая семья.

В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону,

в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест в

качестве источника права принадлежит прецеденту.

Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на

основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть стран

Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а

также страны континентальной Европы.

Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и

германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии,

Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят

правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.»[3]

Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном

примере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы –

Франция, от германской – Германию.

а) Правовая система Франции.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах

сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и в

первые последовавшие за ней годы, в особенности в период правления

Наполеона в качестве первого консула, а затем и императора.

Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее

развитие французского законодательства:

1.Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

2.Ряд конституционных актов периода революции и кодификация важнейших

отраслей права - пять кодексов Наполеона: Гражданский кодекс 1804 года,

Гражданский процессуальный кодекс 1906 года, Торговый кодекс 1807 года,

уголовно-процессуальный кодекс 1808 года и уголовный кодекс 1810 года.

Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне.

Так например, Декларация прав человека и гражданина считается основной

частью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодекса

три (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связи

с объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими.

В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли

официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых

насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих,

действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в

них отводилась «Обычаям Парижа».

Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века,

формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо

обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские

обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к

попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции,

то по крайней мере на территории её больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках

получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное

значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера.

Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского

права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие

законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего

собранные в «Обычаях Парижа».

Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой

опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие

преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и

социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве

других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих

кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают

Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и

гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946

года.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую

роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие

конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют

либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных»

законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской

манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания

соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.

Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности

правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.

Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое

распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов

по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты

также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут

включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и

посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается

несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый,

таможенный и др.

Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни

играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная

практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых

случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и

обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются

пробелы в законодательстве.

б) Правовая система Германии.

Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867

году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом

довольно длительное время, до издания соответствующих обще германских

законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и

правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы

Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства

оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс

1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств,

вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал

Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов обще германских

законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё

происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних

германцев.

Определяющее значение в системе действующего законодательства Германии

имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются

взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также

определена система и структура органов власти.

В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю

земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей

компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д.

При толковании законов в Германии в отличие от многих других стран

большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке

соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются

постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством,

федеральными министрами или правительствами земель.

Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права.

Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального конституционного суда и

других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в

качестве источника права как при применении закона, так и в случае

обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.

Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе.

Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного

права и обладает в достаточной степени определённостью и

систематизированностью. Российская Федерация также принадлежит к романо-

германской правовой системе (хотя некоторые учёные выделяют славянскую

правовую систему и относят к ней и Россию)..

5.Мусульманское право.

Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день,

являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.

Мусульманское право как система образовалось еще в VII-X вв. в Арабском

Халифате. Основное содержание мусульманского права, вытекающие из ислама

правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за

невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется

только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане есть

основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями,

кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными

отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и

право мусульманских государств.

В 1869г. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана

Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана

до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично

сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.

«Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемы

уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на

основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло

роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений».

Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно

представляет собой одну из многих сторон религии ислама, которая

устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает

верующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так называемый путь

следования («Шар» или «Шариат») и составляет само мусульманское право, а

оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с

религией.

«В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных

к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и

высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-

мусульман;

4) Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,

которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким

суждениям предается законный, общественный характер.

Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением

мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения

Сфера мусульманского права, как идеологического фактора оказывается

значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных

предписаний.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал,

догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы

собственности, особенности права, философии, политического устройства,

этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же

на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от

государства еще в XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам и по сей

день является государственной религией. Ислам как система общественно-

религиозных взглядов соединяет в себе элементы: религиозный культ и свод

духовно-этических определений; система норм, регулирующих социально-

экономическую структуру общества; общие принципы государственного

устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным

законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и

аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что

регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и

этическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой,

так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей

Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы,

написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии

нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности в

ее основе лежат два главных принципа: совещательность (бурс, когда

правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов.

Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего

юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому

и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских

норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось

непременным условием легитимизма любой государственной власти.

Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах

правителя, но основным принципом выборов является принцип «достойных

представителей», то есть выборы это идеал «особенно одаренных». Только

«охлюль-хальваль-акад», или особая категория знатных в праве советовать

правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норам

шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они

выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений

правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность

схожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда в

США, в функции которых входит конституционный надзор.

Конституционные принципы в мусульманских государствах начали

складываться во время англо-французской колонизации, а именно в 1861 была

издана беем Туниса первая конституция.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих

странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него

отказались. Во многих государствах мусульманское право конституционно

считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но

особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды.

В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право

используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает

огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно

сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как

правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически

во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается

брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые

входят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, которое

отказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как от

единственного источника права. В качестве примера можно еще привести

Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже

здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные

стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается «англо-

американскому»праву.

6.Система обычного права.

Новое право молодых развивающихся государств в результате

особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским,

индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в

достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам

обычного права следует большинство населения африканского континента.

Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения

традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации.

За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников

отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность

неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не

сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права

народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что

правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении

конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения.

Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло,

восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта обычного африканского права сводится к тому, что оно

регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных

индивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двух

семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия

семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к

индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.