рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

количестве. Все это дало большой экономический эффект, повысило уровень

боевой готовности РВСН примерно на 20 %.

В декабре 1997 г. Министр обороны утвердил план строительства РВСН до

2001 г. В нем сформулированы главные цели, задачи и направления замысла

строительства с учетом минимально необходимого финансирования. Успешно

осваивается перспективный ракетный комплекс «Тополь – М», поставленный на

опытно-боевое дежурство. Ракетные войска стратегического назначения были и

остаются самым мощным по боевому потенциалу видом Вооруженных Сил, главным

гарантом национальной безопасности страны.

Министерство обороны и Генеральный штаб в ходе реформы уделяют большое

внимание вопросам оптимизации органов управления, том числе центрального

аппарата. Численность управленческих структур уже сокращена примерно на

одну треть, а сами структуры серьезно реорганизованы на всех уровнях. Это

позволило высвободить и уволить с военной службы около 500 генералов и

адмиралов, в том числе 100 из аппарата Министерства обороны. Практика

показывает, что осуществленные преобразования органов управления

способствовали повышению качества и эффективности управления войсками.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы объединение в

1998 г. Военно-Воздушных Сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО).

Несмотря на сложность этой задачи были найдены целесообразные пути и формы

объединения ВВС и ПВО, оптимизирован их боевой состав и решена задача

управления в условиях новой структуры. На основе объединения двух видов

создан новый вид Вооруженных Сил – Военно-Воздушные Силы, главнокомандующим

которыми стал генерал-полковник А. Корнуков.

Сформирован и с 1 марта 1998 г. заработал в полной мере Главкомат ВВС.

Управление объединениями и соединениями осуществляется с ЦКП ПВО, который

позволяет более оперативно и более надежно управлять войсками.

В ходе оптимизации боевого и численного состава объединенных войск

реорганизовано около 600 формирований, 496 частей расформировано. При этом

полностью сохранены оборонительные и ударные функции ВВС и ПВО. В процессе

реформирования высвобождается в общей сложности около 120 тыс.

военнослужащих, в том числе 42 тыс. офицеров. Характерно, что более

половины этих офицеров переназначаются и продолжают службу в ВВС и других

видах Вооруженных Сил.

Определен боевой состав Военно-воздушных Сил. При этом учитывались два

важных обстоятельства. Во-первых, в современных условиях важнейшим фактором

обеспечения военной безопасности государства является надежность

противовоздушной обороны объектов страны и группировок Вооруженных Сил. Во-

вторых, сегодня победа на суше невозможна без достижения превосходства в

воздухе и космосе. Военно-воздушные Силы структурно состоят из армий,

корпусов и дивизий ВВС и ПВО.

В составе ВВС удельный вес противовоздушной обороны составляет более

60 %. Следовательно, система ПВО остается надежным щитом Родины. Она

способна, как и раньше, обеспечивать прикрытие с воздуха особо важных

государственных, военных, административных и промышленных объектов, а также

группировок войск.

В результате реформы не пострадают боевые возможности авиации

различных родов. Исправность авиационного парка будет доведена до 70-85 %

(к началу реформирования доля исправных машин составляла 40 – 50 %).

Укомплектованность личным составом остающихся частей и соединений доводится

до 100 %, потенциальные возможности новых ВВС в борьбе за господство в

воздухе планируется увеличить на 25 %.

Осуществлен переход от пяти-видовой к четырех видовой структуре

Вооруженных Сил. Она включает РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ВМФ.

Концепцией военной реформы предусматривается трех видовая структура (по

сферам применения войск: суша, воздух и космос, море). А, в конечном счете,

не исключается переход и к двум компонентам: стратегическим силам

сдерживания (ССС) и силам общего назначения (СОН). Изменение видовой

структуры Вооруженных Сил окажет существенное влияние на вопросы

стратегического планирования, организации и осуществления взаимодействия

между войсками.

В ходе реформирования Военно-Морского Флота также происходят серьезные

изменения, хотя его структура в целом сохраняется. Остаются четыре флота –

Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. В результате сокращения

корабельного состава примерно на 20 %, флоты становятся более компактными.

Реорганизуются нынешние группировки сил и средств на стратегически важных

океанских и морских направлениях.

В конце 1997 г. создана единая группировка сил в Калининградском

регионе. Расформирована 11-ая гвардейская армия, а ее войска, части ПВО и

ВВС подчинены Командующему Балтийским флотом. При общем сокращении личного

состава, особенно за счет управленческих и снабжающе–обеспечивающих

структур, повышена боеспособность российской группировки на Балтике. Она

стала стройной, централизованной, хорошо управляемой и эффективной.

В настоящее время успешно решается комплекс мер по созданию

принципиально новой оперативно-стратегической группировки на Камчатке.

Здесь до сих пор было четыре отдельные оперативные военные структуры –

Камчатская Флотилия, флотилия подводных лодок, армейский корпус, дивизия

ПВО. И у каждого руководителя свой управленческий аппарат, свои автономные

системы обеспечения. Это было расточительно с экономической точки зрения и

затрудняло в военном отношении централизацию сил и средств на полуострове.

В настоящее время на Камчатке создается единая группировка, подчиненная

Тихоокеанскому флоту. Главная задача этих преобразований – создать на

Северо-Востоке России единую военную группировку ТОФ, способную эффективно

решать стоящие задачи.

Серьезному реформированию подвергается система управления, ВМФ.

Происходит переход от 4 –5 звенной системы управления к 2 – 3 звенной.

Сокращается численность управленческих структур. В целом численность

личного состава флота к концу 1998 года уменьшилась на 40 тыс. человек.

Но ВМФ не только сокращается. В 1998 г. в состав Северного флота

введен тяжелый атомный авианесущий ракетный крейсер «Петр Великий». После

восстановительного ремонта вернулся в строй атомный ракетный крейсер

«Маршал Устинов». До конца года флот получит от промышленности большой

противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». Хотелось бы отметить, что при

сокращении на Северном флоте противолодочных сил более чем в два раза

эффективность их действия возросла более чем в три раза.

Разумеется, реформирование ВМФ связано и с большими трудностями. Из-за

недостатка средств медленно решаются задачи его развития. В то время, как

боеготовый состав флота – это 75 % кораблей, прослуживших 10 – 15 лет.

Исправность самолетного парка флота составляет только 50 %.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, ВМФ решает задачи надежной

охраны морских рубежей Отечества, а в результате реформирования возрастет

роль Военно-Морского флота как важного фактора сдерживания любой возможной

агрессии.

Современный этап военной реформы характерен крупными преобразованиями

в Сухопутных войсках. Перемены в этом виде Вооруженных Сил происходят

масштабные и по форме, и по содержанию. С января 1998 г. прекратил

существование Главкомат Сухопутных войск. На его базе сформированы Главное

управление Сухопутных войск и Главное управление боевой подготовки

Вооруженных Сил, а также три командования родов войск – армейской авиации

(АА), ПВО, ракетных войск и артиллерии (РВ и А). Все эти структуры

подчинены заместителю министра обороны. Управленческие структуры в

Сухопутных войсках повсеместно сокращены на 30 %.

К концу 1998 г. численность Сухопутных войск сокращена с 400 тысяч (на

март 1998 г.) до 280 тысяч военнослужащих. Под сокращение попал почти

каждый четвертый военнослужащий. Но Сухопутные войска не просто сокращены,

они реорганизованы, преобразованы, что не привело к снижению их

боеспособности.

На основе десятков дивизий создаются базы хранения вооружения и боевой

техники, что важно с мобилизационной точки зрения. В составе оперативно-

стратегических группировок войск формируются соединения и части постоянной

боевой готовности. Предполагается на начальном этапе иметь 10 дивизий

постоянной готовности. Среди них – одна специализированная, предназначенная

исключительно для выполнения миротворческих задач. Причем, по мере

улучшения экономических возможностей государства число их будет расти. В

настоящее время уже есть несколько таких дивизий, отдельных бригад и

полков. Эти соединения и части в первую очередь оснащаются новым оружием и

системами управления. Благодаря этому практически вдвое повышается их

боевой потенциал.

В ходе первого этапа военной реформы произошли серьезные изменения в

Воздушно-десантных войсках. В их боевом составе имеется 4 дивизии,

отдельная бригада, Рязанское высшее училище, а также бригада и полк

миротворческих сил. Общая численность ВДВ к маю 1998 г. была уменьшена на

10 тыс. человек. В настоящее время за счет сокращенных частей

укомплектованы до полного штата девять парашютно-десантных полков,

отдельная воздушно-десантная бригада и четыре артполка. Это дало

возможность ввести их в состав частей постоянной готовности для действий в

составе группировок Сухопутных войск, а также для применения в качестве

воздушных десантов.

В текущем году развернуто реформирование и других войск. На основе

утвержденных Президентом РФ специальных документов ведется, реформирование

Пограничных войск, Внутренних войск, воинских структур Министерства по

чрезвычайным ситуациям (МЧС) и т. д.

Реформируется оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Именно от него

напрямую зависит оборонная безопасность страны и перспектива военной

реформы. Число оборонных предприятий сокращается с 1.700 до 600. При этом

сохраняются и модернизируются предприятия, работа которых сориентирована на

производство высокотехнологической военной продукции, новейших вооружений и

военной техники. Создаются условия для военно-технического перевооружения

армии и флота.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы - коренная

реорганизация системы военного образования. Чем это вызвано? Во-первых,

система военного обучения была перенасыщена учебными заведениями. В рамках

Министерства обороны их было – 101. В условиях сокращения Вооруженных Сил

потребность в офицерских кадрах уменьшается. Во-вторых, для большинства

военно-учебных заведений характерна непозволительно малая емкость

обучаемых. Сравните – в гражданском вузе в среднем обучается более четырех

с половиной тысяч студентов, а в 64 военных вузах учились менее полторы

тысячи курсантов в каждом. А на содержание военного училища расходуется

финансовых средств столько же, сколько на содержание развернутой

полнокровной дивизии. Следовательно, нынешняя система подготовки военных

кадров слишком дорого обходится государству.

Как реорганизуется система военного образования? Прежде всего, она

решительно сокращается, главным образом за счет объединения учебных

заведений и их преобразования. В 1998-1999 гг. учебном году число вузов

уменьшено со 101 до 69, а к 1 января 2000 г. – предполагается иметь

порядка 57 военно-учебных заведений. Это: 8 военных академий, 10 военных

университетов, 39 военных институтов и училищ.

При этом возрастет масштаб подготовки офицеров со средним

образованием, ибо далеко не все первичные должности требуют высшего

образования. В некоторых учебных заведениях сокращается срок обучения, так

как не все специальности высшего образования требуют пятилетнего обучения.

Принимаются меры для сохранения и укрепления научного потенциала учебных

заведений. В частности, организуется целевая подготовка ученых для училищ,

расположенных на территории восточных военных округов. В рамках

реформирования военной науки осуществляется поэтапное сокращение количества

военно-научных учреждений Министерства обороны почти вдвое.

В соответствии с Концепцией военного строительства уже в ходе

современного этапа военной реформы планируется пересмотр военно-

административного деления страны. До середины 1998 г. в России имелось: 8

военных округов и 4 флота; 7 округов внутренних войск; 6 пограничных

округов; 9 региональных центов МЧС. Теперь устанавливается единое военно-

административное деление территории страны по 6 стратегическим

направлениям: Западное (в границах Московского военного округа); Северо-

Западное (в границах Ленинградского округа); Юго-Западное (в границах

Северо-Кавказского военного округа); Центрально-Азиатское (в границах

Приволжского и Уральского военных округов с центром управления в Самаре);

Сибирское (в границах объединяющихся Сибирского и Забайкальского военных

округов с центром управления в Чите); Дальневосточное (в границах

Дальневосточного военного округа).

Упраздняются округа Внутренних войск. Вместо них будут созданы

региональные командования (управления). А сами внутренние войска в

перспективе будут преобразованы в Федеральную гвардию, комплектуемую

исключительно на контрактной основе. Пограничные округа преобразуются в

региональные управления, а пограничные войска в перспективе – в пограничную

охрану. Существенные изменения произойдут в МЧС, Железнодорожных войсках и

других силовых структурах.

Новое военно-административное деление – это придание военным округам

статуса оперативно-стратегических (территориально-стратегических)

командований на соответствующих стратегических направлениях. Оперативно-

стратегические командования будут ответственными за состояние, развитие,

подготовку и применение дислоцированных в границах округа всех военных

формирований независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства.

Эта мера позволяет централизовать все имеющиеся силы и средства,

рационально их использовать, обеспечивая безопасность на том или ином

стратегическом направлении.

Концепция военного строительства предусматривает усиление

взаимодействия силовых структур. В связи с этим возрастет координирующая

роль и ответственность Министерства обороны и Генерального штаба за

обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

В числе приоритетных задач военной реформы – формирование единой

системы технического и тылового обеспечения, как Вооруженных Сил, так и

других войск. В настоящее время автономно действуют три самостоятельные

системы тылового обеспечения: Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД и

Пограничных войск. Они фактически параллельно осуществляют обеспечение

своих войск однотипными материальными средствами. Их интеграция в единую

систему обеспечивает большую экономию финансовых и материальных средств,

высвобождает значительное число военнослужащих, а главное – повышает

надежность и оперативность тылового обеспечения всех силовых ведомств.

Одна из важных и трудных особенностей современного этапа военной

реформы состоит в том, что она проводится в условиях жестких финансовых

ограничений.

Это больной вопрос. Из утвержденных Законом «О федеральном бюджете на

1998 г.» на реформирование Вооруженных Сил около 4 млрд. рублей фактически

за 9 месяцев 1998 г. было получено только около двух. Финансовый кризис

лишь усугубил крайне тяжелое положение армии и флота.

С резким подорожанием продовольствия, товаров и услуг значительно

обесценились ассигнования, выделяемые Министерству обороны, и задерживаемое

к выплате денежное довольствие военнослужащих. Из-за острейшего дефицита

денежных средств укомплектованность новым оружием и техникой пока

составляет лишь 30 %. Сегодня 53 % самолетного парка и около 40 %

вертолетного парка находятся в неисправном состоянии или требуют ремонта.

Все это, естественно, негативно сказывается на ходе проводимых

преобразований.

Вполне очевидно, что без устойчивого и в рациональных объемах

финансирования в нынешних условиях просто не обойтись. Часть требуемых

средств изыскиваются за счет мобилизации внутренних резервов самих

Вооруженных Сил. Армия и флот освобождаются от предприятий и организаций,

объектов и структур, без которых их жизнедеятельность практически не

пострадает, и они вполне способны существовать. Реализуются высвобождаемые

военные городки, военное имущество и т.д. Вырученные средства, конечно,

пополняют, но далеко, не восполняют сокращаемый оборонный бюджет. Поэтому

несмотря на все сложности в экономике предпринимаются меры, чтобы он

соответствовал потребностям эффективного проведения военной реформы и

поддержанию на должном уровне обороноспособности страны.

Следует особо подчеркнуть, что темпы военной реформы в решающей мере

зависят от уровня социальной защищенности военнослужащих, которое во многом

определяет их отношения к проводимым преобразованиям. В «Концепции

национальной безопасности Российской Федерации» отмечается: «В обеспечении

национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере особую

роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего.

Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.