рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое государство

Правовое государство

Министерство образования

Российской Федерации

Архангельский Государственный Технический Университет

Институт права

Кафедра конституционного права

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине

теория государства и права

на тему

«Понятие правового государства»

Выполнила:

студентка I-го курса 4-ой группы

Фомичева Юлия Михайловна

Проверила:

Ватлина Мария Викторовна

Архангельск, 2003

Содержание:

|Введение |3 стр. |

|1.|Возникновение и развитие учения о правовом государстве |5 стр. |

|2.|Понятие, признаки и пути формирования правового государства | |

| |2.1. Понятие правового государства |8 стр. |

| |2.2. Признаки правового государства |8 стр. |

| |а) разделение властей |9 стр. |

| |б) верховенство закона |12 стр. |

| |в) реальность прав и свобод гражданина |14 стр. |

| |г) защита прав и свобод человека |15 стр. |

| |д) верховенство конституции |15 стр. |

| |е) взаимная ответственность государства и личности |16 стр. |

| |ж) признание человека высшей ценностью государства |17 стр. |

| |2.3. Пути формирования и основы правового государства |18 стр. |

|3.|Соотношение государства и гражданского общества |20 стр. |

|4.|Правовое государство в современной России |24 стр. |

|Заключение |28 стр. |

|Список использованной литературы |29 стр. |

Введение.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий

интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране,

которая по Конституции является правовым государством. С практической точки

зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы,

методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при

создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое

государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось,

отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение

длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и

бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Следует также отметить что государство и право не только зависят друг

от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но

это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального

характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по

отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как

регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные

отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений.

Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных

лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает

юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с

ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к

вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому

обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам,

выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового

государства, его становление и развитие в России. Современная Российская

действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на

необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся

подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает

важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в

жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и

произволу правящих индивидов.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился

довольно поздно в первой четверти 19 века – в немецкой юридической

литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот

термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной

России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н.

Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)

пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное

функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и

справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон

обязателен как для граждан, так и для самого государства.1

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал

Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон

должен властвовать над всем…”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем

_________________________________________________________________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,

1999. – стр.319

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали

заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку

набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего

потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности

свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

Боден определял государство как правовое управление многими семействами и

тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции

правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.

Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах,

Т. Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких

правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность

жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего

естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и

равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности

необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать

все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что

запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое

могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у

Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой

государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,

Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории

правового государства, центральное место в котором занимает человек.

Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,

обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в

государстве, которое выступает как “объединение множества людей,

подчиненных правовым законам”.

Философская концепция правового государства по Канту оказала

значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и

практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового

государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь

на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и

правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что

правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также

подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое

отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах

Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.1

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр. 7

2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства.

2.1 . Понятие правового государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому

государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их

прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в

своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.3

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением

времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.

Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с

правом.4

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности

публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как

субъектами права.5

Правовое государство по Гегелю является живым организмом,

обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение,

стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим

политическим режимом.6

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая

социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления

им.3

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении

суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы,

подчинении государства обществу.

2.2. Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:

. Разделение властей;

_________________________________________________________________________

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,

1999. – стр.321.

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:

Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:

Юрайт-М, 2002. - стр. 148.

6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.

. Верховенство закона;

. Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

. Социальная и юридическая защищенность личности;

. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования

в системе государственных институтов, созданных на основе права;

. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание

антимонопольных механизмов;

. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого

являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов

государственной власти всех уровней;

. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и

принципам международного права (либо прямое действие международных

норм);

. Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством

решения тех или иных государственных проблем;

. Верховенство и прямое действие конституции;

. Единство прав и обязанностей граждан.

. Наличие развитого гражданского общества;

. Внешний и внутренний суверенитет государства;

. Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые

обязательно должны в нем присутствовать.5

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть

независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем

самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и

взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей

принято считать

_________________________________________________________________________

5* Якушев А.В., «Конспект лекций по теории государства и права», М – 02,

стр. 39.

французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи

высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим

уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот

принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или

социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти

требованиям права и их последовательного соблюдения.7 Такой государственно-

властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает

приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что

характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло

конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее

законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –

организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании

закона , принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной

власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта

объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства

принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного

вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При

этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась

в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.8

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и

предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно

и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на

_________________________________________________________________________

7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.426.

людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент

служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти

находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти

находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди

этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии,

органам безопасности, милиции.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.