Шпоры по ТГИП
структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.
Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные
методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих
обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.
Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х
явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической
детерминации политики проявляется в отношениях собственности и
производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в
отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной
обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика
является результатом общественного развития. в) Критерий социального
интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с
определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности
этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х
организаций.
Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х
явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -
отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической
системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых
условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая
система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в
системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и
антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)
характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего
политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм
её осуществления - политическая система. Политическая власть - система
волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами
социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.
Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,
общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,
лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой
информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,
реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической
системы: Собственно политические организации - это те организации, которые
прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и
политические партии. Не собственно политические организации - они также
осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из
деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система
общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые
существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):
1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.
Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в
частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,
взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая
психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила
поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком
смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,
не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и
нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский
кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и
общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в
политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.
коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные
объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.
отдельные граждане.
20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,
функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”
и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает
весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в
осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть
осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо
недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная
напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для
стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая
ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по
одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром
реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)
Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,
который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у
этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-
демократический вариант политического режима скандинавского образа. В
политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,
демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы
и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —
это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего
бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному
расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально
ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому
режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких
народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность
экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь
прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и
движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу
программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо
реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-
патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их
социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и
военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в
случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами
(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное
устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих
национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не
исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.
Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных
вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут
время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-
ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет
на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-
ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в
сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали
еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная
защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в
практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры
прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,
как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то
же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,
постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые
положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в
условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не
противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой
заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее
время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в
либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны
сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев
демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –
система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,
не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и
нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский
кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и
общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в
политической жизни общества.
21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные
подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов
полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или
социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-
экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.
2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации
выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения
противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская,
Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой
типологизации является политическая культура (однородная или разнородная),
автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная,
социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления
обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где
основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе,
авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том
числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых,
широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций —
деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы
взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом
общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное
подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами
со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного
лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и
общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется
контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет
автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то
имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не
ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан,
то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и
тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один
человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и
тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или
группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и
т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем,
значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же
тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной
степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в
современном мире
22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,
установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной
силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет
гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития
и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными
нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности
исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать
нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее
положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права,
исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать
понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает
множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились
составить собственное представление о праве как общественном явлении.
Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения
этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том
утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом,
в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к
позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права
исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые
права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на
личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись
такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа
права исходила из понимания права как выражения духа народа, который
складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного
деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен
был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.
Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под
воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под
воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их
посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который
защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо
уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают
попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская
теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые
нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по
сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:
1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами
в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы
возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими
социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в
необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых
норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других
социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.
4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право
выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,
который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего
общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно
устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу
и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И
происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной,
первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само
существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,
устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение
и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение
справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На
этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче,
сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную
сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает
организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных
связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это
значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут
действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном
плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как
меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,
общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право
не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная
свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,
жизни, зло — нарушением этой нормы.
23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких
предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При
первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были
обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные
для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|