Билеты по административному праву
Билеты по административному праву
Билет №1
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная
власть организационно и институционально подразделяется на три
относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и
судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства,
которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя
постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен
быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство,
которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в
целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное
предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении
исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат,
силовые министерства и ведомства. [Всё это составляет объективную основу
для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз
органами исполнительной власти] Поэтому в демократическом государстве
формирование и порядок деятельности административной (исполнительной)
ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими
нормами. Административное законодательство является правовой основой
построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной,
самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной
власти.
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие
используются понятия: исполнительная власть, государственное управление,
государственная администрация, административная власть. Эти понятия
связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством
более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не
совпадает полностью. Управление – это деятельность, администрация –
основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её
(деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде
всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие
«государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия
«административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба
соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними
понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое
включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный,
административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую
им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и
используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную,
административную) власть.
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть
производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные
только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии
существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
n возбуждение дела;
n установление фактических обстоятельств;
n процессуальное оформление результатов расследования;
n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
n принятие постановления;
n доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)
n обжалование, опротестовывание решения;
n проверка законности постановления;
n вынесение решения;
n реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
n обращение постановления к исполнению;
n фактическое исполнение;
n окончание исполнения (дела).
Билет №2
1. Предмет и метод административного права.
АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает
человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная
сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать –
неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге
в институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о).
Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от
друга.
В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то
время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело
иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР
отрицалась возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная
собственность и возможность конфликта между частным лицом и обществом (
всё право считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный
способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.
Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы
публичного права на отрасли – по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений. ( Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП –
это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации,
обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует
управленческие отн-я.
Признаки управленческих отношений:
1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и
социальных.
2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе.
(Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы(
3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным (
различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и,
соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой
субъект управления существует не для самосовершенствования, а для
воздействия на другие элементы] В социальном управлении объект
воздействия – поведение людей.
5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они
считались необязательными, т.к. считалось, что к административным
отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим
безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим
право вынудить этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е.
законопослушный гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по
должности, всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно
возразить, что тот же самый подвыпивший человек при определённых
обстоятельствах на одном из иностранных языков, обычно используемых на
коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть
кухню ( А.П/о должны всё-таки быть вертикальными. Хотя в определённых
случаях они могут быть и горизонтальными, ZB.: президент своим указом
поручает различным ведомствам заняться одной и той же проблемой
(Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ( тогда эти ведомства работают над ней
на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты
этой их совместной работы были положительными, её необходимо опр. образом
организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять на себя
определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и
осуществляет мягкое неформальное руководство]
6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего
управленческую деятельность.
Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно
регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское
(. Важно тж. учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ.
2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).
3) Новые экономические основы государства.
1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не
было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением.
2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское
время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то
сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый
приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск
государству в случае ущемления его прав) ( появилась новая группа
отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных
лиц от государства [Хотя для защиты этих отношений мало просто это
продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола
публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли
охарактеризовать это гос-во демократическим или нет ( важно, чтобы законы
исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой
сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия
нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать ему на
подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, –
защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже
последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к
народу. (И не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в
развитых западных странах являются предметом АП.
3) Изменились экономические отношения, появились различные формы
собственности. (В СССР все хозяйствующие субъекты находились в
собственности государства, которое и регулировало создание предприятий,
назначение их руководителей, определяло характер производства,
поставщиков продукции, круг покупателей, цены. Сейчас предприятия
выведены из-под такого контроля государства [результатом чего явилось
снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д.] ( сфера
управления значительно сокращена (за государством остались лишь функции
контроля и т.д. – регистрация, лицензирование...) [хотя аппарат
государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР]. Те
же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая
поддерживала нравственность (хотя и с идеологической окраской()
Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления,
поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А,
значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной
корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере
деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач
и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения,
возникающие в остальных органах государства.
Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет
специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются
общественные отношения?).
Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает
управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку
существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем
юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а
используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить,
охранить.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над
другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется
неравенство, этим объясняются особенности административно-правового
метода.
Главные признаки метода АП:
- юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия
субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной
стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник –
подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);
- юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с
событиями, односторонними волеизъявлениями;
- права и обязанности субъектов административных правоотношений:
нормами точно определяются права и обязанности сторон;
- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права
участников, споры между ними решаются в административном порядке:
субъектом управления, который был (является) стороной административного
правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права
и интересы могут также защищаться в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой
режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение
(гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП
строится на нём).
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере
внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ВЭД
Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 -
механизмы
ФОИВ:
n Министерство торговли
n Министерство по делам СНГ
n Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)
Билет №3
1. Система административного права.
АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет
предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы
друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую
терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной
юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает
специфический – административно-правовой – режим регулирования, который
строится на обязывании как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы,
охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих
в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти
(образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
1) регулирующих административно-правовые статусы граждан
(индивидуальных субъектов права);
2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления);
3) регулирующих административно-правовой статус негосударственных
организаций;
4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
5) регулирующих принуждение по административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества,
государства, административно-политическую деятельность;
2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность
государственной администрации;
3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;
4) регулирующие деятельность государственной администрации по
организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с
другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что
предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в
которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е.
оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже
закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется
административно-правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных
дел
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ИД
Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту
Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября
1998)
Билет №4
1. Нормы административного права.
Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое
и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере
функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и
функций, а тж. внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере
деятельности других органов.
Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма
правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм
правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых
средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-
правовые отношения (кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-
правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и
правосознание(.
Функции административно-правовой нормы (применительно к России –
функции, которые должна выполнять административно-правовая норма(:
1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-
правовых отношений;
2) А/П-е нормы определяют вариант должного поведения субъекта
правоотношений;
3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования органов
исполнительной власти (все нормы, регулирующие систему и структуру
организации исполнительной власти – А/П-е нормы; за всё время
независимости России было издано 6 УПРФ О систематизации организации
исполнительной власти (т.е. почти по штуке в год) ( с приходом Примакова
– ещё один ( почти каждый год структура исполнительной власти меняется (
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|