рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правоотношения

общественной связи в фактическое или общественное отношение с теми, с кем я

нахожусь в связи; общественная связь, таким образом, есть предпосылка

отношения; например, я получаю возможность устанавливать фактические или

общественные отношения с коллегами по работе благодаря тому, что оказываюсь

''связанным'' в определённую структуру – рабочий, производственный, научный

и какой-либо другой коллектив. Именно поэтому можно утверждать, что

общественная связь и возникающие на её основе фактическое или общественное

отношения – социальны.

Фактическое отношение – это следующая стадия развития

общественного отношения. Фактическое отношение, в отличие от зрелой стадии

социального отношения, могут отличать несколько признаков. Во-первых, для

того, чтобы возникло фактическое отношение, наличие двух сторон

необязательно, хотя, по-видимому, большая часть таких отношений

устанавливается между двумя конкурентными сторонами (например,

упоминавшиеся выше психологическое отношение, математическое, некоторые

моральные и др.). Во-вторых, содержание фактических отношений (поведение

сторон или их взаимодействие) отличается от содержания как общественной

связи, так и более зрелой формы социальных отношений – общественного

отношения. Если взять (сравнить) фактическое отношение с общественным, то

получается примерно следующая картина: а) форма фактического отношения, то

есть процедура, порядок разворачивания содержания (поведения,

взаимодействия сторон) всегда менее строгая, менее определённая (в смысле

чёткости, формализации поведения). В рамках фактического отношения вряд ли

можно ожидать господства таких ценностей, как предсказуемость результата

взаимодействия, поведения, определённость в поведении стороны (сторон),

гарантированность ожиданий взаимодействующих сторон, защита от

посягательств и др. Последнее в значительной степени определяется тем, что

стороны таких отношений, как правило, лишены возможности воспользоваться

подсказкой, то есть соотнести свои желания, поведение с нормативом (его

просто может не быть); б) социальный механизм такого отношения действует по

несколько иным правилам, нежели отношения общественного.

Вообще, социальный механизм отношения можно понимать как

способ, приём действования или взаимодействия сторон отношения. Существует

по меньшей мере два способа действования такого механизма. Первый, назовём

его методом опеки, состоит в том, что сторонам всегда стремятся указать,

подсказать или навязать тот или иной способ действования. Другими словами,

стремятся вести стороны по жизни, опекать их. Однако помимо заботы здесь

просматривается и стремление определять за людей, что им нужно, что им

следует делать, а чего им не нужно и чего делать не следует. В роли опекуна

чаще всего и успешнее выступает обычно государство, но с успехом эту роль

может играть и общество. Нужно подчеркнуть, что фактическое отношение –

неблагодарный ''ребёнок'', небезуспешно ускользающий от забот. Сказанное

следует понимать в том смысле, что фактическое отношение – не самая лучшая

форма для патронажа. Особенно это очевидно, когда в обществе утверждается

вторая модель функционирования социального механизма отношения. Последняя

имеет место тогда, когда отношение основывается на самостоятельном

усмотрении его сторон, автономном волеизъявлении и пр. Типичным примером

такого отношения является моральное. Как первая, так и, в особенности,

вторая модель социального механизма отношения нередко обеспечивают

индивидуальность, неповторимость, самобытность, яркость поведения в рамках

фактического отношения. В таких отношениях формируется личность, во всяком

случае без таких отношений она вряд ли возможна. Всё это, по вполне

понятным причинам, не всегда и не вполне устраивает общество, особенно

государство, пекущееся всегда о коллективных ценностях, которые не всегда

уживаются с подобными отношениями. В силу чего общество и государство

стремятся перевести фактическое отношение в ранг зрелого общественного.

Общественное отношение, если углубить проблему, - это

фактическое отношение, но с более строгой формой. Именно через упорядочение

содержания фактические отношения могут быть развиты в общественные.

Необходимо подчеркнуть, что развивают фактическое отношение в общественное

в конечном счёте сами стороны, субъекты таких отношений. Но общество и

государство всегда стремятся ''подчеркнуть'' их к этому в первую очередь за

счёт закрепления в нормативе порядка взаимодействия в рамках отношения и

способа достижения желаемого результата, то есть путём установления

определённой формы отношения.

Похоже, что наибольших успехов в деле развития фактических

отношений (и общественных связей) в общественные отношения государство

добивается на ниве юридических просторов. Именно этот вид отношений

является сегодня достаточно определённым образцом современного и зрелого

социального отношения, со всеми его основными атрибутами (хотя и здесь,

особенно в обществах с низким уровнем правового развития, правовые

отношения страдают патологией, в том смысле, что функционируют скорее как

фактические, а не общественные отношения).

Каковы же признаки зрелого общественного отношения? Хотелось бы

выделить следующие;

а) наличие двух конкретных сторон, на каждой из них может быть

несколько субъектов;

б) субъектный состав таких отношений не столь широк, как в

общественных связях или в фактических отношениях, нередко стороной

общественного отношения может стать только лицо, обладающее определёнными

признаками, в том числе занимающее определённую официальную позицию,

выполняющее социально значимые функции и др.; например, чтобы стать

субъектом юридического отношения, человек, как минимум, должен обладать

правом и дееспособностью;

в) общественное отношение представляет собой устоявшийся,

''затвердевший'', типичный образец взаимодействия; можно говорить об

определённом единообразии поведения в рамках определённого вида

общественных отношений. М. Вебер считал, что последнее объясняется отнюдь

не ориентацией людей на какую-либо считающуюся ''значимой'' норму и даже не

на обычай, а просто тем фактом, что данный тип социального поведения, по

существу, больше всего в среднем соответствует, по субъективным оценкам

индивидов, их естественным интересам и что на это они ориентируют своё

повседневное поведение[6]. С таким суждением вряд ли следует спорить, если

иметь в виду генетический аспект этой проблемы. Однако тот или иной тип

социального поведения, будучи вызван к жизни естественными интересами, не

может не нуждаться затем в закреплении его в нормативе. Хотя бы в интересах

удержать его на социальной арене взаимодействий доступной не только для

данного, но и для последующего поколений. Именно с этим обстоятельством

можно связывать следующий признак общественного отношения;

г) форма общественного отношения, которая оказывается для его

содержания отнюдь не просто ''крышкой'', но формирует его, упорядочивает,

то есть устанавливает определённый порядок развёртывания содержания

отношения (взаимодействия). И в этом смысле при характеристике

общественного отношения заметное место принадлежит по праву нормативу. Но

не потому, что он как бы исходно предписывает, навязывает или рекомендует

определённый образ действования в социальном пространстве (хотя практика

знает и такое). Но потому, что именно в нормативе складывается и

удерживается соответствующий интересам индивида (общества, государства) тип

взаимодействия, которое и приводит его к желаемым результатам.

Именно по форме можно различать и классифицировать различные

виды общественных отношений. Знакомство с формой отношения может усилить

убеждённость в том, что данный вид отношений находится на стадии

фактического или общественного социального отношения. Например, юридические

отношения, с точки зрения их формы, имеют ярко выраженную тенденцию к

такому порядку осуществления взаимодействия (его сторонами), при котором на

передний план выходят следующие ценности: предвидимость результата

взаимодействия, предсказуемость поведения сторон такого отношения,

равенство сторон во взаимодействии (в том смысле, что ни одна из них не

должна в одностороннем порядке определять (навязывать) поведение другой);

именно форма такого отношения обеспечивает возможность в последующем

доказывать нарушение одной стороной порядка взаимодействия и др.

Несколько отличны по форме моральные отношения. По общему

правилу порядок взаимодействия в таком отношении фиксируется в письменном

виде очень редко, не всегда предсказуем результат взаимодействия, главное

же состоит в том, что порядок взаимодействия здесь основан на добровольном

подчинении одной стороны своего поведения другой стороне такого отношения.

Политические отношения, даже на уровне общественных, являют

собой форму, весьма значительно отличающуюся от рассмотренных отношений. На

первый взгляд, политические отношения схожи с моральными, в том смысле, что

здесь часто нет равенства сторон: одна сторона определяет поведение другой.

Однако вторая сторона подчиняет своё поведение первой не добровольно, а в

силу положения в политической иерархии. Не отличает эту форму отношений

ясность, предсказуемость; напротив, политические отношения по своей форме

очень часто туманны, идеологичны, а то и откровенно демагогичны.

Итак, общественное отношение – это способ стабилизации и

универсализации ценных, значимых для людей, общества, государства моделей

(типов) взаимодействия, способных привести к предполагаемым результатам.

Признаком именно социальных (общественных) отношений можно считать и то,

что они устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или

противодействия) сторон. В общественном отношении люди, то есть его

стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться

желаемого, или того, в чём они заинтересованы, они могут, только опираться

на взаимное содействие. При этом нередко одна из сторон осознаёт себя в

качестве ''самости'', только ''вглядываясь'' в другую сторону как в себя

(видя себя в ней как в зеркале). Общественное отношение в самом себе

содержит возможность контроля за поведением сторон. В том смысле, что

каждая из сторон такого отношения контролирует поведение второй стороны и в

соответствии с этим корректирует своё поведение. Нередко в этом ей помогает

норматив, который содержит основной алгоритм поведения в рамках

общественного отношения, ведущий к достижению желаемой цели.

Можно попытаться, в постановочном плане, дать понятие

общественного отношения.

Общественное отношение является одной из форм (зрелой)

социальной активности, как минимум, двух сторон (лиц), оно устанавливается

живыми субъектами и интересах реализации актуальных для них интересов.

Реализация такого отношения основана на взаимном содействии и взаимном

контроле сторон за порядком взаимодействия; последний закрепляется

нормативом.

Выводы

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения,

которые постоянно возникают, меняются или прекращаются. Правоотношения —

это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых

выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей,

которые обеспечиваются государством.

Основные признаки правоотношения: а) они возникают на основании норм

права; б) характеризуются наличием сторон, которые имеют субъективные права

и юридические обязанности; в) является видом общественных отношений

физических или юридических лиц, организаций и обществ; г) осуществление

субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях

контролируется и обеспечивается государством.

Группировать правоотношения можно на таких основаниях: в зависимости

от количества субъектов (простые и сложные); за предметом правового

регулирования (административные, гражданские, земельные, уголовные,

финансовые, трудовые и др.); за действием во времени (долго- и

кратковременные); по методу правового регулирования (договорные и

руководящие); по содержанию поведения обязанной стороны (пассивные и

активные); в зависимости от функционального назначения (регулятивные и

охранительные).

Правоотношения имеют сложное строение и охватывают: субъекты; объекты;

содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений

являются юридические факты.

Субъектами правоотношения считают тех участников, которые являются

носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты

правоотношения можно разделить на: физических и юридических лиц;

государственные и общественные организации; разные общности (трудовой

коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и др.);

гражданское общество.

Субъекты правоотношения должны владеть правосубъектностью, т.е.

способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего

имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность — способность субъекта быть носителем субъективных

прав и юридических обязанностей.

Дееспособность — способность субъектов своими действиями приобретать и

самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические

обязанности. Ее разделяют на право- и деликтоспособность.

Правоспособность — способность субъекта правоотношения лично своими

действиями осуществлять и заключать гражданско-правовые соглашения.

Деликтоспособность — способность субъектов правоотношения нести

ответственность (юридическую) за совершенное правонарушение.

Физические лица как субъекты правоотношения могут быть гражданами

России, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Их также можно

разделить на частных лиц, должностных лиц и специальных субъектов.

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют личное

имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и личные

неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцами в общем,

арбитражном или третейском суде и нести юридическую ответственность за свои

действия.

Объекты правоотношения — те реальные социальные блага, которые

удовлетворяют интересы и потребности людей и по поводу которых между

субъектами возникают, меняются или прекращаются субъективные права и

юридические обязанности. Их разделяют на материальные, духовные блага,

действия субъектов правоотношения, результат их деятельности.

Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического и

юридического содержания.

Юридическое содержание — субъективные права и юридические обязанности

субъектов правоотношения, т.е. возможность определенных действий

уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных

субъектов.

Фактическое содержание — само поведение субъектов, их деятельность, в

которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Содержание субъективного права кроет в себе возможности: действовать в

соответствии со своим желанием; требовать определенных действий от

обязательной стороны: пользоваться социальным благом, которое закреплено

субъективным правом; обратиться к компетентному органу или должностному

лицу за защитой своего права,

Юридические обязанности — закрепленная нормами права мера

необходимого, наиболее умного и целесообразного поведения лица (субъекта),

направленная на удовлетворение интересов носителя субъективного права и

обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости;

осуществлять определенные действия; удерживаться от осуществления действий,

которые противоречат интересам других лиц; требовать осуществление или

неосуществление определенных действий от других лиц; нести юридическую

ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение предусмотренных

нормой права действий.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства,

предусмотренные гипотезой правовой нормы, которые вызывают возникновение,

изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от оснований

различают такие виды юридических фактов: по юридическим последствиям —

правотворческие, правоизменительные, правоотменительные; в зависимости от

формы их проявления — позитивные и негативные; по характеру действия —

одноразового или непрерывного действия (например, одноразового действия —

договор дарения; непрерывного действия — пребывания в браке). Некоторые

авторы выделяют прочные юридические факты, в частности процессуальные; по

волеизъявлению выделяют юридические действия, то есть такие жизненные

обстоятельства, которые характеризуют волевое поведение субъектов, внешнее

выражение их воли и сознательности. Разделяют также юридические события,

т.е. жизненные обстоятельства, которые возникают, развиваются и

прекращаются независимо от воли субъектов правоотношения.

Юридические действия, в свою очередь, разделяют на правомерные и

неправомерные. Правомерные юридические действия разделяют на юридические

акты — такое правомерное поведение, которое осуществляется с целью вызывать

юридические последствия (напр., постановление следователя о прекращении

уголовного дела, признание человека безвестно отсутствующим или умершим и

др.). А еще отделяют правомерные юридические поступки — такие действия,

которые не преследуют своей целью вызывать юридические последствия.

Неправомерные юридические действия — правовые аномалии,

злоупотребление правом, не являющимся правонарушением, и правонарушение. К

правонарушениям относят преступления и различные проступки.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные

бедствия, болезнь и другие события, с которыми норма права связывает

возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства,

которые предусматриваются нормами права, имеют большой теоретический и

практический смысл. Усвоив знания по теории правоотношения, юрист сможет

анализировать конкретные жизненные ситуации, правильно использовать

юридические нормы.

Список литературы

2. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.

3. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. — М., 1987.

4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М.,

1994.

6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М.,

1988.

7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.

8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.

9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. —

Л., 1987.

10. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний

Новгород, 1993.

14. Курилов Д.А. Общая теория государства государства и права:

предмет, структура, функции. - М., 1997.

15. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.

16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова,

А.В.Малько. — Москва, 1997.

20. Киноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

21. Гегель. Работы разных лет. М., 1973.

22. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1926.

23. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.

25. Братко А.Г. Правоохранительная система. М., 1991.

26. Мицкевич А. В. Правовые отношения в советском обществе // Общая

теория советского права. М., 1966.

27. КовачевД.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность

государственного органа // Правоведение. 1985.

28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

09.02.2002

В.В.Шатров.

-----------------------

[1] Р.О. Халфина, Общее учение о правоотношении, «Юридическая

литература», М., 1974, стр. 5.

[2] В ряде стран нижняя граница уголовной дееспособности является

высокой (16—17 лет), в других — низкой (8—9 лет).

[3] Гревцов Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л., 1981.

[4] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 3. М., 1957.

[5] Общественные отношения. Вопросы теории. М., 1981. С.15.

[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 635.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.