Правотворчество
большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают
действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта Федерации,
округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в
случае необходимости и постепенного введения их в действие.
Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5
ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон
вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по
округам.
Однако при установлении "слишком краткого срока" может возникнуть
опасение, что нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет
ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения
в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.
Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено
законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы
происходит в результате следующих обстоятельств:
-в результате истечения срока действия нормативно-правового акта, который
заранее указывается в самом акте;
-в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим
актом, изданным компетентным государственным органом;
-в результате замены действующего нормативного акта другим актом,
устанавливающим в данной области новые правила поведения;
В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во
времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под
обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те
случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления
его в силу.
По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не
имеют. На практике это означает, что в случае возникновения, скажем,
имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон,
который действовал во время возникновения спора или совершения
противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона
действует не только в России, но и в других странах. Исключением являются
только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают
смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее
устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в
гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в
законе.
?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ® ??????????®S
Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени
существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на
определенной территории. В соответствии с принципами государственного
суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты,
издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют
лишь на его территории. В пределах территории данного государства они
выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие
беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами,
действующими на той же государственной территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного
шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под
суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет
свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих
посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других
объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или
космосе.
По территориальному критерию все нормативно-правовые акты
подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию
государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие
которых распространяется за пределы территории страны.
На всю территорию государства распространяются, например,
конституционные и обыкновенные законы. ("Конституция Российской Федерации и
федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации" (ст. 4, ч. 2)).
Однако некоторые акты могут действовать и на строго определенной части
территории. Об этом оговаривается в самом нормативном акте.( В России
-законы, указы Президента или постановления Правительства,
касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, регионов,
пострадавших от чернобыльской аварии).
Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы
территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут
действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся
в актах других государств.
В современных условиях, когда широко развиваются экономические,
политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами,
особую значимость, приобретает применение норм международного права к
внутригосударственным отношениям.
Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает,
что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также
международные договоры России являются составной частью ее правовой
системы. В случае если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора (ст. 15 К РФ).
?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ?? ???©? ???
Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет
определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение
вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.
По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью
распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя
своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на
них определенные обязанности, государство должно принимать меры к тому,
чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных положений в отношении
граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за
пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О
гражданстве Российской Федерации" прямо предписывает всем государственным
органам России, дипломатическим представительствам и консульским
учреждениям содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена
возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными
законодательством государства их пребывания, международными договорами
Российской Федерации, международными обычаями.
Когда гражданин РФ имеет двойное гражданство, он пользуется не только
покровительством России, но и покровительством своего нового
государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство
допускается, согласно Конституции РФ(ч. 1 ст. 62), лишь в одном из двух
случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным
законом или же если это предусмотрено соответствующим международным
договором России. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на
то, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его
прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского
гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или
международном договоре (ч. 2 ст. 62)
Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран,
приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и
обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или
международным договором Российской Федерации".
Что же касается правового положения иностранцев, то в России,
например, по Закону о правовом положении иностранных граждан последние не
пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от
гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные
органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные
государственные должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать
их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие,
например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и
обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1,
Конституции).
Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают
дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных
госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В соответствии с
международным и национальным правом они не подлежат аресту и задержанию. На
них не распространяется уголовная, административная и в значительной части
гражданская юрисдикция государства пребывания. На официальные власти
страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по
отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и
насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других
лиц.
3. ???™??S???? ?S?????
3.1 ??????S ???™??S???? ?S?????
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у
законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных
знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и
формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической
теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой
определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил,
законов и подзаконных актов, их систематизации.
Законодательная техника традиционно рассматривается в контексте
правотворчества, как ее элемент. Это важнейшая составная часть (наряду с
правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой
систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и
структуре проектов нормативных актов.
А юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов
разработки, оформления и систематизации всех нормативных актов в контексте
источников права и правотворчества. Объектом юридической техники является
текст нормативного документа. Следовательно отличие юридической техники от
законодательной в том, что она представляет собой совокупность правил, а
законодательная - систему правил, упорядоченную структуру.
В субъективном смысле "техника" - юридическое искусство отделки правового
материала, в объективном - механизм права.
Нормативный акт - литературное произведение особого рода, имеющее свои
характернве черты и особенности, определяемые назначением права в
общественной жизни, - быть властным регулятором общественного отношения.
Правила законодательной техники разнообразны, но общая идея - создать
наилучшие условия и максимальные удобства для правильного толкования и
применения нормативного акта, достичь полноты, точности, доступности и
компактности правовых положений.
3.2 ??S™??®? ???™??S???? ?S?????
Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:
a) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические
приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах,
неопровержимых презумпциях и фикциях;
b) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях
закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способе изложения норм,
о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.;
c) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой
точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно
должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные
законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения.
Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно
делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента,
Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления — на пункты;
d) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов).
Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы
голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.;
e) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования,
порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная
сила закона и др.;
f) систематизации законодательства. В строгом смысле слова — это уже не
законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации
весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей
обработкой нормативного правового материала.
Юридическая терминология
Юридические термины (лат. -terminus - предел, граница) — это слова или
словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.
Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство,
весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.
1. Общеупотребительные термины— слова обычного литературного языка («жилое
помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни
юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных
слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию
доступными для понимания.
2. Специальные юридические термины — это термины, отражающие особенности
государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в
процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются:
«правоотношения», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др.
Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины
в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем
(«алименты», «иск», «договор», «правоспособность» и др.).
3. Специальные неюридические термины — это термины, составляющие
принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в
законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика»,
«эпизоотия» и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям
знаниий, принадлежностью которых они являются. Юридическая терминология
должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного
понятия; единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько
значений); краткости, ясности и простоты.
Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного
правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.
Юридическая конструкция "подбирается" с учетом тех или иных
общественных отношений. Для гражданского права типичны такие юридические
конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный
владелец» и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и
наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости,
освобождения от уголовной ответственности и т.д.
«Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным
отношениям, люди упорядочивают свою жизнь, удовлетворяют разнообразные
интересы, нормализуют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно
работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности
правовой системы.
Правовые символы — это закрепленные законодательством условные образы,
используемые для выражения определенного юридического содержания.
Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях
придания ему четкости, определенности. Символам как разновидности
искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко
представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают
абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими
пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное
восприятие.
Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых
систем. Используются юридические символы и в современных законодательных
системах.
В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем
самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например,
являются герб, флаг, гимн — как символы государства, вставание
присутствующих в суде судебного заседания при появлении состава суда как
символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у
введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом
России присяги — как символа служения народу и т.д.
В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения
собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей —
совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего
весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно
ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем
немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).
С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы
символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям,
терминологии.
Правовая презумпция — предположение (в сфере права либо только в связи
с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи
между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное
предшествующим опытом.
Существенным признаком презумпции является ее предположительный
характер. Презумпция — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако
степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между
предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных
жизненных процессов.
Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильным видеть в них
только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции
приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона;
презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности
обвиняемого и др. К средствам законодательной техники можно отнести только
неопровержимые презумпции. Так, в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной
ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления
Страницы: 1, 2, 3, 4
|