рефераты бесплатно

МЕНЮ


Закрытие трещин и его влияние на циклическую трещиностойкость

происходит закрытие трещины, зависит от ряда факторов, в том числе от

структуры сплава и эксплуатационных условий, включая асимметрию цикла.

Связь закрытия трещины с асимметрией цикла. Влияние асимметрии

цикла на проявление закрытия трещины исследовано весьма широко. Повышение

коэффициента асимметрии в сторону положительных значений вызывает снижение

закрытие трещины и увеличение скорости роста усталостной трещины. По мере

снижения размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic]и скорости рост

усталостной трещины чувствительность закрытия к асимметрии цикла напряжений

усиливается до максимального уровня на пороге усталости. Ослабление роли

закрытия трещины по мере роста коэффициента асимметрии объяснят тем, что

повышении коэффициента асимметрии происходит сближение значений

минимального коэффициента интенсивности напряжения Kmin и коэффициента

интенсивности напряжения, характеризующего момент открытия трещины Kор.

Поэтому при более высоких коэффициентах асимметрии уменьшается размах

коэффициента интенсивности напряжения, соответствующий закрытой трещине

[pic]= Kop - Kmin и, следовательно, возрастает эффективный размах [pic]

(рис. 8, а). Такие соображения приводят к зависимостям пороговых

характеристик ( рис. 8, б), и хорошо согласуются с результатами опытов.

[pic]

Рис. 8. Параметры цикла нагружения (а) и зависимости пороговых размаха

коэффициента интенсивности напряжения (б).

Частота нагружения. На воздухе частотные зависимости пороговой

интенсивности напряжений различных материалов неоднозначны. Если в

титановом сплаве Ti-6Al-6V-2Sn повышение частоты цикла снижает пороговый

размах коэффициента интенсивности напряжения[pic], то в алюминиевом сплаве

эффект обратный. При этом линейная зависимость параметра[pic]от частоты

сохраняется для всех исследуемых форм циклов напряжений. Увеличение частоты

нагружения значительно интенсифицирует автокаталитическое

окисидообразавание на поверхности разрушения, о чем свидетельствует и

различный характер зависимостей скорости роста усталостной трещины при

постоянном размахе коэффициента интенсивности напряжения [pic]от ее длины,

а также вид поверхностей разрушения.

Влияние повышенной температуры испытаний. Данные о влиянии температуры

испытаний на кинематику роста усталостной трещины в припороговой области

весьма противоречивы. Например, сопротивление припороговому росту

усталостной трещины нержавеющей стали повышается с увеличением температуры

от 290 до 970К при испытаниях на воздухе, однако остается постоянным в

вакууме и гелии. Для корпусных перлитных сталей зависимость порогового

размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic]от температуры испытаний

немонотонна - снижение порогового размаха коэффициента интенсивности

напряжения при повышении температуры до 420-470К сменяется его ростом при

более высоких температурах. Характерной особенностью роста усталостной

трещины при повышенных температурах является независимость порогового

размаха коэффициента интенсивности напряжения от температуры испытаний в

условиях нагружения с высокой асимметрией цикла напряжений.

Для понимания причины, определяющих особенности припороговой кинетики

роста усталостной трещины в конструкционных сталях при повышенных

температурах, весьма полезным оказалось привлечение концепции закрытия

трещины, в частности анализ развития ЗТШ и ЗТО при повышенных

температурах. Установлено, что с ростом температуры вследствие усиления

поперечного скольжения снижается шероховатость поверхности разрушения, что

ослабляет ЗТШ, обеспечивая снижение нормального порогового размаха

коэффициента интенсивности напряжения [pic].

Оценка масштабного фактора с учетом закрытия трещины. Вопрос о

влиянии масштабного фактора, т.е. размера образца, на характеристики

циклической трещиностойкости - один из важнейших в механике усталостного

разрушения, так как он касается адекватности результатов испытаний

лабораторных образцов и натуральных изделий при прогнозировании

работоспособности последних. Единого мнения относительно влияния трещины

используемых образцов на сопротивление сталей припороговому росту

усталостной трещины нет. Зафиксировано снижение, повышение и постоянство

пороговых размахов коэффициента интенсивности напряжения [pic] различных

сталей при увеличении толщины образцов. Столь противоречивые данные

объясняются с позиций концепции закрытия трещины на основе рассмотрения

влияния напряженно-деформационного состояния на реализацию того или иного

механизма закрытия трещины. Установлено, что даже в условиях припорогового

роста усталостной трещины вдоль фронта трещины существуют различия в

напряженно-деформационном состоянии материала, в связи с чем изменяются

условия проявления закрытия трещины.

ЗТП локализуется в областях излома, прилегающих к боковым граням

образца, где преобладает полосконапряженное состояние. Поэтому в тонких

образцах, в которых даже припороговый рост усталостной трещины происходит в

условиях, близких к плосконапряженному состоянию, доминирующим будет ЗТП,

обеспечивающее высокое значение порогового размаха коэффициента

интенсивности напряжения [pic] из-за развитых губ утяжки. Рост толщины

образцов снижает вклад губ утяжки в закрытие трещины, что увеличивает

эффективный размах коэффициента интенсивности напряжения и уменьшает

пороговый - эта тенденция подтвердилась результатами опытов. Следовательно,

если припороговый рост усталостной трещины происходит в условиях

доминирования ЗТП, увеличение толщины образцов интенсифицирует рост слоя

продуктов коррозии в полости трещины, что приводит к повышению порогового

размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic]. Если при процессе

роста усталостной трещины создаются условия перехода к ЗТО и развитию

автокаталитического оксидообразования на поверхности излома, то увеличение

толщины образцов интенсифицирует рост слоя продуктов коррозии в полости

трещины обеспечивает немонотонную зависимость порогового размаха

коэффициента интенсивности напряжения [pic]. Таким образом, для материалов,

у которых реализуется ЗТО, нельзя ожидать однозначного влияния толщины

образцов на пороговый размах коэффициента интенсивности напряжения,

поскольку реализация различных механизмов закрытия трещины в образцах

различной толщины обеспечивает немонотонную зависимость порогового размаха

коэффициента интенсивности напряжения от толщины образца. Изменение

порогового размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic] в связи с

изменением толщины образцов схематически представлено на рис. 9, где

отражено влияние толщины образцов по пороги усталости в связи с реализацией

различных механизмов закрытия трещины.

Рис. 9. Зависимость различных компонент закрытия трещины от толщины

образцов и их вклад в припороговый размах коэффициента интенсивности

напряжения [pic] (а), а также схемы, иллюстрирующие топографии зон

контакта берегов трещины при увеличении толщины образцов (б): 1 - зона

усталостной трещины; 2 - зона контакта берегов трещины; 3 - зона

долома.

Увеличение толщины образцов снижает величину [pic], соответствующую

ЗТП, и повышает величину[pic], соответствующую ЗТО. Горизонтальная линия на

схеме характеризуют постоянный для данного материала уровень эффективного

порогового размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic]. На схеме

указаны области преимущественной реализации каждого из механизмов (ЗТП или

ЗТО), а также область, где уровень закрытия трещины в равной степени

определяется обоими механизмами. Итоговая кривая, отражающая зависимость

порогового размаха коэффициента интенсивности напряжения от толщины

образца, характеризуется суммой [pic], [pic] и[pic].

Для широко распространенных в машиностроении умереннолегированных

сталей средней и низкой прочности с ферритно-перлитной структурой

зависимость порогового размаха коэффициента интенсивности напряжения

[pic]от толщины образца, вероятно, немонотонна и имеет минимум где-то в

средней части диапазона исследуемых значений толщин (кривая 1 на рис. 10).

Для аустенированых нержавеющих сталей рассмотренная немонотонная

зависимость с минимумом будет вырождаться в монотонно снижающейся (кривая 2

на рис. 10).

В высокопрочных сталях зактрытие трещины проявляется крайне

слабо или отсутствует вообще. Поэтому обработка стали на высокую прочность

путем достижения структуры мартенсита или нижнего бейнита обеспечивает

более низкие, чем в других микроструктурных состояниях, пороговые размахи

коэффициента интенсивности напряжения [pic]. В данном случае низкий уровень

исходного закрытия трещины реализуется по механизму ЗТП и исключает переход

к ЗТО, обеспечивая, таким образом, постоянство порогового размаха

коэффициента интенсивности напряжения для образцов различной толщины.

Рис. 10. Три типа зависимостей порогового размаха коэффициента

интенсивности напряжения от толщины образцов d для конструкционных сталей:

1 - углеродистые; 2 - нержавеющие; 3 - высокопрочные.

3. Закрытие трещин и структура конструкционных сплавов.

Один из основных факторов, контролирующих механизм доминирующих при

разрушении видов закрытия трещины, - структура сплавов, которая, в свою

очередь, опосредствована химическим составом и операциями термической или

термомеханической обработки. Структурная чувствительность порогов усталости

сводится к вопросу структурной чувствительности закрытия трещины. При

росте усталостной трещины с припороговыми скоростями возможна реализация

различных механизмов закрытия трещины, три из которых главные - ЗТП, ЗТО и

ЗТШ.

Влияние микроструктуры материалов на ЗТП. Уже из самого определения

этого механизма закрытия трещины следует, что любые изменения структуры,

увеличивающие пластические свойства материалов, будет усиливать ЗТП. Между

уровнем ЗТП, реализующемся при росте усталостной трещины, и показателями

пластичности стали существует симбатная зависимость. Так, усиление ЗТП

происходит при уменьшении размаха зерна, снижении содержания углерода,

специальном легировании стали, увеличении температуры отпуска и режимов

отжига, обеспечивающих повышение пластичности материалов. Поскольку

изменить пластические свойства материалов можно не только воздействуя на

структурное состояние, но и посредством вариации условий нагружения и

исчерпания запаса пластичности, структурная чувствительность ЗТП во многом

определяется режимами эксплуатации материалов. ЗТП как фактор кинетики

роста усталостной трещины реализуется в наибольшей мере на тех участках

фронта трещины, где развитие пластичности максимальное.

Структурная чувствительность ЗТО. Поскольку для реализации этого

механизма закрытия трещины необходимо образование продуктов коррозии на

берегах трещины, структурные факторы, способствующие фреттинг-коррозии,

облегчает развитие ЗТО. Однако решающее значение для интенсификации ЗТО

имеет процесс автокаталитического утолщения слоя продуктов коррозии на

берегах трещины, закономерности которого отличаются от таковых фреттинг-

коррозии.

Развитие ЗТО характерно для большинства низколегированных сталей

низкой и средней прочности. Склонность к ЗТО ощутимо убывает при

легировании сталей. Это происходит в следствие упрочнения стали, так и

благодаря повышению при легировании ее стойкости к развитию коррозиционных

процессов. Снижение уровня прочности, независимо от того, каким путем оно

достигается, облегчает начало фреттинг-коррозии и, как правило,

способствует усилению оксидообразования на берегах трещины. Развитию

автокаталитнческого оксидообразования способствует достижение определенного

числа точек контакта сопряженных берегов трещины, обеспечивающего переход в

стадию автокаталитического утолщения продуктов коррозии на поверхности

излома. Такой процесс облегчается при уменьшении шероховатости излома и

образовании однородного по высоте рельефа поверхности разрушения, что, в

свою очередь, определяется структурным состоянием материала.

Влияние структуры материалов на ЗТШ. ЗТШ - альтернативный

механизм ЗТО. Уровень ЗТШ усиливается по мере увеличения рельефности

излома, что и определяет основные пути воздействия на структуру с целью

достижения максимального проявления ЗТШ и увеличения его вклада в общий

уровень циклической трещиностойкости материалов. При низких скоростях роста

усталостной трещины повысить рельефность изломов можно двумя путями -

увеличивая размеры структурных составляющих (размер зерна перлитных колоний

и т.п.), разрушение которых при росте усталостной трещины происходит путем

сдвига вдоль определенных кристаллографических плоскостей, или же формируя

структуры обеспечивающие рост усталостной трещины по хрупким механизмам

внутри - и межзеренного скола. Внутризеренный скол может, в частности,

происходить в случае распространения трещин сквозь участки перлита в

ферритно-перлитной структуре или разрушения низкоуглеродистых сталей при

пониженных температурах. Увеличение размера зерна или перлитной колонии при

повышает уровень ЗТШ. Развитие межзеренного скола в условиях припорогового

роста усталостной трещины происходит главным образом после упрочняющих

обработок, сопровождающихся сегрегацией примесей фосфора, мышьяка, сурьмы

и других элементов на границах зерен. Повышение номинального порогового

размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic], вызванное высоким

уровнем ЗТШ, может сопровождаться снижением эффективных пороговых размахов

коэффициента интенсивности напряжения [pic] и ускоренным ростом усталостной

трещины на средне- высокоамплитудных участках кинематической диаграмме

усталостного разрушения.

На каждый из трех рассмотренных механизмов закрытия трещины

наиболее широко применяемые структурно-металлургические факторы упрочнения

сталей и сплавов воздействуют следующим образом (табл. 1). Увеличение

размеров зерна или перлитовой колонии несколько снижает уровень ЗТП,

подавляет ЗТО и усиливает ЗТШ. Твердорастворное упрочнение и холодная

пластическая деформация приводят к ослаблению ЗТП в связи с понижением

пластичности материалов. Уровень ЗТО при этом также убывает, однако

одновременно может существенно возрасти вклад ЗТШ, что в конечном итоге

способно вызвать рост номинального порогового размаха коэффициента

интенсивности напряжения [pic]. Основная причина подавления ЗТО и развития

ЗТШ в данном случае - повышение склонности упрочненных сталей к хрупкому

разрушению в процессе роста усталостной трещины. Так, при холодном наклепе

малоуглеродистой стали помимо упрочнения феррита возможно растрескивание

зернограничних карбидов, которые служат инициатором внутризеренного скола

феррита при росте усталостной трещины с низкими скоростями, что приводит к

увеличению шероховатости поверхности разрушения. Повышение содержания

углерода обеспечивает отожженной стали увеличение объемной доли карбидной

фазы и формирование ферритно-перлитной структуры феррит - сфероидальные

карбиды. В первом случае укрупнение участков перлита способно повысить

уровень ЗТШ, поскольку их разрушение частично протекает по механизму

внутризеренного скола. Повышение объемной доли сфероидизированных карбидов

снижает склонность к реализации ЗТП при росте усталостной трещины с низкими

скоростями и практически не влияет на уровень ЗТО и ЗТШ. Подобным образом

изменяется вклад различных механизмов закрытия трещины в общей уровень

порогового размаха коэффициента интенсивности напряжения [pic] при

повышении содержания углерода в высокоотпущенных сталях.

|Структур|Размер |Твердораство|Содержание |Повышение |

|-ные |зерна или |р-ное |углерода в |температуры |

|факторы |перлитовой|упрочнение и|высокоотпуще|отпуска |

| |колонии |холодный |н-ной стали | |

| |(d) |наклеп |(С, % ) | |

[pic]

Табл. 1. Влияние структурных факторов на уровень закрытия трещины,

реализуемого по различным механизмам.

[pic] - размах коэффициента интенсивности напряжения с учетом закрытия

трещины.

Знание основных тенденций изменения уровня и механизмов закрытия

трещины под действием структурно-металлургических факторов, а так же

условий эксплуатации конкретных элементов конструкций открывает возможность

целенапраленного воздействия на материал с целью получения максимального

сопротивления росту усталостной трещины в изделиях. Наличие информации о

вкладе закрытия трещины в кинетику роста усталостной трещины дает

возможность углубленного взгляда на строение кинематической диаграммы

усталостного разрушения и осмысление оценки условий формирования тех или

иных параметров циклической трещиностойкости сплавов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.