Контрольная работа: Система жанров в древнеруской литературе
Жертвенность
во имя самореализации переходит в смиренное самопожертвование. Так развивается
категория жертвенности, под которой предлагается понимать совокупность
представлений о жертве как жертвоприношении и жертве как самопожертвовании в
развитии от этнографических и фольклорных институтов к современной культуре и
литературе. Данная категория реализуется во взаимодействии ритуальных и
словесных форм культуры.
В
древнерусской литературе категория жертвенности наиболее полно и ярко
реализуется в жанре воинской повести, развиваясь вместе с ним, раскрывая все
новые стороны своего содержания, являясь основополагающей для этого жанра. Но
основа традиции реализации категории жертвенности в воинской повести была
заложена уже в самом начале развития воинской повести, что делает необходимым
изучение отечественного перевода «Истории иудейской войны» именно в данном
аспекте.
По мнению
Мещерского, отечественный перевод «Войны» выполнен с таким литературным
мастерством, что его можно считать оригинальным произведением отечественного
переводчика, которого можно называть автором [11]. Он переработал текст,
вставив в него многие добавления, сделав более выразительными, детально
богатыми сцены сражений, которые играют существенную роль в развитии
повествования.
В «Истории»
рассказывается о восстании иудеев против римской власти, полном героизма и
окончившемся трагически. Иосиф был одним из предводителей восставших, но после
гибели своих войск предпочел смерти римский плен, и постепенно достиг уважения
своих победителей. Он стал свидетелем падения нескольких иудейских городов и
длительной и успешной осады самого Иерусалима.
В «Истории»
представление о воинском подвиге как испытании мужественности и о
самопожертвовании соединяются в новом ракурсе: быстро становится понятно, что
восстание обречено на поражение, но иудеи отказываются сдаться и предпочитают
смерть пленению, которое означает для них потерю веры, родины и храма: «Аще и
беда случится нам, сладку смерть да приметь пред святыми враты. И душу свою
положим ни за жены, ни за дети, но за бога и за цьркъвь».
Их
сопротивление отчаяния противопоставляется римской науке войны, подчиненной
жесткой дисциплине и основанной на укреплении боевого духа. Иосиф восхищается
римлянами и сам старается обучить вверенное ему иудейское войско по римскому
образцу. Особая роль отводится римским военачальникам Веспасиану и его сыну
Титу. Позднее с Веспасианом был сравнен Александр Невский в «Житии Александра
Невского».
В «Истории»
рассказывается о героизме римлян и иудеев, как военачальников, так и рядовых
воинов. В оппозиции двух типов мужественности на стороне римлян – знание и вера
в победу, на стороне иудеев – вера отцов и стремление умереть за нее. В Масаде,
одном из последних оплотов восстания, все население города-крепости (в том
числе женщины и дети) отказывается сдаваться в плен и совершает массовое
самоубийство по призыву своего военачальника: «Свобода есть мужеска смерть съ
возлюбленными своими… Тако время и богъ посла на ны, тако римляне не хотять, но
блядуть, да никто же нас не умреть пред плененимь, но потеснимся упредити
упование ихь и въ веселиа место, ему же надеются обрести нашимь пленениемь, да
ужасъ приимуть и подивятся нашему твердосердию!».
Восставшие
становятся мучениками. Смерть для них – и очищение от грехов, в числе которых –
осквернение иерусалимского храма, являющихся истинной причиной поражения и,
первоначально, вторжения римлян: «Но богъ осудилъ того града за разноличныя грехы
в живущих в них, и, хотя очистити святая огнемь». Это представление сродни
учению о бедствиях, в том числе и нашествии врагов, как казнях божиих, подробно
развитое в древнерусской литературе. Иудеи наказываются не только за
отступление от веры от благочестия предков, но и, в христианском представлении,
за неприятие и распятие ими Христа.
Отечественный
автор воспринимает и развивает словарь соответствующей жанру воинской повести
лексики, он разрабатывает воинские формулы, которые получили долгую жизнь в
древнерусской литературе, развивает образы и символику воинской повести.
Но «История»
не знает некоторых важных мотивов более поздней оригинальной древнерусской
воинской повести. Так, она не знает мученичества за веру в ее христианском
выражении, подразумевающем подражание Христу.
В
древнерусской воинской повести использовались все достижения автора
отечественного перевода «Истории Иудейской войны», но понимание воинского
подвига приобрело новую глубину: самоотверженность иудеев соединилась с
мужественной доблестью римлян, и развился новый образ воина, который соединял в
себе мифологичность Девгения и богатырей и христианскую жертвенность Бориса и
Глеба или святого Егория Победоносца. Благодаря этому такое естественное,
гендерно определенное представление о мужчине как воине обогатилось толкованием
воинского подвига как подвига христианского мученичества.
Не зря Русь
быстро приняла с большим трудом давшийся Византии постулат о том, что воин,
погибший на поле брани, является мучеником за Христа. Новое понимание воинского
подвига оправдывает воинское служение и предоставляет ему новый статус – статус
святости, что позволяет сформировать пантеон отечественных святых, основанием
которого становится, наряду с монахом-подвижником, воин-мученик, в образе
которого реализуется представление о княжеской и, шире, мирской святости. Новое
понимание воинского подвига зиждется на представлении о вольном
самопожертвовании как подражании Христу, что является новой ступенью в развитии
категории жертвенности.
3. Объединяющие
жанры
Первичные
жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись,
хронограф, четьи-минеи, патерик.
3.1
Летопись
Летопись –
это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр
древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к.
не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и
юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в
определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет»,
которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской
летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии
киевских князей и о возникновении древнерусского государства.
Повествование
в летописи было двух типов: собственно погодные записи – сообщения о событиях,
и летописные рассказы – описания событий, с конкретными деталями, диалогами.
Вторые, в свою очередь представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о
событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более
реалистичны; другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания,
легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая
лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и
эффект неожиданности.
Летописи
относятся к числу «объединяющих жанров» (термин Д.С. Лихачева),
подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно,
воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных
документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской
литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Хождение за три моря» Афанасия
Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции
предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях.
Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их,
стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической
концепции и политическим установкам.
Летописи
исторических событий начали вестись в Киеве, по-видимому, уже в конце 10 века.
Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019–1054);
по мнению Д.С. Лихачева. в первой половине 1040-х годов мог быть составлен
свод преданий о возникновении христианства на Руси, продиктованный стремлением
утвердить мысль, что история России подобна истории других христианских
государств, и тем самым поднять авторитет русской церкви и молодого славянского
государства.
Следующий
этап приходится на 1069–1070 гг. и связан с деятельностью инока
Киево-Печерского монастыря Никона; считают, что в 1060-х годах летописному
повествованию придается характерная форма погодных записей, которой русское
летописание принципиально отличается от византийских хроник, где исторический
процесс делится по царствованиям. Около 1095 года создается «Начальный свод»,
сохранившийся в переработанном виде в Первой Новгородской летописи и положенный
в основу замечательного памятника древнерусского летописания, не знавшего себе
равного в тогдашней Европе по мастерству повествования, разнообразии
источников, сложности исторической концепции – «Повести временных лет» (около
1113 года), в которой русская история связывается с историей всемирной.
Общерусское значение «Повести временных лет» осознавалось в Древней Руси: с
сокращениями или дополнениями она открывает почти все позднейшие своды. В 12
-13 вв. наряду с Киевом и Новгородом летописи ведутся в Галиче,
Владимире-Волынском, Чернигове, Владимире-Залесском, Ростове, возможно, в
Рязани. Областным летописям присущ различный стиль повествования. Выдающимися
памятниками 13 века являются летописные повести о битве на Калке и нашествии
Батыя 1237–1241 гг.
Новый подъем
летописания связан с Куликовской битвой 1380 г. и возвышением Москвы; в
1408 (1409) г. создается первый общерусский свод, списком которого была
Троицкая летопись (сгоревшая в московском пожаре 1812 года). Наиболее
замечательным памятником 15 века был свод 1448 года, лежащий в основе первой
Софийской и четвертой Новгородской летописей; свод 1448 года по-настоящему слил
новгородское и владимиро-новгородское летописание, добавив большие вставки из
летописей Твери и Пскова, суздальские и ростовские известия. К 70-м годам 15
века относятся первые доступные нам московские великокняжеские своды (свод
начала 1470-х годов, дошедший в составе Никоновской и Вологодско-Пермской
летописей; свод 1479 года). В1480-х годах независимое местное летописание в
Русском государстве (кроме Пскова) прекратилось. В16 веке летописание
окончательно сосредотачивается в Москве; записи текущих событий носят
официальный характер. Появляется русский Хронограф, объединивший изложение
всемирной истории (от библейских времен до падения Византии) и русской истории
(с древнейших времен до середины 15 века). В конце 1520-х годов при
непосредственном участии митрополита Даниила были составлены Иосафовская и
Никоновская детописи, в 1530-х годах – Воскресенская. На основе Никоновской
летописи в период 1568 – 76 годов по заказу Ивана IV создается самый крупный
летописно-хронографический памятник Древней Руси – Лицевой свод в 10 томах,
украшенный миниатюрами (их более 16 тысяч). В 17 веке общественное и
историческое значение летописей стало постепенно падать
Списков
летописей дошло до нас не менее 1500, однако они относительно поздние (наиболее
ранние Синодальный список первой Новгородской летописи 13–14 вв.,
Лаврентьевская летопись 1377; Ипатьевская и погибшая в 1812 году Троицкая
начала 15 века; Радзивилловская конца 15 века 617 миниатюр).
3.2
Хронограф
Хронограф –
это тексты, содержащие описание времени 15–16 веков.
История
жанра хронографа на русской почве началась, видимо, с составления
хронографической компиляции, которую древнерусские книжники называли
«Хронографом по великому изложению». Этот хронограф до нас не дошел и может быть лишь
частично реконструирован с помощью восходящих к нему памятников:
Хронографической палеи, Еллинского летописца второй редакции и Троицкого
хронографа. Наблюдения
над перечисленными памятниками позволяют предположить, что «Хронограф по
великому изложению» представлял собой компиляцию, основанную на Хронике Георгия
Амартола и, в меньшей степени, на Хронике Иоанна Малалы. Он содержал
конспективное изложение «всемирной истории», по крайней мере от времени
Навуходоносора (о начальной части Хронографа – если таковая вообще была – мы не
можем судить по имеющимся у нас данным) и до времени правления императора
Романа. В конце «Хронографа по великому изложению» содержались краткие сведения
о крещении Руси.
Объем
статьи не позволяет нам подробно остановиться на характеристике «Хронографа по
великому изложению», Еллинского летописца обеих редакций и других
хронографических сводов: мы ограничимся рассмотрением эволюции
хронографического жанра лишь на ограниченном отрезке его истории, а именно на
примере двух редакций Русского хронографа – Хронографа редакции 1512 г. и
Хронографа редакции 1617 г. Но именно в этих памятниках черты жанра
и основные тенденции его развития проявились особенно отчетливо.
3.3
Четьи-минеи
Четьи-минеи
(буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.
Жанр «миней»
– православных богослужебных книг для ежемесячного использования – начал
складываться в Византии не ранее IX в. С X в. там уже бытовали минеи
двух типов: (1) «служебные», предназначавшиеся для служителей клира и (2)
«четьи», адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей
духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон
Логофет или Метафраст (то есть «Пересказчик», 940–976) – византийский церковный
писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные
Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных
славян в начале XI в.
Древнейшие
списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.)
и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона
Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал
образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных
сборников.
В первой
половине XVI в., в условиях укрепления общероссийской государственности и
возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные
соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям,
оказались особенно идеологически востребованными. Большую работу по собиранию
«святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы
новгородский митрополит Макарий (1528–1563). Именно ему принадлежит заслуга в
составлении сводного варианта Четий-Миней – так называемых Великих Миней-Четий,
носящих теперь его имя.
Великие
Минеи-Четьи – это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших
годовой круг чтения на каждый день. К исполнению замысла митрополита были
привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков,
начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий
Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий
Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до
безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его
помощников и «многих различных писарей» свыше 25 лет. Книжники обработали
материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных
церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси
способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки,
разместившейся позже в Москве.
Современным
архивистам известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий,
приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального
хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей
Российского Государственного Исторического музея).
Внешнее
оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле «древнерусского
монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют
названию «великих», так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного
формата, именуемого «александрийский лист» (примерно соответствует современному
листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват. Пышность
и «лепота» словесного оформления переложенных для «душеполезного чтения»
текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию
Московского православного царства, а внешняя монументальность – грандиозности
идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. «третьего Рима».
В состав
Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из
многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных –
Торжественников, Прологов, Требников, сочинения «отцов церкви» – Василия
Великого, Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения
Макария целиком – это Измарагд, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Златая цепь.
Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны
Иосифа Флавия, Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие
ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее
время не сохранились. Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным
собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века».
В XVII в.
Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников – Миней Четьих
Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И. Милютина
(1646–1654), а в конце XVII – начале XVIII в. – в основу Миней Четьих
Димитрия Ростовского (1651–1709), отличающихся образным, выразительным языком,
почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для
грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий
и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи
пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе
старообрядческих сборников – Цветников).
Научное
издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии
наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный
вид древнерусского дидактического источника не опубликован.
3.4
Патерик
Патерик –
описание жизни святых отцов.
Отдельно следует
сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого
языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного
характера. Апокрифы получили особое распространение в 13–14 веках, но церковь
не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.
Список
использованной литературы
1. Кучкин В.А. О формировании Великих
Миней Четиих митрополита Макария. – В кн.: Проблемы рукописной и печатной
книги. М., 1976.
2. Орлов А.С., Героические темы древней
русской литературы, М. – Л., 1944.
3. Гудзий Н.К., История древней русской
литературы, 7 изд., М., 1960.
4. Лихачев Д.С., Исследования по
древнерусской литературе. – Л., 1986.
|