рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правотворчество

большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают

действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта Федерации,

округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в

случае необходимости и постепенного введения их в действие.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5

ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон

вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по

округам.

Однако при установлении "слишком краткого срока" может возникнуть

опасение, что нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет

ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения

в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено

законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы

происходит в результате следующих обстоятельств:

-в результате истечения срока действия нормативно-правового акта, который

заранее указывается в самом акте;

-в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим

актом, изданным компетентным государственным органом;

-в результате замены действующего нормативного акта другим актом,

устанавливающим в данной области новые правила поведения;

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во

времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под

обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те

случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления

его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не

имеют. На практике это означает, что в случае возникновения, скажем,

имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон,

который действовал во время возникновения спора или совершения

противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона

действует не только в России, но и в других странах. Исключением являются

только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают

смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее

устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в

гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в

законе.

?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ® ??????????®S

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени

существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на

определенной территории. В соответствии с принципами государственного

суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты,

издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют

лишь на его территории. В пределах территории данного государства они

выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие

беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами,

действующими на той же государственной территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного

шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под

суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет

свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих

посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других

объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или

космосе.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты

подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию

государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие

которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например,

конституционные и обыкновенные законы. ("Конституция Российской Федерации и

федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской

Федерации" (ст. 4, ч. 2)).

Однако некоторые акты могут действовать и на строго определенной части

территории. Об этом оговаривается в самом нормативном акте.( В России

-законы, указы Президента или постановления Правительства,

касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, регионов,

пострадавших от чернобыльской аварии).

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы

территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут

действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся

в актах других государств.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические,

политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами,

особую значимость, приобретает применение норм международного права к

внутригосударственным отношениям.

Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает,

что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также

международные договоры России являются составной частью ее правовой

системы. В случае если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются

правила международного договора (ст. 15 К РФ).

?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ?? ???©? ???

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет

определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение

вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью

распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя

своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на

них определенные обязанности, государство должно принимать меры к тому,

чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных положений в отношении

граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за

пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О

гражданстве Российской Федерации" прямо предписывает всем государственным

органам России, дипломатическим представительствам и консульским

учреждениям содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена

возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными

законодательством государства их пребывания, международными договорами

Российской Федерации, международными обычаями.

Когда гражданин РФ имеет двойное гражданство, он пользуется не только

покровительством России, но и покровительством своего нового

государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство

допускается, согласно Конституции РФ(ч. 1 ст. 62), лишь в одном из двух

случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным

законом или же если это предусмотрено соответствующим международным

договором России. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на

то, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его

прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского

гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или

международном договоре (ч. 2 ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран,

приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и

обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции

Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами

Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или

международным договором Российской Федерации".

Что же касается правового положения иностранцев, то в России,

например, по Закону о правовом положении иностранных граждан последние не

пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от

гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные

органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные

государственные должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать

их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие,

например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и

обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1,

Конституции).

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают

дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных

госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В соответствии с

международным и национальным правом они не подлежат аресту и задержанию. На

них не распространяется уголовная, административная и в значительной части

гражданская юрисдикция государства пребывания. На официальные власти

страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по

отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и

насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других

лиц.

3. ???™??S???? ?S?????

3.1 ??????S ???™??S???? ?S?????

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у

законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных

знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и

формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической

теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой

определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил,

законов и подзаконных актов, их систематизации.

Законодательная техника традиционно рассматривается в контексте

правотворчества, как ее элемент. Это важнейшая составная часть (наряду с

правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой

систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и

структуре проектов нормативных актов.

А юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов

разработки, оформления и систематизации всех нормативных актов в контексте

источников права и правотворчества. Объектом юридической техники является

текст нормативного документа. Следовательно отличие юридической техники от

законодательной в том, что она представляет собой совокупность правил, а

законодательная - систему правил, упорядоченную структуру.

В субъективном смысле "техника" - юридическое искусство отделки правового

материала, в объективном - механизм права.

Нормативный акт - литературное произведение особого рода, имеющее свои

характернве черты и особенности, определяемые назначением права в

общественной жизни, - быть властным регулятором общественного отношения.

Правила законодательной техники разнообразны, но общая идея - создать

наилучшие условия и максимальные удобства для правильного толкования и

применения нормативного акта, достичь полноты, точности, доступности и

компактности правовых положений.

3.2 ??S™??®? ???™??S???? ?S?????

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

a) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические

приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах,

неопровержимых презумпциях и фикциях;

b) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях

закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способе изложения норм,

о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.;

c) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой

точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно

должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные

законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения.

Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно

делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента,

Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления — на пункты;

d) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов).

Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы

голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.;

e) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования,

порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная

сила закона и др.;

f) систематизации законодательства. В строгом смысле слова — это уже не

законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации

весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей

обработкой нормативного правового материала.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. -terminus - предел, граница) — это слова или

словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство,

весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины— слова обычного литературного языка («жилое

помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни

юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных

слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию

доступными для понимания.

2. Специальные юридические термины — это термины, отражающие особенности

государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в

процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются:

«правоотношения», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др.

Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины

в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем

(«алименты», «иск», «договор», «правоспособность» и др.).

3. Специальные неюридические термины — это термины, составляющие

принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в

законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика»,

«эпизоотия» и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям

знаниий, принадлежностью которых они являются. Юридическая терминология

должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного

понятия; единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько

значений); краткости, ясности и простоты.

Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного

правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридическая конструкция "подбирается" с учетом тех или иных

общественных отношений. Для гражданского права типичны такие юридические

конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный

владелец» и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и

наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости,

освобождения от уголовной ответственности и т.д.

«Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным

отношениям, люди упорядочивают свою жизнь, удовлетворяют разнообразные

интересы, нормализуют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно

работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности

правовой системы.

Правовые символы — это закрепленные законодательством условные образы,

используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях

придания ему четкости, определенности. Символам как разновидности

искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко

представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают

абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими

пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное

восприятие.

Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых

систем. Используются юридические символы и в современных законодательных

системах.

В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем

самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например,

являются герб, флаг, гимн — как символы государства, вставание

присутствующих в суде судебного заседания при появлении состава суда как

символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у

введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом

России присяги — как символа служения народу и т.д.

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения

собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей —

совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего

весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно

ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем

немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы

символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям,

терминологии.

Правовая презумпция — предположение (в сфере права либо только в связи

с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи

между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное

предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является ее предположительный

характер. Презумпция — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако

степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между

предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных

жизненных процессов.

Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильным видеть в них

только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции

приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона;

презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности

обвиняемого и др. К средствам законодательной техники можно отнести только

неопровержимые презумпции. Так, в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной

ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.