рефераты бесплатно

МЕНЮ


Партии в политической системе общества

большинство социал-демократических партий Европы идут на кардинальное

обновление своих программ, отказываясь, например, от ортодоксального

марксизма (Германия, Великобритания).

Новым явлением в политической системе многих стран стали "партии

избирателей" - межклассовые и даже межидеологические организации, целиком

повернутые к электорату. Примером такой партии может служить Союз

демократов за республику во Франции, преобразованный в 1976 г. в

Объединение в поддержку республики. "Партии избирателей" отказались от

защиты идей, отражающих интересы ограниченной части избирателей. Ставка

делается на отстаивание целей, способствующих консолидации различных

социальных сил. Например, фундаментом голлистской партии во Франции

являлась доктрина национального единства и гордости.

Все партии в той или иной степени имеют идеологическую окраску,

определенные идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в

осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Правящие партии консервативны, оппозиционные - более динамичны,

ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить

на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие,

как правило, в рамках закона; полулегальные, незарегистрированные, но и не

запрещенные; нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в

условиях конспирации и подполья. Среди последних - революционные или

радикально-националистические партии, поставившие своей целью

насильственное изменение существующего строя.

Вся деятельность оппозиционных партий подчинена главной задаче -

завоеванию власти. Поэтому основное внимание они уделяют политической

сфере. Чаще всего эти партии не отождествляют себя с существующим

политическим режимом, подвергают радикальной критике общество и его

политические структуры. Часто конкурируя друг с другом, они решительно

дистанцируются с правящей партией. Оппозиционные партии, в отличие от

правящей, имеют более идеологизированное мышление и образ действия,

ориентируются на определенную социальную базу, склонны к конфронтациям.

У правящих партий, в отличие от оппозиционных, высоки удельный вес,

значение парламентской деятельности и конкретной работы в составе

правительственных органов, иная иерархия приоритетов решаемых задач. На

первом плане стоят экономические и управленческие задачи. Политические

действия приобретают более прагматический характер, что может привести к

разрыву с предвыборной программой и т.д.

По своему отношению к социальной действительности партии, в

зависимости от того, намереваются ли они ее сохранить, частично изменить

или радикальным образом преобразовать, подразделяются на консервативные,

реформистские и революционные. Они могут иметь индивидуальное или

коллективное членство, исходя из формы приема: непосредственной или через

другие организации, например, через профсоюзы. В последнем случае человек,

вступая в профсоюз, одновременно становится и членом партии, поскольку

профсоюз является коллективным членом этой партии (пример тому -

лейбористская партия Великобритании).

В конкретной политической действительности партия может иметь

характерные черты различных типов политических организаций, например, быть

одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на

безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит

упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.

В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В

их числе:

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших

социальных групп (функция политической артикуляции);

б) активизация и интеграция больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих

принципов, элементов, структур и т.д.;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ

социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной

части (класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства,

профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.1

________________

1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева. 1996, стр. 346

Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей

жизнедеятельности общества, оказывающей значительное влияние на

функционирование его политической системы.

2.3. Правовое регулирование партийной деятельности

В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску

согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества,

должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных

стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих

черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной

деятельности.

В конституциях и законах закрепляются права и обязанности

политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам.

Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения

деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль

государства. Конституциями может запрещаться создание определенных

общественных объединений.

Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что "запрещается

создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых

направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и

нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности

государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной,

расовой, национальной и религиозной розни".

Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-

правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских

и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право

на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не

подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом

и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной

или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и

нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться

в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека,

которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите

прав человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о

гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской

конвенции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться законные

ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав

вооруженных сил, полиции и государственного управления.

Юридическим признаком политических партий является признание их одним

из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в

формировании органов государственной власти, местного самоуправления,

исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и

уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах

должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения

членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы,

источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности

партии.

Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и

правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами

права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими

нормами, но главным образом их деятельность регламентируется

конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со

времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме

возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после

регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус

юридического лица.

В России накануне и некоторое время после Октябрьской революции 1917

года существовало множество партий. Но после мятежа левых эсеров в июле

1918 года в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936,

1977 годов и принятые в соответствии с ними конституции союзных и

автономных республик закрепляли руководящую в государстве и обществе роль

Коммунистической партии. Хотя в действовавшем в то время законодательстве

отсутствовали прямые запреты на создание иных партий, они реально не могли

появиться в силу сложившейся политики административно-командной системы,

исходившей из целесообразности однопартийности.

Это объясняет и то обстоятельство, что за все время существования

Союза ССР так и не был принят специальный закон о политических партиях. В

30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и

союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных

объединениях, распространявшийся и на политические партии, процесс

формирования которых в то время отличался особой активностью.

С юридической точки прения хронологическим отсчетом перехода к

многопартийности в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда была

изменена редакция ст. 6 Конституции СССР, в которой уже не говорилось о

руководящей роли КПСС, хотя ее название в Основном Законе сохранялось. В

отличие от общесоюзной Конституции Основной Закон РФ, аналогичная статья

которого была изменена в июне 1990 года, не содержал названия партии, тем

самым поставив все их в равное положение.1

В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии,

профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения

через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в

других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении

государственными и общественными делами. Но становление многопартийности

прошло и драматический этап.

________________

1. Становление Российской многопартийности.// Социс, 8/1996 стр.36

В 1991 году Президентом РФ была приостановлена, а затем и прекращена

на территории России деятельность Коммунистической партии. К этому времени

впервые в отечественной истории был образован и начал действовать

Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот

процесс в Конституционном Суде без всякого преувеличения можно назвать

историческим. Он привлек внимание широкой общественности и в нашем

государстве, и за рубежом.

Правовая регламентация организации и деятельности политических партий

в Российской Федерации осуществляется Конституцией России и ее субъектов,

Федеральным законом 1995 года "Об общественных объединениях", избирательным

законодательством, иными нормативными актами. Принимается федеральный закон

о политических партиях, готовится закон о правовых гарантиях оппозиционной

деятельности в Российской Федерации. Обращает на себя внимание то

обстоятельство, что конституции ряда республик следуют основным положениям

Конституции Российской Федерации, механически не воспроизводят ее

запретительные формулировки в отношении общественных объединений, а

следовательно, и политических партий, предусматривая новые рациональные

положения.

Реализуя конституционное право на объединение, желая активно

участвовать в политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями

создавать политические движения. Политические движения отличаются от партий

тем, что они менее формализованы, могут не иметь разветвленных

управленческих структур и организационных звеньев местных отделений.

Граждане больше ориентируются на лидеров движения, на их популярность,

нежели на четкость программных установок.

В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях" дается

понятие общественного движения, применимое и к политическому движению.

Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не

имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее

социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые

участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом движения является съезд (конференция) или

общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган движения - это

выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему

собранию.

В случае государственной регистрации движения его постоянно

действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени

движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы

Многопартийность - необходимое состояние демократического общества,

поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть,

внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий.

Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы

(ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями

права выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть

многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность

или формальная "многопартийность" - одна из причин кризиса политической

системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является

источником застоя общества, его государственных и общественных структур.

Советский политолог И.Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия

может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по

мере ослабления механизмов тоталитарного контроля над обществом...

обнаруживается нелеги-тимность партаппаратных структур и невозможность

...осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти

других политических сил - партий, движений - и эволюция в сторону

многопартийной системы неизбежны".

Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около

100 политических группировок - в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 - в

Венгрии, более 100 - в Румынии. По некоторым данным, в странах СНГ

существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и

организаций местного значения.

Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими

трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем

демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и

авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким

противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся

друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной

структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.

Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о

наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении,

законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше

заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем

о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского

общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно

выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены

произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической

работой.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи

свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов

России Б.Чичерин.1 К позитивным сторонам многопартийности он относил:

- всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей

политической позиции, своих защитников и противников;

_________________

1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр. 263

- существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей

бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы

над конкурентами;

- выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых

людей;

При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя

продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.

Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следующем:

- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов

партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической

борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на

правительство только отрицательно;

- "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему

благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится

в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;

- в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники

различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого

портятся общественные нравы;

- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.