рефераты бесплатно

МЕНЮ


Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

воинской обязанности, законов об укреплении воинской дисциплины, об охране

собственности, об ответственности за выпуск и поставки в войска

недоброкачественной и некомплектной продукции, положения о материальной

ответственности военнослужащих и других актов.

Особое место в работе военных прокуроров занимает надзор за

исполнения воинских уставов. Военные прокуроры призваны всемерно помогать

командирам в предотвращении, выявлении и устранении нарушений уставных

требований.

В порядке осуществления надзора за исполнением законов военным

прокурорам дано право истребовать приказы, инструкции и другие акты,

издаваемые органами военного управления и должностными лицами, для проверки

соответствия этих актов закону. Они могут производить на месте проверку

исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о

нарушении закона, требовать от должностных лиц представления необходимых

документов и сведений. Получив данные о нарушении закона, они вправе

ставить вопрос перед соответствующими командирами и начальниками о

производстве проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских

частей и учреждений, требовать от должностных лиц, военнослужащих и других

граждан личных объяснений по поводу тех или иных нарушений закона.

Прокурор не имеет административной власти и не должен вмешиваться в

административную деятельность командования. Он не производит обследований и

проверок тех или иных отраслей боевой подготовки или административно-

хозяйственной деятельности, не отменяет, не изменяет и не приостанавливает

акты органов военного управления, т.е. ни в коем случае и ни при каких

условиях не подменяет командования. Установив, что приказ или иной правовой

акт военного управления противоречит закону, военный прокурор обязан

опротестовать его, ставя вопрос об отмене или изменении этого акта, об

устранении допущенного нарушения. Протест вносится командиру (начальнику),

издавшему такой акт, или вышестоящему командиру и подлежит рассмотрению не

позднее чем в 10-дневный срок.

Другой правовой формой прокурорского реагирования на нарушение закона

является представление, вносимое военными прокурорами командирам

(начальникам). Основное назначение этого документа заключается в постановке

вопроса об устранении нарушений закона, причина и условий, способствующих

преступлениям и иным правонарушениям. В представлениях военные прокуроры

могут вносить предложения о принятии мер, необходимых, по их мнению, для

укрепления законности, для усиления борьбы с преступностью. Представления о

принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению

преступлений, имеет право вносить и военные следователи.

Командиры (начальники) обязаны не позднее чем в месячный срок

рассмотреть представление военного прокурора или следователя, принять

необходимые меры по устранению нарушений закона и их причин. Форма

реагирования со стороны командиров на представления может быть различной. В

одних случаях издаются приказы и распоряжения об устранении нарушений

закона, о ликвидации недостатков в организации службы, в воспитательной и

предупредительной работе; в других случаях проводятся совещания по правовым

вопросам, занятия с теми или иными категориями военнослужащих и т.д.

Военные прокуроры осуществляют также постоянный надзор за соблюдением

законности при содержании арестованных на гауптвахтах и осужденных,

отбывающих наказание в дисциплинарных батальонах.

Важной областью работы военных прокуроров является постоянное

осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов

дознания Вооруженных Сил РФ, военных следователей, а также следователей

органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных

военным трибуналам, в частности дел о шпионаже.

К подследственности военных следователей отнесены следующие

уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ,

военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами

офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной

безопасности;

- о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в

связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской

части, в военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации.

Законом определено, что если при расследовании дела по обвинению

одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений

дело хотя бы об одном из этих лиц или об одном из преступлений

подследственною военному следователю, а о других - следователю

территориальной прокуратуры или органов внутренних дел, то все это

дело расследуется военным следователем.

Осуществляется надзор заточным исполнением законов в деятельности

органов дознания и предварительного следствия, военные прокуроры обязаны:

- привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении

преступлений;

- принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление в Вооруженных

Силах не осталось не раскрытым и ни один преступник не уклонился от

ответственности;

- строго следить за тем, чтобы ни один военнослужащий, рабочий или

служащий Вооруженных Сил не подвергался незаконному и необоснованному

привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в

правах;

- следить за неуклонным соблюдением органами дознания и

предварительного следствия установленного порядка расследования

преступлений.

При этом военные прокуроры вправе давать органам дознания и

подчиненным прокурорам и следователям указания о расследовании преступлений

и розыске скрывшихся преступников, требовать для проверки уголовные дела,

документы и материалы о совершенных преступлениях, участвовать в

производстве следствия и дознания и в необходимых случаях лично производить

расследования по делу, отменять незаконные и необоснованные постановления

органов дознания, а также подчиненных прокуроров и следователей, прекращать

уголовные дела по основаниям, указанным в законе и т.п.

И наконец, одно из важных обязанностей военных прокуроров является

обеспечение надзора за соблюдением законности при рассмотрении военными

трибуналами уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к их ведению.

Эту задачу военные прокуроры осуществляют путем участия в

распорядительных заседаниях суда и в pассмотpеии уголовных и гражданских

дел в судебных заседаниях, путем поддержания государственного обвинения, а

также путем внесения в установленном законом порядке протеста на незаконные

и необоснованные приговоры, решения, определения и постановления военных

трибуналов, путем надзора за исполнением приговоров и т.п.

Военная прокуратура ведет учет всех преступлений, совершенных

военнослужащими Вооруженных Сил РФ, а также военнообязанными во время

прохождения ими учебных сборов. Поэтому о каждом преступлении, а также о

происшествии, повлекшим гибель людей и другие тяжкие последствия, командиры

(начальники) обязаны немедленно уведомлять соответствующего военного

прокурора.

6 ВОПРОС: “Военные суды”.

Задачи военных судов, их структура и комплектование

Военные суды, осуществляющие задачи правосудия в Вооруженных Силах

страны и призванные вести борьбу с посягательствами на безопасность РФ,

боеспособность войск, воинскую дисциплину и установленный в Вооруженных

Силах РФ порядок несения воинской службы входят в единую судебную систему

РФ. Они отправляют правосудие на основании тех же принципов правосудия и

тех же законов, что и другие суды (имеются в виду уголовные и гражданские,

уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы). Специфические

вопросы комплектования и деятельности военных судов и их структура

определены Положением о военных трибуналах, 25 июня 1980 года и утверждены

федеральным Конституционным законом РФ " О судебной системе РФ ", принятого

Государственной Думой 23.10.1996 года и собранием одобренным Советом

Федерации 26.12.1996 г. Военные суды создаются по территориальному принципу

по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в

войсках, органах и в формированиях, где федеральным законом предусмотрена

военная служба.

Военные суды организуются и действуют в округах, группах войск, флотах,

армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. При необходимости

могут создаваться также военные суды видов Вооруженных Сил РФ. Высшим

военно-судебным органом является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Организационное руководство военными судами осуществляет Управление военных

судов Министерства юстиции РФ.

Комплектование судов производится на начальных выборности.

По следующему положению, судьей и народным заседателем может быть избран

каждый гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший ко дню

выборов 25 лет. Требование о том, что судьей не может быть лицо моложе 25-

летнего возраста, исключает возможность привлечения к осуществлению

правосудия лиц, не обладающих жизненным опытом. Это требование относится и

к судьям военных судов. Что же касаться народных заседателей, то для

военных судов сделано исключение: народные заседатели военных судов

избираются из граждан, состоящих действительной военной службе. Такое

исключение вызвано необходимостью привлечения к отправлению правосудия в

армии не только офицеров, прапорщиков и мичманов, но и военнослужащих

срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных Сил

РФ.

Все судьи военных судов - председатели, заместители председателей и

члены военных судов - избираются сроком на 5 лет из числа офицеров,

состоящих на действительной военной службе, имеющих соответствующее

юридическое образование и моральное право судить других, Народные

заседатели военных судов избираются открытым голосованием на общих

собраниях военнослужащих воинских частей (учреждений) сроком на 2 года из

числа наиболее дисциплинированных и авторитетных воинов.

Военные суды относятся к судам РФ и выносят приговоры и решения

именем Российской Федерации. Отнесение военных судов к судам РФ обусловлено

особенностями организации Вооруженных Сил, единством установленного в них

воинского правопорядка и централизацией управления войсками.

Подсудность дел военным судом определена в Положении о военных

трибуналах. Согласно его военным судам подсудны:

а) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также

военнообязанными во время прохождениями ими учебных сборов;

б) дела обо всех преступлениях, совершенных лицами офицерского,

сержантского и рядового состава органов государственной безопасности;

в) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы,

совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых

учреждений;

г) все дела о шпионаже;

д) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых

имеется специальное указание в законодательстве РФ.

Таким образом, в отличие от общих судов, которые призваны

рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, на военные суды

возложено рассмотрение только уголовных дел. Однако Положением

предусмотрено, что в отдельных местностях, где в силу исключительных

обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все

уголовные и гражданские дела.

Кроме того, в Положении содержатся указания по ряду частных случаев,

возникших в практике определения подсудности дел. На вопрос о том, какой

суд должен рассматривать дело, когда оно по одним признакам подсудно, а по

другим - военному суду, дается ответ в соответствии с общими принципами

уголовно-процессуальных кодексов; если дело хотя бы по одному из признаков

подсудно военному суду, оно не может рассматриваться общим судом.

Разрешен вопрос о подсудности дел на лиц, состоящих на действительной

военной службе, но совершивших преступления до их призыва на военную

службу, и, наоборот, в отношении лиц, совершивших преступления в период

прохождения военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенных

из рядов Вооруженных Сил. В первом случае дело подсудно общему суду, во

втором - военному суду.

Закон четко регламентирует подсудность дел различным звеньям военных

судов и Военной коллегии. В основу определения этой подсудности положены

должностное положение и воинское звание обвиняемого, а также тяжесть

предусмотренного законом наказания за то или иное преступление. Согласно

положению о военных судах, военным судам армий, флотилий, воинских

соединений и гарнизонов подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих звание

воинское до подполковника, капитана 2 ранга включительно, а военным судам

округов, флотов и групп войск - дела о преступлениях лиц, имеющих воинские

звания "полковник" и "капитан 2 ранга" или занимающих должности от

командиров полка, командира корабля 2 ранга и выше и им равных по

служебному положению, а также дела обо всех преступлениях, за которые по

закону в условиях мирного времени предусмотрена смертная казнь.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

1. В качестве суда первой инстанцией дела исключительной важности,

подсудные военным трибуналам, а также дела о преступлениях военнослужащих

имеющие воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от

командира соединения и выше, и им равные;

2. Рассматривают кассационные, частные жалобы и протесты нарушения,

приговоры, определения военных видов ВС РФ, округов, групп войск, флотов,

на постановления судей этих трибуналов;

3. Рассматривает в порядке надзора протесты "председателя Верховного

Суда РФ, генерального прокурора РФ, их заместителей, председателя Военной

коллегии Верховного Суда РФ, Главного военного прокурора на решения,

приговоры, определения военных трибуналов видов ВС РФ, округов, группы

войск, флотов, на постановления судей;

4. Рассматривает по заключениям Генерального прокурора РФ или

Главного военного прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по

которым решения, приговоры или определения вынесены военными трибуналами

видов ВС РФ, округов, групп войск и флотов.

Все военные суды совместно с уголовными делами рассматривают иски

воинских частей (учреждений), других государственных или общественных

организаций, а также отдельных граждан о возмещении материального ущерба,

причиненного им преступления.

Принципы деятельности военных судов.

Военные суды, как и вся судебная система РФ, действуют в строгом

соответствии с демократическими принципами осуществления правосудия,

содержащимися в основах законодательства о судоустройстве РФ.

Демократические принципы правосудия выражаются в том, что они

осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом и в

точном соответствии с законодательством РФ, в независимости судей при

осуществлении правосудия и подчинении их только закону, в создании

выборности судов, в коллегиальном рассмотрении дел в судах всех инстанций,

в ведении судопроизводства на языке союзной или автономной республики

(автономной области, национального округа) или же на языке большинства

населения данного района, в открытом разбирательстве дел (за исключением

предусмотренных законом отдельных случаев), в обеспечении обвиняемому права

на защиту.

Законодательство не просто декларирует эти принципы, а

предусматривает конкретные условия и гарантии, обеспечивающие их

реализацию.

Равенство граждан перед законом и судом независимо от социального,

имущественного и служебного положения, национальной и расовой

принадлежности и вероисповедания заключается не только в признании за ними

равных политических, трудовых, жилищных и иных личных и имущественных прав,

но и в предоставлении им одинаковых возможностей для охраны и защиты этих

прав.

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом означает,

что суд, рассматривая дело, обязан, прежде всего, сам строго соблюдать

требования закона, регулирующие судопроизводство и требовать этого от всех

других участников судебного разбирательства нарушения, допущенного при

производстве дознания или предварительного следствия, суд вправе частным

определением обратить на это внимание соответствующих должностных лиц.

Установленные уголовно-процессуальным законом правила

судопроизводства, призванные обеспечить строгое соблюдение законности при

отправлении правосудия и не допустить вынесения неправосудного приговора,

позволяют судебно-следственным органам вести успешную борьбу с

правонарушителями и добиваться того, чтобы ни один виновный не ушел от

законной ответственности, и ни один невиновный не понес наказания. Иными

словами, правила судопроизводства обеспечивают гражданам конституционный

принцип неприкосновенности личности. Вот некоторые из гарантий этого

принципа, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе:

- никто не может быть признан виновным, и подвергнут уголовному

наказанию, иначе как по приговору суда;

- обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и

должен выноситься лишь при условии полной доказанности вины подсудимого в

ходе судебного разбирательства;

- закон запрещает применять к обвиняемому насилие, угрозу и другие

методы следствия;

- признание подсудимым своей вины, не подтвержденное совокупностью

иных доказательств, не может быть положено в основу обвинительного

приговора.

Важной гарантией соблюдения законности при отправлении правосудия

является принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Согласно требованиям уголовно-процессуальных кодексов доказательства,

собранные в процессе предварительного следствия или дознания, не имеют для

суда заранее установленной силы, для него не обязательны выводы, сделанные

лицом, проводившим следствие или дознание. Суд может привлечь новые

доказательства виновности или невиновности лица, привлеченного к уголовной

ответственности. Собранные по делу доказательства судьи оценивают по

внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.