рефераты бесплатно

МЕНЮ


Презумпция невиновности

области судопроизводства, исполнения уголовного наказания — это типичные

охранительные правоотношения по реализации юридической ответственности.

Следует отметить, что отраслевая и другие классификации

видов правоотношений не связаны с их внутренней структурой. Во всех

отраслях права различаются простые и сложные правоотношения, относительные

и абсолютные. Регулятивные и охранительные правоотношения также свойственны

различным отраслям права, они могут быть простыми и сложными, абсолютными

(в уголовном праве) или относительными ( в гражданско - правовом споре).

2.2.4 Субъекты права и участники правоотношений.

Понятие субъекта права. В правовых отношениях участвуют люди и

образуемые ими для своих частных и общественных целей организации;

государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные

объединения, религиозные организации. Для участия в правоотношениях люди и

организации должны обладать определенными качествами, признанными или

установленными законом для всех и каждого из будущих участников

правоотношения. Совокупность этих качеств образует понятие

правосубъектности лица либо организации.

Таким образом, субъектами права являются лица или организации

, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество )

правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных

правоотношениях с другими лицами и организациями.

Правосубъектность включает в себя правоспособность и

дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под

правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности,

предусмотренные законом, то есть конкретные позитивные права и обязанности

участников различных правоотношений. Под дееспособностью подразумевается

способность своими действиями приобретать права и налагать на себя

юридические обязанности. Это легальное определение гражданской

дееспособности важно для физических лиц. У юридических лиц, органов

государства и общественных организаций право- и дееспособность, как

правило, не разрываются, всегда присутствуют у правомочного юридического

лица.

Правовой статус — это признанная конституцией или законами

совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также

полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно

закрепляемых за теми или иными субъектами права.

Правовой статус гражданина, иностранца или лица без

гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, которую, как

записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все

государства. Он включает в себя основные, неотчуждаемые права человека, как

правило, закрепленные в конституции, а также частноправовую

правоспособность и дееспособность физического лица.

Виды субъектов права различаются для правоотношений в сфере

частного права и в сфере публичного права.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового,

земельного гражданского судопроизводства и т.д.) субъекты права

подразделяются на физических и юридических лиц.

К физическим лицам относятся все граждане, а также иностранцы и

лица без гражданства. Иными словами, это все люди за которыми признано

качество правоспособности и дееспособности.

Юридическими лицами являются все предприятия и их объединения, а

также учреждения и общественные объединения (в том числе религиозные)

независимо от формы собственности или иной формы имущественной

правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства и т.п.).Для

признания организации или учреждения юридическим лицом требуется его

регистрация и государственных органах.

Такая классификация субъектов в сфере частного права имеет

важное практическое значение. Ведь в правоотношениях частного

права имеет важное практическое значение. Ведь в правоотношениях

частного права не должно быть неравного положения субъектов-

подчинения одной стороны отношения другой стороне. На рынке —

классической сфере частного права — продавец и покупатель” подчинены”

одному экономическому закону стоимости. Если этот объективный закон

нарушается, то частное право и гражданский кодекс не действует, остаются

бессильными. Поэтому соблюдение равенства сторон — непременное условие

участия в частноправовых отношениях. Для такого соблюдения всех субъекты

частноправовых отношений должны иметь равные права и обязанности, участвуя

в этих отношениях. Поэтому законы о собственности, предпринимательстве, об

общественных объединениях не делают различий между государством, его

органами, предприятиями и учреждениями. Все они выступают как равноправные

юридические лица в имущественных, трудовых и иных частноправовых отношениях

и имеют равную защиту своих интересов.

Правосубъективность физических и юридических лиц выражается в их

правоспособности и дееспособности.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области

частноправовых отношений. Она возникает с момента рождения человека (а по

отношениям наследования учитываются и права еще не родившегося ребенка ) и

прекращается с его смертью (по отношениям наследства воля наследодателя

учитывается и защищается после его смерти). Все граждане России(как и

граждане в других государствах) имеют равную и полную (по объему)

правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения,

защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий,

квоты на въезд в страну, ограничения права занятия некоторых должностей —

капитанов судов, авиалайнеров и т.д.).

Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста,

когда подросток приобретает способность сознавать значение своих поступков

и руководить своими действиями. Полная дееспособность в России возникает с

восемнадцати лет ( в ряде других государств — с двадцати одного года ).

Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено с

более раннего возраста.

Малолетние дети признаются правоспособными и имеющими

право на жилье, наследство, личные вещи, но являются недееспособными. Их

интересы представляют и защищают законные представили — родители и опекуны.

Недееспособные (полностью или частично) также умалишенные, признанные

таковыми по решению суда.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило,

возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности.

Юридическими лицами признаются организации, которые обладают

обособленным имуществом (уставным и иными фондами), могут от своего имени

приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести

обязанности, выступать истцами и

отвечиками в суде (ст. 48 КГ). Подробно права организаций как юридических

лиц регулируются главой 4 ГК российской Федерации.

Правосубективность юридического лица в отличие от

правосубъектности лица физического является специальной. По своему

содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной

организации, предприятия или учреждения, определенным в уставе. Поскольку

цели и задачи организации, выступающих юридическими лицами, чрезвычайно

разнообразны, то для них не может и не должно быть равной

правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и

содержание у разных организаций существенно различаются.

В области публичного права органы государства выступают как

самостоятельные субъекты, обладающие полномочиями по осуществлению властных

функций законодательной, исполнительной

и судебной ветвей власти. Правовой статус государственного органа

очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия

(властные права и обязанности ) составляют его правовой статус. Выход

государственного органа за пределы своих полномочий , так же как и

неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным

действием.

Должностные лица органов управления, судьи и судебные исполнители

также наделяются законом определенным правом статусом в рамках своей

компетенции и обязаны действовать в его пределах.

В пределах решения и действия органов государства и должностных

лиц обязательны для всех других субъектов права, которые должны выполнять

предписание органа и должостного лица.

2.2.5 Правоотношения понятия.

Элементы и их содержание.

Правоотношение — это объективно возникающая в обществе в соответствии

с законами, даже до закона особая форма социального взаимодействия,

участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и

обязанностями и регулируют их в целях удовлетворения своих потребностей и

интересов в особом порядке, не запрещенном государством или

гарантированном и охраняемом, или в лице определенных органов.

Правоотношения определяют конкретное поведение, деятельность

сторон и вносит элемент порядка в общественную практику, формируя и

реализуя общественную волю.

Оно имеет социально-- экономическую основу и собственные

юридические свойства.

Их юридическая специфика в том, что:

во первых, участниками правоотношений могут быть только

субъекты права, т.е. лица обладающие правосубъектностью;

во вторых, основная масса правоотношений, предусматривающих

их юридических норм, не возникает.

в третьих, для правоотношений характерна специальная связь

сторон и форме взаимных прав и юридических обязанностей.

в четвертых, и основе возникновения правоотношений лежит

юридический факт (фактический состав).

в пятых, правоотношения возникающие на основе юридических

норм, гарантируются и сохраняются государством.

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и

юридические лица), объекты (материальные и не материальные блага)

содержание (материальное дозволенное поведение обязанного лица, юридические

субъективные права и юридические обязанности).

3.Конституционное право

3.1пределы вмешательства федеральных властей в право субъектов РФ.

Начавшаяся в 1993 году конституционно-правовая реформа изменила

формировавшуюся десятилетиями систему отечественного законодательства. Ее

темпы и масштаб были настолько велики, а вновь складывающиеся общественные

отношения столь нетипичны, что в их законодательное регулирование

конституционным путем были включены представительные органы, как Российской

Федерации, так и ее субъектов. Если по Конституции РСФСР 1978 года правом

принимать собственные законы обладали лишь автономные республики, то с 1993

года свое законодательство вправе стали иметь все субъекты РФ.

Данная практика вполне объяснима требованиями, выдвинутыми

принципиальными изменениями в экономике и общественном строе России, но в

ряде отраслей законодательства она не вполне оправдана, а где-то подчас и

недопустима вовсе.

Именно в данном контексте представляется мне нелогичное развитие

одного из институтов муниципального права - законодательства о

муниципальной службе. Наделав много шума, как для непосредственных

субъектов указанных правоотношений, так и вокруг них в общественном

сознании, во многих моментах так и не реализовавшись на практике,

законодательство о муниципальной службе уже сейчас нуждается в серьезном

изменении.

Федеральный закон от 8 января 1998 года "Об основах муниципальной

службы в Российской Федерации" в пункте 7 части 1 статьи 5 устанавливает

единство основных требований к муниципальной службе в качестве одного из

основных принципов муниципальной службы в Российской Федерации. В то же

время, установив ряд запретов и гарантий муниципальной службы, федеральный

закон состоит, в большинстве своем, из отсылочных норм, корреспондирующих к

законам субъектов Российской Федерации, уставам и иным нормативным правовым

актам органов местного самоуправления.

Таким образом, в законе заложено ключевое противоречие, имеющее крайне

негативные практические последствия.

Статья 2 указанного закона определяет муниципальную службу как

профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе, на

муниципальной должности, не являющейся выборной. Отношения, связанные с

прохождением муниципальной службы, подлежат регулированию законодательством

о труде с особенностями, установленными законодательством о муниципальной

службе.

На какую же муниципальную должность принимается работник при первом

поступлении на муниципальную службу и по какой проходит муниципальную

службу при дальнейших перемещениях.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской

Федерации» в статье 8 «Классификация муниципальных должностей муниципальной

службы» установил:

«Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в

соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы,

утверждаемым законом субъекта Российской Федерации».

Сравнительный анализ основных муниципальных должностей ряда городов

Урала, Сибири и Дальнего Востока показал, что все муниципальные должности,

также как и государственные должности подразделяются на пять групп:

1. высшие муниципальные должности;

1. главные муниципальные должности;

1. ведущие муниципальные должности;

1. старшие муниципальные должности;

1. младшие муниципальные должности.

Но распределение муниципальных должностей по группам в разных городах

проведено различно.

Так должность заместителя мэра в ряде городов отнесена к высшей группе

муниципальных должностей (Новосибирск, Барнаул, Благовещенск, Екатеринбург,

Кемерово, Курган, Хабаровск), а в ряде городов (Иркутск, Пермь, Тюмень,

Чита) к главной группе муниципальных должностей.

Должность начальника управления в Новосибирске, Кемерово является

высшей муниципальной должностью, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге,

Кургане, Хабаровске - главной, а в Иркутске, Перми, Тюмени, Чите - ведущей

муниципальной должностью.

Должность начальника отдела в Новосибирске отнесена к главной

муниципальной должности, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге,

Кемерово, Кургане, Хабаровске - к ведущей, в Иркутске, Перми, Тюмени, Чите

это старшая муниципальная должность.

Должность главного специалиста в Кургане отнесена к ведущей

муниципальной должности, в Новосибирске, Барнауле, Благовещенске,

Екатеринбурге, Кемерово, Тюмени, Хабаровске - к старшей, в Иркутске, Перми,

Чите к младшей муниципальной должности.

Анализируя характер деятельности в органах местного самоуправления,

можно все должности разделить на пять групп:

1. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с

деятельностью учетно-статистического, делопроизводственного и иного

вспомогательного характера;

1. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с

деятельностью преимущественно информационно-аналитического характера;

1. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в

непосредственной организации работы муниципальных служащих первых двух

групп, а также предусматривает разработку нормативно-правовых актов и

деятельность информационно-аналитического характера;

1. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в

опосредованной организации работы муниципальных служащих первых двух

групп через непосредственное руководство деятельностью муниципальных

служащих третьей группы, а также предусматривает разработку нормативно-

правовых актов и деятельность информационно-аналитического характера;

1. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в принятии

административных решений.

Таким образом, не смотря на функциональное единство муниципальной

службы, именно оно и не принимается за основу в классификации должностей.

На практике, в различных муниципальных образованиях, за принцип берется

особенности внутрииерархической организации аппарата. Помимо недоумения о

том, каким образом специалист, участвующий в решении сложнейших проблем (к

примеру, специалист юридической службы) может занимать младшую

муниципальную должность являясь главным специалистом, возникают чисто

практические трудности при перемещениях таких специалистов из аппарата

администрации города или района одного субъекта Федерации в органы

государственной власти другого субъекта РФ. Ведь соотношение муниципальных

и государственных должностей устанавливается также законом субъекта, а не

федеральным законом. В итоге несогласованность законодательства субъектов

Федерации может сказаться на правах граждан, к примеру, в сфере социального

обеспечения (см. статью 18 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" о

пенсионном обеспечении).

Другое противоречие заложено в законодательном определении

квалификационных требований по муниципальным должностям муниципальной

службы.

В статье 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации" закреплен один из принципов муниципальной службы в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.