рефераты бесплатно

МЕНЮ


Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))

особенно при отрыве щепы наклоном топора от себя. С этой целью будет

недостаточно прибить доску к торцу бревна — она оторвется. Лучший способ —

заклинить конец бревна в прорези какого-либо чурака, для чего на конце

бревна снимаются лыски (плоскости) с двух сторон.

Тесать бревно лучше от его вершины к комлю, в этом случае будет меньше

задиров древесины, хотя в некоторых местах (сучки, свилеватость) приходится

подтесывать и в обратном направлении.

2.9 Резчицкий и специальный инструмент

У мастера, занимающегося геометрической резьбой прежде всего должен

быть хорошо отточенный нож-косяк. Это его основной инструмент. Их может

быть несколько штук, но все они скорее всего будут однотипными. Отличия

могут быть только в углах заточки.

Хорошо иметь удобный нож, один с тупым (60-70 градусов) углом заточки,

а другой с острым (примерно под 35-45 градусов). Это позволяет выполнять

самые разнообразные элементы геометрической резьбы. Всего пары-тройки ножей

может быть вполне достаточно, чтобы профессионально изготавливать изделия с

геометрической резьбой.

Для других видов резьбы могут понадобится стамески, как полукруглые,

так и плоские.

2.10 Инструмент для токарных работ

Для токарных работ также достаточно небольшое количество инструментов,

но они должны быть хорошо заточены, иначе, древесина будет трудно

обрабатываться. Время от времени инструмент подтачивают.

Для токарных работ применяют инструмент следующих типов:

— стамески полукруглые, стамески прямые, стамески-ножи, крючки.

Этот инструмент представляет собой длинную (для большей надёжности)

обычно деревянную ручку, в которую вбит длинный металлический прут, на

конце которого имеется крючок, которым и выбирают внутри заготовок.

2.11 Прочий инструмент

2.11.1 Разметочный и измерительный инструмент:

Иметь хорошо наточенный инструмент — обязательное требование. Для

первоначальной заточки инструмента требуется механическое точило или точило

с электроприводом. Для удаления получившихся заусениц используют бруски с

более мелким зерном. Бруски при заточке должны увлажняться. Правка и

доводка инструмента производится на оселках, изготовленных из твердых пород

камня. При правке следует часто поворачивать инструмент. Подбор профилей и

форм оселков должен соответствовать профилям резцов и стамесок.

Окончательная правка — на гладком ремне.

Степень остроты инструмента проверяют надрезая твёрдую древесину вдоль

волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий, без замятин след. При

недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням

резьбы. Степень заточки определяют, легко проводя подушечкой большого

пальца поперек жала лезвия, ощущая незаметные на глаз заусеницы.

Вот некоторый необходимый разметочный и измерительный инструмент:

- циркуль, готовальня

- штангенциркуль

- метчики

- чертилка

- карандаш

- линейка

- рулетка и др.

3 Обработка древесины

3.1 Физические и механические свойства древесины

Цвет; важной декоративной особенностью и диагностическим признаком

древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей

присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния

воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла

отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и

т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под

влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины

повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск

зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера

освещения.

Текстура; не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность

древесины. Текстура — естественный рисунок на радиальном и тангенциальном

срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец

и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины —

рассеянно- или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных

лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру

и форме.

Запах; почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный

запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных

веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных

пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху

порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он

служит дополнительным признаком для определения породы дерева.

Влажность; от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине

различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде

тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные

пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от

пористости древесины и её наполненности, насыщенности водой. Чем древесина

плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор

больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до

120, а мягких — от 200 до 250 процентов.

Гигроскопичность; гигроскопичностью древесины называется ее свойство

поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы

дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением

температуры влагопоглощение понижается, а повышением влажности воздуха

увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и

прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий.

Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими

составами.

Усушка и разбухание; усушка вызывает уменьшение в древесине содержания

связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных

и объемных размеров, и наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше

точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она

разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее

свойство как хрупкость и ломкость древесины.

Твёрдость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика.

Твердость древесины— способность сопротивляться проникновению в данный

материал постороннего тела, в данном случае — резца. Большие колебания в

прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной

породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность

древесины оказывает влажность. Влажная древесина — мягче, лучше

обрабатывается. У лиственных пород увеличение влажности от центра к

периферии незначительное в нижней части ствола. У хвойных пород оно более

существенно, особенно у сосны (по некоторым данным влажность ядра сосны

меньше, чем заболони в три раза). Минимальная влажность древесины растущего

дерева бывает зимой, а максимальная ранней весной. В июне и августе

влажность дерева также уменьшается, а к поздней осени возрастает. Заготовку

древесины, кроме осины, выгоднее делать в период, когда она меньше

обременена соком, чтобы сократить последующий цикл сушки, уменьшить

растрескивание и коробление пиломатериалов. Хотя для резчика по дереву это

утверждение не бесспорно.

Упругость и пластичность; упругость — способность возвращаться к

первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее

внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов.

Пластичность — способность материала сохранять ту или иную приданную ему

форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины

3.1 Сушка древесины

Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16%

влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается.

Сушка древесины является очень важной технологической частью всего

процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому

что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и

как будет обрабатываться.

Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин.

Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться

достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено

растрескиванию и рассыханию.

Сушка может производиться несколькими способами, о чём будет рассказано

ниже.

Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и

доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя

и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до

нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой.

Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться

плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить

до воздушного состояния (12 — 18 % влажности).

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них

кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски

коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со

стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают

совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания,

торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры

древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы

и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой

масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не

только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную

выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони,

самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом,

древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины

влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или

олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная

древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно

шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её

растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения

в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов,

выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы,

осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в

домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают

доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на

литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов,

затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ

сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные

детали токарь тут же зарывает в стружки. Сырые токарные детали токарь тут

же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные.

Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или

скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет

изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном

перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда

нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы

внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура,

они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной

воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях.

В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и

топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую

влажность (8-12 %) и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх

суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например,

сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере

твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление

трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и

быстрые способы сушки древесины.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах

высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами

помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного

генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее,

чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.

Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины —

сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно

втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол.

В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то

одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы

заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий

строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы,

сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное

русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и

пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они

растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений

бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно

встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины

на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое

бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы

внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал

топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния

от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте

зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна

оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки

более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе,

плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы

Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к

сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины,

благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если

бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник).

Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что

его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к

перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник

сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина.

Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному

"четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при

усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-

резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали

липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через

сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости

избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое

решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании

она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины.

Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной

яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на

короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони

светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра

более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом.

Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа

растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную

древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После

удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не

образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще

всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы

не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые

скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по

размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и

растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв,

образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном

достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из

клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более

выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление

трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.