Правовое государство
Правовое государство
Министерство образования
Российской Федерации
Архангельский Государственный Технический Университет
Институт права
Кафедра конституционного права
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
теория государства и права
на тему
«Понятие правового государства»
Выполнила:
студентка I-го курса 4-ой группы
Фомичева Юлия Михайловна
Проверила:
Ватлина Мария Викторовна
Архангельск, 2003
Содержание:
|Введение |3 стр. |
|1.|Возникновение и развитие учения о правовом государстве |5 стр. |
|2.|Понятие, признаки и пути формирования правового государства | |
| |2.1. Понятие правового государства |8 стр. |
| |2.2. Признаки правового государства |8 стр. |
| |а) разделение властей |9 стр. |
| |б) верховенство закона |12 стр. |
| |в) реальность прав и свобод гражданина |14 стр. |
| |г) защита прав и свобод человека |15 стр. |
| |д) верховенство конституции |15 стр. |
| |е) взаимная ответственность государства и личности |16 стр. |
| |ж) признание человека высшей ценностью государства |17 стр. |
| |2.3. Пути формирования и основы правового государства |18 стр. |
|3.|Соотношение государства и гражданского общества |20 стр. |
|4.|Правовое государство в современной России |24 стр. |
|Заключение |28 стр. |
|Список использованной литературы |29 стр. |
Введение.
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий
интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране,
которая по Конституции является правовым государством. С практической точки
зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы,
методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при
создании правового государства в России.
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое
государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось,
отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение
длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и
бесплодной политической и идеологической конфронтации.
Следует также отметить что государство и право не только зависят друг
от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но
это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к
определенному типу государства и не имеет общего фундаментального
характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по
отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как
регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные
отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений.
Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных
лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает
юридические предпосылки для его активности и эффективности.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с
ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к
вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому
обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам,
выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового
государства, его становление и развитие в России. Современная Российская
действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на
необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся
подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает
важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в
жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и
произволу правящих индивидов.
Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился
довольно поздно в первой четверти 19 века – в немецкой юридической
литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот
термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной
России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н.
Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители
античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)
пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное
функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и
справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон
обязателен как для граждан, так и для самого государства.1
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал
Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон
должен властвовать над всем…”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле
народа”, как о правовом общении и “общем
_________________________________________________________________________
1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:
история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5
2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,
1999. – стр.319
правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и
Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку
набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.
Боден определял государство как правовое управление многими семействами и
тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции
правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.
Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах,
Т. Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные
права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только
тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность
жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему
правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу
и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего
естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и
равенства.
Монтескье объяснял установление правовой государственности
необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать
все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что
запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое
могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у
Монтескье означает установление законности и безопасности.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой
государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,
Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории
правового государства, центральное место в котором занимает человек.
Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,
обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в
государстве, которое выступает как “объединение множества людей,
подчиненных правовым законам”.
Философская концепция правового государства по Канту оказала
значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и
практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового
государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь
на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и
правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что
правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также
подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое
отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах
Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.1
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________
1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:
история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр. 7
2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства.
2.1 . Понятие правового государства.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому
государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их
прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в
своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.3
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением
времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.
Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с
правом.4
Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности
публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как
субъектами права.5
Правовое государство по Гегелю является живым организмом,
обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение,
стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим
политическим режимом.6
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая
социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления
им.3
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении
суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы,
подчинении государства обществу.
2.2. Признаки правового государства.
Основными признаками правового государства являются:
. Разделение властей;
_________________________________________________________________________
2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,
1999. – стр.321.
3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:
Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.
4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:
Юрайт-М, 2002. - стр. 148.
6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.
. Верховенство закона;
. Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
. Социальная и юридическая защищенность личности;
. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования
в системе государственных институтов, созданных на основе права;
. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание
антимонопольных механизмов;
. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого
являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов
государственной власти всех уровней;
. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и
принципам международного права (либо прямое действие международных
норм);
. Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством
решения тех или иных государственных проблем;
. Верховенство и прямое действие конституции;
. Единство прав и обязанностей граждан.
. Наличие развитого гражданского общества;
. Внешний и внутренний суверенитет государства;
. Взаимная ответственность человека и государства;
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые
обязательно должны в нем присутствовать.5
а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть
независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем
самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и
взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей
принято считать
_________________________________________________________________________
5* Якушев А.В., «Конспект лекций по теории государства и права», М – 02,
стр. 39.
французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи
высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим
уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот
принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или
социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти
требованиям права и их последовательного соблюдения.7 Такой государственно-
властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает
приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что
характерно, например, для Англии.
Разделение властей – это показатель развитости права и государства.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло
конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее
законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –
организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании
закона , принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной
власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта
объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства
принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного
вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При
этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась
в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.8
Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и
предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно
и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на
_________________________________________________________________________
7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.
Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.
8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-
е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.426.
людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент
служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти
находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти
находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди
этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии,
органам безопасности, милиции.
Страницы: 1, 2, 3
|