рефераты бесплатно

МЕНЮ


Зимнее бетонирование

отверстия в опалубке для подключения коммутирующих проводов.

При периферийном прогреве массивных конструкций, а также элементов

зданий малой массивности (стен, резервуаров, ленточных фундаментов) в

качестве электродов используют металлические щиты опалубки и арматуру

конструкции. В первом случае используют однофазный ток: первую фазу

подключают к щитам опалубки, а нулевую- к арматурному каркасу. Во втором

случае арматурный каркас не подключают к сети, а каждый элемент опалубки

присоединяют к одной из трех фаз. Изоляторами между щитами опалубки служат

деревянные брусья.

Однородность температуры поля зависит от схемы расположения электродов

и расстояния между ними. Чем ближе друг к другу электроды и чем сильнее

армирование конструкции, тем больше будут температурные перепады в

твердеющем бетоне, в результате чего режим твердения будет неоднородным и

качество бетона ухудшится. Поэтому в каждом конкретном случае рассчитывают

схему расположения электродов с учетом степени армирования конструкции. При

напряжении на электродах 50…60В расстояние между электродами и арматурой

должно быть не менее 25мм, а при 70…85В – не менее 40мм.

Стержневые электроды применяют, как правило, в виде плоских групп,

которые подключают к одной фазе. При большой длине конструкций вместо

одного электрода устанавливают два или три по длине. Допустимую длину

полосового, стержневого или струнного электродов принимают путем расчета

минимальной потери напряжения по его длине.

Таблица №3. Способы установки электродов и области их применения.

|Тип |Материал |Способ установки в |Область |Примечание |

|электродов| |конструкции |применения | |

|Стержневые|Круглая сталь –|Закладывают через |Электропрогрев |После |

| |стержни |отверстие в |конструкций |электропрогре|

| |диаметром 6…10|опалубочных щитах или |толщиной не |ва остаются в|

| |мм |с открытой стороны |менее 15 см |теле бетона |

| | |бетона | | |

|Струнные |Круглая сталь –|Устанавливают вдоль |Электропрогрев |После |

| |стержни |оси конструкции |слабоармированны|электропрогре|

| |диаметром 8…12| |х конструкций |ва остаются в|

| |мм | | |теле бетона |

|Нашивные |Круглая сталь –|Укрепляют на |Не ограничено |Имеют |

| |стержни |вертикальных щитах | |многоразовое |

| |диаметром 6…10|опалубки с внутренней | |использование|

| |мм |стороны через 10…20 см| | |

|Полосовые |Листовая сталь |Укрепляют на |Электропрогрев |Имеют |

| |– полосы, |горизонтальных щитах |плит |многоразовое |

| |полосовая |опалубки, которые | |использование|

| |сталь, полосы |укладывают на бетон | | |

| |толщиной 3 мм | | | |

|Плавающие |Круглая сталь –|Устанавливают в |Не ограничено |Имеют |

| |стержни |свежеотформованный | |многоразовое |

| |диаметром более|бетон на 2…3 см | |использование|

| |12 мм | | | |

Для получения высокого качества железобетона строго соблюдают

температурный режим прогрева, который разделяют на три стадии:

1. Подъем температуры бетона. Скорость подъема зависит от модуля

поверхности:

Мn………………………… 2…6 6…9 9…15

Скорость подъема С0/ч 8 10 15

2. Изотермический прогрев. На этой стадии в бетоне поддерживают заданную

температуру. Продолжительность стадии зависит от вида конструкции

(прогревают до получения необходимой прочности бетона). Чаще всего на

стадии изотермического прогрева достигают критическую прочность бетона.

3. Остывание конструкций. При остывании до 00С бетон продолжает набирать

прочность, что особенно важно при бетонировании массивных конструкций.

Для конструкций с Мn = 6…9 применяют режим, при котором к моменту

остывания бетон должен набрать прочность не менее критической. Для

конструкций с Мn = 9…15 режим такой же, но в конце изотермического прогрева

бетон должен набрать не менее 50% прочности. Этим обстоятельством

определяется время изотермического прогрева. При изготовлении

предварительно напряженных конструкций к моменту окончания изотермического

прогрева прочность бетона должна быть не менее 80%.

Нарушение технологического режима электропрогрева может привести к пережогу

бетона в результате перегрева бетонной смеси выше 1000С, недостаточному

набору прочности, образованию трещин в результате неоднородности

температурного поля.

Температура разогрева бетона зависит от конструкции и вида цемента (таб.№

4).

Таблица №4. Максимально допускаемые температуры бетона, 0С, при

электропрогреве.

|Цемент |Mn |

| |6…9 |10…15 |16…20 |

|Шлакопортландцемент и пуццолановый |80 |70 |60 |

|портландцемент | | | |

|Портландцемент и быстротвердеющий |70 |65 |55 |

|Портландцемент (БТЦ) | | | |

Максимальную температуру прогрева более массивных конструкций назначают из

условия получения равномерного температурного поля и исключения в них

высоких термонапряжений.

Необходимую температуру прогрева бетона получают изменением напряжения,

периодическим отключением и включением всего прогрева или части электродов.

При электропрогреве бетонных конструкций с помощью контрольно-измерительных

приборов постоянно контролируют напряжение, силу тока и температуру бетона.

В первые 3ч прогрева температуру измеряют каждый час, а затем- через 2…3

часа.

Скорость остывания бетона также регулируют (таб.№5).

Таблица №5. Допускаемая скорость остывания бетонных конструкций.

|Конструкции |Mn |Скорость остывания, 0С/ч|

|Бетонные |15…10 |12 |

|Слабоармированные и |8…6 |5 |

|железобетонные | | |

|Железобетонные |5…3 |2…3 |

|Средне- и |8…15 |Не более 15 |

|сильноармированные | | |

Если скорость остывания превысит допустимую, в бетонной смеси

возникнут температурные напряжения, способные разрушить структуру бетона

или образовать в нем трещины. Регулируют скорость остывания путем

правильного подбора теплоизоляции опалубки.

Перед началом бетонирования проверяют правильность установки электродов и

их коммутацию, качество утепления опалубки, определяют надежность контактов

электродов с токопроводящими проводами.

При электропрогреве необходимо тщательно выполнять требования

электробезопасности и охраны труда.

Бетонирование в термоактивной опалубке.

Термоактивный (греющей) опалубкой называются многослойные щиты,

которые оснащены нагревательными элементами и утеплены. Теплота через

палубу щита передается в поверхностный слой бетона, а затем

распространяется по всей его толщине. Обогрев бетона таким способом не

зависит от температуры наружного воздуха. Греющую опалубку применяют при

возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при

замоноличивании стыков и швов при температуре наружного воздуха до –40 0С.

Конструкции греющей опалубки многообразны. Основное требование,

предъявляемое к ним – равномерность распределения температуры по опалубке

щита.

В качестве нагревательных элементов применяют трубчатые

электронагреватели (ТЭНы), греющие провода и кабели, гибкие тканевые ленты,

а также нагреватели, изготовленные из нихромовой проволоки, композиции

полимерных материалов с графитом (углеродные ленточные нагреватели) и

токопроводящими элементами и др.

Трубчатые электронагреватели состоят из трубок (стальных, медных,

латунных) диаметром 9-18мм, внутри которых находится нихромовая спираль.

Пространство между спиралью и стенками трубки заполнена кристаллическим

оксидом магния. Температура разогрева ТЭНов 300-6000С, поэтому они не

должны контактировать с поверхностью опалубки, прилегающей к бетону, а

располагаться от нее на 15…20.

Проволочные нагревательные элементы выполняют из нихромовой проволоки

диаметром 0,8…3мм, которую наматывают на каркас из изоляционного материала

и изолируют асбестом. Такие нагреватели менее надежны, так как подвержены

деформациям при погрузочно-разгрузочных работах, поэтому требуют бережного

отношения.

В качестве нагревательных кабелей применяют кабели типа КСОП или КВМС. Они

состоят из константановой проволоки диаметром 0,7…0,8мм, помещенной в

термостойкую изоляцию. Поверхность изоляции защищена от механических

повреждений металлическим защитным чулком.

Размещают нагреватели на щите опалубки в зависимости от режимов обогрева и

мощности: греющие провода и кабеля устанавливают вплотную к палубе, ТЭНы –

на небольшом расстоянии от нее.

В фанерной греющей опалубке нагревательные кабели и провода запрессовывают

в защитные покрытия, состоящие из пакета тонких полимерных пленок.

Углеродные ленточные нагреватели наклеивают специальными клеями на палубу

щита. Для обеспечения прочного контакта с коммутирующими проводами концы

лент подвергают меднению.

Перед установкой термоактивной щитовой опалубки проверяют осмотром

целостность изоляции и электрической разводки. Опалубку устанавливают в

блок бетонирования отдельными щитами вручную или укрупненными панелями с

помощью кранов. После крепления щиты и панели подсоединяют к электрической

сети. Установки для питания термоактивной опалубки и управления режимом

прогрева бетона состоят из понижающего трансформатора, системы разводки,

щита управления и помещения для дежурного электрика или оператора.

Установка обеспечивает питание 100…150 м2 опалубки.

Подключают опалубку к специальным клеммным коробкам, которые

располагаются над поверхностью опалубки не ниже 0,5м. При обогреве

элементов каркаса (колонн, ригелей, балок) клеммные коробки подвешивают на

раздвижные струбцины, устанавливаемые на расстоянии 50…70см от

прогреваемого элемента.

Перед бетонированием прогревают арматуру и ранее уложенный бетон. Для этого

на непродолжительное время включают термоактивную опалубку, предварительно

укрыв сверху блок бетонирования брезентом или полиэтиленовой пленкой.

Минимальная температура укладываемой бетонной смеси 50С.Укладывают ее

обычными методами, при этом следят за тем, чтобы не повредить электрокабель

и не увлажнить утеплитель. При скорости ветра более 12м/с опалубочные формы

укрывают брезентом или полимерной пленкой.

Соблюдение технологического режима прогрева позволяет получить бетон

требуемых физико-механических характеристик. Контролируемыми параметрами

прогрева являются скорость разогрева бетона, температура на палубе щитов и

продолжительность обогрева.

Зимой для обогрева монолитного бетона покрытий и оснований дорог,

подготовки под полы, стыков между сборными конструкциями применяют

термоактивные гибкие покрытия (ТАГП) – легкие, гибкие устройства с

углеродными ленточными нагревателями и проводами, которые обеспечивают

нагрев до 500С. Изготовляют покрытие путем горячего прессования пакета,

состоящего из слоя листовой невулканизированной резины, армирующих

стеклотканевых прокладок, углеродных тканевых электронагревателей или

проводов и утеплителя. Термоактивные гибкие покрытия можно изготовлять

различных размеров, что позволяет их использовать как нагреватели

термоактивной опалубки. Покрытие можно располагать на вертикальных,

горизонтальных и наклонных конструкциях. Электропитание ТАГП осуществляется

от понижающих трансформаторов напряжением 36…120В. Как и щиты

термоопалубки, ТАГП снабжено датчиками температуры с выводом показателей на

пульт управления. Это позволяет оперативно контролировать режим прогрева.

Термоактивное гибкое покрытие удобно в эксплуатации, компактно и

надежно в работе. По окончании производства работ его сворачивают в рулон и

укладывают в специальный двухсекционный шкаф. В одной секции расположен

трансформатор с щитом управления, а в другой – отсеки для хранения

покрытия. Применяют специальные передвижные пункты, оснащенные

трансформаторами, отсеками для хранения кабельной разводки и комплекта

ТАГП.

Перед началом работ проверяют состояние и работоспособность греющей

оснастки и автоматики температурного регулирования. Общая схема укладки

покрытия на бетонируемую конструкцию, его коммутация и режимы прогрева

должны быть приведены в проекте производства работ. Для соблюдения

технологического режима прогрева бетона следует не реже чем через один час

измерять температуру бетона и не менее одного раза измерять температуру

наружного воздуха.

Обогрев бетона инфракрасными лучами.

Источником инфракрасных (тепловых) лучей служат ТЭНы мощностью

0,6…1,2 кВт с рабочим напряжением 127, 220 и 380 В, керамические стержневые

излучатели диаметром 6…50 мм, мощностью 1…10 кВт, кварцевые трубчатые

излучатели и другие средства.

Для создания направленного потока инфракрасных лучей применяют

отражатели параболического, сферического и трапецеидального типа.

Инфракрасные установки в комплекте с отражателями и поддерживающими

устройствами используют для прогрева конструкций, возводимых в скользящей

опалубке, тонкостенных элементов стен, подготовке под полы, плитных

конструкций, стыков крупнопанельных зданий.

При обогреве плитных конструкций используют излучатели с отражателями

коробчатого типа, которые или устанавливают на бетонную поверхность, или

подвешивают на расстоянии от нее. Чтобы предотвратить быстрое испарение

влаги, поверхность бетона покрывают пленкой.

При возведении стен в щитовой и объемно – переставной опалубке

применяют односторонний обогрев излучателями сферического типа. Для

обеспечения прогрева всей плоскости стены отражатели располагают на разных

уровнях на телескопических стойках и на расчетном расстоянии от стены.

При возведении конструкций в скользящей опалубке бетон, выходящий из

опалубки, прогревают двухсторонним расположением инфракрасных излучателей.

Их подвешивают к щитам опалубки или размещают на подвесных подмостях. Чтобы

исключить потери теплоты, возводимые конструкции изолируют от окружающей

среды брезентовым чехлом.

Для прогрева стыков сборных железобетонных конструкций

крупнопанельных зданий применяют различные типы нащельников в виде

прямоугольных коробов (при устройстве плоских стыков элементов) или

сегментных (для стыков, расположенных под прямым углом).

Для улучшения поглощения инфракрасного излучения поверхность опалубки

покрывают черным матовым лаком. Температура на поверхности бетона не должна

превышать 80…900С.

Инфракрасные установки располагают на таком расстоянии друг от друга,

чтобы прогревалась вся поверхность бетона. Инфракрасный обогрев

обеспечивает хорошее качество термообработки бетона при условии соблюдения

теплового режима выдерживания бетона.

Охрана труда при производстве бетонных работ в зимнее время.

При производстве бетонных работ в зимних условиях появляются факторы,

представляющие дополнительные источники опасности для рабочих:

o повышенное напряжение тока (до 380В) при электропрогреве и обогреве

конструкций;

o образование наледи;

o плохая видимость;

o низкая температура и др.

Поэтому необходимо хорошо знать и строго соблюдать требования

безопасной работы. При электропрогреве бетонных и железобетонных

конструкций рабочую зону оборудуют защитным ограждением, установленным на

расстоянии не менее 3 м от прогреваемых элементов, системой блокировки,

световой и звуковой сигнализацией, освещением в темное время, а также

снабжают предупредительными плакатами. В сырую погоду измерять температуру

бетона, находящегося под напряжением разрешается только в резиновой обуви и

перчатках. Прикасаться к термоактивной опалубке запрещается.

В сырую погоду и во время оттепели все виды электропрогрева бетона на

отрытом воздухе прекращаются.

Используемая литература:

1. Афанасьев А.А.

Бетонные работы –М.: Высш. Шк., 1991.

2. Баженов Ю.М.

Технология бетонных и железобетонных изделий. М., 1984.

3. Хаютин Ю.Г.

Монолитный бетон. М., 1990.

4. СниП 3.03.01-87

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.