рефераты бесплатно

МЕНЮ


Атомные многоцелевые подводные лодки

обеспечивает их сохранность, а также облегчает действия экипажа при

швартовке и всплытии во льдах. Такое расположение способствовало хорошей

управляемос-ти при минимальных размерах рулей и снижению сопротивления

движению ПЛА. Размеры ог-раждения выдвижных устройств уменьшены. В

сочетании с другими конструктивными мерами это обеспечило рост скорости

хода.

Корпус и надстройка ПЛА покрыты специальным материалом для уменьшения

акусти-ческого поля корабля. Обтекатель носовой антенны ГАС изготовлен из

стеклопластика, что, по мнению английских специалистов, снижает потери

гидроакустических сигналов.

Для дальнейшего уменьшения уровня шумоизлучения применена единая

амортизаци-онная платформа, на которой размещаются турбины, турбогенераторы

и ГТЗА, часть крупных вспомогательных механизмов. Водозаборники главных

конденсаторов, чтобы обеспечить цирку-ляцию забортной воды самопротоком на

средних и высоких скоростях хода, расположены в пе-редних кромках

горизонтальных стабилизаторов. Улучшены виброакустические характеристики

вспомогательных механизмов и их звукоизолирующих фундаментов. Снижено число

оборотов гребного винта.

С целью повышения безопасности плавания сокращены количество и

протяженность забортных систем, существенно увеличена скорость продувания

цистерн главного балласта, раз-работаны пределы оптимальных сочетаний

скорости и глубины хода с углами перекладки гори-зонтальных рулей.

В наиболее современной серии английских ПЛА (тип «Трафальгар»)

завершается строительство седьмого корабля - S93 «Триумф». Его намечено

передать флоту в 1991 году. После этого количество многоцелевых ПЛА в

английских ВМС достигнет 18 единиц. Проект «Трафальгар» разрабатывался

модификация лодок типа «Свифтшур». Различные усовершенст-вования и новые

технические решения включались в него с таким расчетом, чтобы в последст-

вии использовать их для модернизации лодок предыдущих серий. В начале

проектирования бы-ло принято решение о размещении всего оборудования

энергетического отсека на единой амор-тизированной платформе, которая

крепилась бы не к прочному корпусу, а непосредственно к по-перечным

переборкам. Впоследствии оказалось, что такое решение связано со

значительным те-хническим риском и может привести к удорожанию

строительства, увеличению главных разме-рений ПЛА и снижению скорости хода

на 2 уз. Поэтому работы по снижению шумности свелись к совершенствованию

уже применяемых в подводном кораблестроении амортизационных плат-форм,

виброизолирующих фундаментов, противогидроакустического покрытия, а также к

разра-ботке нового винта в насадке (pump-jet).

Замеры уровней шумности, выполненные в 1984 году на акустическом

полигоне в Шотландии, показали, что головной корабль («Трафальгар») на

малошумных режимах хода пре-восходит по этому показателю даже дизельные

подводные лодки «Оберон». Последующие ПЛА серии должны иметь еще меньший

уровень первичного акустического поля, поскольку на них вместо обычного

семилопастного гребного винта установлен винт в насадке. Кроме того, хотя

лодки строятся по единому проекту, годовой интервал между сроками их ввода

в строй позволя-ет постоянно совершенствовать технологию и применять

новейшие технические решения. Одна-ко в связи с этим неуклонно повышается

стоимость лодок этой серии (200 млн. фунтов стерлинг-ов в 1985 году и до

380 млн. фунтов стерлингов в 1990).

ЯЭУ английских атомных подводных лодок первоначально создавались по

американс-кой технологии. Для первой ПЛА («Дредноут») в США был закуплен

ядерный реактор S5W. Его активная зона, а также главные турбины, редуктор,

турбогенераторы, конденсаторы произведе-ны в Великобритании. На последующих

лодках устанавливался реактор PWR-1 английской раз-работки. Для испытаний

ЯЭУ и подготовки специалистов в Даунри (Шотландия) создан испыта-тельный

центр. Одновременно проводить работы по совершенствованию ЯЭУ, направленные

на снижение шумности, упрощение конструкции и улучшение условий

эксплуатации, повышение надежности и безопасности, увеличение кампании

ядерного реактора. Были спроектированы не-сколько типов активных зон.

Вместе с тем при создании ЯЭУ для ПЛА «Трафальгар» английс-кие специалисты

пришли к выводу, что возможности по совершенствованию ЯЭУ на основе

реактора PWR-1 исчерпаны полностью. Со второй половины 70-х годов ведется

разработка реактора (PWR-2), который должен иметь повышенную мощность (27

500 л.с.), меньшие массо-габаритные характеристики, увеличенный

межремонтный период, улучшенную ремонтопригод-ность, а также меньшую

шумность.

Первые ЯЭУ с реактором PWR-2 намечено установить на строящейся ПЛАРБ

типа «Вэнгард», а также на перспективные английские ПЛА (SSN-20), которые в

конце 90-х годов на-чнут заменять лодки типа «Вэлиант». Строительство лодок

новой серии предполагается начать в 1993 году. Их водоизмещение по

сравнению с ПЛА «Трафальгар» увеличиться на несколько сот тонн, что

позволит провести дополнительные мероприятия по снижению шумности и увеличе-

нию боекомплекта, в состав которого войдут модернизированные ПКР «Гарпун» и

новые торпе-ды «Спирфиш».

Франция. Строительство французских ПЛА началось в 1976 году. Головной

корабль серии из восьми единиц - «Рубис» вошел в боевой состав в 1983 году.

Построены еще три ПЛ, а последующие создаются по усовершенствованному

проекту. Завершение серии планируется на 1995 год. Период строительства

одного корабля достигает шести лет, а срок службы - 30 лет. Общая стоимость

восьми лодок составит 14 млрд. франков (в ценах 1986 года).

По конструкции ПЛА «Рубис» однокорпусная с развитой надстройкой и

ограждением выдвижных устройств крыльевого профиля, с рубочными рулями.

Кормовое оперение состоит из вертикальных и горизонтальных стабилизаторов и

рулей. Плоскими поперечными переборками прочный корпус разделен на пять

отсеков. В первом (носовом) отсеке расположены четыре тор-педных аппарата и

стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором (на трех палубах) находятся

центральный пост, пост управления движением, навигационное оборудование,

жилые помеще-ния, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и другое

оборудование. В третьем отсеке ра-змещен ядерный реактор с

паропроизводительной установкой, в четвертом смонтированы турбо-генераторы,

в пятом - гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный

дизель-генератор и пост управления ЯЭУ. Особенностью ЯЭУ французских ПЛА,

составные компонен-ты которой монтируются на амортизированных платформах,

является отсутствие в ней главного турбозубчатого агрегата и применение

естественной циркуляции теплоносителя на малых и сре-дних ходах. Оба

обстоятельства способствуют снижению шумности.

Основным оружием ПЛА типа «Рубис» считаются торпеды, которые

выстреливаются из 533-мм торпедных аппаратов. С 1985 года французские ПЛА

(начиная со второго корабля се-рии) оснащаются ПКР «Экзосет» (SM-39). В

состав радиоэлектронного оборудования входят ак-тивная (DUUA-28) и

пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС (DUUX-5) с

антеннами, разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи, а

также РЛС, средства радиосвязи, навигации, радио- радиотехнической

разведки. Рабочая глуби-на погружения не менее 300 м, автономность до 60

сут.

Оценивая французские ПЛА типа «Рубис», иностранные специалисты

подчеркивают, что этот проект по критерию «стоимость/эффективность»

позволяет иметь необходимое количес-тво достаточно современных кораблей

стоимость лодки в настоящее время достигает 350 млн. долларов). Хотя

«Рубис» уступает всем американским ПЛА по размерениям и водоизмещению, это

вовсе не означает, что она соответственно уступает им по основным

показателям боевого по-тенциала.

Тактико-технические характеристики ПЛА

|Тип | | | | | |

|подвод- | | | | | |

|ной лодки | | | | | |

|- | | |Тип, | | |

|количество| | |мощ-ность | | |

|в строю |Водоизмеще|Главные |энерге-тич|Экипаж, | |

|(запла-нир|-ние, т: |размерен|еской |че-ловек | |

|овано в |надводное/|ия, м: |ус-тановки|(в том |Вооружение [1]|

|серии), | |длина |, л.с. / |числе | |

|борто-вые |подводное |ширина |скорость |офицеров)| |

|номера | |осадка |под-водног| | |

|находящихс| | |о | | |

|я в строю | | |(над-водно| | |

|(строящихс| | |го) хода | | |

|я и | | |узлов | | |

|планируем-| | | | | |

|ых к | | | | | |

|построй-ке| | | | | |

|), годы | | | | | |

|строительс| | | | | |

|тва серии | | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

США

|«Сивулф» -| * / |99,4 |S6W, 60 | 130 |762-мм ТА - 8,|

| |9150 |12,9 |000 / |(12) |до 50 КР |

|0 (29) | |10,9 |35 (20) | |«Томагавк», |

|(SSN21- | | | | |Мк48, ПЛУР и |

|*), | | | | |ПКР |

|1995-* | | | | |«Гарпун» |

|«Лос-Андже|6000 / |109,7 |S6G, 35 |133 (13) |533-мм ТА Мк67|

|-лес» - 46|6900 |10,1 |000 / | |- 4 26 торпед |

|(62) | |9,9 |30 / 20 | |Мк48 и ПЛУР |

|SSN688-725| | | | |САБРОК, вместо|

|, | | | | |части тор-пед |

|750-757 | | | | |могут |

|(758-773).| | | | |загружа-ться 8|

| | | | | |КР «Тома-гавк»|

|1974-1994 | | | | |(при |

| | | | | |отсутст-вии |

| | | | | |УВП) и 4-6 |

| | | | | |ПКР, УВП Мк45 |

| | | | | |для 12 КР |

| | | | | |«Томагавк» (на|

| | | | | |SSN719 и |

| | | | | |после-дующих) |

|«Стерджен»|4460 / |89 |S5W, 15 |107 (12) |533-мм ТА Мк63|

|-37, |4960 |9,7 |000 / | |- 4 |

|SSN637-639| |8,8 |30 (20) | |23 торпеды |

|, | | | | |Мк48 и ПЛУР |

|646-653, | | | | |САБРОК, вместо|

|660- | | | | |части торпед |

|670, | | | | |могут |

|672-684, | | | | |загружаться 8 |

|686,687. | | | | |КР «Томагавк» |

|1967-1975 | | | | |и 4 ПКР |

| | | | | |«Гарпун» |

|«Пермит» -|3750 / |84,9 |S5W, 15 |127 (13) |533-мм ТА Мк63|

|12 [2] |4300 |9,6 |000 / | |- 4 |

|SSN594-596| |8,7 |30 (20) | |24 торпеды |

|, | | | | |Мк48 и |

|603-607,61| | | | |ПЛУР САБРОК, |

|2- | | | | |вместо части |

|615,621. | | | | |торпед |

|1962-1968 | | | | |могут |

| | | | | |загружаться 4 |

| | | | | |ПКР «Гарпун» |

|«Гленард |5813 / |111,3 |S5WА, ок. |129 (14) |533-мм ТА Мк63|

|П. |6480 |9,7 |15000 / | |- 4 |

|Липскомб» | |9,5 |25 (20) | |16 торпед |

|- 1, | | | | |Мк48, ПЛУР |

|SSN685, | | | | |САБРОК, 4 ПКР |

|1974 | | | | |«Гарпун» |

|«Нарвал» -|5284 / |95,9 |S5G, 15 |129 (13) |533-мм ТА - 4,|

|1, SSN671,|5830 |11,5 |000 / | |16 торпед Мк48|

| | |8,2 |25 (20) | |и 4 ПКР |

|1969. | | | | |«Гарпун» |

| «Этен |6955 / |125 | S5W, 15 |126 -132 |533-мм ТА - 4,|

|Аллен» - 2|7880 |10,1 |000 / |(12) |8 торпед |

|[3] | |9,8 |30 (20) | | |

|SSN609,611| | | | | |

|, | | | | | |

|1962 | | | | | |

Великобритания

|«Вэлиант» |4300 / |86,9 |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 6,|

|- 5, |4800 |10,1 |0 / | |32 торпеды |

|S102,103,4| |8,4 |28 (18) | |Мк24 |

|6, | | | | |«Тай-герфиш», |

|48,50, | | | | |вместо ча-сти |

|1966-1971 | | | | |торпед могут |

| | | | | |за-гружаться |

| | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|«Свифтшур»|4400 / |82,9 |PWR-1,1500|116 (13) |533-мм ТА - 5,|

|- 6, |4900 |9,8 |0 / | |25 торпед Мк24|

|S126,108,1| |8,5 |30 (18) | |«Тай-герфиш», |

|09, | | | | |вместо ча-сти |

|104-106. | | | | |торпед могут |

|1973-1981 | | | | |за-гружаться |

| | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|«Трафальга|4200 / |85,4 |PWR-1,1500|97 (12) |533-мм ТА -5, |

|р» - 6 |5208 |9,8 |0 / | |25 торпед Мк24|

|(7), | |8,5 |30 (*) | |«Тай-герфиш», |

|S107,87,88| | | | |вместо ча-сти |

|, | | | | |торпед могут |

|90-92 | | | | |за-гружаться |

|(93), | | | | |ПКР «Га-рпун» |

|1983-1991 | | | | | |

Франция

|«Рубис» - |2385 / |72,1 |CAS-48, |66 (9) |533-мм ТА - 4,|

|4 (8), |2670 |7,6 |9500/ | |18 торпед L5 |

|S601-604 | |6,4 |25 (*) | |или F17, |

|(605-608),| | | | |вместо части |

| | | | | |торпед могут |

|1983-1995 | | | | |загружаться |

| | | | | |ПКР «Экзосет» |

| | | | | |(SM-39); |

| | | | | |возможен прием|

| | | | | |на борт до 32 |

| | | | | |мин |

1. Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР -

противокора-бельная ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета,

УВП - установка вертикально-го пуска.

2. SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.

3. Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.