рефераты бесплатно

МЕНЮ


Техника и технология

и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям.

Сама по себе она нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому

ее следует направлять. Направленность техники не может быть выведена из

самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техникой.

Техника господствует только над механизмами, над безжизненным,

универсальным.

Во власти техники всегда лишь механически постигаемое. Она преобразует

свой предмет в механизм, а тем самым в аппарат и машину. Техника ограничена

тем, что она заключена в сфере безжизненного. Воздействовать на живое может

лишь в том случае, если она оперирует им как чем-то, превратившимся в

неживое.

Техника всегда связана с ресурсами и видами энергии, которые ограничены.

Техника нуждается в ресурсах и в энергии, которыми она оперирует.

Поскольку то и другое дано человеку в ограниченном количестве, техника

использует то, что восстановить она уже не может.

Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом.

Люди должны хотеть служить технике. То, чего человек требует в силу

самой своей природы, становится решающим, когда достигается граница, за

пределами которой он отказывается жить или, рискуя жизнью, восстает. Тогда

либо нарушается действие технического механизма, либо сам механизм

разрушается.

Может быть, техника ограничена в своих открытиях возможной целью и ее

характер определен ее концом.

Время от времени делаются новые открытия, которые, в свою очередь,

ведут к дальнейшим открытиям, о возможности которых раньше и не подозревали

и для которых прежние открытия служили предпосылками. К подобным открытиям

нового типа относится дизельный двигатель, а в наши дни – атомная энергия.

Граница этого продвижения окажется достигнутой, вероятно, тогда, когда все

доступное человеку будет открыто.

1.6 Социальные функции техники

Существование любого технического объекта связано с его функцией, то

есть свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние

свойства технического объекта или его функция обусловлены, с одной стороны,

внутренними свойствами технического объекта как материального образования;

с другой стороны, технические объекты входят в систему производительных сил

общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты

выполняют прямую социальную функцию.

Прямая функция техники – опосредованное техникой взаимодействие

человека и природы. Обратная функция техники – воздействие технических

образований, всей системы техники на человека и общество. Таким образом,

прямая и обратная функции – это стороны взаимодействия в совокупности всех

связей системы: человек – техника – природа.

Основаниями выделения функции техники являются:

Природные основания, являющиеся основой существования искусственных

материальных образований.

Свойства человека как биологического существа, которые выступают

материальной основой взаимодействия человека и природы.

Система личности как совокупность свойств, раскрывающая меру человека.

Система общества как определенная организация деятельности в обществе.

Система функций техники образуется в результате наложения данных

четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как

совокупного средства любой человеческой деятельности. Система обратной

функции в принципе соответствует системе прямой функции, но проявление

обратной функции носит не прямолинейный характер (поэлементное

соответствие), а так называемый «матричный». Это означает, что функция

социализации и организационная функция техники как аспекты обратного

воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей

системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими

факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой,

техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и

природы. Воздействие техники на отдельного индивида – это непосредственное

физическое воздействие, приобщение его к опыту человечества как в аспекте

знания природных процессов и их использования, так и овладения социальными

деятельностями, смоделированными в технических образованиях.

1.7 Природа и техника

Главное в технической деятельности – это производить. Цель, а вместе с

ней и техническая аппаратура являются для сознания первостепенными:

напротив, то, что дано природой, отступает во мрак. Природа, которую видит

перед собой человек в своей технической деятельности, - это то механическое

и познанное исследованием невидимое (например, электричество), которым

можно оперировать в неизменных рамках механической среды.

Тот, кто не постиг этого знания и ограничивается только его

практическим применением, включая электричество, разъезжая в электрических

поездах, совершает примитивные действия без малейшего представления о том,

что, в сущности, происходит. То есть люди могут, не вступая в какое-либо

отношение с природой, обслуживать непонятную им технику, тогда как в

прежние времена для управления техникой необходимы были сноровка, умение и

физическая ловкость.

Современная техника требует надлежащей близости к природе. Ряд

технических аппаратов – от пишущей машинки до автомобиля – требует особой

физической ловкости. Но это почти всегда односторонняя и ограниченная в

своем применении ловкость и физическая выносливость, а не результат

физической тренировки. Для того чтобы пользоваться технической аппаратурой,

необходимо знание.

Техника может либо полностью отдалить человека от природы, оттеснив ее

бессмысленным использованием технических достижений, либо приблизить его к

познанной природе невидимого. Техника открывает перед человеком новый мир и

новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к

природе.

Красота технических изделий. Транспортные средства, машины, технические

изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм.

Техника дает огромное расширение реального видения. Благодаря ей в малом и

великом становится зримым то, что скрыто от непосредственного восприятия

человека. Микроскоп и телескоп не существуют в природе, но они открывают

совершенно новый мир природы.

Складывается новое мироощущение. Пространственное ощущение человека с

появлением современных средств связи и сообщений расширилось до предела

всей планеты.

В техническом мире для человека существуют новые возможности,

специфическое удовольствие от достижений техники, расширение благодаря

технике знаний о мире. Новая близость к природе требует от человека, помимо

умения и способности, силы своего созерцания создавать в этой чуждой

природе сфере из целого, которого непосредственно нет, некое безусловное

присутствие.

1.8 Тенденции развития современной техники

Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее

прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком.

Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на

объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять

управленческие функции.

Развитие функций техники – это развитие функций человека, их усиление,

усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых

нет у человека, то это будет уже не техника.

Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить

два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый – это

автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации

производства связывают самые различные явления от автоматического станка до

автоматизированного производства.

Автоматизированное производство существует пока скорее гипотетически,

и каким должно быть автоматическое производство – это вторая и наиболее

сложная сторона развития современной техники.

Основные закономерности развития техники детерминируются основными

отношениями техники в системе социальной материи и выражаются

обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и

влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом,

функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно

свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:

тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек-природа;

усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники;

качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое

выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

II. Технология и ее связь с техникой

2.1 Определения технологии

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской

Энциклопедии: «Технология … совокупность приемов и способов получения,

обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий,

осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. …

научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции

добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной

составной частью производственного процесса … описание производственных

процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила,

требования, карты, графики и др. …»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы

политехнического словаря: «Технология … совокупность методов обработки,

изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или

полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой

продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты

соответствующими орудиями производства».

Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о

различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология

понимается довольно широко и делится на объективную (действующую,

функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную

(научную).

В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до

момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е.

до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона

технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная

сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду

«совокупность методов … изготовления … продукции», «способы воздействия на

сырье … соответствующими орудиями производства» или совокупность процессов

и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но

вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает

конкретных орудий труда или человека.

Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий

научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в

конечном итоге, к метафизике, техницизму.

При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и

средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по

своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и

субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую

сторону.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и

субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической

технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.

2.2 Эволюция понятий «технология» и «техника»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в

1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный

термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической

технологии И.А.Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое

показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого

тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821

г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и

учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он

утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его

заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой.

Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением

в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло»

заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии

«технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и

«принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника»

не установлено. Например, в работе П.К.Энгельмейера появление данного

термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под

ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо

иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе

происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину,

отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного

понятия – явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по

существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить

особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение

объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая –

диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и

содержания. Из этого можно сделать вывод:

при определении направлений развития общественного производства и экономики

в целом отрывать технику от технологии нельзя;

для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных

производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть

ее противоположности и установить связь между ними;

субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя

и разноплановая система;

содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом

остается технология.

Периоды развития понятий «техника» и «технология»

Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и

«технология».

(начало XIX в. – третья четверть XIX в.)

Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его

закрепление в химии и химических производствах.

(третья четверть XIX в. – конец XIX в.)

Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности

навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

(конец XIX в. – первая четверть XX в.)

Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в

отдельных сферах человеческой деятельности.

(вторая четверть XX в.)

Возрождение термина «технология», его распространение. Технология

дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали

обозначать в основном материальные носители труда.

(третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при

дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная,

контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической

технологии: «…наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования

форм существования материи…».

(последняя четверть XX в.)

Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее

теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне

самостоятельным.

2.3 Виды технологии

На всех иерархических уровнях организации технология делится на

практическую (объективную), научную и теоретическую (субъективные). С

практической технологией непосредственно связана научная, а с научной –

теоретическая.

Практическая технология

Практическая технология – это отработанная опытом совокупность

процессов и операций по созданию определенного вида потребительной

стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и

т.д.

Задачи действующей технологии меняются от условий ее функционирования.

К основным задачам в области материального производства относят: изыскание

и реализацию средств интенсификации технологических процессов; контроль

технолог средств производства, изменение условий производства; подготовку

производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.

Характерными признаками объективной, действующей технологии являются:

динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая

последовательность действий, операций, движений).

Динамизм технологии

Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов,

движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде

условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью – с помощью

современных технических средств (телевидения либо словесного описания). Это

могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно),

физиологические (как сделать прическу), управленческие или инструктивные

(как обработать информацию и принять решение), а также творческие (как

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.