рефераты бесплатно

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

Под памятью психологи понимают процессы организации и сохранения прошлого

опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности, в

том числе и в интересах психологической войны.

Различают следующие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную,

словесно-логическую. Все они связаны с процессами запоминания, которые,

кроме того, содержат элементы мышления (в сложном и противоречивом

единстве с речью), внимания, проявления интересов и потребностей, эмоций и

чувств.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание

материала в памяти. Успешность запоминания определяется в первую очередь

возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

Важную роль среди его механизмов играет повторение. Вместе с тем можно

обойтись и без повторения, если человеку надо запомнить жизненно важный

материал, либо сведения, несущие большую смысловую нагрузку.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся

обобщенным отражением действительности в таких объективных ее свойствах,

связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному

восприятию.

Психологи рассматривают мышление прежде всего как деятельность,

направленную на решение определенной задачи (проблемы). Именно проблемная

ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса, то

есть такая ситуация, для которой нет готового решения. Мыслить человек

начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивле ния или

недоумения, с осознания какого-либо противоречия, несоответствия,

несуразности.

Использование понятий, логических конструкций характерно для

словесно-логического мышления. Этот вид мыслительной деятельности

функционирует на базе лингвистических средств. Фактически он применяется

человеком в сферах его индивидуальной компетентности. В остальных случаях

преобладает наглядно-образное мышление (воображение) на основе образов и

простейших языковых средств, позволяющих наиболее полно воссоздать все

многообразие различных фактических характеристик предмета познания.

Существуют закономерности осмысления и усвоения содержания

психологического воздействия.

Так, быстрее осмысливается и усваивается:

- тот материал, который чаще встречается;

- тот, что связан с повседневной практической деятельностью;

- тот, что эмоционально прочувствован;

- тот, что соответствует национальному образу мышления.

Например, англичане и американцы лучше осмысливают логически просто

построенные рассуждения, французы предпочитают оригинальные идеи,

эмоционально окрашенные сообщения. Китайцы любят образные выражения, немцы

- систематизированные сведения, преподнесенные в традиционном духе.

Важно, чтобы психологическое воздействие вызвало у противника стремление

анализировать события, происходящие на фронте и в тылу; сопоставлять

информацию, полученную извне, со сведениями, полученными от своего

командования и национальных средств массовой информации, чтобы оно

побуждало его делать выводы, нужные субъекту психологической войны.

По этой причине построение психологического воздействия и особенно

пропагандистского сообщения должно соответствовать схеме: вопрос,

гипотетический ответ, аргументы, утверждение. В то же время это построение

должно учитывать конкретную специфику объекта, в частности, его

социально-психологические и национально-психологические особенности.

В интересах повышения эффективности психологического воздействия

необходимо также принимать во внимание особенности \\\"работы\\\" эмоций:

- а) Для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше

использовать эмоциональную форму обращения.

- б) Для выработки сравнительно устойчивой ориентации личности,

формирования фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более

оправдано воздействие на рациональную сферу сознания.

- в) Эмоциональную и рациональную формы психологического воздействия

необходимо использовать комплексно. Начинать всегда лучше эмоционально,

последующая часть может быть рациональной. Тогда сила эмоционального

обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации,

пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам. А последующее

обращение к рациональной сфере сознания делает психологическое воздействие

более эффективным и продолжительным по времени.

Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная

активность могут препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии

сильного эмоционального возбуждения испытывает значительные трудности при

выполнении серьезной умственной работы. И наоборот, человеку, включенному

в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные

аффективно-эмоциональные переживания.

Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует

особо надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на

людей с высоким интеллектуальным уровнем развития рационально построенное

воздействие оказывает более сильное влияние, чем эмоционально окрашенное.

Поэтому, когда объектом воздействия является офицерский состав противника,

в большей степени следует опираться на цифры и факты. При обращении же к

рядовому составу - на эмоционально окрашенную информацию.

Действенность психологического воздействия зависит и от того, когда

измеряется его эффект. Если это делается непосредственно после

осуществления воздействия, эффект, как правило, максимален. Далее, с

течением времени он снижается. Но при этом рационально построенное

воздействие более продолжительно, а эмоциональное - более короткое.

Субъект психологического воздействия не имеет права резко

противопоставлять свою позицию позициям объекта. Если расхождения между

позициями невелико, то действует \\\"закон ассимилятивной оценки близко

стоящих позиций\\\": информация, близкая к собственным позициям людей,

кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот,

взгляды, суждения, мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории,

кажется ей еще более неприемлемыми, чем она могут быть в действительности.

Люди \\\"отворачиваются\\\", \\\"закрываются\\\" от сообщаемой им информации:

срабатывает \\\"закон контрастной оценки\\\".

Цели и задачи психологической войны

Основные цели и задачи психологической войны можно классифицировать по

нескольким различным основаниям. По условиям различают психологическую

войну, осуществляемую в мирное, военное и послевоенное время, а также в

ходе миротворческих операций. По объектам воздействия ее ведут против

военнослужащих, гражданского населения, высшего военно-политического

руководства противника и его союзников. Кроме того, предпринимаются

специальные мероприятия, направленные на формирование нужного отношения к

возможной войне (агрессии) со стороны мирового общественного мнения и

стран-союзников. По времени осуществления цели и задачи психологической

войны подразделяют на долгосрочные (стратегические), среднесрочные

(оперативные) и краткосрочные (тактические).

Целями психологической войны могут являться:

- а) предотвращение возможного военного конфликта;

- б) ослабление морального духа личного состава вооруженных сил и

гражданского населения противника;

- в) склонение их к отказу от участия в боевых действиях;

- г) создание предпосылок для достижения намеченных военно-политических

целей с минимальными людскими потерями и материальными затратами.

Содержание психологических операций

Психологическая война - это комплекс психологических операций и

мероприятий, осуществляемых в соответствии с конкретными целями и

задачами. Обычно она начинается еще в мирное время, в так называемый

угрожающий период. Этот период характеризуется следующими признаками:

Во внешнеполитической области - непрерывно идут интенсивные переговоры

дипломатов (в том числе со всякого рода посредниками); свертываются

торгово-экономические, культурные и иные отношения между членами

противостоящих группировок; происходят разнообразные приграничные

конфликты и т.д.

В экономической области - возрастают темпы и объемы военного производства;

осуществляется перевод промышленности на выпуск военной продукции;

меняется режим работы железных дорог, увеличивается объем военных и других

специальных перевозок всеми видами транспорта и т.д.

В военной области - резко усиливается разведывательная деятельность всех

видов; происходит концентрация войск в приграничных районах; частично

мобилизуются резервисты; вооруженные силы переходят в режим боевой

готовности.

Во внутриполитической области - объявляется особое (либо военное)

положение; разжигаются шовинистические и националистические настроения;

вводится военная цензура во всех средствах массовой информации;

запрещается (или существенно ограничивается) деятельность оппозиционных

политических партий, пацифистских и диссидентских движений и т.д.

В области психологической войны:

- резко усиливается противоборство между вероятными противниками в

информационной сфере;

- происходит боевое развертывание органов психологической войны;

- начинают осуществляться психологические операции.

Продолжительность угрожающего периода зависит от характера развития

военно-политической обстановки и эффективности мер политического

урегулирования конфликта. Как правило, он включает в себя период

повышенной напряженности, составляющий от 1-2 до 8 месяцев, и период

резкого обострения обстановки, длящийся от 5 до 25 суток.

С началом боевых действий осуществляются разнообразные оперативные и

тактические психологические операции, являющиеся продолжением

стратегической психологической операции и неотъемлемой частью вооруженной

борьбы.

Своеобразие психологических операций в угрожающий период

Психологические операции в угрожающий период обычно проводят для

достижения следующих целей:

- изоляции вероятного противника на международной арене;

- подрыва морально-психологического состояния личного состава его

вооруженных сил и гражданского населения;

- усиления антивоенных и антиправительственных настроений в стране

противника;

- консолидации населения и личного состава своих вооруженных сил и

стран-союзников.

Содержание психологических операций в угрожающий период конкретизируется в

зависимости от:

- политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки

на ТВД;

- размаха деятельности оппозиционных политических партий, диссидентского и

пацифистского движений в стране вероятного противника;

- особенностей психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа

в стране противника.

Основными объектами психологических операций в угрожающий период

выступают:

- личный состав вооруженных сил противника;

- его гражданское население;

- население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;

- военнослужащие и народ своей страны.

Психологическое воздействие на личный состав вооруженных сил противника

осуществляется в форме:

- разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных

военнослужащих и их семей;

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- разжигание противоречий, существующих между различными

социально-этническими группами в вооруженных силах противника;

- пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной

техники, вооружения;

- указания военнослужащим противника возможных способов уклонения от

личного участия в боевых действиях.

Психологическое воздействие на гражданское население противника

осуществляется в тех же формах, что и воздействие на личный состав

вооруженных сил противника, плюс призывы к участию в антивоенных

выступлениях оппозиции, религиозных и пацифистских организаций.

Психологическое воздействие на население и военнослужащих нейтральных и

союзных государств осуществляется в форме:

- дискредитации военно-политического руководства государства-противника;

- пропаганды целей и методов собственной внешней политики;

- пропаганды своего военного превосходства над противником.

Психологическое воздействие на военнослужащих и народ своей страны

осуществляется в форме:

- повышения их морального духа, предотвращения паники;

- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;

- осуждения и критики антиправительственных и антивоенных сил и движений;

- противодействия пропаганде противника.

Формирование у противника отрицательного отношения к возможной войне

Основная цель психологического воздействия в этом направлении - подрыв

морально-политического и психологического потенциала противника,

формирование среди военнослужащих и гражданских лиц устойчивой

отрицательной установки по отношению к возможной войне. Специалисты

считают, что надо доказывать ее бесперспективность и разрушительные

последствия сразу в двух аспектах:

а) для страны в целом.

б) для каждой семьи.

В результате можно существенно ослабить моральный дух народа и армии

противника, а иногда даже предотвратить войну.

СССР и США неоднократно достигали своих политических целей путем простой

демонстрации военной силы (проводили учения возле границ тех или иных

государств, посылали военные корабли к их берегам, концентрировали войска,

делали другие демарши). Так, Советский Союз размещал свои

оперативно-тактические ракеты на Кубе и возле границы с Китаем. США

посылали свои эскадры в воды Северной Кореи и Вьетнама в 40-ые-60-ые гг.,

Ирака в 80-90-ые гг., Гаити в 1994 г. и т.д.

Помимо этого широко применяется система экономических санкций,

направленная на подрыв основных отраслей экономики государства-противника.

Экономические санкции предпринимались против Ирака, Югославии, Кубы,

Ливии, других стран. Они влекут за собой значительное снижение уровня

жизни основной массы народа, гиперинфляцию, нехватку многих необходимых

товаров и т.д. Морально-психологическое состояние большинства народа (а

также военнослужащих как его части), изнуренного длительным экономическим

кризисом или запуганного демонстрацией превосходящей военной мощи обычно

снижается.

В угрожающий период каждое государство стремится прежде всего создать

благоприятную для себя обстановку на международной арене и в стране

противника. Так, в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские

острова (1982 г.) Великобритания осуществляла эффективное психологическое

воздействие на военнослужащих и гражданское население Аргентины. Основной

акцент был сделан при этом на доказательство бессмысленности сопротивления

аргентинских войск, оккупировавших архипелаг. Одновременно Великобритания

распространяла выгодную для себя информацию в странах Британского

содружества, НАТО и ЕЭС, а через них и в других странах мира. В результате

ей удалось склонить международное общественное мнение на свою сторону.

Стратегическая психологическая операция Израиля против организации

\\\"Хезболлах\\\" в Ливане (1993 г.) преследовала аналогичные цели. В ходе ее

израильское руководство стремилось не столько запугать непримиримую часть

палестинцев, сколько заручиться поддержкой мирового общественного мнения.

Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на

формирование среди военнослужащих и населения противника отрицательного

отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.

Дискредитация военно-политического руководства противника

Основная цель психологических операций данного направления - подрыв

авторитета военно-политического руководства противника в глазах

собственного населения, личного состава вооруженных сил, мирового

общественного мнения

0x01 graphic

\\\"Два сапога - пара\\\". Английский плакат, высмеивающий двух диктаторов -

Гитлера и Сталина - вступивших в сговор друг с другом (издан в начале

сентября 1939 г. после подписания пакта Молотова-Риббентропа).

Для этого активно применяют различные способы, в том числе:

- тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно

характеризующих командный состав и политическую верхушку противника;

- высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое

руководство и командный состав вооруженных сил противника;

- распространение дезинформации и ложных слухов о них;

- привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;

- использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство отдельных

представителей военно-политического руководства;

- четкое деление их на \\\"плохих\\\" и \\\"хороших\\\".

Использование компрометирующих фактов биографии политического или военного

деятеля, подкрепленные достаточными доказательствами, может весьма

существенно снизить его авторитет. Подтверждением тому является случай,

произошедший в 90-е годы с председателем комитета начальников штабов

вооруженных сил США генералом Дж. Шаликашвили. Журналисты \\\"раскопали\\\" и

опубликовали документы, истинность которых не вызывает сомнений. Согласно

им оказалось, что Дмитрий Шаликашвили, отец американского генерала, во

времена высадки союзников в Нормандии (июнь 1944 г.) служил в войсках СС.

Ранее он был офицером польской армии. После ее разгрома он с помощью

влиятельных родственников в Германии сумел стать офицером специального

грузинского батальона, входившего в войска СС. Несмотря на заявление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.